рабочая программа по географии 5 класс (учебник сферы)
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
рабочая программа по географии 5 класс к учебнику издательства Сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_geografiya.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Чеховского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крюковская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Крюковская СОШ
_____________(Тюнькова Е.Н..)
«______» августа 2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
(базовый уровень)
5 класс
Составил:
Морозова Галина Александровна,
учитель географии
первая квалификационная категория
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по курсу «5 класс География. Планета Земля» разработана на основе программы предметной линии и учебно-методического комплекта «Сферы». География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. -176 с.,
программы по географии, 5 класс. Автор А.А. Лобжанидзе / авт.сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2014. – 40 с.
в соответствии с
* Федеральным базисным учебным планом
* Государственным стандартом основного общего образования по географии;
* учебным планом и календарным планом-графиком МБОУ Крюковской СОШ;
Данная авторская программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Цели и задачи курса:
• формирование знаний о возникновении географии как науки, развитии географических знаний о Земле, способах изображения земной поверхности и их использовании, месте и роли Земли как планеты Солнечной системы; географической целостности и неоднородности Земли как планеты, об общих географических закономерностях развития рельефа, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства; выработка понимания общественной потребности в географических знаниях; формирование экологически безопасного поведения в природе.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого
- умение вести диалог, вырабатывать общее решение
Предметные результаты:
• формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
• формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
• формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
• овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
• овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
• овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
• формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Для реализации программы используется УМК Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса используется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм и методов обучения.
Общие формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Внешние формы организации обучения: урок, игра, консультация, экскурсия.Внутренние формы организации обучения: вводный урок, урок активизации знаний, урок объяснения нового материала, комбинированный урок, урок- практикум.
Используемые технологии: технология деятельностного метода, информационные технологии, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии.
Для формирования ключевых компетенций используются: коллективные способы обучения, краеведческий материал, вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, игровой метод, метод опорных сигналов, метод индивидуального образовательного маршрута.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Рабочей программой не предусмотрены резервные часы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
№ п/п | Название раздела | Количество часов авторской программы | Количество часов рабочей программы |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 2 | 2 |
2 | Развитие географических знаний на Земле | 7 | 7 |
3 | Изображения земной поверхности и их использование | 12 | 12 |
4 | Земля-планета Солнечной системы | 5 | 5 |
5 | Литосфера - каменная оболочка Земли | 8 | 8 |
Резерв | 1 | - | |
Итого: | 35 | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
1.Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей.
2.Результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий.
3.Основные источники географической информации.
4.Методы изучения Земли.
5.Географические следствия осевого и орбитального вращения Земли.
6.Различия между планом местности, картой и глобусом.
7.Современные способы создания карт.
8.Как происходило освоение Земли.
9.Состав и строение оболочек Земли.
10.Изменения, происходящие в оболочках Земли под воздействием человека.
11.Географическую номенклатуру на карте, выделенную в учебнике.
Уметь:
1.Показывать по картам и глобусу географические объекты.
2.Обозначать и подписывать на контурной карте географические объекты.
3.Давать описания существенных признаков географических объектов и явлений.
4.Находить и анализировать географическую информацию, в том числе из Интернет-ресурсов.
5.Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.
6.Составлять простейшие схемы и планы.
7.Определять географические координаты.
8.Ориентироваться на местности.
9.Применять простейшие географические приборы.
10.Представлять результаты измерений и наблюдений в различных формах.
11.Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
12.Соблюдать правила поведения в природе и правила экологической безопасности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока | Тема содержания | Виды деятельности учащихся | Дата по плану | Скорректированные сроки |
Введение (2 ч) | |||||
1 | 1. | География: древняя и современная наука. | Устанавливать этапы развития географических знаний. Определять понятие география. Выявлять особенности изучения Земли по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления и объекты. Различать природные и антропогенные объекты. | ||
2 | 2. | География в современном мире | |||
Развитие географических знаний на Земле (7 ч) | |||||
3 | 1. | География в древности | Показывать по картам территории древних государств. Находить в разных источниках информацию о географических знаниях в древности | ||
4 | 2. | Географические знания в древней Европе | Показывать по картам древние государства в Европе.Находить в разных источниках информацию о географических знаниях в древности в Европе | ||
5 | 3. | Географические знания в эпоху Средневековья: Азия, Европа | Прослеживать по картам маршруты путешествий. Наносить маршруты путешествий на контурную карту.Находить и обсуждать информацию о путешествиях Марко Поло, А. Никитина, викингов | ||
6 | 4. | Открытие Нового Света. | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий. Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Находить информацию об открытиях в разных источниках. Обсуждать значение открытий Нового света для европейцев и коренных жителей. | ||
7 | 5. | Эпоха Великих географических открытий | Приобретать навыки подбора и представления информации по заданной теме. Обсуждать значение открытий в Эпоху Великих географических открытий | ||
8 | 6. | Открытие Австралии и Антарктиды Практическая работа №1 «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники» | Прослеживать по картам маршруты путешествий. Наносить маршруты на контурную карту. Приобретать навыки подбора и представления информации по заданной теме. | ||
9 | 7. | Современные географические исследования Обобщение по теме: «Развитие географических знаний на Земле» | Находить и описывать способы современных географических исследований | ||
Изображения земной поверхности и их использование ( 12 ч) | |||||
10 | 1. | Изображения земной поверхности | Распознавать различные виды изображения Земли. Сравнивать планы и карты. Анализировать атлас и карты | ||
11 | 2. | Масштаб | Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу видов масштаба. | ||
12 | 3. | Условные знаки Работа на контурных картах №1: Схема маршрута. | Распознавать условные знаки. Находить на плане разные виды знаков и читать по ним план. Описывать маршрут по топографической карте. | ||
13 | 4. | Способы изображения неровностей земной поверхности Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа» | Показывать на плане и карте неровности земной поверхности. Распознавать высоты. Показывать на карте объекты рельефа. Подписывать на контурной карте высоты и глубины. Строить профиль рельефа | ||
14 | 5. | Стороны горизонта. Ориентирование Практическая работа №3 «Определение на местности направлений и расстояний» | Определять по компасу стороны горизонта, азимуты и ориентироваться по компасу и другим признакам | ||
15 | 6 | План местности. | Читать и составлять план местности | ||
16 | 7 | Съёмка местности. Составление плана местности Практическая работа №4 «Полярная съемка местности» | Составлять, проводить глазомерную съемку местности | ||
17 | 8 | Географические карты | Читать различные карты. Находить на картах географические объекты и их характеристику Сравнивать глобус и карту. | ||
18 | 9 | Параллели и меридианы Работа на контурных картах №2 «Изображение земной поверхности. Координаты» | Показывать на карте и глобусе градусную сеть. Определять направления и расстояния | ||
19 | 10 | Географические координаты Работа на контурных картах №3 «Определение названий и координат указанных точек» | Определять по картам и глобусу координаты. Находить объекты по координатам. Определять расстояние по градусной сетке. | ||
20 | 11 | Географические информационные системы Практическая работа №5 «Составление маршрута путешествия» | Понимать возможности современных ГИС | ||
21 | 12 | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование Практическая работа №6 «Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов» | Обсуждать способы изображения земной поверхности и их использование | ||
Земля-планета Солнечной системы (5 часов) | |||||
22 | 1. | Земля в солнечной системе | Анализировать и сравнивать данные о Солнечной системе. Находить информацию по теме из разных источников. | ||
23 | 2. | Осевое вращение Земли Работа на контурных картах №4 «Мир: поясное время» | Наблюдать движения Земли на теллурии. Выявлять зависимость осевого вращения и изменение времени в течение суток. Решать познавательные задачи по теме. | ||
24 | 3. | Орбитальное движение Земли | Наблюдать движения на теллурии. Анализировать схему орбитального движения Земли. Показывать тропики и полярные круги. | ||
25 | 4. | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Составлять описания следствий влияния космоса на Землю. Находить дополнительные сведения по теме. | ||
26 | 5. | Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы» | Повторять и обобщать знания по теме. Уметь делать выводы | ||
Литосфера - каменная оболочка Земли (8часа) | |||||
27 | 1. | Строение Земли. Горные породы. Практическая работа №7 «Определение горных пород по их свойствам» | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек. Определять горные породы. Сравнивать свойства горных пород. | ||
28 | 2. | Земная кора и литосфера | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать границы столкновения и расхождения литосферных плит и выявлять процессы, их сопровождающие | ||
29 | 3. | Рельеф Земли Работа на контурных картах №5 «Мир. Физическая карта. Рельеф» | Распознавать на картах различные формы рельефа. Определять среднюю и максимальную высоту гор. | ||
30 | 4. | Внутренние силы Земли | Выявлять по картам закономерности распространения вулканизма и землетрясений, устанавливать их главные пояса Наносить на контурную карту вулканы и области землетрясений | ||
31 | 5. | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа | Составлять и анализировать схему воздействия внешних сил на рельеф. Описывать облик форм рельефа Сравнивать природные и антропогенные формы рельефа | ||
32 | 6. | Человек и мир камня. | Уметь различать и описывать группы полезных ископаемых. Выделять положительные и отрицательные последствия влияния человека на литосферу | ||
33 | 7. | Обобщающее повторение по теме «Литосфера - каменная оболочка Земли» | Повторять и обобщать знания, полученные по теме | ||
34 | 8. | Повторение по курсу. | Повторять и обобщать знания, полученные по курсу. |
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ | Название практической работы | Дата по плану | Скорректированная дата |
Составление презентации по теме «Великие русские путешественники» | |||
Построение профиля рельефа | |||
Определение на местности направлений и расстояний | |||
Полярная съемка местности | |||
5. | Составление маршрута путешествия | ||
6. | Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов | ||
7. | Определение горных пород по их свойствам |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
«Сферы» по географии для основной школы, издательство «Просвещение», Москва 5-6 классы
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
- География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажёр. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
- География. Планета Земля. Атлас.5- 6 класс. География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
- География. Планета Земля. Методические рекомендации. 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
- УМК «Сферы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://spheres.ru/geografy/about/
- http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО от _____ августа 2017 №_____________ __________Горохова Т.П. | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
____________ Канунникова С.А.
«_____» августа 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.
пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.
пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....
Рабочая программа курса «География Земли» (ЛИНИЯ «СФЕРЫ») 6 КЛАСС
Рабочая программа курса "География Земли" для 6 класса расчитана на 1 час в неделю, количество часов в год - 34.Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного ста...
Рабочая программа по географии по учебнику - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.
Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т...
Рабочая программа по географии к учебнику И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонина "Геогрфия.Начальный курс" 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе требований ФГОС...
рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 7 класс
Рабочая программа разработана в в соответствии с ФГОС среднего образования....
рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 5 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...