Оценочное образовательное событие – пространство реализации образовательных «универсалий»
статья (9 класс)
Статья - описание опыта организации образовательного события по оцентке метарпедметных результатов выпускников основной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
оценка метапредметных резуьтатов | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценочное образовательное событие – пространство реализации образовательных «универсалий»
Кучменко Наталья Александровна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка МБОУ «Лицей №2»
Новые стандарты общего образования отличаются своей логикой: рамочный документ построен с позиции результатов, принципиально новых результатов – это не только предметные, но личностные и метапредаметные. Метапредметные результаты – «универсалии» (В.Р. Имакаев), которые не имеют четкой привязки к какой-либо одной предметной области, они для того, чтобы научить учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Особенность подхода к пониманию реализации ФГОС СОО в лицее - замысел соотнести фундаментальное ядро стандарта с метапредметностью, содержание и механизмы управления процессами, новые образовательные результаты, работающие на достижения обучающегося и на качество системы в целом.
Деятельностные, универсальные практики, которые позволяют не «привязываться» к предметной области, а работают на ответственность, инициативу, индивидуализацию лицеистов, являются обязательным конструктом содержания образования.
Содержательный компонент заложен в программу развития универсальных учебных действий, которая конкретизирует требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам, трансформирует традиционное содержание образовательных программ в систему развивающих, векторно-направленных практик.
Организационно-технологическая модель деятельности в рамках Программы развития УУД задумана на основе возрастной периодизации. Возраст рассматривается с двух позиций: разнообразие деятельности и разные цели-результаты, разнообразие мест встречи лицеистов разных возрастов. Старшие классы – возраст для построения образа будущего, возраст осознанного владения инструментами деятельности, транслирования отношения к жизни.
Важно то, что ценности современного юношества сильно отличаются от их предшественников. И этот факт необходимо учитывать. По мнению Б. Эльконина, «появление собственных задач в подростковом и юношеском возрасте» становится обоснованием для выбора событийной практики в качестве пространства развития актуальных компетенций и реализации образовательных «универсалий» (метапредметных умений).
Образовательное событие задумано как оценочное для метапредметного компонента результатов. Это связано с тем, что метапредметные результаты в практике воспринимаются как второстепенные в отношении к предметным; для старших подростков и юношей «признание нужности их действий – предельная и абсолютная оценка» («Образование за пределами обыденного»); в старшей школе событийность неизбежна, поскольку ФГОС требует развития многих умений с приставкой само-: самооценка, самостоятельность, самоконтроль, самоопределение.
Признаки событийности в оценочном образовательном событии:
- неопределенность. Оставляет место для субъектного поведения участников;
- высокая интенсивность, экстремальность. «Размеренность бытия вредна для события» (Мария Миркес).
- рефлексия. Помогает здесь и сейчас оформить понимание участником того, что с ним произошло, как это изменило его и окружающих.
Наряду с намерением переформатировать академическую процедуру по измерению метапредметных результатов в старшей школе, объективно оцениваются риски: готовность/неготовность отличить событие от хорошего мероприятия; сосуществование линейного расписания и событийного пространства, которое, по своей сути, выходит за рамки учебного поля; включение образовательного события в основную образовательную программу и удержание событийных режимов.
Вместе с тем, на основе некоторого опыта сделаны мотивирующие выводы, среди которых два наиболее значимых:
- построение системы оценки метапредметных результатов в образовательном событии – парадоксально, но невозможное возможно;
- построить систему событий или событийную образовательную программу – значит сделать штучный, уникальный, ФГОСовский уклад школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень учебного оборудования (оснащения), необходимого образовательным учреждениям для реализации образовательных программ начального профессионального образования по профессии "Мастер производства молочной продукции"
Сборник содержит перечень обязательного и рекомендуемого оснащения учебных кабинетов и предназначен для проведения экспертизы при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений...
Образовательные стандарты – инструмент реализации образовательной политики в современной России.
Образовательные стандарты школьной ступени (на основе курсовой переподготовки)...
План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования по реализации образовательного события «Нижневартовск – город, в котором мы живём».
Материал содержит план работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования по реализации образовательного события "Нижневартовск-город, в котором мы живём" ...
Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события
Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события...
Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события
Задание относится к разделу "Молекулярная физика" при изучении темы "Влажность воздуха"...
«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Выступление на методическом объединении учителейестественно- математического цикла предметовГосударственное образовательное учреждениеЛуганской Народной Республики«Республиканский казачий ...
ПОЛОЖЕНИЕ Об электронном обучении и использовании дистанционных Образовательных технологий при реализации образовательных программ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»
Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МКОУ «Брединская СОШ № 4»...