Рабочая программа по индивидуальному обучению. География. 5 класс.
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Ещеркина Мария Сергеевна

И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr._5_kl._geografiya.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года  № 1897);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
  • Устав МАОУ СОШ № 19;
  • Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
  • Примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта;
  • Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011 г. № 07-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы  общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 № 986);
  • Учебный план МАОУ СОШ № 19 на 2015-2016 учебный год;
  • Основная образовательная программа  основного общего образования МАОУ СОШ № 19 на 2012-2017 годы;
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования ФГО
  • Требования к результатам основного общего образования ФГОС
  • Программа развития и формирования УУД обучающихся основного общего образования
  • Примерная программа основного общего образования по географии
  • Авторская программа под редакцией И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

  1. Общая характеристика учебного предмета «География»

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

«География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 14 (0,5 часа в неделю).

Основные формы организации учебного процесса : беседа, практикум, дидактическая игра, викторины; самостоятельная работа с книгой, домашняя работа с книгой (устная и письменная), фронтальная и индивидуальная работа , использование Икт.

              Цель изучения:

 -систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями Цели и задачи курса.

Задачи изучения: 

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

         1.2.Описание места учебного предмета «География» в учебном плане.

Федеральный  базисный  учебный  план  для  образовательных  учреждений  Российской  Федерации  отводит  245  часов  для обязательного  изучения  учебного  предмета  «География»  на  этапе  основного  общего  образования.

 В  том  числе  в  5  классе  -  34  часа,  из  расчета  одного  учебного  часа  в  неделю.

Представленная авторская программа рассчитана на 14 учебных часов за год (0,5 часа в неделю).

1.3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания предмета «География».

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.

1.4.Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. 

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок. 

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.). 

Критерии оценки знаний учащихся:

  глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».

1.5. Количество часов в рабочей программе по предмету «География»

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов в рабочей программе

Раздел 1. Земля во Вселенной

3

Изучение Вселенной. От Коперника до наших дней.Соседи Солнца. Планеты-гиганты.

1

Мир звезд. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры.Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса

1

Обобщение по теме: "Земля во Вселенной"

1

Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли

3

Стороны горизонты. Ориентирование.

1

План местности и географическая карта. Практическая работа "Составление простейшего плана местности"

1

Обобщение по теме: "Виды изображения поверхности Земли"

1

Раздел 3. Природа Земли

5

Как возникла Земля. Внутреннее строение Земли. Землетрясения и вулканы.

1

Путешествие по материкам. Материки. Обобщение знаний

1

Вода на Земле. Воздушная одежда Земли.

1

Погода. Климат.

1

Живая оболочка Земли. Почва-особое природное тело. Человек и природа.Обобщение знаний

1

ПОУ: "География 5 класс"

1

Резерв

2

Всего

14

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. География. Начальный курс. 5 класс (14 часов)

Земля во Вселенной (3 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (3 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (5 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

ПОУ: "География 5 класс"(1ч)

Резерв (2ч)

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» (14 ЧАСОВ)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

         Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование, ЭОР

Домашнее задание

Дата проведения

Примечание

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Земля во Вселенной (3 ч)

1

От Коперника до наших дней

Изучение Вселенной Соседи Солнца.

Планеты-гиганты.

1

комбинированный

Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной Знать особенности всех планет Солнечной системы

Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью  

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Развитие речи с помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной. Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности

Плакаты с изображением Вселенной презентация, электронное приложение к учебник

2

Мир звезд.Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса

1

комбинированный

Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты, звезда, созвездия.

Уметь называть малые небесные

тела и их характерные черты. Знать на какие группы звёзды делятся Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)

Работа с учебником и дополнительной литературой. Подготовить минидоклад

Презентация,атлас

.

3

Обобщающий урок по теме «Земля во Вселенной»

1

повторение

Научится выполнению заданий в формате ГИА

Уметь применять изученное в практической деятельности; отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Ответы на вопросы.

Тест

Раздел 2.  Виды изображений поверхности Земли (3 часа)

4

Стороны

горизонта Ориентирование

1

изучение нового материала.

Объяснять значение понятий:

горизонт,

линия горизонта, ориентирование,

компас основные и промежуточные стороны горизонта.

Знать способы ориентирования на местности  с помощью компаса.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование ответственного отношения к учёбе.

Работа с учебником, атласом,картой

Компас, плакаты по ориентированию

5

Географическая карта План местности Практическая работа «Составление простейшего плана местности

1

Комбинированный

Знать виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:

план,

масштаб, географическая карта,

 градусная сеть,

меридианы,

параллели,

экватор,

условные знаки Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью

плана местности

Формирование ответственного отношения к учёбе.

Работа с учебником, атласом. Учиться сравнивать и анализировать

План, карты: топографическая, физическая.

6

Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»

1

повторение

Научится выполнению заданий в формате ГИА

Уметь применять изученное в практической деятельности; отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Выполнение тестового материала по типу ГИА.

Тест

Раздел 3.  Природа Земли (5 часов)

7

Как возникла Земля Внутреннее строение Земли Землетрясения и вулканы

1

изучение нового материала.

Объяснять значение понятий:

ядро,

мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,

литосфера

полезные ископаемые, землетрясение, очаг землетрясения,

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений  и вулканы.

Знать разные гипотезы возникновения

Земли и их особенности.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.

Формирование коммуникативной компетенции,

самостоятельности и ответственности в выполнении заданий

Развитие речи с помощью вопросов. Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий

ПК, , презентация, электронное приложение к учебник, атлас «Строение Земли»

8

Путешествие по материкам. Материки. Материки..

Обобщение

1

комбинированный

Объяснять значение

понятий: материк,

остров, архипелаг,

часть света, гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Уметь показывать на карте полушарий все материк, называть особенности каждого материка.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.

Работа с учебником, доп.литературой,картой, контурной картой

Учебник,

атлас,презентация

9

Вода на Земле Воздушная одежда Земли

1

комбинированный

Объяснять значение понятий:

гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник, атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха.

Объяснять причины возникновения ветра

Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий

Карта

10

Погода Климат

1

комбинированный

Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды, климат, элементы климата. Типы климата: холодный, умеренный, жаркий.Описывать погоду текущего дня.

Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Формирование основ экологической культуры;

Работа с учебником, доп.литературой,картой, контурной картой

Использование электронного приложения к учебнику

11

Живая оболочка Земли

Почва – особое природное тело

 Человек и природа

Обобщение знаний

1

комбинированный

Объяснять значение понятия

Биосфера, почва, гумус, плодородие, заповедники, заказники, национальные парки Приводить примеры живыхорганизмов, типичных растений и животных различных районов Земли

Формирование и развитие по средствам   географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и

локальном уровнях (житель планеты Земля)

Работа с учебником, доп.литературой, картой, выполнение тестового задания

Карта «Биосфера»,учебник, тест

12

ПОУ: "География 5 класс"

1

повторение

Научится выполнению заданий в формате ГИА

Уметь применять изученное в практической деятельности; отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Выполнение теста по  типу ГИА

Тест

Резерв 2 часа

Итого 14 часов

4. Материально- техническое обеспечение.

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников,

методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

 1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

 2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

 3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

 4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

Интернет ресурсы:

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

5. Планируемые результаты изучения предмета «География» в 5 классе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для индивидуального обучения по литературе, 6 класс, 34 часа (Т.Ф. Курдюмова)

Календарно-тематическое планирование по литературе. 6 класс (34 часа) - индивидуал...

рабочая программа для индивидуального обучения по литературе, 7 класс, 34 часа (Т.Ф. Курдюмова)

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа для индивидуального обучения по русскому языку, 8 класс, 51 час (к учебнику С.Г. Бархударова).

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование (1,5 часа в неделю), информационно-методическое обеспечение....

Рабочая программа для индивидуального обучения алгебры в 9 классе УМК Мордкович

Рабочая программа по алгебре для индивидуального обучения в 9 классе...

Рабочая программа Химия (индивидуальное обучение на дому) 9 класс

Настоящая рабочая программа составлена для обучающихся 9 классов, находящихся на домашнем обучении на 2016-2017 учебный год.Настоящая рабочая программа «Химия» составлена на основе федерального компон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для индивидуального обучения по биологии для 7 класса

Планирование адаптировано для обучения учащихся с программой для индивидуального обучения в 7 классе....