Поясительная записка 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка к рабочей программе 5 класс | 51.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО: Протокол заседания методического объединения № ____ от «___»_____________20____ года Руководитель МО ________________/___________________/ | УТВЕРЖДАЮ: Приказ №______ от «____» ______________20___ года Директор _____________________/Л.В. Гейнц/ |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _______________/___________________/ «_____» _____________20____ года дата согласования |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
Класс 5
Количество часов 35 Уровень базовый
Ф.И.О. учителя Кузнецова Т.И.
Квалификационная категория первая
Сургут, 2015 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) —
2. Основной образовательной программой общеобразовательного учреждения
3. Положением о рабочей программе педагога.
Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по географии и ориентирована на использование учебника Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля 5-6 классы. который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 года № 253).
Цель курса - знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи курса
- знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, фор-мирование интереса к нему;
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- научить применять географические знания в повседневной жизни;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы
Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии ИКТ, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- комбинированный урок;
- практическая работа;
- групповая и парная работа;
- самостоятельное изучение отдельных тем с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания);
- учебные проекты;
- исследования.
Сроки реализации программы: 2015 – 2016 учебный год
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Школьная география в соответствии с ФГОС отнесена к общественно-научным предметам, «при изучении которых задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной». Изучение ее должно обеспечить в первую очередь формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы школьников. Поэтому в планируемых результатах акцент надо делать на ценностный и эмоциональный компоненты личностного результата.
Курс географии в 5 классе – первый систематический курс, формирующий у обучающихся общие элементарные пространственные представления, способы действий и опыт эмоционально-ценностной деятельности, оказывающий влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Содержание этого курса дает первоначальные представления о природе Земли, основных этапах ее географического освоения. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализацию личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в повседневной жизни.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Примерный учебный план (вариант №2) для образовательных организаций РФ, реализующих ФГОС нового поколения, предусматривает обязательное изучение географии в 5 классе в объеме 35 часов ( 1 час в неделю)
- Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты можно обобщенно представить в виде формул «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», которые позволяют ребенку ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, выполнять различные социальны роли («гражданин», «ученик»,«одноклассник» и т.д.) и решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли, с конкретными жизненными ситуациями, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям.
Метапредметные результаты изучения курса «География» является формиров ание универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность.
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД представляют собой систему способов познания окружающего мира, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные УУД позволяют самостоятельно организовывать речевую деятельность, использовать правила общения в различных учебных и внеучебных ситуациях.
- Выстраивать высказывания в устной и письменной формах;
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать (понимать):
- Форму и размеры Земли, следствия вращения Земли;
- Полюса, экватор
- Части Мирового Океана
- Виды движения воды в Мировом океане
- Материки и океаны Земли
- Географические объекты, предусмотренные программой
- Маршруты географических исследований и путешествий
Обучающиеся должны уметь:
- Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
- Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;
- Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- Описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
- Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- Приводить примеры географических объектов;
- Проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
- Различать и сравнивать изученные географических объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;
- Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
обязательный минимум содержания (стандарт первого поколения) | максимальный объем содержания учебного курса (стандарт первого поколения) |
ученик научится
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);
| ученик получит возможность
|
- Содержание учебного предмета, курса
Введение. Географическое познание нашей планеты
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение географии.
Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов.
Раздел 1. Земля — планета Солнечной системы
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времѐн года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги Пояса освещѐнности. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Раздел 2. Геосферы Земли
Литосфера
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твѐрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.
Вулканы Земли. Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоѐв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения. Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.
№ | Основные разделы | Количество часов | количество | |||
диктантов | Контрольные работы | лаборатор. работ | Практическая работа | |||
1 | Введение | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2 | Развитие географических знаний о Земле | 8 | 0 | 1 | 0 | 1 |
3 | Изображения земной поверхности и их использование | 12 | 0 | 1 | 0 | 3 |
4 | Земля – планета Солнечной системы | 5 | 0 | 1 | 0 | 0 |
5 | Литосфера – каменная оболочка Земли | 8 | 0 | 1 | 0 | 2 |
Итого: | 35 | 4 | 7 | |||
1 полугодие | 16 | 1 | 3 | |||
2 полугодие | 19 | 3 | 4 | |||
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | География рабочие программы к предметной линии учебников «Сфера» .П. Дронов Л.Е Савельева – М:Просвещение,2011 |
Учебник, учебное пособие | Лобжанидзе А.А. География.Планета Земля.5-6 классы.Учебник для общеобразовательных учреждений. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Лобжанидзе А.А. География.Планета Земля. Тетрадь-тренажер ,5-6 классы в 2-х частях. Котляр О.Г. География.Планета Земля. Тетрадь-практикум,5-6 классы Барабанов В.В. География.Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор,5-6 классы |
Электронное приложение к УМК | География.Планета Земля.5-6 классы.Электронное приложение к учебнику автора А.А.Лобжанидзе.Под ред.В.П.Дронова |
Дидактический материал | Ковалев, В.В. География. Экспресс-диагностика. 5-6 класс. 44 диагно-стических варианта. - Национальное образование, 2013.- |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) |
Обучающие тесты на электронных носителях (презентации |
Методическое пособие с поурочными разработками | География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. 5-6 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Е. Савельева. - М. : Просвещение, 2012. |
Список используемой литературы | Летягин А.А. «География. Начальный курс 6 класс. Примерное поурочное планирование». Методическое пособие. Изд.Вентана- Граф 2008 год. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И.И.Баринова) М.,Дрофа 2012 год. География: Планета Земля 6 класс. Методические рекомендации (под ред. Дронова В.П.) Авторы Е.В.Николаенко, Л.С.Богомаз, О.А.Бахчиева М.,Просвещение 2010 год Шейкина, С.С. География. 6 класс. Занимательные материалы. – Вол-гоград: Корифей, 2008. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | География.Планета Земля.5-6 классы.Электронное приложение к учебнику автора А.А.Лобжанидзе.Под ред.В.П.Дронова Сайт интернет-поддержки УМК «Сферы» : www/spheres/ru/ httpc://wwwshutterstock.com |
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Введение
Знать термин география, отрасли географии, значение науки в современном мире
Развитие географических знаний о Земле
Знать как развивались географические знания от древности до наших дней, великие географические открытия, имена исследователей и путешественников.
Изображения земной поверхности и их использование
Называть и (или) показывать элементы градусной сетки, географические полюса, окружность и радиус Земли.Объяснять понятия: план местности, масштаб, азимут, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, параллели, мёридианы, географические полюса, глобус.Определять (измерять): стороны горизонта по компасу, Солнцу, местным признакам, направления, расстояния, абсолютные и относительные высоты, географические координаты, местоположение географических объектов.
Уметь читать план, карту и производить простейшую съемку местности.
Земля – планета Солнечной системы
Знать формы и размеры Земли, объяснять процессы движения Земли, влияние космоса на Землю и жизнь людей. Определение географических координат по карте и глобусу
Литосфера – каменная оболочка Земли
Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать горы, равнины земного шара по плану. Уметь работать с контурной картой. Называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные | Наблюдение, портфолио, степень включенности в работу группы |
Метапредметные | Участие в образовательных событиях, подготовка и защита проекта |
Предметные | Тесты, практические работы |
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса
Приложение 1
Темы проектных работ
Приложение 2
Основные понятия курса
«география» «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы» «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный день» «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы» «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «землетрясения», «вулканизм»;
Приложение 3
Критерии оценивания устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 | ||
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | ||
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 | ||
СОДЕРЖАНИЕ | |||
Использование эффектов анимации | 15 | ||
Вставка графиков и таблиц | 10 | ||
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | ||
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | ||
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | ||
Красивое оформление презентации | 10 | ||
Слайды распечатаны в формате заметок. | 5 | ||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 |
Критерии оценки проекта
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсу «Проектно-исследовательская деятельность» 10 класс Обучение в 10 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...
Пояснительная записка по предметам Чтение и письмо класс 7 класс специальной (коррекционной) школы
Программа обучения и воспитания учащихся с умеренной умственной отсталостью построена с учетом регионального учебного плана рекомендованного для организации образовательной работы с данной катег...