Рабочая программа кружка "Путешествие с географией".
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
В возрасте 12лет у школьников возникают множество вопросов о природе нашей планеты.
Темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим самостоятельно научиться познавать окружающий нас мир путём наблюдений, экспериментов и работой с необходимой информацией.
Большое внимание в программе уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_geografii_puteshestvie_s_geografiey_7-v_klass.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2070»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | Методист по дополнительному образованию | Директор ГБОУ Школы № 2070 |
_________/ Д.И. Трубакова/ | _________/ А.С. Голубь/ | ________/О.Н. Афанасьева/ |
Протокол МО | ||
№ __от «__»______2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Путешествие с географией»
на 2017 / 2018 учебный год
Программа составлена учителем географии Матвеенковой Л.Ф.
Количество учебных часов на учебный год: 38
Направленность программы: естественно-научная
Возраст учащихся:12-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: базовый
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол
№___от «__»_________ 2017 г.
г. Москва
2017г
II Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие с географией» составлена на основе:
- примерной программы основного общего образования по географии;
- программы курса «География. 5 -9 классы» -автор-составитель Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015г.
Направленность: естественно-научная.
Актуальность: в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов о природе нашей планеты.
Темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим самостоятельно научиться познавать окружающий нас мир путём наблюдений, экспериментов и работой с необходимой информацией.
Большое внимание в программе уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Педагогическая целесообразность.
Цель общеразвивающей программы - это формирование устойчивого интереса к географии;
воспитание креативно мыслящих личностей, умеющих создавать новый продукт на основе собственных исследований и экспериментов.
Задачи:
- формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развивать познавательные способности, коммуникативные навыки (партнерское общение, работа в группах);
- воспитание креативности и бережного отношения к окружающему миру;
- приобретение навыков выполнения исследовательских и проектных работ.
Отличительные особенности.
Отличия заключаются в постановке образовательных задач, в построении учебно-тематического плана, в содержании занятий,в использованной литературе, в изложенных основных идеях, на которых базируется программа.
Реализация педагогической идеи формирования у учащихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
•непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
•развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
•системность организации учебно-воспитательного процесса;
•раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 12-16 лет.
Наиболее существенную роль в этом возрасте в формировании положительного отношения подростков к учению играют:
- содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения,
- организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий,
- вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.
Занятия будут проводиться с целым коллективом, по группам и индивидуально (в форме консультации) в зависимости от темы.
Срок реализации программы – 1 год.
Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.
Форма и режим занятий:
Форма занятий - индивидуально-групповая.
Занятия проводятся в форме бесед, экспериментов, наблюдений, коллективных и индивидуальных исследований, самостоятельной работы, защиты исследовательских и проектных работ, мини-конференций, индивидуальных консультаций.
На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.
Режим занятий - 1 час 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Общеразвивающие программы формируют у ребёнка компетенции осуществлять универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные..
Личностные УУД:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
•развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
-Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия.
- Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе различных видов деятельности.
Способы определения результативности.
Создание личностно- или общественно-значимых продуктов:
макет географического объекта, путеводитель, презентация, наглядное пособие, видеофильм, фотоальбом, выставка, коллекция, викторина, комплексная работа и т.д.
Продукт проекта должен быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой проекта.
Мониторинг для отслеживания результативности можно использовать:
• педагогический мониторинг (анкетирование, ведение журнала учёта);
• мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, оформление фотоотчёта, создание презентаций проектных и исследовательских работ (на выбор по заявленным темам).
Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.
Виды контроля
- Начальный (входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей в форме анкетирования.
- Текущий контроль осуществляется в течении каждого триместра в форме защиты проектной или исследовательской работы по выбранной учащимся теме.
- Итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей в конце учебного года в форме тестирования.
Формы подведения итогов.
Формой оценки и контроля усвоения материала является защита исследовательских и проектных работ учащихся.
III УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) | |||
1 | Введение. | 4 | 3 | 1 | Входной контроль. |
2 | Планета, на которой мы живём. | 13 | 7 | 6 | Фотоотчёт, текущий контроль, проекты. |
3 | Материки планеты Земля. | 21 | 9 | 12 | Текущий контроль, итоговый контроль, проекты. |
IV КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведе- ния | Форма контроля |
Введение – 4 часа | ||||||||
1 | 09.17г. | 04-08 | беседа | 1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | кабинет географии | входной контроль | |
2 | 09 | 11-15 | исследование | 1 | Проект. Исследование. Взаимосвязь проекта и исследования. | кабинет географии | ||
3 | 09 | 18-22 | исследование | 1 | Объект и предмет исследования. Этапы проектной и исследовательской деятельности. | кабинет географии | ||
4 | 09 | 25-29 | практикум | 1 | Мастер-класс «Мой проект или исследование». Выбор тем проектных работ и исследований. | кабинет географии | ||
Планета, на которой мы живём-13 часов | ||||||||
5 | 10 | 02-06 | путешествие | 1 | Прошлое, настоящее и будущее нашей планеты. | кабинет географии | ||
6 | 10 | 09-13 | экскурсия | 1 | Литосфера. Камни-немые свидетели прошлого. Экскурсия «Мир минералов». | экскурсия в Государственный Геологический музей им. В.И.Вернадского | фотоотчёт | |
7 | 10 | 16-20 | проект | 1 | Проект о горной породе или минерале (глина, известняк,...) | кабинет географии | ||
8 | 10 | 23-27 | наблюдение | 1 | Атмосфера. Сюрпризы погоды. | кабинет географии | ||
9 | 10,11 | 30-03 | проект | 1 | Проект создания нового календаря погоды. | кабинет географии | ||
10 | 11 | 06-10 | показ видеоматериалов, обсуждение | 1 | Мировой океан просит помощи. | кабинет географии | ||
11 | 11 | 13-17 | проект | 1 | Проект очистки вод Мирового океана от мусорного загрязнения. | кабинет географии | ||
12 | 11 | 20-24 | мини-конференция | 1 | Защита проектов. Выбор лучших проектов для участия в Школьной конференции проектных работ. | кабинет географии | текущий контроль | |
13 | 11,12 | 27-01 | беседа | 1 | Географическая оболочка. | кабинет географии | ||
14 | 12 | 04-08 | наблюдение | 1 | Человек и природа. | экскурсия в парк пос.Воскресенское | ||
15 | 12 | 11-15 | игра | 1 | Планета, на которой мы живём. | кабинет географии | ||
16 | 12 | 18-22 | проект | 1 | Проект создания своего заповедника (национального парка)». | кабинет географии | ||
17 | 12 | 25-29 | мини-конференция | 1 | Защита проектов. Выбор лучших проектов для участия в Школьной конференции проектных работ | кабинет географии | текущий контроль | |
Материки планеты Земля-21 час | ||||||||
18 | 01.18г. | 08-13 | кроссворд | 1 | Материки планеты Земля. | кабинет географии | ||
19 | 01 | 15-19 | путешествие | 1 | Африка. Исследователи Африки. | кабинет географии | ||
20 | 01 | 22-26 | показ видеоматериалов, обсуждение | 1 | Пустыни Африки. Намиб-самая древняя пустыня в мире. | кабинет географии | ||
21 | 01,02 | 29-02 | проект | 1 | Проект «Останови опустынивание!». | кабинет географии | ||
22 | 02 | 05-09 | игра | 1 | Австралия и Океания. | кабинет географии | ||
23 | 02 | 12-16 | путешествие | 1 | Крупнейшие города Австралии. | кабинет географии | ||
24 | 02 | 19-23 | исследование | 1 | Исследование «Науру-остров Микронезии». | кабинет географии | ||
25 | 02,03 | 26-02 | показ видеоматериалов, обсуждение | 1 | Антарктида. | кабинет географии | ||
26 | 03 | 05-09 | исследование | 1 | Сухие долины Антарктиды. | кабинет географии | ||
27 | 03 | 12-16 | исследование | 1 | Исследование на тему «Антарктика». | кабинет географии | ||
28 | 03 | 19-23 | семинар | 1 | Южная Америка. Коротко о разном. | кабинет географии | ||
29 | 03 | 26-30 | исследование | 1 | Столица Земли Бразильской. | кабинет географии | ||
30 | 04 | 02-06 | исследование, проект | 1 | Исследование или проект «Староверы из Южной Америки. Жизнь на родине.» | кабинет географии | ||
31 | 04 | 09-13 | путешествие | 1 | Северная Америка. На Аляске. | кабинет географии | ||
32 | 04 | 16-20 | дискуссия | 1 | Дикая горная Аляска. | кабинет географии | ||
33 | 04 | 23-27 | исследование, проект | 1 | Исследование или проект «Русская Аляска» | кабинет географии | ||
34 | 04,05 | 30-04 | мини-конференция | 1 | Защита проектов и исследований. | кабинет географии | текущий контроль | |
35 | 05 | 07-11 | игра | 1 | Евразия. | кабинет географии | ||
36 | 05 | 14-18 | путешествие | 1 | Страна, в которой я мечтаю побывать. | кабинет географии | ||
37 | 05 | 21-25 | тестирование | 1 | Мои достижения. | кабинет географии | итоговый контроль | |
38 | 05 | 28-31 | задание на лето | 1 | Моя «летняя история». | школьная территория |
IV. СОДЕРЖАНИЕ
Содержание программы направлено на:
• создание условий для личностного развития обучающегося, его позитивную социализацию;
• социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию;
• формирование у обучающихся умений и навыков, приобретение опыта творческой деятельности.
Основные направления и содержание деятельности.
Создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей и раскрытии разнообразия ее природы и населения, ознакомление со странами и народами, предусмотренное программой географии материков и океанов, представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого минимума базовых знаний и представлении страноведческого характера, необходимого каждому человеку нашей эпохи
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы.
Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре учебно-тематического плана.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение программы включает:
формы, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический, методический материалы, материально - техническое оснащение занятий.
Группы форм организации обучения:
• по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — беседа,практикум, экскурсия, семинар, конференция, игра, исследование, защита проектов, игра – путешествие, круглый стол.
Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесные ( беседа, объяснение, обсуждение,анализ информации);
• наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, коллекций; показ приёмов выполнения работ; показ по образцу);
• практические (наблюдения, исследования, проектная деятельность).
Материально-техническое обеспечение
Занятия кружка будут проводиться:
- в кабинете географии, оборудованном современными техническими средствами обучения (классная доска, столы и стулья для педагога и учащихся, компьютер, проектор, географические карты и глобусы, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, дидактические пособия и книги для дополнительного чтения;
- практические занятия на местности - на территории школы и пос.Воскресенское (парковая зона).
Условия реализации программы:
- применение электронных образовательных ресурсов,
- использование информационных технологий,
- проведение экскурсий - в Государственный Геологический музей им. В.И.Вернадского, в парк посёлка Воскресенское,
- посещение школьной и муниципальной библиотек.
Перечень видео продукции, необходимого оснащения и приборов:
1.Глобусы, географические приборы (компасы,барометр, гигрометр, термометр).
2.Географические карты (в том числе интерактивные):
1). Физическая карта полушарий.
2). Физическая карта Южной Америки.
3.) Физическая карта Африки.
4). Физическая карта Австралии и Новой Зеландии.
5). Физическая карта Северной Америки.
6). Карта Океанов.
7).Физическая карта мира.
3.Коллекции горных пород и минералов.
4.Видеофильмы:
1).Природные зоны мира.
2).География – 1, 2, 3.
3). Океан и Земля. Ступени познания.
4).Биосферные заповедники.
5).Охрана природы.
5.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Список литературы
1.Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 - № 2 - с.113 - 121..
2.Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
3.Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. http://schools.keldysh.ru/labmro
4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
5.Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные технологии. – 2002. - №2
6.Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя М.: Просвещение,1989
7.Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий М.: Просвещение, 1983.
8.Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004
9.Студенцов Н.Н. Легенькая Е.Ф. Занимательная география Саратовский университет 2003
10.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
11.Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.
12.Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.– М.: Дрофа, 2007.
13.За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
13.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория
Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...
Рабочая программа факультатива по географии Мир географии 9 класс
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена....