Программа внеурочной деятельности "РОДНОЕ ПОРЕЧЬЕ"
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Родное Поречье» для 6 класса в количестве
34 часа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011);
- с учебным планом МОУ Порецкая СОШ на 2016-2017 учебный год;
-с авторской программой кандидата педагогических наук Л.Ф.Греханкиной региональный курс «Родное Подмосковье», -М. «Селадо», 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoe_poreche.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра естественнонаучных дисциплин
Программа внеурочной деятельности
РОДНОЕ ПОРЕЧЬЕ
Итоговая практико-значимая работа
на курсах повышения квалификации по теме
«Организация внеурочной деятельности по географии
в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
Выполнил:
учитель географии
МОУ Порецкая СОШ
Можайского муниципального района
Мучкин Павел Петрович
Руководитель:
к.п.н. Греханкина Лидия Фёдоровна
2016 г.
Управление образования Можайского муниципального района
МОУ Порецкая средняя общеобразовательная школа
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель
муниципальной методической службы
______________________ (Ф.И.О)
_____ от ______________ 2016 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МОУ Порецкая СОШ
Гаманова Надежда Александровна___
«_____» ________________ 2016 г.
«СОГЛАСОВАНО»
ГБОУ «Академия социального управления»
кафедра естественнонаучных дисциплин
_______________к.п.н. Греханкина Л.Ф.
_____ от ______________ 2016 г.
РОДНОЕ ПОРЕЧЬЕ
Программа внеурочной деятельности
Автор:
учитель географии
Мучкин Павел Петрович
ПОРЕЧЬЕ
2016 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Родное Поречье» для 6 класса в количестве
34 часа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011);
- с учебным планом МОУ Порецкая СОШ на 2016-2017 учебный год;
-с авторской программой кандидата педагогических наук Л.Ф.Греханкиной региональный курс «Родное Подмосковье», -М. «Селадо», 2012.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно изучение родного края способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, бережного отношения к историческому, природному и культурному наследию Подмосковья, расширяет кругозор, способствует освоению разносторонних практических навыков.
Краеведческая деятельность направлена на воспитание у подростков гражданственности, патриотизма, ведь зарождение и проявление этих чувств начинается с детства, с любви к тому месту, где ты родился и где живешь.
Представленная программа внеурочной деятельности « Родное Поречье» нацелена на развития интереса ребят к родным местам, осознание его уникальность среди старинных сёл Подмосковья.
Цель программы:
Программа внеурочной деятельности «Родное Поречье» реализует духовно-нравственное направление. Главной целью программы является создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося формирование чувства гордости, сопричастности и личной ответственности за своё село, район, область, свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценностей, освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Задачи программы:
1. Способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к своей « малой» Родине, бережного отношения к наследию родного края.
2. Развивать познавательный интерес к окружающей действительности, творческий потенциал личности.
3. Способствовать формированию нравственных убеждений, активной жизненной позиции путем включения ребят в решение доступных для них проблем природной и социальной среды.
4. Закреплять и развивать практические навыки работы с различными источниками информации.
Общая характеристика программы.
Содержание программы « Родное Поречье» призвано комплексно обеспечивать процессы развития, обучения, воспитания подрастающего поколения.
Программа занятий рассчитана на 34 ч занятий — по 1 ч один раз в неделю.
Программа будет реализована в рамках учебного плана МОУ Порецкая СОШ и часов, отведённых на внеурочную деятельность в 6 классе. Особое место в проведении занятии занимает краеведческий материал и природные , культурные объекты своей местности.
Результаты обучения
Личностные :
- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
метапредметные результаты
регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в материале
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
познавательные :
-умения решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Формы занятий:
- экскурсии, походы;
- исследования; презентации проектов;
- беседы, викторины;
- заочные путешествия;
- конкурсы, выставки;
- практикумы;
Содержание программы.
Введение. (1 час)
Знакомство с целями и задачами программы. Значение и важность знаний о культуре и природе своего края. Объекты изучения - исторические, культурные, природные, рекреационные объекты своей местности.
Модуль 1. Общие сведения о родном крае. (2часа)
Тема 1.1. Поречье в составе Можайского муниципального района и Московской области (1 час). Площадь и состав сельского поселения «Порецкое». Символы села (герб, флаг). Население: численность, занятие. Площадь территории сельского поселения Порецкое – 41220га. Количество жителей, постоянно зарегистрированных на территории поселения, - 3624 человека. Административный центр – село Поречье.
Тема 1.2. . Географическое положение Поречья (1 час). Село поречье расположено в живописном месте Подмосковья на левом берегу реки Иночь (левый приток Москвы-реки).
Практическая работа: Анализ физических карт Московской области, Можайского района, определение географических координат, изображение символов Поречья.
Модуль 2. Культурно-исторические объекты (10часов)
Тема 2.1. Поречье и исторические личности (2 час). Первое письменное упоминание о Поречье относится к концу XVI века. По сведениям писцовых книг 1596-1598 годов, оно являлось старинной вотчиной Михаила Иванова сына Протопопова. Протопоповы принадлежали дворянскому роду. В 1690-х годах Поречье принадлежит Б.И.Прозоровскому. В 1740-х годах владельцами становятся Разумовские. В 1818 году владельцами Поречья становятся Уваровы. В 1922году по приказу Н.К.Крупской в усадьбе организуют городок имени Ленина – детский дом, который просуществовал до сентября 1941 года.
Практическая работа: Составление исторической хронологии Усадьбы Уваровых
Тема 2.2. Памятники истории и культуры. (2 часов). История строительства зданий Усадьбы. Дворцовый комплекс. Каретный двор. Скотный двор. Семенной корпус и оранжерея. Памятник К.Ф. Тюрмеру.
Экскурсия: Усадьба графа Уварова- жемчужина Подмосковья. Дворцовый комплекс впервые был построен здесь в конце XVIII века при Разумовских. Это был двухэтажный дом и два двухэтажных флигеля, объединявшиеся с ним низкими сводчатыми галереями. Восьмиколонные портики ионического ордера на уровне вторых этажей, завершавшиеся фронтонами на южном и северных фасадах, придавали зданию строгий и величественный вид. Дворец был достойным детищем своего времени, построенный в духе классицизма по проекту неизвестного архитектора неизвестными мастерами.
По сведениям «Путеводителя 1881г.» главный корпус сначала был деревянным. В Отечественную войну 1812 года дворцовый комплекс был сильно разрушен, что после смерти Л.К.Разумовского 1818 году С.С.Уваров, которому перешла усадьба, хотел разобрать дворец и флигели и построить вновь.
Дворец постройки 30-х годов просуществовал до 70-х годов XIX века. Хозяином стал А.С.Уваров и он перестроил дворец. Новые переделки коснулись в основном фасадов главного дома. В результате перестройки дворец получил тот архитектурный облик, который видим сейчас. Восстановление разрушенных в войну зданий производилось по проекту последней постройки.
Тема 2.3. Музеи Поречья. (4часа) Музей «Боевой Славы». Музей «Народного творчества». Музей «Фольклорная изба».
Тема 2.4. Братские захоронения в Поречье (2 часа) . Посещение мест, связанных с Великой Отечественной войной, мы считаем очень нужным и важным для каждого человека. Потому что это дань памяти нашим предкам, отдавших свою жизнь ради всех нас. На земле Порецкой пало в годы войны около 15000 советских воинов. Членами группы «Поиск» установлено 675 фамилий погибших воинов. 800 фамилий высечено на гранитных плитах.
Экскурсия: Знакомство с экспозициями музея «Боевой Славы». В музее есть экспозиция материалов, относящиеся к созданию группы «Поиск». Представлены итоги работы группы по установлению имён погибших на Порецкой земле воинов. Всего установлено более 800 фамилий (в то числе 675 – участниками группы «Поиск»), они высечены на мемориальных плитах двух братских захоронений села Поречье. Найдены семьи 377 погибших воинов, с ними была установлена связь, что дало возможность многим родственникам погибших солдат через много лет побывать на родных могилах
В 2003 году издана Книга Памяти Порецкого административного округа Можайского района, в которой собраны материалы о 594 воинах – наших земляках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.
Имеется отдельная экспозиция, посвящённая нашему земляку-герою Павлу Ивановичу Орлову, имя которого носит наша школа.
Экскурсия: Музей «Народного творчества» - один из достопримечательностей Поречья. Экспонаты, собранные в течение многих лет, представляют старинные предметы, образцы ручной работы, которые воссоздают картину русского быта прошлых веков. Старинные платья с тонким шитьём, ажурной вышивкой, расшитые рубашки, полотенца с узорами, салфетки сохранили до сего дня свежесть, красоту, изящество. Трудно оторвать взгляд от тонких кружев, подзоров, накидок. Удивляют глаз ткацкие станки, прялки, ручные мельницы, скалки, гребни, гладильные доски. В музее есть экспонаты, сохранившиеся от семьи графов Уварова. Конечно же изделия эти уникальны. Взять хотя бы частично сохранившуюся фигурку ангела.
В музее есть и совершенно удивительные изделия современных мастеров Поречья: глиняные игрушки, поющие свистульки, кухонные доски, картины природы и др.
Экскурсия: Музей «Фольклорная изба». Музей «Фольклорная изба» действует с 2005 года. В качестве экспонатов старинные предметы домашней утвари: утюги, глиняная посуда, старинные иконы и др. Большинство экспонатов изготовлены членами кружка «Народное творчество». В музее учащимися школы проводятся различные праздник: «Рождественские посиделки», «Масленица», «Русский быт», народные сказки.
Подготовка материалов для проекта.
Модуль 3. Природные объекты ( 16часов)
Тема 3.1. Разнообразие растений своей местности (6 часов). Дендрологический парк. Липовая аллея. Тюрмеровский лиственичный лес. Тепличный комплекс. Парк в Поречье был не только незаурядным произведением садово-паркового искусства, но и ботаническим садом, где проводили серьезные работы по акклиматизации и селекции декоративных растений. С 1853 года по 1892 год лесоразведением в Поречье руководил известный лесовод К.Ф.Тюрмер, приглашённый графом Уваровым из Германии. Под его руководством проводилось коренное переустройство парка и искусственное лесонасаждение. Сейчас на площади более тысячи гектаров в Порецком лесничестве стоит прекрасный тюрмеровский лес, составляющий гордость русского лесоводства.
Парк в основном состоит из липы, ели, пихты и лиственницы в возрасте 110-170 лет. Особенный интерес представляет расположенный в северной части парка, дендрологический участок, находящийся у дворцовых построек. Здесь сохранились редкие породы деревьев и кустарников. Наибольшую ценность в этом участке представляют экземпляры серого ореха, серебристого клёна, западной туи, даурской лиственницы, жёлтой и граболистной берёзы и других пород.
Ещё более интересным по многообразию древесно-кустарниковых пород представляет собой участок, расположенный в северной части парка – это так называемая дендрологическая школа, заложенная Тюрмером. Этот участок занят великолепной коллекцией местных и экзотических деревьев и кустарников. По изобилию видов деревьев и кустарников, растущих здесь, трудно найти что-либо подобное в пределах Московской области.
Экскурсия: Дендрологический парк в Поречье - незаурядное произведение садово-паркового искусства. Вековая липовая аллея. Здесь растут и хвойные: ели – сибирская, канадская, колючая, чёрная, серебристая; сосны – веймутова и горная; пихты – сибирская и бальзамическая; лиственницы – сибирская, европейская, даурская; кедр – европейский.
Из лиственных деревьев: вяз – гладкий и шершавый; клёны – татарский, серебристый, ясенелистный; тополя – белый, лавролистный, канадский бальзамический; берёзы – жёлтая и граболистная; ясень – обыкновенный; каштан – конский; ольха – рассеченнолистная и другие.
Из кустарников – свидина белая (дёрн белый), смородина альпийская, сирень венгерская, роза морщинистая, спирея изолистная, жимолость обыкновенная и татарская и другие.
Экскурсия: Лиственичный лес, высаженный искусственно Тюрмером в 1856 году - уникальный памятник природы. Искусственные массивы этого леса разместились вдоль берегов Иночи и Москвы-реки. Это первый в нашей стране истории лес, высаженный искусственно Тюрмером в 1856 году. Начинается он с.Поречья. Этот лес представляет собой уникальный памятник природы.
Тюрмер экспериментировал с различными типами смешения лесных культур: лиственница с сосной, лиственница с елью, сосна с елью. В настоящее время Тюрмеровские леса на площади 1128 га объявлены заказником. Они представляют большую научную и производственную ценность.
Тема 3.2. Водные объекты ( 10часов). Реки в окрестностях Поречья (Москва река, Иночь, Перебежка). Графский пруд. Лебединое озеро. Святой источник. Грибовский родник.
Экскурсия: Слияние реки Иночи и Москвы реки. Река Иночь начинается в Шаховском районе, в 10км от села Никольское. Протекая по лесной местности более 45 км и принимая большое количество ключей и ручьёв, впадает в Москву-реку у деревни Грибово, что в полутора километрах от Поречья. Длина – 45 км, площадь бассейна – 285км². Летом в верховьях река пересыхает на протяжении 10км. Река- равнинного типа. Питание преимущественно снеговое. Иночь замерзает в ноябре – начале декабря, вскрывается в конце марта – апреле.
Экскурсия: Графский пруд. Плотина на реке Иночь. Лебединое озеро. . Рядом с. Поречье на реке построена плотина для восстановления графского пруда.
Экскурсия: Святой источник. Грибовский родник. На левом берегу реки Иночь, в пределах парковой зоны располагается ещё одна из достопримечательностей природы – святой родник. Отдыхающих привлекает живописное место родника, имеются скамейки для отдыха, и конечно же чистая, прозрачная родниковая вода.
«Святой источник» был константинопольским сувениром. Он представлял собой перголу, внутри которой находился грот с образом Спаса Нерукотворного, копией с константинопольского. Перед гротом был устроен мраморный бассейн. От «Святого источника» открывался прекрасный вид на пруд.
Подготовка материалов для проекта.
Модуль 4. Рекреационные объекты (3 час).
Тема 4.1. Рекреационные объекты (3 час). Санаторий «Поречье». Детский оздоровительный лагерь «Поречье». Лечебные корпуса. Медицинский оздоровительный комплекс.
Экскурсия: Выявление оздоровительных и реабилитационных возможностей санатория и ДОЛ «Поречье».
Подготовка материалов для проекта.
Модуль 5. Подготовка и защита проектов (2 часа)
Учебно-тематический план «Родное Поречье»
№ п/п | Модуль изучения (раздел, тема)
| кол-во час. | Содержание (в том числе лабораторные, практические занятия, экскурсии, практикумы и др.) | Основные виды деятельности обучающихся
|
1. | Введение. | 1 | Беседа. Знакомство с целями и задачами программы. Значение и важность знаний о культуре и природе своего края. Объекты изучения - исторические, культурные, природные, рекреационные объекты своей местности. | Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют свою точку зрения. Поиск информации для проектной деятельности |
2. | Модуль 1. Общие сведения о родном крае. Тема 1.1. Поречье в составе Можайского муниципального района и Московской области. | 2 1 | Беседа. Площадь и состав сельского поселения «Порецкое». Символы села (герб, флаг). Население: численность, занятие. | Осуществляют расширенный поиск информации с использованием различных картографических , краеведческих источников и ресурсов Интернета. Сбор информации для проектной деятельности, консультации с учителем |
3. | Тема 1.2. . Географическое положение Поречья. | 1 | Беседа. Практическая работа: Анализ физических карт Московской области, Можайского района, определение географических координат, изображение символов Поречья. | Выполнение работы на контурной карте. Анализ различных карт Московской области. Составление визитной карточки нашего города |
4. | Модуль 2. Культурно-исторические объекты Тема 2.1. Поречье и исторические личности | 10 2 | Беседа. Первое письменное упоминание о Поречье. Практическая работа: Составление исторической хронологии Усадьбы Уваровых | Поиск интересной информации из Интернета. Подготовка сообщений. |
5. | Тема 2.2. Памятники истории и культуры. | 2 | Беседа. История строительства зданий Усадьбы. Дворцовый комплекс. Каретный двор. Скотный двор. Семенной корпус и оранжерея. Памятник К.Ф.Тюрмеру. Экскурсия: Усадьба графа Уварова- жемчужина Подмосковья. Подготовка материалов для проекта. | Осуществляют расширенный поиск информации с использованием различных картографических , краеведческих источников и ресурсов Интернета; Сбор информации для проектной деятельности, консультации с учителем |
6. | Тема 2.3. Музеи Поречья. | 4 | Презентация. Музей «Боевой Славы». Музей «Народного творчества». Музей «Фольклорная изба». Экскурсия: Знакомство с экспозициями музея «Боевой Славы». Экскурсия: Музей «Народного творчества» - один из достопримечательностей Поречья. Экскурсия: Музей «Фольклорная изба». Подготовка материалов для проекта. | Пополнение экспозиций музеев. Осуществляют расширенный поиск информации с использованием различных картографических , краеведческих источников и ресурсов Интернета. Составление фотовыставки. |
7. | Тема 2.4. Братские захоронения в Поречье. | 2 | Посещение мест, связанных с Великой Отечественной войной. Подготовка материалов для проекта. | Выпуск газеты «Отсюда начиналась Победа»- проектная деятельность Посещение памятников и захоронений. |
8. | Модуль 3. Природные объекты. Тема 3.1. Разнообразие растений своей местности. | 16 6 | Экскурсия: Дендрологический парк в Поречье - незаурядное произведение садово-паркового искусства. Вековая липовая аллея. Экскурсия: Лиственичный лес, высаженный искусственно Тюрмером в 1856 году - уникальный памятник природы. Подготовка материалов для проекта. | Составление презентации «Экзотические растения Порецкого парка». Наблюдение за сезонными изменениями растительности. |
9. | Тема 3.2. Водные объекты. | 10 | Экскурсия: Слияние реки Иночи и Москвы реки. Экскурсия: Графский пруд. Плотина на реке Иночь. Лебединое о Экскурсия: Святой источник. Грибовский родник. зеро. Подготовка материалов для проекта. | Проектная работа: по группам – выпуск фотогазеты «Наши родники» |
10. | Модуль 4. Рекреационные объекты. Тема 4.1. Рекреационные объекты. | 3 3 | Беседа. Презентация. Санаторий «Поречье». Детский оздоровительный лагерь «Поречье». Лечебные корпуса. Медицинский оздоровительный комплекс. Экскурсия: Выявление оздоровительных и реабилитационных возможностей санатория и ДОЛ «Поречье». Подготовка материалов для проекта. | Осуществляют расширенный поиск информации с использованием различных картографических, краеведческих источников и ресурсов Интернета; проблемно-ценностное общение |
11. | Модуль 5. Подготовка и защита проектов. | 2 | Подготовка и презентация проектов | Консультации с учителем, реализация проектов |
Список литературы:
1. Атлас. Московская область. Серия «Сферы». Авторы к.т.н. Колосова Н.Н., к.т.н. Чурилова Е.А.- М.: Просвещение, 2004.
2. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1 – 11классы / Сост. А.В.Енин. – М.: ВАКО, 2015. -288с.
3. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 7-8-9 классов Московской области. - М.: Изд. « Перо», 2012. – 288 с.
4. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье. 7-8-9 классы. Методическое пособие для учителей. - М.: Изд. «Селадо», 2012. – 208 с.
5. Дробнич ОА., Шармирн П.Н. Усадьба Поречье: Страницы истории. – М.:ЦТРК «Преображенское», 2003. – 208с.
6. Московская область. Можайский муниципальный район. Справочник. – Издание администрации Можайского муниципального района. Можайск, 2011. – 207с.
7. Садовников В.К. Родное Поречье. Сборник статей. – Можайск «Маленький город», 2005. – 100с.
8. Степанов П.В., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
9. Учебные материалы по географии Москвы и Московской области. 8-9 класс.- М.: Изд. МГУ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Программа внеурочной деятельности "Родное Поречье"
Программа внеурочной деятельности «Родное Поречье» в количестве 34 часа разработана в соответствии: - с Федеральным законом от ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...