курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"
рабочая программа (6 класс) на тему
курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_kl_kray_v_kot_ya_zhivu.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
- готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного курса. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы «Край в котором я живу» учащиеся познакомятся:
- с историей, традициями родного города, края;
- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;
- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
- будут иметь представление об архитектурных памятниках Чувашии и Ядринского района;
- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;
- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
2.Содержание учебного предмета:
Содержание | Форма организации | Вид деятельности |
Символика Чувашской Республики - 2 часа Герб, флаг и гимн Чувашской Республики и Ядринского района, города Ядрин | Просмотр видеоролика Рассказ о государственных символах Участие в республиканском конкурсе «Государственные символы» | Просматривают видеоролик, слушают гимн Чувашской Республики, Ядринского района Собирают информацию о создании символов Ядринского района, города Ядрин (авторы символов, где и когда приняты) Знакомятся с условиями республиканского конкурса Оформляют результаты исследовательской деятельности в виде проекта |
Мой город – 7 часов Расположение Чувашии, города Ядрин на карте История возникновения города и названия Ядрин Улицы города, в честь кого они названы Достопримечательности города Ядрин | Работа по карте Просмотр видеоролика Беседа Экскурсия в школьный музей Составление проекта | Знакомятся с названиями улиц, расположением домов Изучают исторические объекты, мемориальные доски Посещают школьный музей Оформляют результаты исследовательской деятельности в виде проекта |
Сезонные изменения в природе - 2 часа Погода нашей местности Влияние человека на погоду | Просмотр презентаций Беседа Викторина | Знакомятся с сезонными изменениями в природе Наблюдают явления и процессы природы Анализируют и оценивают воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах Участвуют в викторине |
Мир растений – 3 часа Растения Чувашской Республики и Ядринского района. Бережное отношение к растениям. Растения, занесенные в Красную книгу России (Чувашской Республики) | Беседа Иллюстрации с редкими видами растений Игры Составление проекта | Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализируют и оценивают ее содержание Определяют местонахождение растений и проводят наблюдения за ними Знакомятся с мерами профилактики заболеваний, вызываемых растениями Оформляют результаты исследовательской деятельности в виде проекта |
Мир животных – 5 часов Дикие и домашние животные. Животные, занесенные в Красную книгу России (Чувашской Республики). Птицы нашего края. Охрана рыбных богатств | Беседа Рисунки Викторина «Золотая рыбка» Составление проекта | Знакомятся с разнообразием родного края Изучают Красную книгу России, Красную книгу Чувашской Республики Участвуют в конкурсе рисунков, викторине Оформляют результаты исследовательской деятельности в виде проекта |
В царстве грибов – 1 час Грибы съедобные и ядовитые. Роль грибов в экосистеме | Беседа Просмотр презентации | Просматривают презентацию Знакомятся с муляжами грибов Изучают значение грибов в экосистеме Знакомятся с правилами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
Водоемы нашего края. – 1 час Реки нашей местности. Охрана водоемов | Иллюстрации различных пород и видов обитателей вод Работа с картой | Знакомятся с различными породами и видами обитателей вод Определяют местонахождение рек и водоемов Формируют эстетическое отношение к водным ресурсам |
Подземные богатства – 1 час Поверхность нашего края. Подземные богатства края, их охрана | Просмотр видеоролика Беседа | Просматривают видеоролик, знакомятся с природными богатствами нашего края Изучают коллекцию минералов |
Экология нашего края. – 3 часа Понятие экологии Правила экологической безопасности. Заповедники и заказники Чувашской Республики и Ядринского района. | Беседа Чтение сказок Дискуссия Составление проекта Участие в экологической акции | Формируют эстетическое отношение к объектам окружающей природы Определяют местоположения достопримечательностей природы (уникальных и других видов растений, мест гнездования птиц, геологических обнажений и др.) и проводят наблюдения за ними; Изучают состояние охраняемых объектов природы с целью контроля над соблюдением и выполнением норм природоохранного законодательства на территории республики; Изучают источники загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха и экологических последствий деятельности человека (образование оврагов, оползневые процессы, заболачивание и др.). |
Жители моего города – 3 часа Народы моей республики. Традиционные праздники Традиционный чувашский костюм. Писатели и поэты нашего края | Беседа Конкурс знатоков Работа с демографическими данными Чтение стихов и рассказов | Изучают национальный состав Чувашии, анализируют, делают выводы Рассказывают о традиционных праздниках в родном городе, селе Изучают вышивку и составляющие элементы чувашского национального костюма Изучают биографию писателей и поэтов Ядринского района Читают стихи и рассказы земляков |
Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей! – 7 часов Мораль и нравственность в прошлом и настоящем Наш край в годы Великой Отечественной войны | Беседа Конкурсы рисунков и сочинений Посещение центральной библиотеки Встреча с ветеранами Вов Участие в акциях Чтение рассказов о героях-земляках Просмотр видеофильма Конкурс презентаций | Знакомятся с художественной литературой о Вов, рассказы о героях-земляках Встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, оказывают им поддержку Посещают памятники, изучают мемориальные доски, историю их установления Участвуют в викторине, конкурсах, акциях Просматривают видеофильмы Оформляют результаты исследовательской деятельности в виде презентации («Герои ВОВ Ядринского района» «Знаменитые уроженцы Ядринского района») |
3. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
Символика Чувашской Республики | ||
1 | С чего начинается Родина? Государственная символика Чувашской Республики | 1 |
2 | Символика Ядринского района и города Ядрин | 1 |
Мой город. | ||
3 | Моя республика, мой город на карте. Работа по карте РК | 1 |
4 | История возникновения г.Ядрин. Путешествие в историю своего города | 1 |
5 | Экскурсия в школьный музей. | 1 |
6 | Конкурс рисунков «Мой город». | 1 |
7 | «Улицы моего города» | 1 |
8 | Памятники и достопримечательности моего города»; | 1 |
9 | Проект «Мой город» | 1 |
Сезонные изменения в природе | ||
10 | Погода нашей местности | 1 |
11 | Викторина "Сезонные изменения в природе". | 1 |
Мир растений | ||
12 | Растения вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным. | 1 |
13 | Растения внесенные в Красную Книгу РК | 1 |
14 | Растения Чувашии. Проект | 1 |
Мир животных | ||
15 | Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных. | 1 |
16 | Животные внесенные в Красную Книгу РК | 1 |
17 | Птицы нашего края. (рисунки) | 1 |
18 | Охрана рыбных богатств. Викторина. Золотая рыбка | 1 |
19 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
В царстве грибов | ||
20 | В царстве грибов | 1 |
Водоемы нашего края. | ||
21 | Реки нашей местности. Охрана водоемов | 1 |
Подземные богатства | ||
22 | Поверхность нашего края. Подземные богатства края, их охрана | 1 |
Экология нашего края. | ||
23 | Чтение экологических сказок. Правила экологической безопасности. Экология нашего края. | 1 |
24 | Заповедники и заказники Чувашской Республики и Ядринского района. | 1 |
25 | Конкурс «Знаешь ли ты свой край?» | 1 |
Жители моего города | ||
26 | Народы моей республики. Дружеское отношение к людям разных национальностей. Традиционные праздники | 1 |
27 | Проект «Чувашский национальный костюм» | 1 |
28 | Писатели и поэты нашего края. | 1 |
Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей! | ||
29 | Каким бы хотел видеть родной край в будущем. Конкурсы рисунков и сочинений | 1 |
30 | Посещение центральной библиотеки. | 1 |
31 | Знаем ли мы свой край? Викторина | 1 |
32 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. Чтение рассказов о героях-земляках. | 1 |
33 | Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!» | 1 |
34 | Просмотр видеофильма о Чувашской Республике. | 1 |
35 | Конкурс презентаций о нашем крае. Защита проектов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).
Сегодня я хотела бы вспомнить о том, что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято говорить, о волонтёрской деятельности...
Проект«Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию « Я - гражданин России» в 5 классе»
Данный проект разработан для учащихся 5 класса. Станет большим подспорьем для классных руководителей в 5-6 классах общеобразовательныо школы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственного воспитания"
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить...
Музейный урок по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры» «Сказочный музей» ( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Да. Региональный компонент )
Музейный урок по курсу внеурочной деятельности«Основы духовно-нравственной культуры»«Сказочный музей»( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Дарегиональный к...
Внеурочная деятельность Направление «Духовно-нравственное воспитание» «Грамматика нравственности (уроки нравственности русской и зарубежной литературы)»
Рабочая программа "Грамматика нравственности"...
Программа внеурочное деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Я и мое Отечество"
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависи...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...