Проектирование урока географии в соответствии с требованиями ФГОС. Тема: « Атмосфера Земли и ее значение для человека».
план-конспект урока по географии (5, 6 класс) на тему
Базовый учебник: География. Землеведение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией О.А.Климановой.
Тип учебного занятия: урок отработки умений и рефлексии.
Цель урока: формировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке, представление о строении атмосферы, её составных частях.
Задачи:
1. формировать знания о способах и средствах изучения атмосферы;
2. развивать умения объяснять существенные признаки понятий «атмосфера»;
3. совершенствовать навыки работы в группе, умение работать с учебником и различными источниками географической информации;
4. развитие мышления в процессе обучения умениям анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и разрешать проблемы
5. воспитывать бережное отношение к воздушной оболочке Земли через определение путей охраны атмосферы.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использовать речевые средства для аргументации своей позиции; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий (атмосфера, озоновый слой, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера), использование их для решения учебных задач, выработать умение работать с картами , рисунками учебника и опорными конспектами.
Универсальные учебные действия (УУД)
1)Личностные: готовность к самообразованию, самовоспитанию.
2)Коммуникативные: умение работать в группах.
3)Познавательные: развивать навыки самопознания атмосферы.
4)Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Формы работы учащихся: беседа, групповая, индивидуальная, работа в парах (практическая).
Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Строение атмосферы», карточки-задания «Атмосфера», опорные конспекты, видео- урок, презентация- новая форма «Природа. Атмосферные явления», противогазы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 57.38 КБ |
samoanaliz_uroka_geografii.docx | 17.47 КБ |
opornyy_konspekt.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока географии в соответствии с требованиями ФГОС.
Тема: « Атмосфера Земли и ее значение для человека».
Базовый учебник: География. Землеведение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией О.А.Климановой.
Тип учебного занятия: урок отработки умений и рефлексии.
Цель урока: формировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке, представление о строении атмосферы, её составных частях.
Задачи:
1. формировать знания о способах и средствах изучения атмосферы;
2. развивать умения объяснять существенные признаки понятий «атмосфера»;
3. совершенствовать навыки работы в группе, умение работать с учебником и различными источниками географической информации;
4. развитие мышления в процессе обучения умениям анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и разрешать проблемы
5. воспитывать бережное отношение к воздушной оболочке Земли через определение путей охраны атмосферы.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использовать речевые средства для аргументации своей позиции; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий (атмосфера, озоновый слой, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера), использование их для решения учебных задач, выработать умение работать с картами , рисунками учебника и опорными конспектами.
Универсальные учебные действия (УУД)
- Личностные: готовность к самообразованию, самовоспитанию.
- Коммуникативные: умение работать в группах.
- Познавательные: развивать навыки самопознания атмосферы.
- Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Формы работы учащихся: беседа, групповая, индивидуальная, работа в парах (практическая).
Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Строение атмосферы», карточки-задания «Атмосфера», опорные конспекты, видео- урок, презентация- новая форма «Природа. Атмосферные явления», противогазы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые результаты | ||
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | |||
1. Cамоопределение к деятельности. Организационный момент. | Приветствие учащихся, гостей. Создание атмосферы успеха, доверия, эмоционально – положительного настроя на урок. -Здравствуйте, ребята и гости ! Я приветствую вас на уроке географии, который предлагаю организовать следующим образом: в классе – 4 рабочих группы. Все, что потребуется каждой группе для урока (проектор – работа с презентацией,, а так же опорные конспекты, бланки с заданиями, учебники, атласы 5-6 класса), находятся у вас на столах. Работу каждой группы помогают мне организовывать координаторы:…… | Приветствие .
Подготовка класса к работе. -Здравствуй, география! Шлю тебе привет! Я жду тебя и радуюсь, что есть такой предмет! | Самоопределение: внутренняя позиция школьника. | Основы системы научных знаний. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний, целеполагание. | Беседа (вопросы –загадки). Ребята, для того, чтобы определить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке и какая тема занятия, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте на них ответить. ( на доске координаторы составляют слово с помощью букв и магнитов). 1.Он плывёт, блестя на солнце, этот остров ледяной, Он большой, и не качнётся даже сильною волной. 2. Росли на болотах растения. Теперь – это топливо и удобрения. 3. День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся, Потому что не вкусна – и горька, и солона. 4. Над нами по небу плывут…... 5. Завертелся, закружился и столбом до неба взвился. 6. Последний зимний месяц жаль, 7. Немытое в рот, ни за что не возьмёт. И ты будь таким, как чистюля 8. Поднялись ворота всему миру красота. 9.Как называется оболочка Земли.. Молодцы! Так о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( слайд 1) Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? ( слайд 2) Откройте учебники ( стр 113), опорные конспекты и запишите дату, тему урока «Атмосфера Земли и ее значение для человека». | Отвечают на вопросы-загадки. 1.Айсберг А 2. Торф Т 3.Море М 4.Облака О 5.Смерч С 6. Февраль Ф 7.Енот Е 8.Радуга Р 9.Атмосфера А Формулируют: -тему урока: «Атмосфера Земли и - цель урока: познакомиться со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле. Учащиеся заполняют опорные конспекты.*ОК. | Смыслообразова- ние: учебная мотивация. | Основы системы знаний учащихся, их научность. | Познавательные: обобщение своих знаний; коммуникативные: речевая деятельность; регулятивные: инициативность и самостоятельность. |
3.Этап совместного открытия и усвоения новых знаний. | Исследовательская и проблемно – поисковая работа. Учитель организует работу учащихся в группах с текстом учебника и дополнительной информацией по изучению нового материала, контролирует и направляет работу. - Слово "атмосфера" произошло от двух греческих слов, означающих: "атмос" - воздух "сфера" - шар. ( вопросы задаются с помощью воздушного шара, изображающего земной шар) Как вы думаете, а почему шар? Так, что же такое атмосфера? (сайд 3) Определение понятия, давайте запишем с вами в опорных конспектах. Задумывались ли вы когда-либо, почему Земля единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь ? Ребята, давайте с вами выясним: а) из чего состоит воздух ( атлас 5 кл, стр 30), б) значение воздуха (учебник § 26 стр.113 ( чем мы дышим?). Кто собрал информацию и готов к ответу, поднимает руку. -Молодцы! Работаем с опорными конспектами (слайд 4) | Учащиеся самостоятельно изучают материал, используют текс т и рисунки учебника, изучают основные понятия по теме. Дают свои ответы, доказывая их правильность. Заполняют опорные конспекты. *ОК Ответы учеников. Атмосфера -_______ оболочка Земли.*ОК Ответы учеников. Ответы учеников. Воздух-это смесь газов *ОК
| Самоопределение: самооценка и самоуважение; смыслообразова- ние: учебная мотивация. | Предметные и метапредметные действия с учебным материалом. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4.Практическая деятельность учащихся. | Ученые выделяют в атмосфере несколько слоев. Откройте, пожалуйста, атласы 6 кл на странице 30 , найдите рисунок «Строение атмосферы», и учебник стр.114 рисунок 76 (слайд 5) 1. Назовите нижний слой атмосферы? Какова толщина тропосферы? 2.Используя учебник ( стр 114), охарактеризуйте тропосферный слой (слайд 6) 3.Как называется следующий слой? Охарактеризуйте его (слайд 7) 4.Над стратосферой размещаются верхние слои атмосферы, как они называются ( слайд 8) 5.В каком слое атмосферы мы можем наблюдать такое явление, как полярное сияние? ( атлас 6 кл, стр 30), ( слайд 9) Учитель. -Знакомство с атмосферой мы продолжаем. Каково значение воздушной оболочки в жизни нашей планеты расскажет нам…….. (опережающее домашнее задание). Слушаем разные версии и записываем в опорный конспект (видео-урок) Из этого рассказа нам есть о чем задуматься!! Изобразите наше будущее, если мы вовремя не остановимся….. | Групповые ответы. Заполнение опорных конспектов. Нижний слой атмосферы_________ Толщина тропосферы ________*ОК Сосредоточен __________________, возникают _________________*ОК Второй слой атмосферы__________________ В стратосфере находится _______, который __________________*ОК Верхние слои атмосферы *ОК Полярное сияние наблюдается в слое ______________________*ОК Значение атмосферы в природе и жизни человека. а) Защита от _________________ б) Регулирует ________________ в) Существование_____________ г) Источник азота_____________ д) Среда распространения звука ______________________*ОК Практическое задание- одеть противогазы. | Смыслообразова- ние: границы собственного знания и «незнания»; ценностная и морально-этическая ориентация (оцен-ка своих поступков). | Опыт «предметной» деятельности по получению знаний. | Регулятивные: планирование, прогнозирование (управление своей деятельностью), инициативность и самостоятельность; познавательные: работа с информацией, работа с рисунками, использование знаково-символических средств, анализ, обобщение; коммуникативное: навыки сотрудничества. |
5.Физкультминутка «Оболочки Земли». | Учитель. -Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка. Я решила соединить проведение физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного. И логика урока сохраняется, и смена деятельности – тоже отдых. | Выполняют движения рук, ног, головы. Зачитывают следующее тематическое стихотворение: Ходим мы по литосфере (3 раза). Плаваем мы в гидросфере (3 раза). Дышим мы все в атмосфере (3раза). А живем мы в биосфере (3 раза). | Смыслообразова-ние: границы собственного знания и «незнания»; самоопределение: самооценка. | Опыт «предметной» деятельности по преобразованию знаний. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение. |
6. Закрепление, обобщение, систематизация, применение полученной информации. | Учитель предлагает закрепить и проверить полученные знания. -А сейчас для закрепления материала, возьмите, пожалуйста, карточки, которые лежат у вас на столах, и вставим пропущенные слова ( результаты узнаете с помощью информационной системы для современной школы «Сетевой город») | Учащиеся выполняют задания и осуществляют взаимопроверку Проверку раздаточного материала Карточка – задание «Атмосфера» 1. Атмосферный воздух представляет собой смесь __. 2. В воздухе атмосферы содержится азота ________% 3. В воздухе атмосферы содержится кислорода ____% 3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является ______________. 4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы. 5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи. Слова для отбора: озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, стратосфера. | Ценностная и морально-этическая ориентация: оценка своих поступков. | Опыт «предметной» деятельности по применению новых знаний. | Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция; коммуникативные: навыки сотрудничества; познавательные: работа с учебными моделями, выполнение логических операций, анализ, обобщение. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Учитель проводит мини-игру «Рука – солнышко» вперёд! (задает вопросы и показывает правильное движение пальцев на правой руке) ( слайд 10-11) ?Мы сегодня вместе узнали, что такое атмосфера? ?Познакомились с составом атмосферы? ? Рассмотрели слои атмосферы Земли? ?Доказали значение воздушной оболочки в жизни нашей планеты? ?А в целом, как мы с вами поработали на уроке? | Ученики загибают все пальцы в кулаке, кроме большого и получается «Класс»! | Самоопределение: самоуважение и самооценка. | Предметные и метапредметные действия с учебным материалом. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия (основы системы научных знаний). |
8. Домашнее задание. | Учитель дает разноуровневое домашнее задание в опорных конспектах и подробно его объясняет ( слайд 12-13) | Ученики знакомятся с заданием. 1.Читать и пересказывать опорный конспект, параграф №26, ключевые слова и выражения. 2. Творческое задание по желанию на оценку «5». Составить кроссворд «Атмосфера», с использованием основных понятий (6-7 слов) *ОК | Самоопределение: самоуважение и самооценка. | Предметные и метапредметные действия с учебным материалом. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Тема урока: «________________________» Приложение 1
Цель урока: познакомиться со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.
1.Атмосфера-__________________________ оболочка Земли.
2.Воздух-это смесь газов (в %)
3.Строение атмосферы.
Нижний слой атмосферы____________________________________________
Толщина тропосферы ______________________________________________
Сосредоточен _____________________________, возникают ______________
Второй слой атмосферы________________________________________________________
В стратосфере находится ____________________________________________, который___________________________________________________________
Верхние слои атмосферы
Полярное сияние наблюдается в слое _________________________________
4.Значение атмосферы в природе и жизни человека.
а) Защита от_______________________________________________________
б) Регулирует _____________________________________________________
в) Существование_____________________________________________________________
г) Источник _____________________________________________________________
д) Среда распространения _________________________________________________
5. Домашнее задание
1.Читать и пересказывать опорный конспект, параграф №26, ключевые слова и выражения.
2. Творческое задание по желанию на оценку «5». Составить кроссворд «Атмосфера», с использованием основных понятий (6-7 слов).
Приложение 2
Карточка – задание «Атмосфера»
1. Атмосферный воздух представляет собой смесь ___________________________.
2. В воздухе атмосферы содержится АЗОТА______%
3. В воздухе атмосферы содержится КИСЛОРОДА ________%.
3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________________________________.
4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: ______________________, _____________________, мезосферы, термосферы.
5. Благодаря______________________________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.
Слова для отбора: озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, стратосфера.
Приложение 2
Карточка – задание «Атмосфера»
1. Атмосферный воздух представляет собой смесь ___________________________.
2. В воздухе атмосферы содержится АЗОТА______%
3. В воздухе атмосферы содержится КИСЛОРОДА ________%.
3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________________________________.
4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: ______________________, _____________________, мезосферы, термосферы.
5. Благодаря______________________________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.
Слова для отбора: озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, стратосфера.
Приложение 3.
№ | Название ресурса | Вид, тип ресурса | Источник ресурса |
Электронные образовательные ресурсы | |||
1 | Атмосфера. Контрольные задания. | Текст, контрольные задания. | http://fcior.edu.ru/card/22584/atmosfera-kontrolnye-zadaniya.html |
2 | Атмосфера Земли, её состав и строение. | Информационный модуль. | http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-ee-sostav-i-stroenie.html |
4 | Наблюдения за состоянием атмосферы. | Презентация. | |
Глобальные экологические проблемы: загрязнение атмосферы. | Презентация. | ||
5 | Электронное приложение | ||
Почемучка. Из чего состоит воздух. | Видео-урок. | htpp://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3182.html |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»
Самоанализ урока географии
Тип урока – урок отработки умений и рефлексии, вид урока – комбинированный. Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии и другим предметам: истории, биологии.
Урок проводился в 5 Б классе, ученики которого отличаются средними способностями, высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 5 класса.
Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цели и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Образовательная цель урока- формировать понятие об атмосфере как внешней газовой оболочке, представление о строении атмосферы, её составных частях. Поставленные цели были достигнуты, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания и практические умения; делали выводы, строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности. Они объясняли значение понятия «атмосфера», рассмотрели слои атмосферы , а так же доказывали значимость атмосферы.
В ходе урока развивались навыки работы с атласами, раздаточным материалом, правильное использование раздаточного материала (опорные конспекты) умение работать в парах.
Цели урока были достигнуты. На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.
Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.
Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.
Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.
Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная.
Основной задачей на уроке являлось создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение. Применение на уроке практико-ориентированного обучения, игровых технологий способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся, формированию навыков критического мышления, созданию ситуации успеха при поддержке со стороны педагога и одноклассников. Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «______________________________________________»
Цель урока: познакомиться со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.
1.Атмосфера-__________________________ оболочка Земли.
2.Воздух-это смесь газов (в %)
3.Строение атмосферы.
Нижний слой атмосферы____________________________________________
Толщина тропосферы ______________________________________________
Сосредоточен _____________________________, возникают ______________
Второй слой атмосферы________________________________________________________
В стратосфере находится ____________________________________________, который___________________________________________________________
Верхние слои атмосферы
Полярное сияние наблюдается в слое _________________________________
4.Значение атмосферы в природе и жизни человека.
а) Защита от_______________________________________________________
б) Регулирует _____________________________________________________
в) Существование__________________________________________________
г) Источник __________________________________________________
д) Среда распространения ______________________________________
5. Домашнее задание
1.Читать и пересказывать опорный конспект, параграф №26, ключевые слова и выражения.
2. Творческое задание по желанию на оценку «5». Составить кроссворд «Атмосфера», с использованием основных понятий (6-7 слов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС
В статье представлена технологическая карта анализа урока по химии в 10 классе по теме "Аминокислоты", в соответствии с требованиями ФГОС. В анализе урока дана характеристика деятельности ученика и уч...
Проектирование урока географии в соответствии с требованиями ФГОС. 5-й класс. Тема "Человек и атмосфера"
Урок в рамках ФГОС и ФГТЕрюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ Гимназия №2, г. Балаково, Саратовская областьГеография 5 классТема «Атмосфера»Урок №3 «Человек и атмосфера»Учебник: А.А. Летягин География...
"Технологическая карта как форма проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС"
Выступлениие на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЦАО...
Педагогический проект "Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС"
Технологическая карта урока составлена на основе урока -путешествия в 7 классе по южным материкам, соответствует всем требованиям ФГОС....
Статья на тему: «Проектирование урока физики в соответствии с требованиями ФГОС»
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов: меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок был...
Доклад по теме: "Проектирование уроков технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО", 2024г
Доклад по теме: "Проектирование уроков технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО", 2024г...