Рабочая программа по географии по учебнику - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Фащевка
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО _________________/ Е.Б.Татаринова/ Протокол №________от «____»__________________2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ села Фащевка _________________/ Н.В.Марчукова/ Приказ №_________от «____»_____________________2015г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «География»
для 6 класса
на 2015/2016 учебный год
Учитель, реализующий программу учебного предмета,
Татаринова Елена Борисовна
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Нормативные правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 октября 2012 г. №273 – ФЗ « Об образовании в Российской федерации».
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1312 № «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных программ для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
4. Приказ Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 гг.
5. Приказ УОиН Липецкой области от 23.04.2014 г. № 424 « О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2015-2016 г.
6. Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка №162от 29.08.2015 г. « Об утверждении учебного плана на 2015-2016 гг».
7. .Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка №163 от 29.08.2015г. « Об утверждении календарного учебного графика на 2015-2016 гг».
8.Приказ по школе № 225 от 08.12.2009 г. « Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Фащевка, реализующего образовательные программы общего образования».
9. .Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка №226 от 08.12.2009 г. « О приведении в соответствие с Положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин».
Сведения о программе:
Данная рабочая программа составлена на основании:
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, 2006 г.
Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.2006 г.
Обоснование выбора программы:
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. в полном объеме соответствует образовательным целям МБОУ СОШ с. Фащевка, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование:
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 4 содержательных раздела: Виды изображений поверхности Земли, Строение Земли, Население Земли, Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Разделы соответствуют программе.
64 часа отводится на изучение тем, 6 часа резервное время.
В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1312 № «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных программ для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» ( с изменениями и дополнениями) и на основе базисного плана в начальном курсе географии 34 темы выделены на изучение географии Липецкого края.
Определение места и роли учебного курса:
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
омплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Начальный курс географии служит основой для формирования географических знаний, умений и навыков.
Информация о количестве учебных часов:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения начального курса географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Еще 35 часа отводится из регионального компонента. Таким образом, начальный курс географии составляет 70 часов в год. В том числе 10 часов отводится на выполнение практических работ.
Формы организации образовательного процесса:
- Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
- Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
- Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
- Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
- Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
- В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Промежуточная аттестация по решению педагогического совета (протокол №1 от 26.08.2014) проводится путем выведения годовой отметки успеваемости на основе четвертных, полугодовых отметок успеваемости, выставляется в течение соответствующего учебного года.
Информация об используемом учебнике:
Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Учебник содержит основные сведения о нашей планете: ее месте в Солнечной системе, оболочках, населении, видах изображения ее поверхности и реализует принцип деятельностного подхода к изучению географии. На это направлен объемный методический аппарат, включающий вопросы и задания перед параграфами, внутри и после них, а также вопросы и задания после каждой темы. Книга содержит большое количество цветных иллюстраций. Учебник одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован к изданию Министерством образования и науки РФ.
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
- Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
- Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Учебно-тематический план:
Раздел. | часы | обобщение |
|
Введение | 3 | П\р 1 Составление календаря погоды. | |
План местности География Липецкой области. | 6 5 | П\р 2 Определение расстояний по плану своей местности. П\р 3 Ориентирование на местности. П\р 4 Составление плана местности | |
Географические карты География Липецкой области. | 8 4 | 1 | п\р 5 Определение направлений расстояний по карте. п\р 6 Определение координат |
Оболочки Земли Литосфера География Липецкой области. | 10 4 | 1 | п\р 7 Обозначение на контурной карте объектов рельефа. |
Гидросфера География Липецкой области. | 12 5 | 1 | п\р 8 Обозначение на контурной карте объектов Мирового океана, рек, озер. |
Атмосфера География Липецкой области. | 12 10 | 1 | п\р 9 Обработка данных календаря погоды. Построение графика температура для своей местности, диаграмм облачности, розы ветров. |
Биосфера География Липецкой области. | 5 4 | п\р 10 Описание природного комплекса своей местности. | |
Население Земли География Липецкой области. | 4 2 | ||
Влияние природы на жизнь и здоровье людей. География Липецкой области. | 4 2 | ||
Обобщающее повторение | 2 | 2 | |
Резерв | 6 | ||
Итого | 70 |
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция,
Литература и средства обучения:
Используемый УМК:
- Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
- Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии 6 класс. Корифей. В.2007г.
- Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии 6 класс– «Вако» М. 2004г.
- Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ»2004г.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
- А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Содержание рабочей программы по курсу «Начальный курс географии 6 класс» (70 ч)
№ | Тема урока | Кол -во | Тип урока | Элементы обязательного | Требования к уровню | Дополнительный | Формы контроля | Практические работы | Домаш- | Дата проведения | |
часов | минимума образования | подготовки обучающихся | материал | нее задание | План | Факт | |||||
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ (3 часа) | |||||||||||
1 | География как наука. Развитие географических знаний о Земле | 1 | Урок изучения нового материала | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства | Знать: предмет изучения географии. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности | Фронтальный опрос | Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов. Нанести на контурную карту маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба. Надписать названия материков и океанов | ||||
2 | Развитие географических знаний о Земле | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: основные этапы познания планеты | Выборочный опрос | ||||||
3 | Земля - планета Солнечной системы | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю | Выборочный опрос |
План местности (6 часов) | |||||||||||
4 | Понятие о плане местности География Липецкой области. | 1 | Урок изучения нового материала | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности | Знать содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности | Индивидуальный, фронтальный опрос | Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты | ||||
5 | Масштаб | 1 | Урок изучения нового материала | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||
6 | Стороны горизонта. Ориентирование География Липецкой области. | 1 | Практикум | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||
7 | Изображение на плане неровностей земной поверхности География Липецкой области. | Урок изучения нового материала | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||
8 | Составление простейших планов местности География Липецкой области. | 1 | Практикум | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||
9 | Составление планов школьного двора География Липецкой области. | 1 | Практикум | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||
Географическая карта (8 часов) | |||||||||||
10 | Форма и размеры Земли | 1 | Урок изучения нового материала | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. Карта Липецкой области. Определение координат географических объектов Липецкой области. Определение высоты местности в Липецкой области | Знать: форму и размеры Земли. Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и | Индивидуальный, фронтальный опрос | Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по картам. Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта | ||||
11 | Географическая карта География Липецкой области. | 1 | Урок актуализации новых знаний | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||
12 | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 | Исследование | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||
13 | Географические координаты География Липецкой области. | 1 | Практикум | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||
14 | Географические координаты | 1 | Итоговый практикум | Индивидуальный опрос | |||||||
15 | Изображение на физических картах высот и глубин География Липецкой области. | Урок актуализации новых знаний | Выборочный контроль |
16 | Значение планов местности и географических карт География Липецкой области. | 1 | Практикум | России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности | Выборочный контроль | по географическим координатам. Проведение на контурной карте параллелей и меридианов, в том числе проходящих через свой населенный пункт. Характеристика карты. Разнообразие карт и их использование | |||||
17 | Обобщение знаний и умений по теме | 1 | Урок контроля | Тестирование | |||||||
Раздел III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (40 часов) | |||||||||||
Литосфера (10 часов) | |||||||||||
18 | Строение Земли | 1 | Урок изучения нового материала | Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. Горные породы и минералы Липецкой области. Формы рельефа Липецкой области. | Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте. Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать: горы,. Уметь работать с контурной картой равнины земного шара по типовому плану | Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знании человека о Земле. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами | Выборочный | Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте объектов рельефа | |||
19 | Горные породы и минералы География Липецкой области. | 1 | Исследование | Групповой | |||||||
20 | Движение земной коры География Липецкой области. | 1 | Урок изучения нового материала | Индивидуальный | |||||||
21 | Вулканы, гейзеры, источники | 1 | Урок актуализации новых знаний | Индивидуальный | |||||||
22 | Обобщение знаний и умений по теме «Строение земной коры» | 1 | Практикум | Тестирование | |||||||
23 | Рельеф суши. Горы | 1 | Урок изучения нового материала | Групповой | |||||||
24 | Равнины суши География Липецкой области. | 1 | Урок изучения нового материала | Групповой |
25 | Практическая работа «Описание форм рельефа» География Липецкой области. | 1 | Практикум | литосфе-ры, описание на местности и по карте | Индивидуальный | ||||||
26 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | Урок изучения нового материала | Групповой | |||||||
27 | Обобщение знаний и умений по теме «Формы рельефа земной коры» | 1 | Урок контроля | Индивидуальный | |||||||
Гидросфера (12 часов) | |||||||||||
28 | Вода на Земле | 1 | Урок изучения нового материала | Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. Внутренние воды Липецкой области. | Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее про- | Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы | Выборочный | Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе | |||
29 | Части Мирового океана | 1 | Урок изучения нового материала | Выборочный | |||||||
30 | Свойства океанических вод | 1 | Урок актуализации новых знаний | Выборочный | |||||||
31 | Волны в океане | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный | |||||||
32 | Океанические течения | 1 | Урок актуализации новых знаний | Фронтальный | |||||||
33 | Обобщение темы «Мировой океан» | 1 | Практикум | Тестирование | |||||||
34 | Подземные воды География Липецкой области. | 1 | Урок изучения нового материала | Выборочный | |||||||
35 | Реки География Липецкой области. | 1 | Исследование | Выборочный | |||||||
36 | Реки География Липецкой области. | 1 | Практикум | Групповой | |||||||
37 | Озера. Ледники География Липецкой области. | 1 | Исследование | Индивидуальный | |||||||
38 | Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы География Липецкой области. | 1 | Практикум | Индивидуальный |
39 | Обобщение темы «Воды суши» | 1 | Практикум | исхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||
Атмосфера (12 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Атмосфера. Строение,значение, изучение | 1 | Урок изучения нового материала | Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат Липецкой области | Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообра-зующие факторы). Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков. Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур. Описывать погоду и климат своей местности | Фронтальный | Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание климата своей местности. Описание атмосферы | |||||||||||||||||||||||||||||
41 | Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха География Липецкой области. | 1 | Практикум | Индивидуальный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Атмосферное давление География Липецкой области. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Ветер География Липецкой области. | 1 | Исследование | Групповой | ||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Водяной пар в атмосфере. Относительная и абсолютная влажность. Туман. Облака | 1 | Диалог | Фронтальный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Атмосферные осадки География Липецкой области. | 1 | Диалог | Индивидуальный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Погода География Липецкой области. | 1 | Исследование | Фронтальный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Климат География Липецкой области. | 1 | Открытие | Групповой | ||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Климатообра-зующие факторы География Липецкой области. | 1 | Практикум | Групповой | ||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Распределение света и тепла на Земле География Липецкой области. | 1 | Практикум | Групповой | ||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Причины, влияющие на климат География Липецкой области. | 1 | Практикум | Групповой | ||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Обобщение темы «Атмосфера» | 1 | Подведение итогов | Индивидуальный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
' 52 | Разнообразие и распространение организмов на Земле География Липецкой области. | 1 | Беседа | Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания Лесостепь в Липецкой области. | Биосфера (5 ч Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле. Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять воздействие организмов на земные оболочки | асов) Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте | Фронтальный | Наблюдение за природой:установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком | - | |||||||||||||||||||||||||||
53 | Природные зоны Земли География Липецкой области. | 1 | Урок изучения нового материала | Выборочный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Организмы в Мировом океане | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Воздействие организмов на земные оболочки География Липецкой области. | 1 | Практикум | Выборочный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Обобщение темы «Биосфера» | 1 | Подведение итогов | Тестирование | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимосвязи земных оболочек (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Природные комплексы География Липецкой области. | 1 | Урок изучения нового материала | Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда. ПК Липецкой области. | Объяснять понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах | Выборочный | Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов | |||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ( 4 Ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Человечество – единый биологический вид | 1 | Урок изучения нового материала | Человечество – единый биологический вид основные человеческие расы численность населения Земли Основные типы населенных пунктов. Человек часть – часть биосферы . Липецкий край основные типы населенных пунктов. | Знать: численность населения Земли основные расы. Уметь : приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших наров мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран. | Выборочный | Составлению полного географического комплекса своей местности. | |||||||||||||||||||||||||||||
59 | Численность населения Земли | 1 | Беседа | Фронтальный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Выборочный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Основные типы населенных пунктов География Липецкой области | 1 | Урок изучения нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Человек часть биосферы География Липецкой области | 1 | Практикум | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел V Влияние природы на жизнь и здоровье людей ( 3ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Стихийные природные явления География Липецкой области | 1 | Беседа | Стихийные природные явления в Липецком крае | Зать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы . Называть: меры по охране природы. | |||||||||||||||||||||||||||||||
63-64 | Итоговые уроки по курсу | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
65-70 | Резерв | 6 |
Приложение к рабочей программе
утверждено: Приказом №__от ______201__ г.
Календарно- тематическое планирование
География 6 класс.
Учебник Т.П. Герасимова 70 часов 2 часа в неделю
№ п/п | Раздел, тема | ч. | план | факт | прим. | |
Р-1 Введение | 3 | |||||
1. | География как наука | 1 | ||||
2. | Развитие географических знаний о Земле. Практическая работа. | 1 | ||||
3. | Земля – планета Солнечной системы. | |||||
Р-2 От плана местности к географической карте | 14 | |||||
Т-1 План местности | 6 | |||||
4. | Понятие о плане местности. География Липецкой области. | 1 | ||||
5. | Масштаб. | 1 | ||||
6. | Стороны горизонта. Ориентирование. География Липецкой области. Практическая работа. | 1 | ||||
7. | Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. География Липецкой области. | 1 | ||||
8. | Составление простейших планов местности. География Липецкой области. Практическая работа. | 1 | ||||
9. | Составление плана школьного двора. География Липецкой области. Практическая работа. | 1 | ||||
Т-2 Географическая карта | 8 | |||||
10. | Форма и размеры Земли. | 1 | ||||
11. | Географическая карта. География Липецкой области. Практическая работа. | 1 | ||||
12. | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 | ||||
13. 14. | Географические координаты. География Липецкой области. Практическая работа. | 2 | ||||
15. | Изображение на физических картах высот и глубин. География Липецкой области. | 1 | ||||
16. | Значение планов местности и географических карт. География Липецкой области. | 1 | ||||
17. | Обобщение темы «План и карта» | 1 | ||||
Р-3 Строение Земли. Земные оболочки | 40 | |||||
Т-1 Литосфера | 10 | |||||
18. | Внутреннее строение Земли. | 1 | ||||
19. | Горные породы и минералы. География Липецкой области. | 1 | ||||
20. | Движение земной коры. География Липецкой области. | 1 | ||||
21. | Вулканы, гейзеры, горячие источники. | 1 | ||||
22. | Обобщение знаний по теме: «Строение земной коры». | 1 | ||||
23. | Рельеф суши. Горы. | 1 | ||||
24. | Равнины суши. География Липецкой области. | 1 | ||||
25. | Практическая работа: «Описание форм рельефа». География Липецкой области. Практическая работа. | 1 | ||||
26. | Рельеф дна Мирового океана. | 1 | ||||
27. | Обобщение по теме: «Формы рельефа земной коры». | 1 | ||||
Т-2 Гидросфера. | 12 | |||||
28. | Вода на земле. | 1 | ||||
29. | Мировой океан и его части. Практическая работа. | 1 | ||||
30. | Свойства вод Мирового океана. | 1 | ||||
31. | Волны в океане. | 1 | ||||
32. | Океанические течения. | 1 | ||||
33. | Обобщение темы: «Мировой океан». | 1 | ||||
34. | Подземные воды. География Липецкой области. | 1 | ||||
35. | Реки. География Липецкой области. | 1 | ||||
36. | Реки. География Липецкой области. | 1 | ||||
37. | Озера. Ледники. География Липецкой области. | 1 | ||||
38. | Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы. География Липецкой области. | 1 | ||||
39. | Обобщение по теме: «Воды суши». | 1 | ||||
Т-3. Атмосфера. | 12 | |||||
40. | Атмосфера, строение, значение | 1 | ||||
41. | Температура воздуха. Годовой ход температуры. География Липецкой области. | 1 | ||||
42. | Атмосферное давление. География Липецкой области. | 1 | ||||
43. | Ветер. География Липецкой области. | 1 | ||||
44. | Водяной пар и облака. | 1 | ||||
45. | Атмосферные осадки. География Липецкой области. | 1 | ||||
46. | Погода. География Липецкой области. Практическая работа | 1 | ||||
47. | Климат. География Липецкой области. | 1 | ||||
48. | Климатообразующие факторы. География Липецкой области. | 1 | ||||
49. | Распределение света и тепла на Земле. География Липецкой области. | 1 | ||||
50. | Причины влияющие на климат. География Липецкой области. | 1 | ||||
51. | Обобщение по теме: «Атмосфера». | 1 | ||||
Т-4. Биосфера. | 5 | |||||
52. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. География Липецкой области. | 1 | ||||
53. | Природные зоны Земли. География Липецкой области. | 1 | ||||
54. | Организмы в Мировом океане. | 1 | ||||
55. | Воздействие организмов на земные оболочки. География Липецкой области. | 1 | ||||
56. | Обобщение темы «Биосферы» | 1 | ||||
Т-5 Взаимосвязи земных оболочек | 1 | |||||
57. | Природные комплексы География Липецкой области. Практическая работа | 1 | ||||
Р-4 Население Земли. | 4 | |||||
58. | Человечество единый биологический вид. | 1 | ||||
59. | Численность населения Земли. | 1 | ||||
60. | Основные типы населенных пунктов. География Липецкой области. | 1 | ||||
61. | Человек – часть биосферы. География Липецкой области. | 1 | ||||
Р-5 Влияние природы на жизнь и здоровье людей. | 1 | |||||
62. | Стихийные природные явления. География Липецкой области. | 1 | ||||
63. 64 | Итоговые уроки по курсу. | 2 | ||||
65-70 | 6 часов резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.
пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.
пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по географии к учебнику И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонина "Геогрфия.Начальный курс" 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе требований ФГОС...
рабочая программа по географии к учебнику Домогацких 7 класс
Рабочая программа разработана в в соответствии с ФГОС среднего образования....
Рабочая программа по географии в 5 классе к учебнику Летягин А.А. Начальный курс
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях з...