Рабочие программы по географии ( линия учебников изд-ва "Вентана-Граф")
рабочая программа по географии по теме

Некрасова Юлия Викторовна

Рабочие программы с 5 по 11 класс составлены по положению образовательного учреждения и соответствуют ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_geografii_ventana-graf.rar154.3 КБ

Предварительный просмотр:

              МОУ «Гимназия села Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

  «Согласовано»

Заместитель директора по УР

 МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

___________/_Щербинина Е.А./

«__»__________________   2016г.

           «Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка»

_____________________/Джавадова Н.В../

  Приказ №        от «___» августа   2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

КЛАСС 8

УРОВЕНЬ базовый

учителя  географии

 (без категории)

 Некрасовой Юлии Викторовны

 Рассмотрено:

на заседании МС

Протокол № __ от «____» августа 2016г.

____________________/Бородастова И.В./

2016-2017 учебный год

 Программа курса «География России. Природа. Население» составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта;
  •  Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской Академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
  • идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» на период 2012-2017 годы
  • география: программа: 5-9 классы/[А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя].-М:Вентана-Граф,2012. -328с.
  • положения о рабочей программе педагогических работников МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»

  1. География России. Природа. Население : 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя; под. общ. ред. В.П,Дронова. –М.: Вентана-Граф, 2012.
  2.  В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс: методическое пособие. –М.: Вентана-Граф, 2015.
  3.  География: 8 класс: рабочая тетрадь № 1,2 к учебнику В.Б.Пятунина, Е.А.Таможней «География России. Природа. Население»  -М.: Вентана-Граф, 2015.
  4. Атлас  с контурными картами по географии. 8 класс.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 Географическое положение и формирование государственной территории России

 Ученик научится:

  • различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношение между ними;
  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни;
  • знать отечественных землепроходцев и первооткрывателй, приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, её влияния на формирорвание культурно-исторических особенностей народов;
  • характеризовать с помощью карт и дополнительных источников информации маршруты и результаты важнейших географических открытий и путешествий; основные этапы освоения территории страны в разные исторические периоды; территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

Природа России

Ученик научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территории;
  • описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России

Ученик научится:

  • различать демографические явления и процессы, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и  размещения населения России и её отдельных регионов;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных  задач в контексте реальной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Природный фактор в развитии России

Ученик научится:

  • знать основные показатели, характеризующие природно-ресурсный потенциал России и его место в мире: показатели запасов и добычи основных видов природных ресурсов; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов; соотношение экономически эффективной территории и государственной территории;
  • называть виды и особенности природных ресурсов; проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России; меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов;
  • приводить примеры различных видов адаптации человека к окружающей среде; влияния природных условий и стихийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека4
  • оценивать природно-ресурсный потенциал России.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

.

2.Содержание учебного предмета.

«География России. Природа. Население.»

8  класс (70 часов)

Введение (1 час) Что и с какой целью изучают в курсе «География России»?

Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной  территории России (14 часов)

Географическое положение России (10 часов). Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса (зоны). Территория и акватория. Экономически эффективная территория. Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации.

Практическая работа № 1 « Решение задач на определение поясного (зонального) времени»

История заселения, освоения и исследования территории России (4 часа). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Раздел 2. Природа России (35 часов)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов). Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Практическая работа № 2 «Описание рельефа России»

Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов). Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.

Практическая работа № 3 «Работа по синоптическим картам»

Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов). Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.

Практическая работа № 4 «Характеристика реки»

Почвы и почвенные ресурсы (3 часа). Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Практическая работа № 5 « Характеристика типов почв»

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа). Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.

Природные различия на территории России (11 часов). Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.

 

Раздел 3. Население России (11 часов).

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Практическая работа № 6 «Характеристика половозрастного состава России»

Практическая работа № 7 «Характеристика миграционного движения населения»

Раздел 4. Природный фактор в развитии России (5 часов)

Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Понятие «природные условия». Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и  деятельность человека. Понятие «природные ресурсы».  Виды природных ресурсов. Принципы рационального использования природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны.  Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.

Практическая работа  № 8 «Сравнение  природно-ресурсного потенциала различных районов России»

 

3. Календарно-тематическое планирование

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДАТА

Тема урока

план

факт

1 четверть (16 часов)

Введение (1 час)

1

5.09

5.09

Введение в курс «География России»

Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России (14 часов)

Географическое положение России (10 часов)

2

8.09

8.09

Географическое положение и его виды.

3

12.09

12.09

Размеры территории и природно-географическое положение России.  

4

15.09

15.09

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.

5

19.09

19.09

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

6

22.09

22.09

Государственная территория России. Типы Российских границ.

7

26.09

26.09

Сухопутные и морские границы России.

8

29.09

29.09

Различия  во времени на территории России.

9

3.10

3.10

Практическая работа № 1 «Решение задач на определение поясного (зонального) времени»

10

6.10

6.10

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации.

11

10.10

10.10

Повторение и обобщение темы « Географическое положение России»

История заселения, освоения и исследования территории России (4 часа)

12

13.10

13.10

Заселение и освоение территории России в IX-XVII вв.

13

17.10

17.10

Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв.

14

20.10

20.10

Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв.

15

24.10

24.10

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Раздел 2. Природа России (35 часов)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов)

16

27.10

27.10

 Геологическая история

2 четверть (16 часов)

17

10.11

Развитие земной коры

18

14.11

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. Повторение и обобщение темы « Географическое положение России». Практическая работа № 2 «Описание рельефа России»

19

17.11

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов

20

21.11

Литосфера. Рельеф. Человек

21

24.11

Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов)

22

28.11

Условия формирования климата

23

1.12

Движение воздушных масс

24

5.12

Закономерности распределения тепла и влаги. Практическая работа №3 «Работа по синоптическим картам»

25

8.12

Климатические пояса и типы климатов

26

12.12

Климат и человек

27

12.12

Обобщающее повторение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»

Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)

28

15.12

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

29

19.12

Зависимость речной сети от климата. Практическая работа №  4 «Характеристика реки»

30

22.12

Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды

31

22.12

Многолетняя мерзлота

32

26.12

Водные ресурсы. Воды и человек

3 четверть (22 часа)

33

9.01

Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и внутренние ресурсы»

Почвы и почвенные ресурсы (3 часа)

34

12.01

Почва как особое природное образование

35

16.01

Главные типы почв и их размещение по территории России

36

19.01

Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Практическая работа № 5 «Характеристика типов почв»

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)

37

23.01

Растительный и животный мир

38

26.01

Биологические ресурсы

39

30.01

Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

Природные различия на территории России (11 часов)

40

2.02

Природные комплексы

41

6.02

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

42

9.02

Северные безлесные природные зоны

43

13.02

Лесные зоны. Тайга

44

16.02

Смешанные и широколиственные леса

45

20.02

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни

46

22.02

Высотная поясность

47

27.02

Моря как крупные природные комплексы

48

2.03

Природно-хозяйственные отличия российских морей

49

6.03

Особо охраняемые природные территории России

50

9.03

Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России»

Раздел 3. Население России (11 часов)

51

13.03

Численность и воспроизводство населения России

52

16.03

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни.

53

20.03

Практическая работа № 6 «Характеристика половозрастного состава России»

54

23.03

Этнический и языковой состав населения России

4 четверть (16 часов)

55

3.04

Культурно-исторические особенности народов России.

География основных религий

56

6.04

Особенности урбанизации в России. Городское население

57

10.04

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

58

13.04

Миграции населения в России. Практическая работа № 7 «Характеристика миграционного движения населения»

59

17.04

Размещение населения России

60

20.04

Занятость населения

61

24.04

Повторение и обобщение раздела «Население России»

Раздел 4. Природный фактор в развитии России (5 часов)

62

27.04

Влияние природы на развитие общества

63

2.05

Природные ресурсы

64

4.05

Природно-ресурсный потенциал России

65

4.05

Практическая работа  № 8 «Сравнение  природно-ресурсного потенциала различных районов России»

66

11.05

Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»

67

15.05

Повторение по разделу 1 «Географическое положение и формирование государственной территории России»

68

18.05

Повторение по разделу 2 «Природа России»

69

22.05

Повторение по разделу 3 «Население России»

70

29.05

Итоговая контрольная работа по курсу «География России. Природа. Население».

Контрольные и  оценочные практические работы

тема

Дата

1

Практическая работа № 1 «Решение задач на определение поясного (зонального) времени»

3.10

2

Повторение и обобщение темы « Географическое положение России»

10.10

3

Практическая работа № 2 «Описание рельефа России»

14.11

4

Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

27.11

5

Практическая работа №3 «Работа по синоптическим картам»

5.12

6

Практическая работа №  4 «Характеристика реки»

19.12

7

Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и внутренние ресурсы»

9.01

8

Практическая работа № 5 «Характеристика типов почв»

19.01

9

Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

30.01

10

Практическая работа № 6 «Характеристика половозрастного состава России»

20.03

11

Практическая работа № 7 «Характеристика миграционного движения населения»

13.04

12

Практическая работа  № 8 «Сравнение  природно-ресурсного потенциала различных районов России»

4.05

13

 Итоговая контрольная работа по курсу «География России. Природа. Население».

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.

пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.

пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....

Рабочая программа по географии по учебнику - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.

Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень)  Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т...

Рабочая программа по географии 7класс (учебник Домогацких)

Рабочая программа для 7 класса общеобразовательных учреждений создана на основе авторской программы     «Программа по географии 6-10 класс»  Е.М. Домогацких   М: «Русское слов...

рабочая программа по географии к учебнику Климановой О.А.

Программа содержит пояснительную записку,  содержание курса,  календарное и календарно-тематическое планирование...