Статья на тему: «Проектирование урока физики в соответствии с требованиями ФГОС»
статья по физике на тему
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов: меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок был, есть и остается основной формой образовательного процесса.
Как разработать урок по- новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_uroka_fiziki_fgos.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование урока физики
в соответствии с требованиями ФГОС»
(учитель физики Невдубская Н.О.)
«Если мы сегодня будем учить детей
как вчера, мы украдём у них завтра»
Джон Дьюи, американский философ
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов: меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок был, есть и остается основной формой образовательного процесса.
Как разработать урок по- новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Как известно, самый распространенный тип урока-комбинированный. Рассмотрим (Таблица1) его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.
Таблица1
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля учитель консультирует) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей, учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Учение из присутствующего и пассивного исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Притча: Пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу вы голодны, давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод».
Важно не просто накормить голодного рыбой, главное- научить его её ловить! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз, а если научим ловить, то накормим на всю жизнь. С точки зрения процесса обучения
Четыре различных типа:
1) Дать рыбу и не обучать ловле.
2) Учить голодного ловле.
3) Накормить, а потом учить ловле.
4) Учить ловле и одновременно кормить.
Основа стандарта второго поколения - это системно-деятельностный подход, который помогает научить учиться, т.е. научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть УУД. В действии порождаются знания.
Деятельностный подход - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д.Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Современный урок отличается от традиционного по способу передачи знаний и по характеру взаимоотношений.
1) По способу передачи знаний:
- объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы в традиционном уроке;
- деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский в современном уроке.
2) По характеру взаимоотношений:
- субъектно-объектный в традиционной системе;
- субъектно-субъектный, партнерство, равноправие – в требованиях к современному уроку.
Введение УУД заменяет триединую цель урока.
- Образовательная –формирование предметных результатов.
- Развивающая –формирование метапредметных результатов (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД)
- Воспитывающая –формирование личностных результатов
Требования к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
- Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке.
- Высокая степень речевой активности учащихся.
Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС ?
Первое:
- четко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Второе: определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4.Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
Четвертое: выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. (Таблица 1) При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.
Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.
Пятое: продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Шестое: разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:
- мотивационно-целевой;
- процессуальный;
- рефлексивно-оценочный
Седьмое: определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмое: разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Девятое: подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Использовать интерактивную доску, мультимедиапроектор и т.д.
Проектируя любой урок направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Новым видом методической продукции, обеспечивающей качественное преподавание учебных предметов в школе и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) обучающихся. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Участниками образовательного процесса на уроке, по-прежнему, являются учитель и ученик. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, учитель как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке: он задает тон урока, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию.
Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.
Заключение.
Так что такое современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
- урок, содержащий разные виды деятельности;
- урок, на котором ученику должно быть комфортно;
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
- современный урок развивает у детей креативное мышление;
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть деятельностным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектирование уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО"
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать...
Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .
Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
Презентация "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС"...
Методическая статья на тему : "Современный урок математики с позиций требований ФГОС"
Современный урок математики с позиций требований ФГОСАналитическая статья...
Статья по теме: "Проектирование урока биологии в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта"
Проектирование урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация "Проектирование и реализация урока в соответствии с требованиями ФГОС"
Данная презентация была использована в выступлении на заседании клуба молодых педагогов Советского района "PRO-движение" 14.01.2022г....