Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 262 ____________ /Л.Р.Иваненкова «30» августа 2013 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ______________ /И.В.Левчук _________________ «30» августа 2013 г. |
РАССМОТРЕНО На заседании МО ____естественно- научного цикла _______________________ Протокол № ________ от 30 августа 2013 г. Руководитель МО _____________ /________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « _____география________________________________________________»
Класс _________________9 класс___________________________
____2013-2014_________________________________ учебный год
Ф. И.О. учителя ________Захарычева В. П.________________
Категория __________высшая___________________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Нормативная основа программы
. Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии ,которые определены стандартом.
- Примерные программы основного общего образования по …географии… География России.(8-9класс)
- Программа для общеобразовательных учреждений. _______географии 9___ класс. Автор _А.И.Алексеев __Хозяйство и географические районы _____________. – М.: __Дрофа _____ (издательство), ___2011____ (год)
- Образовательная программа ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга
- Учебный план ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга – 2013
Структура документа
Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России», содержание программы включает ряд новых подходов. При изучении раздела I «» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматриваются становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотр-вых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами -Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших нений в хозяйственной и социальной жизни России.
Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России». Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие-:
• формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономико-, социально- и культурно-географической) характеристики; I углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается характеристика отраслей специализации данной территории.
В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономич.-связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие- и перспективные хозяйственные и социальные связи.
1. Цель изучения учебного предмета
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Количество учебных часов
1.Сравнение географического Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов
Всего 68часов; в неделю 2 часа
Плановых практических работ 12 оценочных
- Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).
- Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.
- Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.
- Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
- Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.
- Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).
- Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.
- Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.
- Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).
- Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем.
- Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.
- Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.
Основные формы контроля:
- Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.
Учет особенностей обучающихся класса
Характеристика особенностей усвоения материала в этом классе
Характеристика особенностей усвоения материала в этом классе. Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 9 класса.
.
Психолого-педагогические особенности возраста:
-«чувство взрослости» как особая форма самосознания, проявляющаяся в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежения этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса; предложить места и средства реализации чувства взрослости;
- склонность к фантазированию, некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Организовать место для проявления творческих замыслов, инициативы, самостоятельности подростков;
- стремление экспериментировать со своими возможностями. Предоставить ученикам культурные формы экспериментирования.
Особая роль в подростковой школе должна отводиться работе с текстами. Разнообразные тексты задают материал, для которого специально могут вырабатываться процедуры перевода в знаковое описание (несколько видоизмененные по отношению к материалу опытов), и это может составлять один из типичных способов учебной работы. Будучи интерпретированы в соответствии с выработанным способом, тексты проявляют свои различия как рецептурные, описательные и объяснительные. Текст-задача содержит "недосказанности" в отношении применения компонентов освоенных способов, которые при решении задачи ребенок должен достроить сам и тем самым показать уровень сформированности осваиваемого способа знакового моделирования и сопутствующих процедур.
При разработке рабочей программы учитывались индивидуальные особенности детей. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- фронтальная (общеклассная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие.
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, веера с буквами и др.), технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый,
- комплексный
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
* вводный,
* текущий,
* тематический,
* итоговый,
* комплексный
Формы контроля:
* проверочная работа;
* тест;
* фронтальный опрос;
* индивидуальные разноуровневые задания;
*практические работы;
* сообщения;
* результаты проектной и исследовательской деятельности;
* оценка и самооценка учащимися своих работ;
Используемый учебно-методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений.
[/ под ред. А. И. Алексеева. - М. : Дрофа, 2011. У Ким, Э. В. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс : рабочая тетрадь -к учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Хозяйство и географические рай-/Э. В. Ким, Н. А. Марченко, В. А. Низовцев. - М. : Дрофа 2011.
Петрушина, Н. П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Хозяйство и географические районы» : методическое пособие / Н. П. Петрушина, Э. В. Ким. - М. : 2009.
География России : в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл. : атлас. - М. : Дрофа, 2011.
География России : в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл. : контурные карты-М. : ДИК, Дрофа, 2011.
Предварительный просмотр:
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | тест | самостоятельные работы учащихся (10- 15 минут ) | |
Уроки | практические работы, | |||||
1 | Раздел 1.Хозяйство России -20 часов. Тема 1 Общая хар- ка хозяйства.Географ. районирование. | 3 | 3 | |||
2 | Тема 2 Главные отрасли и межотраслнвые комплексы | 17ч | 17 | 8 | 3 | 5 |
3 | Раздел 2 Районы России -44 часа Тема 3. Европейская часть России- | 28 | 28 | 4 | 5 | 5 |
4 | Тема 4. Азиатская часть России | 16 | 16 | 5 | 5 | |
5 | Россия в мире | 2 | 2 | |||
6 | Резервные уроки | 2 | 2 | |||
итото | 68 | 68 | 12 | 13 | 15 |
Предварительный просмотр:
Раздел III. Содержание рабочей программы (в виде таблицы или текста)
Содержание тем учебного курса.
Раздел I. Хозяйство России.
Методические рекомендации.
Учащиеся должны уметь:
- читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические карты;
- объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производства;
- объяснять тесные взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.
Раздел II. Районы России.
Тема 3. Европейская часть России.
Методические рекомендации.
Учащиеся должны уметь:
- читать и анализ комплексных карт географических районов;
- составление комплексных географических описаний и географических характеристик территорий;
- отбор необходимых источников информации для работы;
- выявление особенностей развития географических районов.
Тема 4. Азиатская часть России
Методические рекомендации.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять на карте природные районы на востоке страны; показывать природные объекты Сибири и Дальнего Востока;
- Называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России;
- объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории.
Содержание программы.
РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России.
Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.
Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Электроэнергетика.
Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Территориальное географическое разделение труда.
РАЗДЕЛ 2. Районы России.
Тема 1. Европейская часть России.
Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря, их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.
Тема 2 Азиатская часть России.
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири.
Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
РАЗДЕЛ 3. Особенности населения и хозяйства Республики Мордовия.
Введение (территория, границы, ЭГП, административно-территориальное деление). Природные ресурсы, как фактор формирования хозяйства Мордовии. История заселения и освоения территории Мордовии. Население и трудовые ресурсы. Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Общая характеристика хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: комплекс обрабатывающих отраслей. Другие отрасли промышленности. АПК РМ. Инфраструктурный комплекс. Историко-культурный комплекс. Территориальная организация хозяйства и внешние экономические связи.
Тема. Россия в мире.
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.
Виды самостоятельной работы
№ п.п. | Творческие работы | Тема урока |
1 | Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев. | Центральный район: особенности населения |
2 | Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона. | АПК Мордовии |
3 | Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения. | Машиностроительный комплекс |
4 | Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению. | Транспорт РМ |
5 | Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе. | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство |
6 | Описание народных промыслов Центральной России. | Центральный район: особенности населения |
7 | Разработка проекта “Золотой российский чернозём”. | Центрально-Черноземный район |
8 | Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике. | Северо-западный район |
9 | Этническая культура народов Северного Кавказа. | Народы Северного Кавказа |
10 | Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков. | Поволжье. Население и хозяйство |
11 | Народные промыслы Урала. | Этапы развития и современное хозяйство |
12 | Современные проблемы коренных народов Севера. | Население Сибири |
Предварительный просмотр:
IV. Календарно-тематическое планирование по ______географии___9 класс________________________________________
на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Практическиеработы | Формы контроля | Планируемые результаты обучения | Задания для учащихся в классе/ д/з | Оборудование Наглядность | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
I триместр | |||||||||
1 | Тема1: Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3часа) Введение. 1.Понятие «хозяйство». Структура хозяйство | Изучение нового материала | Вводная беседа | Понятие «хозяйство». Структура хозяйство. Сферы. Отрасли. | . п.1отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
2 | 2.Этапы развития хозяйства | Комбинированный, актуализации знаний и умений |
. | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . Этапы развития хозяйства | п.2отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | ||
3 | 3.Географическое районирование | Комбинированный практикум | Работа с картой, фронтальный , индивид. Опрос тест | Географическое районированисубъекты, районы | п.3отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
4 | Тема2: Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 часов) 1.Сельское хозяйство. Растениеводство. | Изучение нового материала | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Сельское хозяйство. Растениеводство.география размещения. | п.4 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
5 | . 2.Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. | Комбинированный, актуализации знаний практикум и умений |
| Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . . Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. география размещения. | п.5. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | ||
6 | 3.Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность. | Комбинированный, актуализации знаний и умений | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая Промышленность, проблемы. | п.6отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
7 | 4.Лесной комплекс | Изучение нового материала | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Лесной комплекс ,особенности размещения. | п.7.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
8 | 5.Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. | Изучение нового материала | . | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | . . Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность.ТЭБ Районы добычи угля. | П.8 | Учебник ,карты, атлас | ||
9-10 | .6-7. Нефтяная и газовая промышленность | комбинированный практикум |
| Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Нефтяная и газовая промышленность Районы добычи | п.8 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, видеофрагмент.атлас | ||
11 | 8.Электроэнергетика | Комбинированный | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Электроэнергетика.электростанции. | п.9. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
12 | 9Металлургический комплекс | Комбинированный, актуализации знаний и умений |
| Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . Металлургический комплекс. Отрасли. Факторы размещения. | п.10 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | ||
13 | 10.Металлургический комплекс | комбинированный практикум | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Металлургический комплекс .Мет. базы. | Отв10. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
14 | . 11.Машиностроительный комплекс | Комбинированный практикум | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | . Машиностроительный комплекс. Отрасли, размещене, значение. | П11..отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
15 | 12.Машиностроительный комплекс | Комбинированный, актуализации знаний и умений |
| Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . Машиностроительный комплекс ВПК. | П 11.. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | ||
16 | 13.Химическая промышленность | Комбинированный, актуализации знаний и умений | 4.Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . Химическая промышленность Отрасли, размещене, значение. | п.12 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | ||
17 | 14.Транспорт. | Комбинированный, актуализации знаний и умений |
| Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Транспорт. Виды Магистрали. | п.13.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | ||
18 | 15.Информационная структура | Комбинированный | Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . Информационная структура Средства связи. | п.1 4. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | ||
19 | 16.Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | Изучение нового материала | . | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | п.15 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас ,видеофрагмент видеофрагмент.. | ||
20 | . 17.Территориальное разделение труда. | Комбинированный, актуализации знаний и умений | Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Территориальное разделение труда. | п.16. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | ||
21 | . Тема3: Европейская часть России (28 часов) 1.Восточно-Европейская равнина. | Изучение нового материала | тес тРабота с картой, фронтальный , индивид. опрос т | Восточно-Европейская равнина. Особенности природы. | п.17 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
22 | 2.Волга. | комбинированный практикум |
| Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Волга. Природа. История . Культура. Проблемы. | п.18.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | ||
| |||||||||
23 | . 3.Центральная Россия: состав, ЭГП | Комбинированный, актуализации знаний и умений | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Центральная Россия: состав, ЭГП Население | п.19 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
24 | 4.Центральный район: особенности населения. | Комбинированный, актуализации знаний и умений | тест Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | . Центральный район: особенности населения. | п.20 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
II триместр | |||||||||
25 | . 5.Хозяйство центрального района | Изучение нового материала | Беседа ,работа с картой. | Хозяйство центрального района Промышленные центры. | п.21 тв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
26. | 6.Москва- столица России | Комбинированный, актуализации знаний и умений | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Москва- столица России. Хоз. развитие. | п.22 тв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
27. | 7. Города Центр. Района. | Комбинированный, актуализации знаний и умений практикум | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Города Центр. Района. | п.23 тв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
28. | .8. Центрально-Черноземный район | Комбинированный, актуализации знаний и умений | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Центрально-Черноземный район ЭГ, П Природ. Ресурсы. Население. Отрасли. | п.24 тв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
29. | 9.Волго-Вятский район | Комбинированный практикум | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Волго-Вятский район Природ. Ресурсы. Население. Отрасли. | отв.25 на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
30 | 10.Северо-Западный район ЭГП и природа. | комбинированный | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . Северо-Западный район ЭГП и природа | Отв26.. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
31 | . . 11.Города на старых водных торговых путях | , комбинированный | Составление геграф. описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем. | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Города на старых водных торговых путях Проблемы. | Отв27.. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | ||
32. | 12.Санкт-Петербург- новый «хозяйственный узел» России | , Изучение нового материала комбинированный | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Санкт-Петербург- новый «хозяйственный узел» России | п.28. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
33 | . 13.Санкт-Петербург вторая столица России | комбинированный | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Санкт-Петербург вторая столица России.Достопримечательности | п.29отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
34. | . 14.Калининградская область | Изучение нового материала | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Калининградская область .ГП природа. Хозяйство. | П30.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
35. | 15.Европейский Север ЭГП и природа. | Изучение нового материала | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Европейский Север ЭГП и природа. | п.31.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
36. | 16.Этапы развития хозяйства | Изучение нового материала | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Этапы развития хозяйства | п.32. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
37. | .17. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | Комбинированный, актуализации знаний и умений | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос Геогр. диктант тест | . Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | П33.. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
38. | 18.Поволжье ЭГП и природа. | , комбинированный практикум | . | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Поволжье ЭГП и природа. | П34.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | ||
39.-40 | . 19-20.Население и хозяйство | , комбинированный практикум |
| Население и хозяйство | п.35.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
41. |
. 21.Европейский Юг Природные условия | комбинированный | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | .Европейский Юг .ЭГП Природные условия | п.36.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
42 | 22Хозяйство района. | Комбинированный практикум |
| Заполнение таблицы | Хозяйство района. | п.3 7тв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | ||
43 | 23.Народы Северного Кавказа | Изучение нового материала | . | Заполнение таблиц Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос ы | .. Народы Северного Кавказа | п.38отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | ||
44 | 24.Южные моря России | Комбинированный, актуализации знаний и умен | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Южные моря России Значение. | П39.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
45 | . 25.Урал ЭГП и природа. | Комбинированный, актуализации знаний и умен | . | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Урал ЭГП и природа. | П40 .отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | ||
46 | 26.Этапы развития и современное хозяйство | , комбинированный практикум | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Этапы развития и современное хозяйство | п.41 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
47 | 27.Города Урала. Проблемы региона | комбинированный | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . Города Урала. Проблемы регионаПерспективы. | п.42 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
48. | 28.Итоговый урок раздела «Европейская Россия». | , комбинированный | тест Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Специализация районов | ..отв. на вопросы. | видеофрагмент. Учебник ,карты, атлас | |||
49 |
. Тема4: Азиатская часть России (16 часов) 1.Природа Сибири. | Изучение нового материала | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос Геогр. диктант тест | Природа Сибири. | п. 43.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
IIIтриместр | |||||||||
50. | 2.Природа и ресурсы гор Южной Сибири | Изучение нового материала | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Природа и ресурсы гор Южной Сибири | п.44. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
51 | 3.Арктические моря | , комбинированный практикум | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Арктические моря Значение Сев. Морского пути. | П. 45.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
52. | 4. Население Сибири | , комбинированный | . | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Население Сибири . Народы. | п.46. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | ||
53 | 5.Хозяйственное освоение Сибири | комбинированный практикум | . | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Хозяйственное освоение Сибири | П47.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | ||
54 | .6. Западная Сибирь Природные условия и ресурсы. | Изучение нового материала | Беседа, | . Западная Сибирь Природные условия и ресурсы. | п.48.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
55. | 7.Хозяйство района.
| Комбинированный, актуализации знаний и умен | Геогр. диктант Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . Хозяйство района. | п.49. отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
56. | 8.Восточная Сибирь Природные условия и ресурсы. | Комбинированный, актуализации знаний и умен | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | ЭГП.Восточная Сибирь Природные условия и ресурсы. | п.50.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
57. | .9. Байкал | Комбинированный, актуализации знаний и умен | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Байкал, уникальные особенности. | п.51.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
58 | .10.Хозяйство района | , комбинированный практикум | ). | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Хозяйство района | п.52.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | ||
59. | 11.Дальний Восток Формирование территории. | комбинированный | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . Дальний Восток Формирование территории. | п.53отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
60 | 12.Природные условия и ресурсы | комбинированный практикум | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | ЭГП Природные условия и ресурсы | П.54отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
61 | 13.Моря Тихого океана | комбинированный практикум |
| Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Моря Тихого океана ,особенности природы. | п.55отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | ||
62. | 14.Население района. Хозяйство района | , комбинированный | . | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | Население района. Хозяйство района | п..56 отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | ||
63. | 15.Хозяйство района | комбинированный практикум | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Хозяйство района | П57..отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
64. | 16.Итоговый урок раздела «Азиатская Россия». | Комбинированный, актуализации знаний и умен | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест | Специализация районов. | п.отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас | |||
65. | Тема: Россия в современном мире (2часа) | , комбинированный | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | .. Россия в современном мире. экспорт. импорт. | отв. на вопросы. | Учебник ,карты, атлас видеофрагмент. | |||
66. | . Россия в мировой политике
| комбинированный | Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос | . – Россия в мировой политике. | п.отв. на вопросы.. | Учебник ,карты, атлас | |||
67. | .резерв | . | . | ||||||
68 | резерв | . – | |||||||
. | |||||||||
Предварительный просмотр:
V.Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по ______географии___________
к концу ______9___ класса
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
- выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности;
- описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки;
объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;
- прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Предварительный просмотр:
V.Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по ______географии___________
к концу ______9___ класса
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
- выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности;
- описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки;
объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;
- прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Предварительный просмотр:
VII. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по географии 9 класс_________________________________________________________
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
^ Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
^ Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
^ Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
^ Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
^ Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
^ Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
^ Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
^ Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
^ Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
^ Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
^ Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
^ Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
^ Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
^ Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
^ Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. ^ Не забудьте подписать работу внизу карты!
Предварительный просмотр:
VI. Контроль уровня обучения
Основные формы контроля:
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, , тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.
Контрольные работы по географии в 8 классе не предусмотрены программой
Предварительный просмотр:
VIII. Ресурсное обеспечение программы
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений.
[/ под ред. А. И. Алексеева. - М. : Дрофа, 2011. У Ким, Э. В. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс : рабочая тетрадь -к учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Хозяйство и географические рай-/Э. В. Ким, Н. А. Марченко, В. А. Низовцев. - М. : Дрофа 2011.
Петрушина, Н. П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Хозяйство и географические районы» : методическое пособие / Н. П. Петрушина, Э. В. Ким. - М. : 2009.
География России : в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл. : атлас. - М. : Дрофа, 2011.
География России : в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл. : контурные карты-М. : ДИК, Дрофа, 2011.
1. Дополнительная литература.
- Баринова, И. И. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 кл.» / И. И. Баринова, В. П. Дронов. -М. : Дрофа, 2010.
- География России. Население и хозяйство : рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 9 класс / В. И. Сиротин. - М. : Дрофа, ДИК, 2010.
- География России : в 2 кн. Кн. 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс : учеб. для 8-9 классов общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе ; под ред. В. П. Дронова. - М.: Дрофа, 2010.
- География. 6-10 классы. Активные формы обучения : нескучные уроки, интернет-викторины / авт.-сост. Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова. - Волгоград : Учитель, 2011.
- Маерова, Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы / Н. Ю. Маерова. - М. : Дрофа, 2009.
- Пятунин, Б. Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии : 8-9 классы : метод, пособие / Б. Б. Пятунин. - М. : Дрофа, 2002.
- Родионова, И. А. Экономическая география России / И. А. Родионова. - М. : Московский лицей, 2007.
- Сиротин, В. И. География. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы / В. И. Сиротин. - М. : Дрофа, 2009.
2. Наглядные пособия.
Интерактивные карты (ИК).
3. Информационно-коммуникативные средства.
- Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-9)
- Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-8)
- География России. Хозяйство и регионы. 9 класс / под ред. В. П. Дронова. - М. : 1С Мультимедиа, 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1С: Образовательная коллекция).
- География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М. : 1С Мультимедиа, 2005. -1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1С: Образовательная коллекция).
- География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).
- География. 9 класс. Редактор тестов. Тематические тесты / сост. М. В. Высоцкая. - Волгоград : Учитель, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Тестовый контроль).
- География. 9 класс. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «"Учитель" + 15 "учеников"» / сост. М. В. Высоцкая. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Сетевой тестовый контроль).
4. Интернет-ресурсы.
-http://geo.1september.ru «Я иду на урок географии»
-http://www.ug\ru
-http://www.informika.ru
-GeoPort.ru: страноведческий портал http://www.geoport.ru
-GeoSite- все о географии http://www.geosite.com.ru
- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия
-География. Планета Земля http://www.rgo.ru
- География. ру: страноведческая журналистика
-География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации http://www.georus.by/ru
- Гео-Тур: география стран и континентов
-Мир карт: интерактивные карты стран и городов
-Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»
-Проект WGEO-всемирная география http://www.wgeo.ru
-Сайт «Все флаги мира» http://www.flags.ru
- Сайт редких карт Александра Акопяна –
- Страны мира: географический справочник http://www.geo.historic.ru
- Территориальное устройство России: справочник – каталог «Вся Россия» по экономическим районам. http://www.terrus.ru
- Учебно – методическая лаборатория географии Московского института открытого образования http://www.geo.metodist.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по географии по учебнику Е. М.Домагацких, Н.И.Алексеевнский
Рабочие программы по географии 6-11 класс...
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.
пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии по учебнику - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.
Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т...
Рабочая программа по географии 7класс (учебник Домогацких)
Рабочая программа для 7 класса общеобразовательных учреждений создана на основе авторской программы «Программа по географии 6-10 класс» Е.М. Домогацких М: «Русское слов...
Рабочая программа по географии к учебнику И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонина "Геогрфия.Начальный курс" 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе требований ФГОС...
рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 7 класс
Рабочая программа разработана в в соответствии с ФГОС среднего образования....
рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 5 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...