урок географии в 5 классе по теме "Вулканы земли" ФГОС. Технологическая карта
план-конспект занятия по географии (5 класс) по теме

Скуй Вероника Михайловна

технологическая карта урока с приложением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.odt516.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 5 классе по ФГОС по теме «Вулканы Земли».

(Технологическая карта)

Цель: создать условия и вывести учащихся на понимание причинно-следственных связей в процессе вулканизма.

Задачи:

  • добывать знания из различных источников информации;

определять последовательность процесса вулканизма;

создать модель литосферных плит через 250 млн.лет;

определить меры по охране природы полуострова Камчатка; уметь

знать и уметь находить на карте следующие географические объекты: вулканы: Ключевская Сопка, Килиманджаро, Везувий, Мауна-Лоа, Льюльяйльяко, Эверест, Котопахи, Этна, Орисаба, Кракатау; места расположения гейзеров: Гавайские острова, Исландия, Новая Зеландия, полуострова Камчатка, горы Кордильеры.

  • Тип учебного занятия: урок- исследование.

Практическая работа: опыт: «Извергающийся вулкан»,«Создание конструкторов литосферных плит»

Оборудование:учебник «География. Начальный курс. 5 класс. Летягин А.А.», рабочая тетрадь, компьютер, проектор, интерактивная доска, видеофрагменты, цветная вкладка рабочей тетради («Конструктор литосферных плит») картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»,оборудование для проведения опыта: поднос, песок,средство для мытья посуды,сода стакан.

Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап урока.

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

Деятельностный компонент урока(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Определение темы урока

На интерактивной доске представлены несколько слайдов с изображениями вулкана (извергающихся и находящихся в покое)и видеоролик, демонстрирующий извержение вулкана.

Учитель: посмотрите на изображения на доске. Как вы думаете, что показано на слайдах? О чем видеоролик? Опираясь на представленные изображения, попробуйте догадаться что в них общего? О чем сегодня мы будем говорить? Определите тему урока.

Находят общее- это изображение вулканов. С помощью рисунков и видеоролика определяют тему урока- «Вулканы Земли».

Определяют тему урока

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки.

Формулирование задач урока

1. Посмотрите видеофрагмент о Кроноцком заповеднике и ответьте на вопросы.

- Какие географические объекты вы узнали в видеосюжете?

-Какие географические процессы и явления вы могли наблюдать в данном видеофрагменте?

2. Откройте учебник на стр. 35 и ответьте на вопросы в начале параграфа.

- Что вам известно о вулканах?

- Опишите, как вы представляете извержение вулкана.

-О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете?

3. Можете ли вы объяснить причину извержения вулканов? Какова цель нашей работы на уроке?

Анализ изучаемого объекта/ явления (разложение на составные части).

1. Образование и строение вулкана.

-Где зарождается процесс извержения?

- Как устроен вулкан?

Таким образом наша первая  задача состоит в том, чтобы...

2. Вулканы мира.

- В каких уголках планеты проявляется вулканизм?

-Как часто происходят извержения вулканов?вторая задача состоит в том, чтобы....

3. Причины извержений вулканов.

-Почему происходят извержения вулканов?

- Можно ли смоделировать процесс извержения? Если да, то как?

Третья задача, которая позволит нам достичь поставленной цели, заключается в следующем.....

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?

Отвечают на вопросы.

Указывают следующие географические объекты: вулканы, гейзеры.

Называют географическое явление- «извержение вулканов» и географический процесс- «вулканизм».

2. Отвечают на вопросы. Фиксируют ответы в оценочном листе.

3. Высказывают свои предположения, но им не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке. Определяют цель своей работы на уроке: изучить строение вулкана и научиться определять причины извержения вулканов.

Участвуют в поиске ответов на вопросы.

Формулируют первую задачу: изучить внутреннее строение вулкана.

2. Определяют вторую задачу: определить места размещения вулканов.

3. Формулируют третью задачу: смоделировать процесс извержения вулканов.

Возможные вопросы учащихся.

1)Что такое вулканизм?Каковы его проявления?

2)Как и почему происходят извержения вулканов?

3) по каким признакам группируют вулканы?

4) В каких районах Земли наибольшее число вулканов? Какие вулканы находятся в России?

5) Почему гейзеры относятся к вулканическим проявлениям?

6) В каких районах Земли расположены наиболее известные гейзеры?

Формулируют цель своей деятельности

  1. Процессуально-содержательный этап урока.

Образование и строение вулкана

Рефлексия деятельности.

1. Как вы думаете, откуда произошло слово «Вулкан»? Какие ассоциации у вас вызывает слово «Вулкан»?

2. Опираясь на рис.17 учебника (стр.35), составьте устно рассказ о строении вулкана.

3. Работа с моделью вулкана. Демонстрация модели «Извержение вулкана». (Демонстрирует учитель с двумя учащимися).Не забываем о технике безопасности.

Подготовка модели (Материалы: поднос,влажный песок, стакан пластиковый или крышка от банки с разбрызгивателем).

Вот вулкан, который начнет извержение, когда вам будет угодно.

Опыт:

1. Слепи на подносе из влажной земли (песка)горку.

2.Вверху горы сделай отверстие и поставь туда крышку от банки с разбрызгивателем.

3.Налей в крышку примерно четверть стакана теплой воды. Теперь смешай одну чайную ложку питьевой соды и несколько капель жидкости для мытья посуды. Влей туда же четверть стакана уксуса и наблюдай за извержением нашего вулкана.

Вулканы- это географический объект, географический процесс или географическое явление?

4.Выполните задание №1 в рабочей тетради (стр. 18-19)

5. Опираясь на рисунки учебника, предположите, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не возвышенность.

6.Составьте свое определение понятия «Вулкан». Сравните его с определением, которое дано  в учебнике в словаре терминов (стр. 153)

7. От чего зависит форма вулкана? Используя полученные сведения из видеофрагментов о формах вулканов и предложенных характеристик, заполните таблицу «Формы вулканов» (Приложение . Подсказки)

Что мы сделали для того, чтобы определить строение вулкана и особенности его образования?

Высказывают свои предположения.

Составляют рассказ по картинке

наблюдают за проведением опыта, фиксируют его результаты и отвечают на вопрос

Рисуют схему, показывающую строение вулкана, создают иллюстрированный рассказ об образовании и «жизни вулкана».(см. Приложение 5.)

5.Высказывают свое мнение.

6.Работают над определением понятия «вулкан»: составляют собственное, сравнивают его с определением в словаре, находят ошибки и недочеты в формулировке и устраняют их.

7. предполагают, что форма вулкана зависит от температуры и свойства извергающейся лавы.

Называют свои действия:посмотрели видеоролики, изучили рисунки в учебнике, провели опыт, познакомились с определением понятия «Вулкан».

Анализируя новое понятие, используют знания, усвоенные из курсов истории и литературы

добавление уксуса в питьевую соду вызывает выделение углекислого газа, что заставляет «лаву» (жидкость для мытья посуды) изливаться через кратер. Это напоминает процессы в земной коре, из-за которых происходят извержения настоящих вулканов.

Анализируют ход своей работы на уроке.

2. Вулканы мира

1. Используя материал учебника (Стр. 36-37, «Вулканы мира»), определите. Какие вулканы называют действующими, какие уснувшими а какие потухшими.

2. Найдите в таблице «Типы вулканов по степени вулканической активности» (Приложение 1) ошибки и справьте их.

3. Посмотрите на картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях.

4.Есть ли вулканы на территории нашего региона ,республики?

5. Откройте карту «Вулканы и землетрясения» (стр. 12-13 атласа ).

-Как показаны вулканы на карте?

- Найдите на карте и назовите действующие вулканы. Как вы это определили?

6. На контурной карте красными и черными звездочками отмечены вулканы. В условных обозначениях даны цифры и подписаны названия вулканов. На контурную карту нанесите в место расположения вулкана соответствующую цифру. Для работы используйте атлас.

7. Найдите в атласе место расположения вулкана и прикрепите карточку с его изображением в соответствующей части контурной карты (Карточки с названием и изображениями вулканов подготавливаются учителем заранее, а на уроке раздаются каждому ученику).

Сделайте вывод: в каких частях планеты сосредоточено наибольшее количество вулканов?

1. Отвечают на вопрос. Выделяют особенности действующих, потухших и уснувших вулканов.

2. Изучают таблицу, находят в ней ошибки и исправляют их.

3. Рассказывают о своих чувствах,ощущениях.

4.Опираясь на региональные пособия, определяют количество вулканов в регионе и их типы.

5. Объясняют легенду карты: красными звездочками обозначаются вулканы действующие, черными- потухшие.

6. На контурной карте обозначают с помощью цифр действующие и потухшие вулканы.

7. Учащиеся знакомятся с названием и внешним видом вулкана, определяют его расположение на карте и прикрепляют в соответствующее место.

Осваивают различные виды работы с таблицей.

Учатся составлять рассказ по картине.

Учатся работать с картой: на основе анализа карты делают вывод о размещении вулканов на земле.

Рефлексия деятельности

Какие источники географической информации мы использовали, чтобы определить особенности разных видов вулканов и размещение вулканов на Земле? Как мы их использовали? Что узнали?

Называют источники географической информации: учебник, рабочая тетрадь, атлас, видеофрагменты. Определяют, что с помощью учебника и видеофрагмента установили особенности различных видов вулканов, проанализировали таблицы, заполнили их и исправили ошибки; а также узнали, как обозначаются на карте действующие и потухшие вулканы; нанесли на карту знаменитые вулканы мира; определили, в каких частях планеты сосредоточено наибольшее количество вулканов.

Анализируют ход своей деятельности на уроке

3. Причины извержения вулканов

1. Как вы думаете, почему происходят извержения вулканов? В тексте учебника (стр.35) найдите ответ на этот вопрос и сравните его со своим.

2.Рассмотрите карту «Вулканы и землетрясения» (стр.12-13 атласа). Сравните ее с рис.13 «Горизонтальные движения литосферных плит» (стр.31 учебника) и картосхемой на стр. 39.учебника. С какими линиями совпадают зоны землетрясения и вулканизма?

3. Просмотр видеоролика «Тектоника плит, образование гор и вулканов». Выскажите с вое мнение о том, как может измениться поверхность нашей планеты в будущем. С чем вы это связываете? (приведите свои доводы, научные аргументы)

1. Высказывают свои предположения. Находят ответ в тексте учебника: перед началом извержения вулкана происходят землетрясения и образуются трещины в земной коре.

2. Предполагают, что наибольшее количество вулканов сосредоточено в тех районах, где сходятся литосферные плиты, - это районы тихоокеанского побережья, Средиземноморья, Атлантического океана.

3. Движение литосферных плит приводит к появлению трещин, по которым изливается лава. Именно столкновение литосферных плит приводит к образованию вулканов, горных массивов- к изменению облика нашей планеты.

Сравнивают несколько карт и на основе этого делают вывод о совпадении зон землетрясений и вулканизма с границами литосферных плит.

Школа географа-следопыта

1.Изучите материалы Школы географа-следопыта (стр 38-39 учебника). Ознакомьтесь с планом работы (стр.39 учебника и стр.20 рабочей тетради). Создайте упрощенную схему литосферных плит.

2.Используя карту атласа «Вулканы и землетрясения» (стр.12-13), перемещайте литосферные плиты на  созданной схеме,в направлениях указанных стрелками. Опишите, что вы наблюдаете при перемещении плит.

1.Из вырезанных контуров литосферных плит собирают поверхность Земли.

2.Отмечают раздвижение литосферных плит в одних местах и столкновение плит, погружение одной плиты под другую- в других.

Рефлексия деятельности

1. Каким методом мы воспользовались для того,чтобы установить зависимость между размещением вулканов и границами литосферных плит? Как реализовали этот метод?

2. Каким методом мы воспользовались для установления причин проявления вулканизма на Земле? Как реализовали этот метод?

1. Называют метод сравнения. Определяют: сопоставили две карты и установили, что зоны землетрясений и вулканизма совпадают с границами литосферных плит.

2. Называют метод моделирования. Определяют: построили модель- упрощенную схему литосферных плит, изучили и проанализировали различные ситуации при движении этих плит.

Анализируют ход своей деятельности на уроке.

3. Этап закрепления и первичной проверки.

Первичная проверка знаний

Игра «Восхождение на Килиманджаро».(Фон- Килиманджаро. Цифры обозначают этапы путешествия от подножия к вершине вулкана.) 

Вопросы к этапам.

1. (Точка расположена у подножия вулкана.)

Извержение вулкана- это грозное природное явление, последствиями которого являются:

- погребение обширных территорий под слоями лавы и пепла;

- пожары, вызванные выбросом раскаленных вулканических бомб и растекающейся лавой;

-гибель людей и животных в тучах удушливого газа и т. д.

Подумайте, имеет ли вулканизм положительное значение.

2. (Точка расположена на высоте 1000 м.)

 Выберите правильное окончание предложения.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление, которое называется:

А) вулканическим очагом

Б) жерлом

В) кратером

3. (Точка расположена на высоте 2000 м.)

Перечислите типы вулканов и приведите примеры.

4. Точка расположена на высоте 3000 м.)

найдите в предложенном перечне лишнее и замените правильным: Фудзияма, Шивелуч, Эверест, Везувий

5.Точка расположена на высоте 4000 м.)

Выберите неверное утверждение.

1) Сильно разрушенные вулканы, о деятельности которых не сохранилось каких-либо сведений, называют потухшими.

2) Извержение вулкана начинается с выброса кипящего потока воды и ритмично повторяется.

3) Самый высокий действующий вулкан- Ключевская Сопка.

6. Точка расположена на высоте 5000 м.).

Покажите на настенной карте известные вам вулканы.

7.Точка расположена на вершине 5895 м.).

разгадайте загадки.

(Загадки  сопровождаются фотографиями вулканов  на интерактивной доске)

1) Вулкан перед небом похвалился:

«На моей вершине сам бог стужи поселился»

2) Этот вулкан очень смешон,

Взял и накинул на вершину капюшон.

3) Этот вулкан России деятелен и кипуч,

У его подножия бьет горячий ключ.

8. Чтобы вернуться к подножию вулкана, заполните кроссворд (Приложение)

Рефлексия содержательная

Чему вы научились на этом уроке?

Определяют, какие знания получили на уроке, какие умения освоили, с какими методами изучения географических объектов познакомились.

  1. Рефлексивный этап урока.

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Закончи фразу».

1. На уроке я работал активно/ не активно.

2. Своей работой на уроке

я доволен/ не доволен.

3. Урок мне показался коротким/ длинным

4.Материал урока мне был понятен/не понятен; интересен/ не интересен.

5. Мое настроение в течение урока улучшилось/ ухудшилось

Выражают свое мнение об уроке письменно (подчеркивают нужный вариант) или устно проговаривают ответы

Выражают свое отношение к работе в письменной или устной форме

5. Объяснение домашнего задания.

Обязательное задание

1. Выполните задание №2 в рабочей тетради.

2. Ответьте на вопросы 4,5 устно после    параграфа 7 (стр.40 учебника).

Читают задание и формулируют уточняющие вопросы учителю.

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

 Используя дополнительную литературу или интернет-ресурсы составьте презентацию о наиболее известном гейзере или вулкане.

Изучают литературу, работают с дополнительной информацией.

Подготавливают слайды презентаций

(подбор материала)

Приложения. (Учитель может использовать данные приложения по своему усмотрению).

  1. Таблица «Формы вулканов».

Форма вулкана

Отличительная черта

Примеры

Эльбрус

Везувий

Этна

Лаки (о. Исландия)

Мауна-Лоа (Гавайские о-ва)

2. Таблица «Типы вулканов по степени вулканической активности»

Типы вулканов

Отличительная черта

Название вулкана

Потухшие

Вулканы, которые извергаются в настоящее время или об извержениях которых в недалеком прошлом сохранились сведения

Ключевская Сопка,

Льюльяйльяко,

Шивелуч, Везувий.

Действующие

Вулканы об извержении которых  не имеется сведений, но они сохраняют свою специфическую форму, а под ними происходят вулканические землетрясения

Килиманджаро, Казбек

Уснувшие

Сильно разрушенные вулканы, о деятельности которых не сохранилось каких-либо сведений.

Эльбрус, Мауна-Кеа

Приложение 3.

Задание: Расставьте в правильной последовательности этапы образования вулкана (запишите только цифры).

1. После многократных извержений многие вулканы имеют конусовидную форму и многослойное строение.

2.Излившись на поверхность, магма превращается в плотную горную породу- лаву.

3. В земной коре образуются трещины.

4. В результате нескольких извержений высота вулкана увеличивается.

5. По трещинам магма устремляется вверх, достигая земной поверхности

Приложение 4.

Содержание деятельности

Критерии оценивания

балл

Знать:       что такое вулкан

Если ответ полностью правильный

Если одна ошибка

Более 1 ошибки

2

1

0

                Строение вулкана

Если схема составлена верно

Если допущена одна ошибка

Если допущены две ошибки

Более двух ошибок

3

2

1

0

Объяснять: Образование вулкана

Если составлена правильная последовательность

Если допущена одна ошибка

Если допущено две ошибки

Более двух ошибок

3

2

1

0

               Расположение вулканов

Если ответ полностью правильный

Если 1 ошибка

Более 1 ошибки

2

1

0

Характеризовать: Типы вулканов

Если написаны верно все типы вулканов

Если написан верно один тип вулкана

Если ошибки допущены во всех типах вулканов

2

1

0

Сумма баллов:          Оценка:

11-12                             5

9-10                               4

7-8                                 3

0-6                                 2

Оценочная карта ученика(цы) 5 класса___________________________

Устный ответ

Что такое вулкан

Строение вулкана

Образование вулкана

Расположение вулкана

Типы вулканов

Приложение 5.

Расставьте цифры:                         1- вулканический очаг

                                                                                  2- лава

                                                                                  3 - вулканическая бомба

                                                                                 4- жерло

                                                                                  5- кратер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Урок истории 7 класс "Окончание Смутного времени" (технологическая карта)

Технологическая карта к уроку истории 7 класс "Окончание Смутного времени"...

Урок в 5 классе "Будущее время глагола" (технологическая карта)

Технологическая карта открытого урока в 5 классеТема: Будущее время глагола...

Урок ФГОС 6 класс "Влажность воздуха.Облака" Технологическая карта

Урок ФГОС  6 класс "Влажность воздуха.Облака" Технологическая карта...

Открытый урок обществознания 9 класс. Уголовно - правовые отношения. Технологическая карта

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...