Образовательное событие в 10-х классах "Следствие ведут колобки"
проект по географии (10 класс) на тему

Матвеенкова Любовь Фёдоровна

Образовательное событие в формате метапредметного группового проекта предназначено  для учащихся 10-х классов, которые  уже  имеют  знания и умения , позволяющие справиться с заданиями данного  уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_sobytie_sledstvie_vedut_kolobki.docx623.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   СОБЫТИЕ   В ФОРМАТЕ   МЕТАПРЕДМЕТНОГО ГРУППОВОГО     ПРОЕКТА.

Название: «Следствие ведут колобки».

Цель: получение данных для оценки сформированных  метапредметных  действий  учащихся 10-х классов.

Задачи

1.  Личностные:

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;

- развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, техническими средствами информационных технологий.

-  развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами  во время учебной и внеурочной деятельности, способности оценивать  проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные  решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, проектная).

2. Метапредметной   задачей  данного проекта   является формирование

-  умений  понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям , классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать  собственную позицию, формировать выводы и заключения;

  - умений выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

 -  навыков  самостоятельно и аргументированно оценить свои действия  и  действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия;

 - умений  работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение.

Комплект материалов:

1. Информационные ресурсы для выполнения проекта ( в электронном виде, при наличии в свободном доступе компьютеров или на бумажной основе);

2. Маршрутные листы ( по 4 на каждую группу);

3. Экспертный лист ( один  на каждую группу );

4. Лист самооценки (раздаётся учащимся для индивидуального заполнения);

5. Раздаточный материал( ватман, географические атласы, контурные карты, калькуляторы, ножницы, цветная бумага, клей, маркеры ,фломастеры, цветные карандаши, химическое оборудование для эксперимента).

6. Инструкция для команд.

Этапы выполнения проекта:

1) Погружение в проблему

2) Выполнение поставленных задач по маршрутным листам

3) Результат – создание  и представление проекта

  Форма представления проекта – плакат, эскиз либо - компьютерная презентация.

4) Рефлексия ( заполнение листа самооценки участниками проекта и заполнение экспертного листа , анализ работы групп экспертами-наблюдателями.)

Участники образовательного события

1. Три команды участников по 5 человек.

2. Три эксперта-наблюдателя.

3. Двое  ведущих, осуществляющих тьюторское сопровождение команд.

СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ

Организация рабочего пространства.

В зале одновременно работают три команды по 5 человек. Для  них приготовлены три рабочие зоны – «круглые столы» (четыре составленные вместе парты и  5 стульев – для членов команды . Каждая группа – это команда экспертов , они должны выбрать себе название команды, и распределить роли между  участниками ( главный эксперт – координатор работы всей группы, эксперт  экобиолог, эксперт химик-аналитик, эксперт по логистике , эксперт агроинженер).

 На  рабочих столах каждой группы должны быть разложены:

  • пронумерованные  маршрутные листы ( листы с заданиями и с пошаговыми  инструкциями для их выполнения);
  • листы самооценки (по числу участников);
  • бейджики  с названиями ролей и согнутый пополам лист плотной бумаги, на котором команда  напишет своё название;
  • ватман, ручки, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, цветная бумага, клей, линейки, калькуляторы, географические атласы, контурные карты, химическое оборудование для проведения эксперимента;
  • информационный материал на бумажных носителях, дополнительная литература или компьютер с выходом  в Интернет;
  • инструкция для команды.

Погружение в проблему. (5-6 мин)

 На сцену под музыку из мультипликационного фильма  «Следствие ведут колобки»  выходят два ведущих, один из которых несёт посылку.

 Шеф: Добрый день коллега!

Коллега: Здрасте!

Вместе: Добрый день уважаемая публика!

Шеф: Коллега , а что это у вас?

- Где?

Шеф: В руках у вас, что?

Коллега: Это, шеф наше новое дело! На глав. почтамте нашего славного города Бердичева найдена странная посылка, адрес получателя стёрся, обратного адреса тоже нет, в ней полуистлевшее письмо и какие-то непонятные вещи. Ничего не понимаю!

Шеф: Ничего странного, коллега в этом нет, если учесть, как работает почта нашего   Бердичева! Странно, что эта посылка вообще нашлась!

 Шеф заглядывает внутрь посылки.

 - Н-да! Чудненько!

Коллега: Давайте прочитаем письмо.

Шеф: «Здравствуйте  многоуважаемые  Пилоты….»

Коллега: Это он к нам обращается?

Шеф: Полагаю, что к нам, коллега. «…..спешу вам сообщить , что житель  нашей деревни….(неразборчиво написано) Фёдор Степанович Жучкин (в узких кругах известный , как «Дед») посадил ……» опять неразборчиво написано.

Коллега: Ннн-да! Шеф! А кто  это, Фёдор Степанович, а где эта деревня?  И что он вообще посадил?

Шеф: Может быть бабку?

Коллега: Ничего не понимаю!

Шеф: Аналогично!

Коллега: Шеф, у нас же есть команды экспертов, давайте обратимся к ним, пусть они и разбираются. Где посадил? Что посадил? Зачем посадил?

Шеф: Уважаемые коллеги эксперты, у вас на столах есть маршрутные листы, возьмите лист №1. Используя весь предоставленный  вам  материал – географические атласы, контурные карты, справочную информацию  за 10 минут определите, пожалуйста, месторасположение  деревни, в которой Фёдор Степанович что-то посадил и раскрасьте  эту область на контурной карте.

                         МАРШРУТНЫЙ       ЛИСТ №1. ( 10 мин).

 Шеф: Коллега! Так это посылка с вашей исторической  Родины, вы же со Смоленщины кажется,  так читайте, что там ещё написано.

Коллега: Да. Чудненько! Значит письмо и  посылка эта для меня, что же здесь ещё есть?

Достаёт из посылки  лист с изображением цветка репы.

Шеф: Что это? Ничего не понимаю!

Коллега: Отдайте эту картину нашим экспертам - биологам , цветы это по их части, пусть они разбираются.

Шеф:  Коллеги-эксперты, используя  маршрутный  лист №2. и справочные материалы, определите,  какому растению принадлежит  данный цветок, составьте формулу цветка, определите систематическое положение этого растения и, используя познавательную информацию об этом растении, ответьте  на вопрос, почему Фёдор Степанович посадил именно это растение.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №2. (10 мин.)

Коллега:  Итак, наши эксперты выяснили, что «Дед» посадил репку.

Шеф: Читайте коллега, что же было дальше.

Коллега читает письмо.

Коллега: «Выросла репка большая  - при большая . Стал дед тянуть репку из земли. Тянет, потянет,  вытянуть не может. Позвал дед бабку. Ухватилась бабка за дедку, тянут вместе репу из земли, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, ухватилась внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут репку, тянут, а вытянуть не могут…»

Шеф: Странная  эта репа, вам так не кажется, коллега? Все её тянут, а вытащить не могут. Это каких же размеров она выросла, что её вытянуть не могут?

Коллега: Вот пусть наши команды и определят , с какой силой тянули репу, и какую  массу она имела. В этом  им поможет маршрутный лист №3.

МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ №3. ( 10 мин.)

Шеф: Да, вот это репа выросла, это мутант какой-то, а не репа! Ничего не понимаю!

Коллега: Аналогично!

Шеф: Думаю, что здесь не обошлось без химии, может  быть ГМО?

Коллега: Нет,  не думаю, что Дед знает что-то о ГМО. Это же секретные разработки. Скорее всего, шеф, Фёдор Степанович, намудрил с удобрениями. Здесь в посылке  есть мешочек с почвой, пусть наши эксперты и определят, что в ней содержится , а поможет им в этом  маршрутный  лист №4.

                       МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ  №4. (10 мин.)

Коллега: Итак, наши эксперты справились с заданиями, теперь им необходимо подвести итог своей работы.

Шеф: Вам необходимо подготовить плакат, который будет содержать следующую информацию:

  • заголовок – название темы вашего проекта (например «Всё о репке»);
  • указать авторов проекта;
  • результаты исследования и выводы.

Проявите фантазию и полёт творческой мысли, представьте свою работу красочно и информационно.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №1.

Где посадил?

Географическое положение.

Эта область расположена в центральной части Восточно-Европейской (Русской) равнины.

На западе она  граничит с Белоруссией.

Географические координаты областного центра: 54º с.ш.,32ºв.д.

Рельеф.

В целом поверхность территории волнистая, с холмистыми участками и сравнительно глубоко врезанными речными долинами. Областной центр  расположен на семи холмах.

Полезные ископаемые.

На территории области обнаружено около 30 видов полезных ископаемых, имеющих осадочное происхождение.

 Наиболее распространенные: бурый уголь, различные глиныторфкаменная сольстекольныеформовочные и строительные пески и т.д.

В восточной и юго-восточной части области залегают бурые угли Подмосковного угольного бассейна.

Климат.

Территория расположена в умеренном климатическом поясе в области  умеренно-континентального климата.

Средняя температура января −9 °C, июля +17 °C.  Относится к избыточно увлажняемым территориям, осадков выпадает от 630 до 730 мм в год.

Гидрография.

Основная река области имеет притоки: СожДеснаВопьВязьма. 

В области несколько сотен озёр: КаспляСвадицкоеВелисто и др.

Крупные водохранилища: Вазузское и Яузское.

Почвы.

Преобладающим типом почв являются дерново-подзолистые (78 % площади).

Природная зона.

Область расположена в зоне смешанных и широколиственных лесов.

Растительность и животный мир

Ель, сосна, берёза, осина, клён, дуб, мятлик луговой, хвощ болотный , заяц-русак, лисица, волк, бурый медведь, дятел и др.

ШПАРГАЛКА ПО ГЕОГРАФИИ
Василий Васильевич Докучаев.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Vasily_Dokuchaev_%281860%29.jpg/150px-Vasily_Dokuchaev_%281860%29.jpg

Дата рождения: 1 марта 1846 года
Дата смерти: 8 ноября 1903 года

Докучаев Василий Васильевич – знаменитый русский ученый-естествоиспытатель, так же  известен, как один из первых русских почвоведов.
Василий появился на свет в небольшом селе Милюково в семье священника.
Он, закончив Духовную семинарию с золотой медалью, идти в   Духовную академию  отказался, выбрав необычный для себя физмат университета в Петербурге.
За предыдущие успехи  был принят на бесплатное отделение, а вскоре и вовсе стал получать стипендию и  успешно закончил  университет.
Свои первые изыскания молодой человек проводил неподалеку от родного села.

Там он стал наблюдать и фиксировать специфические свойства болот и рек вблизи водораздела Днепра и Волги.
После этого начались более дальние путешествия – в Кубань, Дагестан и Украину. Основным объектом изучения стал чернозем. Хотя очень много сил уделял и природоохранной деятельности – он обосновал необходимость замедления вырубки лесов. 

Вся эта деятельность привела к успешной защите диссертации и получению степени магистра в области минералогии. Он стал одним из самых известных лекторов университета и одним из тех, благодаря кому появился Почвенный музей. 
Также получил должность главного геолога, в том числе и за коллекцию почв, собранных в многочисленных экспедициях.
Коллекция образцов земли из разных регионов России удостоилась золотой медали на Парижской выставке, и ее собиратель получил возможность ознакомиться с подобными коллекциями других европейских стран и смог обменяться опытом с коллегами из престижных ВУЗов Европы.
Параллельно Василий издавал профильный журнал о почвах, который стал первым в мире.


Достижения Василия Докучаева:
• Предложил новую классификацию и методику оценки почв в России.
• Был членом 13 разнообразных научных обществ.
• Награжден  восемью орденами и медалями.
• Открыл основные закономерности образования разнообразных почв.

C:\Users\щрг\Pictures\Эмблема.jpg

ОАО "Производственное объединение «Кристалл».

ОАО "Производственное объединение "Кристалл"  - крупнейший в России и один из самых крупных в Европе производителей бриллиантов. Это ведущее в отечественной алмазообрабатывающей сфере предприятие по объемам выпуска продукции, размерам производственных мощностей и численности работников. Из семи гранильных заводов системы "Кристалл", созданных во времена СССР, это - самый крупный и динамичный. Он специализируется на изготовлении бриллиантов высокого качества массой от 0,01 карата до 10 карат и более.

Занимая лишь несколько процентов глобального рынка ограненных алмазов, "Кристалл" производит треть мирового объема дорогих бриллиантов.

Продукцию  оптом закупают ювелирные дома Tiffany, Chopard и Cartier.

"Кристалл" - постоянный клиент АК "Алроса", закупающий сырья больше чем на $13 млн в год.

 А также единственный из российских огранщиков - сайтхолдер (привилегированный клиент) De Beers.

 Предприятие входит в перечень стратегически важных компаний страны (100% акций в собственности государства), находящихся под непосредственным контролем президента России.

C:\Users\щрг\Pictures\Бриллиант.jpg

Бриллиант

Ключ-город, бриллиантовая столица России, город-герой, ожерелье государства Российского, город русской славы, раскинувшийся на семи холмах…

Это один из самых древних городов Руси. Он старше Москвы, ровесник Киева и Новгорода. Основанный в 863г, вырос на пути «из варяг в греки», и история здесь напоминает о себе то земляным оборонительным валом, то древним храмом, то крепостной башней. Эти сооружения и памятники стали свидетелями становления и развития города  и всей России. Известный  край подарил миру таких людей, как Гагарин, Глинка, Азимов, Твардовский, Пржевальский и других личностей, известных далеко за пределами нашей страны.
Говоря о городе и области, невозможно не упомянуть природу его парков и заповедников, красоту зеленых лесов и зеркальной глади озер. Любителям природы предоставляется возможность вдохнуть чистый лесной воздух, заглянуть в уголки нетронутой природы национального парка .

Поддаваясь веяньям современной цивилизации и меняясь с течением времени, город  не утратил своего провинциального шарма, неповторимой культуры и древних традиций. Эклектика старинных обычаев и бьющей ключом молодежной жизни придает ему  особую атмосферу самобытности.C:\Users\щрг\Pictures\Смоленск.jpg

Крепостная стена
Памятник «Благодарная  Россия»                                                  
C:\Users\щрг\Pictures\Памятник Благодарная Россия.JPG                  C:\Users\щрг\Pictures\Аллея героев.jpg

                                                      Герб города

C:\Users\щрг\Pictures\Герб Смоленска.gif

      На фоне золотой пятиконечной звезды расположен серебряный щит, в котором на  пушке  находится птица Гамаюн. Щит увенчан шапкой Мономаха. По сторонам щита расположены два стоящих прямо червленых знамени, соединенные Георгиевской лентой. На знаменах-вензель императора Александра I, украшенный императорской короной и цепко ордена Св. Андрея Первозванного. Под щитом - ленты орденов Ленина и Отечественной войны 1-й степени, переплетенные серебряной (белой) лентой с девизом "ВОССЛАВЛЕН КРЕПОСТЬЮ"

Флаг области.

C:\Users\щрг\Pictures\Флаг СО.jpg

Красный цвет флага — символ поля битвы. На этом поле проходили три самых тяжёлых в истории России войны.

Первая (нижняя) красная полоса — война против польских интервентов. Вторая красная полоса — война с французами в 1812 году. И третья, самая крупная — Великая Отечественная война 1941—1945 годов.

На красное полотнище по горизонтали положена схема ордена Ленина, ещё раз напоминающая о том, что область была награждена в своё время высокой наградой страны.

Полоска жёлтого цвета — это символ истории. Жёлтый цвет — это цвет птиц: Гамаюн  и Феникс. Птица Феникс — это птица, возрождающаяся из пепла. Область  дважды в своей истории полностью поднималась из пепла — после 1812 года с французами и после Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

                                   

                                             МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №2.

C:\Users\user\Desktop\repa-turnip-brassica-rapa.jpg   Это растение относится к семейству, в которое  в основном,  объединены  травы ,реже полукустарники и кустарники. Для этих растений  характерны листья простые, очередные, без прилистников.  У всех представителей этого семейства одинаковое строение цветка: чашечка состоят из четырех чашелистиков, венчик из четырех свободных лепестков, тычинок шесть  (2 короткие и 4 длинные), пестик один. Цветки часто собраны в соцветие – кисть. Плод - стручок.

Задание 1. Напишите Формулу цветка растения, описанного выше.

 Формула Ч___   Л __   Т__  П     ___

Задание 2. К какому семейству может принадлежать это растение?

Семейство____________________________________

Задание 3.  «Лови ошибку!»

 В это семейство входит около 3200 видов, среди них преобладают травянистые растения, в том числе однолетние, двулетние и многолетние. Растения  распространены в основном в умеренной зоне северного полушария. К ним  относятся, например капуста, хрен, редька, горчица, сурепка, пастушья сумка,  репа обыкновенная, левкой, редис, морковь.

У всех представителей семейства  одинаковое строение цветка: чашечки состоят из четырех чашелистиков, венчик из четырех свободных лепестков, тычинок четыре (короткие и длинные), пестик один. Цветки часто собраны в соцветие – зонтик. Плод – ягода. Листья простые и сложные. Корневая система стержневая. Многие представители крестоцветных – давние культурные растения. Из рапса, в семенах которого содержится до 50% масла, получают растительное масло. Большинство крестоцветных – хорошие медоносы, есть лекарственные растения и декоративные. Значительное число видов этого семейства – злостные сорняки (пастушья сумка, ярутка полевая,   ,гулявник, сурепка обыкновенная, дикая редька).

Задание 4.  О каком растении идет речь?

В Древнем Египте это растение считали пищей рабов, а в Риме оно  было уже одним  из наиболее распространенных и употребляемых в пищу овощных культур.

Но ни в одной стране мира оно  не имело такого распространения, как на Руси. Оно  было главным овощем, пока на смену не пришёл картофель. 

Калорийность , содержание белков, жиров, углеводов

  • 100 г  содержит 32 ккал
  • Белки — 1.5 г
  • Жиры — 0.1 г
  • Углеводы — 6.2 г.

Ответ_______________________

Задание 5.

Дайте классификацию, начиная с наивысшей таксономической единицы

Царство                                                         покрытосеменные

Отдел                                                             двудольные

Класс                                                              репа

Семейство                                                     растения

Род                                                                  репа обыкновенная

Вид                                                                 крестоцветные

ШПАРГАЛКА ПО БИОЛОГИИ http://dachnikam.ru/ogorod/pic/repa1.jpg

Это растение было  окультурено еще 40 веков назад, с тех пор, вареная, пареная, жареная с квасом, с маслом, просто свежая с грядки, она полюбилась всем.

http://dachnikam.ru/ogorod/pic/repa2.jpg

 

Ботаническое описание этого растения

  • В первый год вырастает розетка прикорневых листьев и мясистый съедобный корень. Во второй год (а при неудачных посевах и на тот же год) из корня вырастает удлинённый, облиственный стебель с цветками.
  • Корень утолщённый, мясистый.
  • Стебель высокий, сильно облиственный.
  • Прикорневые листья зелёные, лировидно-перисто-надрезанные, жестковолосистые, длинночерешковые. Стеблевые листья сидячие, яйцевидные, зубчатые или цельнокрайние, стеблеобъемлющие, голые или нижние слегка опушённые.
  • Соцветие в начале цветения щитковидное (цветки выше бутонов), позднее кистевидное. Лепестки золотисто-жёлтые или матово-бледно-жёлтые, ноготок короче отгиба и чашелистиковТычинки отклонённые, длинные, прямостоячие. Цветоножка при цветении отклонена под острым углом, 3—8 см длиной.
  • Стручки прямостоячие, узловатые, короткие; носик удлинённо-конический, с тонким концом, составляет ¼—½ длины створкиСемена красновато-бурые, не совсем правильно шарообразные, с хорошо заметным корешком.

Сорта

Различают жёлтомясые и беломясые сорта. По форме корнеплод  бывает плоским, округлым и удлинённым. Плоские и некоторые округлые сорта употребляют как столовые, удлинённые — кормовые сорта, называемые турнепсом.

                                            Распространение

Родиной считается Западная Азия. Это одно из древнейших культурных растений. Растение было  введено в культуру около 40 веков назад. Древние египтяне и греки широко возделывали её, но считали её пищей рабов и беднейших крестьян. В Древнем Риме  её  употребляли уже представители всех сословий. Со временем растение  распространилось в Западной Европе. На Руси это растение  с древних времён было  важнейшим продуктом питания, о нём существуют упоминания в древних летописях. До XVIII века оно  было главным овощем рациона питания у русских, затем постепенно было  вытеснено  картофелем.

Химический состав

Растение содержит безазотистые вещества (6,5 %), азотистые вещества (1,1 %), жиры (0,2 %), минеральные соли (в нём очень большое содержание кальция), витамины (А — 0,04 мг, С — 8—20 мг, B1 — 0,08—0,11 мг), значительное количество сахаров и витамина PP. Богата янтарной кислотой.

Значение и применение.

    Все части  содержат большой ассортимент минеральных веществ (среди них лидируют калий и фосфор). Овощ богат витаминами (прежде всего, это группа В во всем ее разнообразии, а также аскорбиновая кислота и каротин). Химический состав включает антоцианы, эфирное масло (оно отвечает за вкус и аромат растения), органические кислоты, углеводы, белки, фитонциды и стерины. Семена богаты жирным маслом.  В народной медицине издавна применяют как противоглистное средство и лекарство от кашля. Его назначают при подагре, астме, ларингите, зубной боли. В старину спасал людей от цинги. Его  рекомендуется кушать при сахарном диабете и при ожирении. Растение также обладает обезболивающим и ранозаживляющим действием. Сок корнеплодов растворяет почечные камни, стимулирует сердечную деятельность, оказывает положительное влияние на суставы. Он эффективен при простудах, аритмии, дизентерии, гастрите, коклюше, атонии кишечника. Смесь из кашицы турнепса и гусиного жира помогает при обморожениях, пролежнях, гнойных ранах, плохо поддающихся лечению. При экземе рекомендуется делать примочки с водным настоем, как овощное и лекарственное растение известна с глубокой древности. Его  можно запекать, отваривать, фаршировать, из него готовят запеканки и рагу, она подходит для приготовления салатов. Она может долго храниться в прохладном месте, не утрачивая своих целебных качеств; легко усваивается организмом и рекомендована для детского питания. В России издавна об этом овоще слагали сказки, поговорки.

Сок из свежего корнеплода  употребляют как мочегонное и легкое слабительное и как средство, возбуждающее сердечную деятельность, стимулирует секрецию желудочного сока, усиливает перистальтику кишечника, улучшает усвоение пищи. Его  не рекомендуется употреблять при острых заболеваниях желудочно-кишечного тракта и хронических заболеваниях печени и почек.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №3

C:\Users\1\Desktop\1387355819_1231191657_repka012.jpg

Вышел дед в огород, ухватился за репку и потянул с силой  F1 = 600 Н (ньютон). Тянул, тянул, не вытянул. Понял дед, что одному ему не справиться.  Позвал дед на помощь бабку. Пришла бабка помогать репку тянуть. Ухватилась за деда. И давай тянуть  с силой F2 , которая в 6 раз меньше, чем у деда.

1) Найдите силу, с которой бабка помогала деду

F2 =___________________

Тянули,  тянули, да не вытянули. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и стала им помогать репку тащить. Внучка очень старалась. Она тянула с силой F3 , которая в 14 раз меньше силы, приложенной совместно бабкой и дедом.

1) Вычислите , с какой силой тянут бабка и дед___________________________

2)Определите, с какой силой внучка помогает

F3  =______________________

 Тянут, потянут, а вытянуть не могут. Пришлось позвать  на помощь собачку Жучку. Стала Жучка помогать репку из земли тащить, прикладывая силу, которая на 20 Н меньше силы, с которой тянула внучка.

        1) Найдите силу, с которой помогала Жучка F4=____________________

        Тянут, потянут, а вытянуть не могут. Стараются изо всех сил, а результата нет. Стали думать, кого же им ещё позвать.  И тут увидели кошку. Попросили её о помощи. Согласилась кошка, ухватилась за Жучку с силой  F5. Кошка оказалась в 3 раза слабее, чем Жучка.

        1)Определите, с какой силой тянула кошка F5=______________________

        Тянут, потянут, а вытянуть не могут. Пришлось позвать мышку-норушку. Быстро прибежала мышка и давай тянуть с силой   F6 = 2 Н.  Все вместе потянули и вытянули репку.

                1)Определите, какая сила потребовалась для того, чтобы вытащить репку.

F =______________________________________________________

        2)Вычислите  массу репки, используя формулу  F = mg ( где g = 10 Н/кг )

m  =____________________________________________________

       3) На предложенной иллюстрации начертите вектор результирующей силы.

                                ШПАРГАЛКА  ПО  ФИЗИКЕ.

СЛОЖЕНИЕ ДВУХ СИЛ, НАПРАВЛЕННЫХ ВДОЛЬ ОДНОЙ ПРЯМОЙ

Если на тело действуют сразу несколько сил, их общее действие характеризует РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛА.

Для нахождения равнодействующей силы существуют следующие правила:

  1. Если к телу приложены две силы F1 и F2,  направленные по одной прямой в одну сторону, то их равнодействующая F находится по формуле:

                                    F = F1  +  F2

    При этом направление равнодействующей силы совпадает с направлением            приложенных сил.

        

                               F1        F2              F  

 2.  Если к телу приложены две силы F1 и F2,  направленные по одной прямой в  противоположные стороны, то чтобы найти их равнодействующую силу надо от большей силы отнять меньшую .    

    При этом направление равнодействующей силы совпадает с направлением             большей силы.

F2          F          F1

ЕСЛИ ДВЕ СИЛЫ, РАВНЫ ПО ВЕЛИЧИНЕ И НАПРАВЛЕНЫ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СТОРОНЫ ВДОЛЬ ОДНОЙ ПРЯМОЙ , ТО ОНИ КОМПЕНСИРУЮТ ДРУГ ДРУГА И ТЕЛО ОСТАЕТСЯ В ПОКОЕ.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №4

Образец почвы поместите с помощью шпателя в колбу  и залейте 200мл. воды. Хорошо перемешайте почву  с водой, дайте 1 минуту  отстояться и пропустите смесь через фильтр.

Опыт 1. Определение фосфатов.

Полученный раствор исследуйте на содержание фосфатов. Для этого, в пустую пробирку, с помощью пипетки, поместите 1 мл раствора и добавьте  2 мл раствора  нитрата серебра (AgNO3). ( Для каждого реактива используйте  чистую пипетку.)

Если выпал жёлтый осадок, следовательно, в растворе содержатся фосфаты (соли фосфорной кислоты), т.е. фосфор.  Нужен ли фосфор растениям?

Опыт 2. Определение  сульфатов.

Полученный раствор исследуйте на содержание сульфатов. Для этого в чистую пробирку, с помощью пипетки  поместите 1мл исследуемого раствора. В раствор добавьте 1 мл хлорида бария (BaCl2). Если образуется белый осадок, значит в растворе содержатся сульфаты (соли серной кислоты), т.е. сера. Нужна ли сера растениям?

            Опыт 3. Определение солей аммония.

            Полученный раствор исследуйте  на содержание солей аммония. Для          

этого в чистую пробирку, с помощью пипетки поместите 2 мл исследуемого раствора и прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия

(NaOH) и слегка нагрейте. Если выделяющийся газ имеет резкий, специфический запах аммиака, значит в исследуемом растворе содержатся соли аммония, то есть азот. Нужен ли азот  растениям?

                                                   ШПАРГАЛКА ПО ХИМИИ                                             http://fizrast.ru/templates/4mambo_sunbeam/images/4mambo_sunbeam_r2_c2.jpg   Фосфор. Содержание фосфора в растениях составляет около 0,2% на сухую массу. Фосфор поступает в корневую систему и функционирует в растении в виде окисленных соединений, главным образом остатков ортофосфорной кислоты (Н2Р04-, HP042-, Р043-). Физиологическое значение фосфора определяется тем, что он входит в состав ряда органических соединений, таких, как нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), нуклеотиды (АТФ, НАД, НАДФ), нуклеопротеиды, витамины и многих других, играющих центральную роль в обмене веществ. Для фосфора характерна способность к образованию связей с высоким энергетическим потенциалом (макроэргические связи). Такие связи нестабильны, это облегчает их обмен и позволяет использовать энергию на самые различные биохимические и физиологические процессы. Важным соединением, содержащим макроэргические фосфорные связи, является АТФ. Фосфорная кислота, поступая в живые клетки корня, быстро включается в состав нуклеотидов, образуя АМФ и АДФ. Далее в процессе субстратного и окислительного фосфорилирования  образуется АТФ

Недостаток фосфора влияет практически на все процессы жизнедеятельности растений. Для нормального протекания фотосинтеза, дыхания, роста требуется фосфор. В почве фосфор находится в малорастворимой форме, поэтому в обеспечении питания фосфором велика роль метаболизма корней. Поглощению фосфора способствует выделение корнями кислот, ферментов, углеводистых веществ.

Особенно фосфор необходим для формирования генеративных органов растений – цветов, плодов, семян.

Сера содержится в растениях в количестве 0,17%. Однако в растениях семейства крестоцветных ее содержание гораздо выше. Поступает сера в растения в виде сульфатиона S042-. Сера входит в состав органических соединений, играющих важную роль в обмене веществ организма. Так, сера входит в состав трех аминокислот — цистина, цистеина и метионина. Почти все белки включают аминокислоты, содержащие серу, поэтому становится понятна роль серы в белковом обмене организма. Сера входит также в состав многих витаминов и многих коферментов, таких, как биотин, тиамин, коэнзим А, глютатион, липоевая кислота и др. В связи с этим сера принимает участие в многочисленных реакциях обмена.          

Сера входит в состав чесночных и горчичных масел. Именно с этим связан своеобразный вкус и запах некоторых растений семейства крестоцветные. Сера, поступая в растение в виде иона S042-, быстро переходит в органическую форму при участии АТФ и магния:

Кальций входит в состав растений в количестве 0,2%. В старых листьях его содержание доходит до 1 %. Поступает в виде иона Са2+. Роль кальция разнообразна. Кальций, соединяясь с пектиновыми веществами, дает пектаты кальция, которые являются важнейшей составной частью клеточных оболочек растений. Срединные пластинки, склеивающие клеточные оболочки соседних клеток, состоят по преимуществу из пектатов кальция. При недостатке кальция клеточные оболочки ослизняются, что особенно ярко проявляется в клетках корня. Кальций плохо передвигается по растению, поэтому для предупреждения ослизнения необходимо, чтобы ионы Са2+ непосредственно соприкасались с клетками корня.

Дефицит кальция приводит к увеличению проницаемости мембран, нарушению их целостности, а соответственно процессов мембранного транспорта. Кальций принимает участие в поддержании структуры хромосом, являясь связующим звеном между ДНК и белком. При недостатке кальция наблюдаются повреждения хромосом и нарушение митотического цикла. Кальций необходим также для поддержания структуры митохондрий и рибосом, образования ламелл во вновь образующихся клетках. Кальций является активатором таких ферментов, как фосфорилаза, аденозинтрифосфатаза, дегидрогеназы, амилазы и др.

Магний. Содержание магния в растениях составляет в среднем 0,17%. Магний поступает в растение в виде иона Mg2+. Магний входит в состав основного пигмента зеленых листьев — хлорофилла. Магний поддерживает структуру рибосом, связывая РНК и белок. Большая и малая субъединицы рибосом ассоциируют вместе лишь в присутствии магния, который также необходим для формирования полисом и активации аминокислот. Поэтому синтез белка не идет при недостатке магния, а тем более в его отсутствие. Магний является активатором многих ферментов

Калий. Содержание калия в растении в среднем составляет 0,9%. Он поступает в растение в виде иона К+. Физиологическую роль калия нельзя считать полностью выясненной. Калий не входит ни в одно органическое соединение. Большая часть его (70%) в клетке находится в свободной ионной форме и легко извлекается холодной водой, остальные 30% в адсорбированном состоянии. В противоположность кальцию калий снижает вязкость протоплазмы, повышает ее оводненность, увеличивая гидратацию белков. Соли калия растворимы и участвуют в регуляции осмотического потенциала клетки. В частности, большое значение имеет К+ в регуляции работы устьиц. Показано, что открытие устьиц на свету связано с накоплением в замыкающих клетках ионов калия. При этом К+ в обмен на Нпоступает из клеток, окружающих устьичные. Корневое давление также во многом зависит от присутствия К+ в пасоке.

   Азот составляет около 1,5% сухой массы растений. Значение азота определяется тем, что он входит в состав важных органических веществ, таких, как аминокислоты и белки, нуклеотиды и нуклеиновые кислоты, фосфолипиды, алкалоиды, многие витамины, фитогормоны (ауксины и цитокинины). Азот необходим для роста всего растения в целом, азота много в воздухе (78%), но растения не способны усваивать атмосферный, молекулярный азот и должны получать азот в виде соединений  (нитраты, нитриты, соли аммония) из почвы. При недостатке азота замедляется рост растения.

   

                                       

                                                       

                                                 ИНСТРУКЦИЯ

  • Выполните задания по Маршрутным листам №1,2,3,4.

  • Подготовьте по проведённому исследованию плакат.

Плакат должен содержать:

- заголовок – название темы исследования;

- указание авторов проекта;

- результаты исследования и выводы.

  • Проявите фантазию и все свои творческие способности, представьте свою работу красочно и информационно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки образовательных событий в старшей школе.

Пояснительная записка В рамках ФГОС  в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним. Метапредметные образовательные результа...

итоговая непосредственная образовательная деятельность в младшей группе "Путешествие с колобком".

Эта разработка поможет воспитателям при проведении итоговых занятий в младшей группе....

Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события

Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события...

Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события

Задание относится к разделу "Молекулярная физика" при изучении темы "Влажность воздуха"...

Оценочное образовательное событие – пространство реализации образовательных «универсалий»

Статья - описание опыта организации образовательного события по оцентке метарпедметных результатов выпускников основной школы...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Статья "Образовательное событие как форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную,  интеллектуальную и творческую жизнь учащихся.Например,  учащиеся 6-х  классов приняли участие в одно...