Рабочие программы по географии ( линия учебников изд-ва "Вентана-Граф")
рабочая программа по географии по теме
Рабочие программы с 5 по 11 класс составлены по положению образовательного учреждения и соответствуют ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_geografii_ventana-graf.rar | 154.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия села Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
«Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» ___________/_Щербинина Е.А./ «__»__________________ 2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка» _____________________/Джавадова Н.В../ Приказ № от «___» августа 2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
КЛАСС 8
УРОВЕНЬ базовый
учителя географии
(без категории)
Некрасовой Юлии Викторовны
Рассмотрено:
на заседании МС
Протокол № __ от «____» августа 2016г.
____________________/Бородастова И.В./
2016-2017 учебный год
Программа курса «География России. Природа. Население» составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской Академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
- идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» на период 2012-2017 годы
- география: программа: 5-9 классы/[А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя].-М:Вентана-Граф,2012. -328с.
- положения о рабочей программе педагогических работников МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»
- География России. Природа. Население : 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя; под. общ. ред. В.П,Дронова. –М.: Вентана-Граф, 2012.
- В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс: методическое пособие. –М.: Вентана-Граф, 2015.
- География: 8 класс: рабочая тетрадь № 1,2 к учебнику В.Б.Пятунина, Е.А.Таможней «География России. Природа. Население» -М.: Вентана-Граф, 2015.
- Атлас с контурными картами по географии. 8 класс.
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Географическое положение и формирование государственной территории России
Ученик научится:
- различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношение между ними;
- оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни;
- знать отечественных землепроходцев и первооткрывателй, приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, её влияния на формирорвание культурно-исторических особенностей народов;
- характеризовать с помощью карт и дополнительных источников информации маршруты и результаты важнейших географических открытий и путешествий; основные этапы освоения территории страны в разные исторические периоды; территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
Природа России
Ученик научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
- сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территории;
- описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Население России
Ученик научится:
- различать демографические явления и процессы, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
- анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
- объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
Природный фактор в развитии России
Ученик научится:
- знать основные показатели, характеризующие природно-ресурсный потенциал России и его место в мире: показатели запасов и добычи основных видов природных ресурсов; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов; соотношение экономически эффективной территории и государственной территории;
- называть виды и особенности природных ресурсов; проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России; меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов;
- приводить примеры различных видов адаптации человека к окружающей среде; влияния природных условий и стихийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека4
- оценивать природно-ресурсный потенциал России.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
.
2.Содержание учебного предмета.
«География России. Природа. Население.»
8 класс (70 часов)
Введение (1 час) Что и с какой целью изучают в курсе «География России»?
Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России (14 часов)
Географическое положение России (10 часов). Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса (зоны). Территория и акватория. Экономически эффективная территория. Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации.
Практическая работа № 1 « Решение задач на определение поясного (зонального) времени»
История заселения, освоения и исследования территории России (4 часа). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.
Раздел 2. Природа России (35 часов)
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов). Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.
Практическая работа № 2 «Описание рельефа России»
Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов). Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.
Практическая работа № 3 «Работа по синоптическим картам»
Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов). Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.
Практическая работа № 4 «Характеристика реки»
Почвы и почвенные ресурсы (3 часа). Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Практическая работа № 5 « Характеристика типов почв»
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа). Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.
Природные различия на территории России (11 часов). Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.
Раздел 3. Население России (11 часов).
Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Практическая работа № 6 «Характеристика половозрастного состава России»
Практическая работа № 7 «Характеристика миграционного движения населения»
Раздел 4. Природный фактор в развитии России (5 часов)
Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Понятие «природные условия». Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Понятие «природные ресурсы». Виды природных ресурсов. Принципы рационального использования природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.
Практическая работа № 8 «Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России»
3. Календарно-тематическое планирование
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||
№ | ДАТА | Тема урока | |
план | факт | ||
1 четверть (16 часов) | |||
Введение (1 час) | |||
1 | 5.09 | 5.09 | Введение в курс «География России» |
Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России (14 часов) Географическое положение России (10 часов) | |||
2 | 8.09 | 8.09 | Географическое положение и его виды. |
3 | 12.09 | 12.09 | Размеры территории и природно-географическое положение России. |
4 | 15.09 | 15.09 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. |
5 | 19.09 | 19.09 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. |
6 | 22.09 | 22.09 | Государственная территория России. Типы Российских границ. |
7 | 26.09 | 26.09 | Сухопутные и морские границы России. |
8 | 29.09 | 29.09 | Различия во времени на территории России. |
9 | 3.10 | 3.10 | Практическая работа № 1 «Решение задач на определение поясного (зонального) времени» |
10 | 6.10 | 6.10 | Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации. |
11 | 10.10 | 10.10 | Повторение и обобщение темы « Географическое положение России» |
История заселения, освоения и исследования территории России (4 часа) | |||
12 | 13.10 | 13.10 | Заселение и освоение территории России в IX-XVII вв. |
13 | 17.10 | 17.10 | Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв. |
14 | 20.10 | 20.10 | Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв. |
15 | 24.10 | 24.10 | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. |
Раздел 2. Природа России (35 часов) Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов) | |||
16 | 27.10 | 27.10 | Геологическая история |
2 четверть (16 часов) | |||
17 | 10.11 | Развитие земной коры | |
18 | 14.11 | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. Повторение и обобщение темы « Географическое положение России». Практическая работа № 2 «Описание рельефа России» | |
19 | 17.11 | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов | |
20 | 21.11 | Литосфера. Рельеф. Человек | |
21 | 24.11 | Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | |
Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов) | |||
22 | 28.11 | Условия формирования климата | |
23 | 1.12 | Движение воздушных масс | |
24 | 5.12 | Закономерности распределения тепла и влаги. Практическая работа №3 «Работа по синоптическим картам» | |
25 | 8.12 | Климатические пояса и типы климатов | |
26 | 12.12 | Климат и человек | |
27 | 12.12 | Обобщающее повторение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы» | |
Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов) | |||
28 | 15.12 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | |
29 | 19.12 | Зависимость речной сети от климата. Практическая работа № 4 «Характеристика реки» | |
30 | 22.12 | Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды | |
31 | 22.12 | Многолетняя мерзлота | |
32 | 26.12 | Водные ресурсы. Воды и человек | |
3 четверть (22 часа) | |||
33 | 9.01 | Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и внутренние ресурсы» | |
Почвы и почвенные ресурсы (3 часа) | |||
34 | 12.01 | Почва как особое природное образование | |
35 | 16.01 | Главные типы почв и их размещение по территории России | |
36 | 19.01 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Практическая работа № 5 «Характеристика типов почв» | |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа) | |||
37 | 23.01 | Растительный и животный мир | |
38 | 26.01 | Биологические ресурсы | |
39 | 30.01 | Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | |
Природные различия на территории России (11 часов) | |||
40 | 2.02 | Природные комплексы | |
41 | 6.02 | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | |
42 | 9.02 | Северные безлесные природные зоны | |
43 | 13.02 | Лесные зоны. Тайга | |
44 | 16.02 | Смешанные и широколиственные леса | |
45 | 20.02 | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни | |
46 | 22.02 | Высотная поясность | |
47 | 27.02 | Моря как крупные природные комплексы | |
48 | 2.03 | Природно-хозяйственные отличия российских морей | |
49 | 6.03 | Особо охраняемые природные территории России | |
50 | 9.03 | Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России» | |
Раздел 3. Население России (11 часов) | |||
51 | 13.03 | Численность и воспроизводство населения России | |
52 | 16.03 | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. | |
53 | 20.03 | Практическая работа № 6 «Характеристика половозрастного состава России» | |
54 | 23.03 | Этнический и языковой состав населения России | |
4 четверть (16 часов) | |||
55 | 3.04 | Культурно-исторические особенности народов России. | |
56 | 6.04 | Особенности урбанизации в России. Городское население | |
57 | 10.04 | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | |
58 | 13.04 | Миграции населения в России. Практическая работа № 7 «Характеристика миграционного движения населения» | |
59 | 17.04 | Размещение населения России | |
60 | 20.04 | Занятость населения | |
61 | 24.04 | Повторение и обобщение раздела «Население России» | |
Раздел 4. Природный фактор в развитии России (5 часов) | |||
62 | 27.04 | Влияние природы на развитие общества | |
63 | 2.05 | Природные ресурсы | |
64 | 4.05 | Природно-ресурсный потенциал России | |
65 | 4.05 | Практическая работа № 8 «Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России» | |
66 | 11.05 | Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России» | |
67 | 15.05 | Повторение по разделу 1 «Географическое положение и формирование государственной территории России» | |
68 | 18.05 | Повторение по разделу 2 «Природа России» | |
69 | 22.05 | Повторение по разделу 3 «Население России» | |
70 | 29.05 | Итоговая контрольная работа по курсу «География России. Природа. Население». |
Контрольные и оценочные практические работы
№ | тема | Дата |
1 | Практическая работа № 1 «Решение задач на определение поясного (зонального) времени» | 3.10 |
2 | Повторение и обобщение темы « Географическое положение России» | 10.10 |
3 | Практическая работа № 2 «Описание рельефа России» | 14.11 |
4 | Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | 27.11 |
5 | Практическая работа №3 «Работа по синоптическим картам» | 5.12 |
6 | Практическая работа № 4 «Характеристика реки» | 19.12 |
7 | Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и внутренние ресурсы» | 9.01 |
8 | Практическая работа № 5 «Характеристика типов почв» | 19.01 |
9 | Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 30.01 |
10 | Практическая работа № 6 «Характеристика половозрастного состава России» | 20.03 |
11 | Практическая работа № 7 «Характеристика миграционного движения населения» | 13.04 |
12 | Практическая работа № 8 «Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России» | 4.05 |
13 | Итоговая контрольная работа по курсу «География России. Природа. Население». | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по географии по учебнику Е. М.Домагацких, Н.И.Алексеевнский
Рабочие программы по географии 6-11 класс...
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.
пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.
пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....
Рабочая программа по географии по учебнику - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.
Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т...
Рабочая программа по географии 7класс (учебник Домогацких)
Рабочая программа для 7 класса общеобразовательных учреждений создана на основе авторской программы «Программа по географии 6-10 класс» Е.М. Домогацких М: «Русское слов...
рабочая программа по географии к учебнику Климановой О.А.
Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, календарное и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по географии к учебнику И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонина "Геогрфия.Начальный курс" 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе требований ФГОС...