Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) по теме
Аннотация
на программу внеурочной деятельности по географии «Занимательная география» для учащихся 5 - го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБОУ СОШ №102 городского округа Самара.
Программа «Занимательная география» Ковалевой Марины Викторовны направлена на формирование основ патриотизма, воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к природе.
По своей структуре данная программа, является дополнительной образовательной программой, т.к. реализуется она в системе школьного дополнительного образования.
Пояснительная записка включает в себя цель, задачи, информацию о продолжительности каждого занятия, формы работы по ознакомлению с чудесами природы и света, основные методы и приёмы, предполагаемые результаты и оценку результативности программы. Даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения образовательного результата. Так же представлен учебно-тематический план, состоящий из 68 часов для 5-го класса, по 2 часа в неделю.
Программа соответствуют специфике дополнительного образования, стимулирует познавательную деятельность ребенка; развивает коммуникативные умения; создаёт социокультурную среду общения; способствует развитию творческих способностей личности; стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию; помогает ребёнку освоить и применить социальные компетентности, творчески использовать свой жизненный опыт.
Эффективность решения поставленных задач предлагает непрерывное и систематическое отслеживание педагогом результатов реализации программы. Диагностика проводится путем тестирования, использования индивидуальных карточек, наблюдений. Ковалевой М.В. собрана методическая и сценарная копилка, позволяющая педагогу использовать необходимый материал в проведении занятий.
Данная программа может представлять интерес для организаторов воспитательной работы, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, классных руководителей, преподавателей и студентов педагогических вузов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование 1-го модуля занятий «Чудеса природы» | 469.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средней образовательной школы №102 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №102
г.о.Самара
Л.П.Христова
« « 2013 г.
Дополнительная образовательная программа
«Занимательная география»
(адаптированная)
Возраст детей - 5 класс.
Реализация программы рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю
Программу составила
__________________ Ковалёва Марина Викторовна
(подпись) (расшифровка подписи)
Самара,2013
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………3-10
Занятия 1-го модуля «Чудеса природы»……………..............................11-13
Тематическое планирование 1-го модуля………………………………14-17
Занятия 2-го модуля «Чудеса света»…………………………………....18-21
Тематическое планирование 2-го модуля……………………………… 22-26
Техническое обеспечение…………............................................................27
Литература……………….…………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………...29-32
Пояснительная записка
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия курса «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников на занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации.
Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников.
Занятия курса можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т.
Цель:
Формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
- формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;
- развивать умение работать с различными источниками информации;
- развивать умение работать в группе;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.
- развитие интереса к изучению географии;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- совершенствовать ораторское мастерство.
Сроки реализации программы.
Реализация программы рассчитана на 2 года обучения – 68 часов: 2 часа в неделю.
Технологии.
- Модульная технология, основная идея которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
- Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
- Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения
- Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края, города, страны.
Формы работы.
- Беседы, викторины.
- Исследовательская деятельность.
- Коллективные творческие дела.
- Смотры-конкурсы и выставки.
- Презентации.
- Трудовые дела.
- Наблюдение.
- Игровая деятельность.
- Анализ и систематизация дополнительного информационного материала и др.
Формы проведения внеурочных занятий.
- Кружковые занятия;
- индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Прогнозируемый результат:
в результате обучения на занятиях учащиеся приобретут
-знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России,
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
- умения работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
Режим занятий.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 2 занятия в неделю с продолжительностью 40 минут каждое. Существует несколько вариантов проведения:
- Занятия проводятся в классной комнате за партами, где достаточно места для передвижения во время игр, для рисования и прочей деятельности. Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и переменой. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного материала.
Формы деятельности.
- Индивидуальная (результат работы одного ученика);
- работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников);
- коллективная деятельность
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Чудеса природы».
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы.
2. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
3. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста.
4. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
5. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте.
6. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Адекватно воспринимать оценку учителя.
3. Различать способ и результат действия.
4. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложным учителем.
6. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности.
7. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в учебном сотрудничестве с учителем.
8. Использовать при выполнении заданий различные средства: справочную и прочую литературу. ИКТ и т. п.
Коммуникативные УУД:
1. Участвовать в диалоге на занятие.
2. Задавать вопросы.
3. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
4. Участвовать в паре, группе, коллективе.
5. Формулировать собственное мнение и позицию.
6. Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников.
7. Понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
8. Ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной позиции, уважать иную точку зрения.
Личностные УУД :
- Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.
2. Широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; осознание ответственности человека за общее благополучие. Рефлексивность, как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
3. Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Чудеса света».
Познавательные УУД:
1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.
2. Находить необходимую информацию в тексте.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация, слайд и др.
4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
5. Устанавливать причинно-следственные связи.
6. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
7. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для выполнения задания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем.
8. Представлять информацию в виде моделей, сообщений, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
9. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
10. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
3. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
5. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
6. Оценка своего задания по следующим параметрам, заранее представленным.
7. Преодоление импульсивности, непроизвольности.
Коммуникативные УУД:
1. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию.
2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
4. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
5. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
6. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, находить общее решение с членами коллектива.
8. Предвидеть последствия коллективных решений.
9. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение содержания и условий осуществляемых действий.
10. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
11. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
12. Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
Личностные УУД :
- Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.
2. Широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; осознание ответственности человека за общее благополучие. Рефлексивность, как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
3. Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни.
Содержание 1-го модуля занятий «Чудеса природы».
Каменная летопись планеты (2 часа)
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.
В мире песка и камня (4 часа)
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Каньоны мира (2 часа)
Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
В мире падающей воды (4 часа)
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.
Эти удивительные озёра (2 часа)
Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.
В мире мрака и безмолвия (6 часов)
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
Грозное дыхание Земли (3 часа)
Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.
Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа)
Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.
Этот удивительный ледяной мир (3 часа)
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.
В глубинах неизведанного (4 часа)
Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.
Гиблые места (2 часа)
Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник – треугольник смерти.
Тематическое планирование 1-го модуля занятий «Чудеса природы»
№ | Раздел, тема | Часы | сроки |
Каменная летопись планеты | 2 | ||
1 | Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. | 1 | |
2 | Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи. | 1 | |
В мире песка и камня | 5 | ||
3 | Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? | 1 | |
4 | Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | 1 | |
5 5 | Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. | 1 | |
6 | Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. | 1 | |
7 | Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. | 1 | |
Каньоны мира | 2 | ||
8 | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. | 1 | |
9 | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли большой каньон. | 1 | |
В мире падающей воды | 4 | ||
10 | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | 1 | |
11 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | 1 | |
12 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | 1 | |
13 | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | 1 | |
Эти удивительные озёра | 2 | ||
14 | Самые большие озёра мира. | 1 | |
15 | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | 1 | |
В мире мрака и безмолвия | 6 | ||
16 | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. | 1 | |
17 | Сказочный мир подземных дворцов. | 1 | |
18 | Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера Оптимистическая. | 1 | |
19 | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России. | 1 | |
20 | Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | 1 | |
Грозное дыхание Земли | 3 | ||
21 | Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена. | 1 | |
22 | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | 1 | |
23 | Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. | 1 | |
Тепло подземных вод и природных фонтанов | 2 | ||
24 | Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии. | 1 | |
25 | Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | 1 | |
Этот удивительный ледяной мир | 3 | ||
26 | Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле? | 1 | |
27 | Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги. | 1 | |
28 | Великие оледенения прошлого. | 1 | |
В глубинах неизведанного | 4 | ||
29 | Звенящие и поющие камни. Вашкский камень | 1 | |
30 | Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. | 1 | |
31 | Полярные сияния. Гало и другие видения. | 1 | |
32 | Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера? | 1 | |
Гиблые места | 2 | ||
33 | Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны. | 1 | |
34 | Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища. Безмолвные призраки морей. Треугольник смерти. | 1 |
Содержание 2-го модуля занятий «Чудеса света».
Великолепная семёрка (3 часа)
Чудо света №1 – египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды – семь ступенчатых террас, каждая из которых была своеобразным садом.
Гигантская двенадцатиметровая статуя Зевса признана греками третьим чудом света. Грандиозный беломраморный храм, посвященный богине Артемиде, в Эфесе – четвёртое чудо света. Галикарнасский мавзолей самый первый мавзолей – знаменитая гробница персидского сатрапа Мавсола. Александрийский маяк у острова Фарос. Колос Родосский – 40-метровое бронзовое изваяние.
Европа (10 часов)
Афинский Акрополь самый замечательный архитектурный ансамбль классической эпохи. Рим – «вечный город». Величественные сооружения Рима: Форум, Колизей, Палатин, Базилика Константина, Пантеон, Термы Каракаллы. Святая гора Афон – самая высокая в Греции. Монастыри горы Афон. Город Пиза и его знаменитая колокольня. «Окаянная скала» - остров Мальта. Мальтийский орден. Нотр-Дам де Пари – собор Парижской Богоматери архитектурный шедевр готического стиля. Лувр – бывший дворец Французских королей. Замки Луары: Амбуаз, Шамбор, замок мост Шенонсо, Блуа, Шинон. Крепость Архангела Михаила. Самый большой дворец в мире Версаль: история создания, архитектура. Крепость-тюрьма Бастилия: история создания и разрушения. Тауэр – мрачная и неприступная крепость на берегу Темзы. Собор Святого Кутберта в Дареме: история создания, архитектурные решения. «Дорога Великана» - странное нагромождение камней в Ирландии. Легенды и сказания о Дороге Великана. Форты и церкви Лиссабона. «Яичный желток» Барселоны – готический квартал города: архитектура, история строительства. Архитектурный ансамбль в испанской Гранаде Альгамбра. Остров гейзеров Исландия и его достопримечательности: вулканы, гейзеры, водопады. Норвежские деревянные церкви «ставкирки» в форме кораблей: история и легенды. Замок прусского короля Фридриха 2-го, Сан-Суси образец архитектуры рококо.
Россия (6 часов)
Десятинная церковь – первый русский храм: история строительства и разрушения. История создания и архитектура Новгородского Детинца, древнейшего из сохранившихся русских кремлей. Псковский кром – центр средневекового города, крепость: башня Кутекрома, Величевая площадь, Троицкий собор. Старый Изборск – «молодший брат» Пскова стратегически важный пограничный пункт 14-15 веков: история города, Труворово городище. Владимир на Клязьме, Храм Покрова на Нерли. История строительства Москвы и её величественных сооружений: Спасских ворот, Московского Кремля, Успенского собора, Архангельского собора, Благовещенского собора и других. Арбат – знаменитая московская улица, заповедное место. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой – самое выдающееся произведение русских зодчих. Древний город Муром: история города. Нижегородский кремль: история строительства, архитектура. Успенский собор в Рязани. «Римский виадук» в Калуге: история строительства, архитектура. Старые ворота Сибири Верхотурье и его замечательные сооружения. Знаменитые Красноярские Столбы – природный заповедник.
Азия (7 часов)
Города в песках. Шумер – самая ранняя цивилизация на земле. Города Месопотамии. Большая Купальня в Мохеджо-Даро – техническое чудо Индийской культуры. История раскопок Вавилона. Древний королевский город Непала Катманду: комплекс Сваямбхунагх, площадь Вассантпур, Башня Гадди Байтхак, дворец Кумари Бахал, пагода Кастамандап, храм Кришна Мандир. Древности Дамаска. История Дамаска. Живая вода Мёртвого моря. Иерусалим и его исторические объекты: Стена плача, Гефсинский сад, Масличная гора, Улица Крестного пути, гора Голгофа, Храм Гроба Господня, скальный храм Куббат ас-Сахра. Бронзовый храм на острове Шри – Ланка. Боробудур – второй по величине храм мира на острове Ява: история храма, архитектура. Стамбул: история города. Архитектурные реликвии Стамбула: мечеть Айя-Софии, Голубая мечеть, гробница Абдурахмана. Главная пагода Тайланда – Белая пагода в Бангкоке. Великая Китайская стена: история создания. Шведагон – крупнейший буддийский храмовый комплекс в Юго-Восточной Азии. Священный бык Нанди, огромный каменный бык в индийском городе Майсуре – мифическое существо. Прибрежные храмы Махабалипурама: Салуван-Куппан, Кришна Мантапарам. Персеполь: история разрушения, архитектурные достопримечательности. Баальбек – храмовый комплекс Ближнего Востока: история города, храм Солнца. Загробные воины Сианя - многотысячная армия из глиняннх солдат. Мечеть исфахана в Центральной Персии. История Имперского города в Пекине. Сигирийя – город-дворец на огромной скале: история создания. Древний город Лахор: сады Шалимара, «Дом сновидений». Тадж-Махал – символ Индии. Сэто-Охаси – мост над внутренним Японским морем: параметры, история сооружения. Ходжа-Мумин – соляная гора в Таджикистане.
Африка (2 часа)
Доисторическая картинная галерея, самые знаменитые наскальные рисунки на плато Тассили-Аджер. Кто и как строил египетские пирамиды. Инени – знаменитый египетский зодчий. Сфинкс, исторические догадки. Эфиопский «Йерусалим» – священный город эфиопов Лалибэла: история создания, сооружения. Легендарный город в пустыне Тимбукту: «гавань в пустыне». Великий Зимбабве – самый большой в Африке памятник из камня после пирамид. Три комплекса Великого Зимбабве. Римский город в Африке Тимгат. Монастырь Святого Антония – самая древняя христианская обитель: жизнь Антония, сооружение церкви. Серенгети – заповедник в Танзании. Карфаген: история разрушений города. Хан эль-Халиль – знаменитый каирский базар.
Северная Америка (2 часа)
История создания статуи Свободы. Йеллоустоунский заповедник – самый большой национальный парк Америки: заповедные леса, каньоны, горячие ключи, известняковые террасы. Ольмекские головы – памятник древней ольмекской цивилизации в Мексике. Сиэтл: историческое прошлое и настоящее, изумрудный город. Небоскрёбы острова Манхэттен.
Центральная и Южная Америка (2 часа)
Мачу-Пикчу – древний заброшенный город инков на территории Перу: обнаружение города Бингемом, догадки и предположения. Дороги инков. Развалины Копана в Гондурасе – древнего города майя: история города, архитектура. Каменные тайны древнего города Тиауанако в Боливии. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Архитектурные памятники Сальвадора, история города. Символ Бразилии – монумент Христа Спасителя: история создания. Город Бразилиа – третья столица Бразилии: история строительства, достопримечательности. Природный заповедник Ла Амистад в Коста-Рике: многообразие видов растений и животных. Боливийский город Потоси – самый высокий город в мире: история города, памятники архитектуры. Галапагосские острова: исследования Дарвина, природа островов. Доблестная Картахена – колумбийский порт: крепость Сан-Фелипе де Барахас и другие сооружения. Панамский канал: шлюзы, история строительства. Наска – пустыня в Перу с гигантскими рисунками: версии создания.
Австралия и Океания (1 час)
Материк, где всё – самое-самое: история открытия материка, Уникальный континент-заповедник. Большой Барьерный риф: природа кораллового сооружения, опасность исчезновения. Новозеландский аквариум в Окленде: новый принцип устройства. Таравера – одна из вулканических вершин Северного острова Новой Зеландии: сюрпризы уснувшего вулкана. Варакавера – маленькая деревушка посреди величайшей в мире области гейзеров. Истуканы острова Пасхи: история обнаружения, загадка острова.
Тематическое планирование 2 модуля занятий
«Чудеса света»
№ | Раздел тема | Часы | сроки |
Великолепная семёрка | 3 | ||
1 | Чудо света №1. Тайна «Висячих садов» ещё не раскрыта. Куда девался Зевс? | 1 | |
2 | Забыть Герострата? Самый первый мавзолей. | 1 | |
3 | Плавающим и путешествующим …. Упавший великан. | 1 | |
Европа | 10 | ||
4 | Афинский Акрополь «Вечный город». | 1 | |
5 | Жизнь святой горы Афон. Монастыри на утёсах. | 1 | |
6 | Город Пиза и его знаменитая колокольня. «Окаянная скала». | 1 | |
7 | Церковь на острове Ситэ. Как крепость стала музеем. | 1 | |
8 | Замки Луары. Крепость архангела Михаила | 1 | |
9 | Деревушка Версаль. Кто взял Бастилию? | 1 | |
10 | Восемь воронов Тауэра. Собор Святого Кутберто в Дареме. | 1 | |
11 | Дорога великана. Форты и церкви Лиссабона. | 1 | |
12 | «Яичный желток» Барселоны. «Тихо над Альгамброй …. | 1 | |
13 | Остров гейзеров. Церковь похожая на корабль. Беззаботный Сан-Суси. | 1 | |
Россия | 6 | ||
14. | Первая на Руси? Самая старая из русских крепостей. Псковский Кром. | 1 | |
15 | Старый Изборск. Белое чудо на речке Нерль. | 1 | |
16 | Москва не сразу строилась. Арбат - заповедное место. | 1 | |
17 | Царское село под Москвой. Как во городе во Муроме... Кремль на Волге. | 1 | |
18 | Огромный собор маленького города. Откуда в Калуге «Римский виадук?» | 1 | |
19 | Старые ворота Сибири. Знаменитые столбы | 1 | |
Азия | 7 | ||
20 | Города в песках. Большая купальня и забытая цивилизация. | 1 | |
21 | Вавилон и его знаменитая башня. Остановившееся время Катманду. Древности Дамаска. | 1 | |
22 | Живая вода Мёртвого моря. Священный град Иерусалим. Воспоминание о бронзовом дворце | 1 | |
23 | Боробудур – сердце Яванской культуры. Мерцающая фата-моргана Стамбула. Главная пагода Таиланда. | 1 | |
24 | Великая Китайская стена. Большая ступа в Шведагоне. Священный бык в Майсуре. Прибрежные храмы Махабалипурама. Почему Александр Македонский разрушил Персеполь. | 1 | |
25. | Кто построил Баальбек. Загробные воины Сианя. Мечети Исфахана. Только для императоров! Сигирийя – дворец среди облаков. | 1 | |
26 | Былая слава Лахора. Тадж-Махал - символ Индии. Мост над Сето. Ходжа-Мумин – соляная гора. | 1 | |
Африка | 2 | ||
27 | Доисторическая картинная галерея. Кто и как строил Египетские пирамиды. О чём молчит Сфинкс. Эфиопский «Иерусалим». Тумбукту - гавань в пустыне. Зимбабве – величие чёрной расы. | 1 | |
28 | Римский город в Африке. Первый христианский монастырь. «Серенгети не должен умереть». «И всё-таки Карфаген должен быть разрушен…». Хан эль-Халиль – древний и современный | 1 | |
Северная Америка | 2 | ||
29 | Откуда в Америке статуя Свободы? Йеллоустоун – самый большой национальный парк Америки. | 1 | |
30 | Ольмекские головы. Волшебники Изумрудного города. Небоскрёбы острова Манхэттен. | 1 | |
Центральная и Южная Америка | 2 | ||
31 | Мачу-Пикчу – место, где привязано солнце. Дороги инков. «Восемнадцать кроликов и город Майя. Каменные тайны Тиауанако. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Христос над Рио. Ещё одна столица Бразилии. | 1 | |
32 | 500000 видов растений и животных заповедника Ла Амистад. Самый высокий город в мире. Зачарованные острова. Доблестная Картахена. Панамский канал. Карта для летающих великанов? | 1 | |
Австралия и Океания | 1 | ||
33 | Материк, где всё - самое-самое… Большой Барьерный риф. Аквариум в Окленде. Большая баня планеты. Истуканы острова Пасхи. | 1 | |
Большая игра | 1 | ||
34 | Большая игра | 1 |
Техническое обеспечение.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Колонки.
- Компьютерные презентации.
- Видеоматериалы.
Литература
- Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
- География в школе. №2 2003г., с.70.
3. Зубанова Г.С., Ю.В.Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 классы. М.»Глобус.2007г.
4. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. М. Творческий роцентр.2002г.
- Митрофанов И. В. Тематические игры по географии. М. 2003. с. 83.школе. №2 2003г., с. 70.
- Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии. Волгоград. 2004. с. 26.
- Субботин Г.П.. Задачник по географии. М.Аквариум. 1997г.
- Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 5-6 классах. Ярославль. Академия развития. 2006.Волгоград. С.4.
9. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ.
«Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего подростка – ученика 5 класса.
Основные отношения показатели воспитанности. | Признаки и уровни формирующихся качеств. |
1.Патриотизм 1.1. Отношение к родной природе. | 3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других; 2—любит и бережёт природу; 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 – природу не ценит и не бережёт. |
1.2. Гордость за свою страну. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 – интересуется историческим прошлым; 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 – не интересуется историческим прошлым. |
1.3. Забота о своей школе. | 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других; 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 – в делах класса участвует при побуждении; 0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду.
2.Любознательность |
|
2.1. Познавательная активность | 3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 – сам много читает; 1 – читает при побуждении взрослых, учителей; 0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует. |
2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности. | 3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 – стремится учиться как можно лучше; 1 – учится при наличии контроля; 0 – плохо учится даже при наличии контроля. |
2.3.Саморазвитие. | 3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 –есть любимое полезное увлечение; 1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя; 0 – во внеурочной деятельности не участвует. |
2.4. Организованность в учении. | 3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно; 1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем; 0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет. |
Отношение к физическому труду.
3. Трудолюбие. |
|
3.1 Инициативность и творчество в труде. | 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими; 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет. |
3.2. Самостоятельность в труде. | 3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 – трудится при наличии контроля; 0 – участия в труде не принимает. |
3.3. Осознание значимости труда | 3 -- осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам; 1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость. |
|
4.1. Уважительное отношение к старшим. | 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 – уважает старших; 1 – к старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 – не уважает старших, допускает грубость. |
4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам. | 3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 – груб и эгоистичен. |
4.3. Милосердие. | 3 -- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 – сочувствует и помогает слабым и больным; 1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения; 0 – неотзывчив, иногда жесток. |
4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми. | 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других; 2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 – не всегда честен; 0 – нечестен. |
Отношение к себе.
5. Самодисциплина. |
|
5.1. Развитая добрая воля. | 3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли; 2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её; 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать. |
5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения. | 3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 – нормы и правила поведения не соблюдает. |
5.3. Организованность и пунктуальность. | 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 – своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 – начатые дела не выполняет. |
5.4. Требовательность к себе. | 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»
«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы
Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...
Дополнительная общеразвивающая программа "Вокруг света. Занимательная география"
Направленность: естественно-научнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 12-13 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности (кружок) «Юный географ-краевед»
Рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа "Занимательная география"
Дополнительная образовательная программа географического кружка «Занимательная география» для учащихся 8 класса призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим...