Методические разработки образовательных событий в старшей школе.
методическая разработка (10 класс) по теме
Пояснительная записка
В рамках ФГОС в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
· способность управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и коррекцию;
· инициативность и самостоятельность;
· речевая деятельность, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
· умение работать с информацией, учебными модулями;
· использование знако- символических средств.
Личностные образовательные результаты предполагают, что у учащихся будет развито:
· самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация с самоуважением и самооценкой)
· осмысление образования (учебная и социальная мотивация, определение границ собственного знания и незнания;
· ценностная и морально-этическая ориентация.
Таким образом, появилась необходимость в создании образовательных событий, которые бы соответствовали требованиям, поставленным перед классными руководителями и педагогами, способствовали достижению метапредметных и личностных образовательных результатов.
В работе представлены разработки образовательных событий, реализованных в 10А классе МАОУ «СОШ№7» в 2012-2013 уч.гг (август-февраль).
Их целью является работа над достижением личностных и метапредметных результатов, так как представляют собой образовательные события во внеурочной деятельности для учащихся старших классов.
Каждое мероприятие помимо указанной общей цели и задач направлено на достижение конкретной цели и решению задач в зависимости от проблем, которые выявились в коллективе учащихся.
Образовательное событие №1.
«Установочная сессия» Проводилось в каникулярное время (3 дня, август)
Цель: мотивация учащихся к планированию деятельности и составлению образовательного маршрута на 10-11 класс.
Задачи:
· снять эмоциональное напряжение учащихся в начале адаптационного периода;
· изучить запрос учащихся и родителей на образовательные услуги школы.
Образовательное событие №2.
« Экспертиза образовательного маршрута»
Цель: определение соответствия планируемого образовательного результата с деятельностью обучающихся.
Задачи:
· Экспертировать деятельность обучающихся и их умение самопрезентоваться.
· Тестировать обучающихся на склонность к различным видам деятельности.
Образовательное событие №3 в технологии «Дебаты»
Тема: « Использование интернета-наиболее эффективный способ самообразования».
Цель: ориентация обучающихся к самообразованию.
Задачи:
· Развивать партнёрские отношения обучающих и обучающихся, включая их в педагогически целесообразные воспитательные отношения в образовательной деятельности.
· Развивать навыки аргументированного высказывания.
· Тренировать навыки умения задавать вопросы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Экспертный лист
Фамилия, имя учащегося | Предметы по выбору для сдачи ЕГЭ | Использование ИТ в процессе образования | Умение учиться | Умение работать в группе | Коммуникативные навыки | Умение планировать, анализировать |
Оцениваются по самопрезентации | ||||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 |
- Умения не развиты 1- развиты недостаточно 2-развиты
Вопросы, которые рекомендуется задать выступающим, если они не затронули их в своей самопрезентации
- Используешь ли ты информационные технологии для своего самообразования?
- Как ты думаешь, умеешь ты учиться или нет?
- Почему в современном обществе ценится умение работать в группе (команде)?
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Опросник ДДО (Дифференциально - диагностический опросник)
Инструкция.Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описаний различных видов занятий.
Просим Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:
+++ ++ + - - - - - - | - если вид занятия очень нравится - если определенно нравится - если скорее нравится, чем не нравится - если скорее не нравится - если определенно не нравится - если очень не нравится | Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами |
Я предпочту
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным людям | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, конвертов грампластинок | 3б. Следить за состоянием и развитием растений. |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.) |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты. |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.) |
Описание методики ДДО (Дифференциально - диагностический опросник»)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых.
Содержание методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция. Просим Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:
+++ - если вид занятия очень нравится
++ - если определенно нравится
+ - если скорее нравится, чем не нравится
- - если скорее не нравится
- - - если определенно не нравится
- - - - если очень не нравится
Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами
Обработка результатов. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти стоблцов. Каждый из столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».Ключ к тесту
Типы профессий | Номера вопросов |
Человек-природа | 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
Человек-техника | 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а |
Человек-человек | 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
Человек-знаковая система | 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б |
Человек-художественный образ | 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Название типов профессий:
- «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
- «человек–техника» – все технические профессии;
- «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
- «человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
- «человек–художественный образ» – все творческие специальности.
Интерпретация результатов теста
Подсчитайте количество баллов в соответствии с ключом. Тип профессий, в котором количество баллов максимально соответствует Вам в наибольшей степени.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться, обычно на выполнение задания отводится 20-30 минут.
Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
1а | 1б | 1а | 1б | 1а | 1б | 1а | 1б | 1а | 1б |
2а | 2б | 2а | 2б | 2а | 2б | 2а | 2б | 2а | 2б |
3а | 3б | 3а | 3б | 3а | 3б | 3а | 3б | 3а | 3б |
4а | 4б | 4а | 4б | 4а | 4б | 4а | 4б | 4а | 4б |
5а | 5б | 5а | 5б | 5а | 5б | 5а | 5б | 5а | 5б |
6а | 6б | 6а | 6б | 6а | 6б | 6а | 6б | 6а | 6б |
7а | 7б | 7а | 7б | 7а | 7б | 7а | 7б | 7а | 7б |
8а | 8б | 8а | 8б | 8а | 8б | 8а | 8б | 8а | 8б |
9а | 9б | 9а | 9б | 9а | 9б | 9а | 9б | 9а | 9б |
10а | 10б | 10а | 10б | 10а | 10б | 10а | 10б | 10а | 10б |
11а | 11б | 11а | 11б | 11а | 11б | 11а | 11б | 11а | 11б |
12а | 12б | 12а | 12б | 12а | 12б | 12а | 12б | 12а | 12б |
13а | 13б | 13а | 13б | 13а | 13б | 13а | 13б | 13а | 13б |
14а | 14б | 14а | 14б | 14а | 14б | 14а | 14б | 14а | 14б |
15а | 15б | 15а | 15б | 15а | 15б | 15а | 15б | 15а | 15б |
16а | 16б | 16а | 16б | 16а | 16б | 16а | 16б | 16а | 16б |
17а | 17б | 17а | 17б | 17а | 17б | 17а | 17б | 17а | 17б |
18а | 18б | 18а | 18б | 18а | 18б | 18а | 18б | 18а | 18б |
19а | 19б | 19а | 19б | 19а | 19б | 19а | 19б | 19а | 19б |
20а | 20б | 20а | 20б | 20а | 20б | 20а | 20б | 20а | 20б |
1а | 1б | 1а | 1б | 1а | 1б | 1а | 1б | 1а | 1б |
2а | 2б | 2а | 2б | 2а | 2б | 2а | 2б | 2а | 2б |
3а | 3б | 3а | 3б | 3а | 3б | 3а | 3б | 3а | 3б |
4а | 4б | 4а | 4б | 4а | 4б | 4а | 4б | 4а | 4б |
5а | 5б | 5а | 5б | 5а | 5б | 5а | 5б | 5а | 5б |
6а | 6б | 6а | 6б | 6а | 6б | 6а | 6б | 6а | 6б |
7а | 7б | 7а | 7б | 7а | 7б | 7а | 7б | 7а | 7б |
8а | 8б | 8а | 8б | 8а | 8б | 8а | 8б | 8а | 8б |
9а | 9б | 9а | 9б | 9а | 9б | 9а | 9б | 9а | 9б |
10а | 10б | 10а | 10б | 10а | 10б | 10а | 10б | 10а | 10б |
11а | 11б | 11а | 11б | 11а | 11б | 11а | 11б | 11а | 11б |
12а | 12б | 12а | 12б | 12а | 12б | 12а | 12б | 12а | 12б |
13а | 13б | 13а | 13б | 13а | 13б | 13а | 13б | 13а | 13б |
14а | 14б | 14а | 14б | 14а | 14б | 14а | 14б | 14а | 14б |
15а | 15б | 15а | 15б | 15а | 15б | 15а | 15б | 15а | 15б |
16а | 16б | 16а | 16б | 16а | 16б | 16а | 16б | 16а | 16б |
17а | 17б | 17а | 17б | 17а | 17б | 17а | 17б | 17а | 17б |
18а | 18б | 18а | 18б | 18а | 18б | 18а | 18б | 18а | 18б |
19а | 19б | 19а | 19б | 19а | 19б | 19а | 19б | 19а | 19б |
20а | 20б | 20а | 20б | 20а | 20б | 20а | 20б | 20а | 20б |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Материал для подготовки
Кодекс чести участника дебатов включает следующие правила:
• Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.
• Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.
• Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
• Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
Этика участников дебатов:
• при обсуждении участники должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
• должны спорить в дружественной манере;
• язык и жесты должны отражать уважение к другим;
• дебатеры должны быть честными и точными в меру своих познаний, представляя информацию, никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
• должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
Этика тренера:
• должен способствовать личному вкладу участников дебатов и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;
• тренер должен обеспечить дружескую атмосферу для участников дебатов и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
• тренер должен облегчать подготовку к дебатам, но не должен сам придумывать аргументы;
• тренер должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели участников дебатов;
Приложение 4
Критерии оценивания участников дебатов (спикеров и активной аудитории)
К1-спикер говорит не менее 1 минуты, но имеет право говорить до 3 минут
0-не уложился
1-1минута
2-до 3 минут
К2-логичность, чёткость суждения
0-нет
1-частично
2-да
К3-аргументация
0-нет
1-недостаточная
2-хорошая
К4-стиль общения
0-не соответствует
1-частично соответствует
2-соответствует
К5-активность
0-пассивный слушатель
1-малоактивный
2-активный
Приложение 5
Сводная таблица
Участники «Дебатов» | К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | Общее количество баллов |
Спикеры | ||||||
У | ||||||
О | ||||||
Аудитория | ||||||
У | ||||||
О |
Приложение 6
(примерные вопросы для рефлексии в группах)
-почему не уложились в запланированное время (имеется ввиду всё событие)?
-как можно было избежать повторов в аргументации?
-почему иногда эмоции захлёстывали участников дебатов?
-насколько активен был ты? (самооценка) если пассивен, почему?
Приложение 7
( рефлексия для всех)
Нам очень важно ваше мнение относительно «Дебатов».
Пожалуйста, продолжите предложения.
- Каждое образовательное событие в классе для меня - это….
- В «Дебатах» я играл (а) роль…..
- Мне было сложно, потому что…..
- Мне было интересно, потому что…..
- Я понимаю, что……
- В следующий раз……
- Мне бы хотелось, чтобы организаторы…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
Методическое пособие "Подготовка учащихся старшей школы к письменной части единого государственного экзамена".
В данном пособие вы найдете рекомендации к написанию личного письма в соответствии с последними требованиями....
Методическое пособие по проведению в старшей школе вечера поэзии по лирике Ф. И. Тютчева.docx
Подбор стихотворений Ф.И.Тютчева Денисьевского цикла, романсы на стихи Тютчева, романсы на стихи других авторов, классическая музыка ...
Картотека учебно-методических материалов для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе
В картотеке собраны и систематизированы учебно-методические материалы для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе (по публикациям в журнале "Литература в школе" и еженедельном прило...
Сценарий итогового события для старших дошкольников "Космическое путешествие"
Сценарий рекомендован для детей старшего дошкольного возраста, где увлекательное путешествие в космос сопровождается песнями, играми и встречей с инопланетным жителем....
Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...
Психолого-педагогическая целесообразность использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе.
В статье рассматривается проблема целесообразности использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе. Обосновывается точка зрения, согласно кото...
- Мне нравится (1)