План-конспект интегрированного урока по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".5 класс.(ФГОС)
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Богданова Нина Николаевна

План-конспект интегрированного урока в 5 классе по произведению Виктора Астафьева "Васюткино озеро". Данный урок - коллективная работа учителей литературы, географии, ОБЖ и педагога-психолога. Урок - игра-путешествие по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока73 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект интегрированного урока

 (литература, география, ОБЖ, психология)

по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро». 5 класс (ФГОС).

Тема: Энциклопедия выживания..

         Тип урока: интегрированный литературы, географии и ОБЖ.

        Урок получения и  закрепления знаний, совершенствования умений и навыков.

Цели и задачи:

-) литература:

- познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности;

- развивать навык самостоятельной работы с текстом;

- выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения;

- учить умению работать с текстом и дополнительной литературой;

- совершенствовать речевые умения путём подготовки сообщений,

- развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, творческие способности;

-) география: 

 использование литературного произведения для реализации задач по формированию предметных (географических) знаний и умений:

 - расширить представление о сибирской тайге (как самой большой составляющей природной зоны лесов России);

- закреплять умение определять стороны горизонта, определять по карте исток и устье реки, определять географические координаты;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (зависимость изображения объекта на карте от размеров объекта и масштаба карты);

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе, здоровый образ жизни, экологическую культуру;

- воспитывать чувство коллективизма, дружбу и товарищество (при выполнении заданий в парах, группах);

-) ОБЖ:

- раскрыть правила безопасного поведения в условиях автономного существования в тайге с помощью изучения произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро»;

- учить находить выход из трудной ситуации, воспитывать готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.

Формирование УУД:

Личностные:

- овладение  определённой суммой знаний и умений, навыками их применения в различных  ситуациях; осознание необходимости владения знаниями о природе своей страны, осознание своего участия в охране природы;

-  умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные:

- осуществлять поиск необходимой информации,

- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Необходимое техническое  оборудование и образовательные ресурсы: 

- ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- компасы (на группу),   рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро»,  географические атласы (физическая карта России, карта природных зон России) (у каждого), фрагмент контурной карты Средней Сибири (на каждую группу), флипчарт (презентация-сопровождение по географии)

Предварительная подготовка: самостоятельное чтение рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Структура и ход урока:

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организация начала урока.

Приветствует ребят, объявляет о необычном уроке.

Знакомит с условиями (правилами) урока-путешествия.

Приветствуют учителей, проверяют по группам готовность к уроку. Слушают условия (правила).

2. Станция «Литературная».

(Проводит учитель русского языка и литературы).

Сегодня мы завершаем изучение рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро».

В конце урока попытаемся ответить на такой вопрос: Можно ли назвать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» - энциклопедией жизни в тайге?

-Найдите главные слова в теме, которые будут определять нашу работу в поисках ответа.

-Что такое энциклопедия?

Вы разделились на 3 бригады: охотники, лесники, рыболовы. Хочу напомнить вам правила работы в группе (раздать памятки). За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. Так мы выявим самых внимательных, активных и дружных.

Ваши ответы вы будете стараться строить согласно еще одной нашей памятке, «Правило «5 П».

Итак, перед вами портрет автора рассказа. Запомните это лицо – вы ещё неоднократно встретитесь в течение изучения литературы с произведениями В. Астафьева.

Итак, первая станция

« Литературная». Каждая бригада

получает задание, которое лежит на столах.

Бригада « Охотники».

Определить жанр произведения. Своё мнение обосновать.

Бригада « Лесники».

Доказать, что произведение носит автобиографический характер.

Бригада « Рыболовы»

Можно ли данное произведение назвать « робинзонадой»?

Молодцы! Все прекрасно справились с заданием, и каждая команда получает по жетону.

Переходим на следующую станцию.

Учащиеся находят ключевое слово и комментируют.

Учащиеся знакомятся с памятками и правилами 5П.,

слушают задание, которое должны выполнить.

Учащиеся работают в группах, пользуясь различными справочными материалами

(литературоведческий словарь, словарь иностранных слов, учебник по литературе 5 класса) доказывая, обосновывая, аргументируя свою точку зрения.

3. Станция «Краеведы».

(Проводит учитель географии).

1). Приветствие. Мотивация в ходе  вводной беседы. (флипчарт на ИАД)

 - Словарная работа: что означает слово «краеведение»? Был ли главный герой рассказа настоящим краеведом? Почему вы так думаете?

- Где происходят события рассказа: предлагаю рассмотреть на экране картины природы и соотнести их к месту событий в рассказе (флипчарт на ИАД)

Подводит к определению понятия «тайга», отличительным признакам природной зоны.

Слушают. Участвуют в беседе; высказывают свою точку зрения.

Выполняют в группах задание №1 (см. маршрутную карточку-1): соотносят картины природы на экране к прочитанному.

Выполнившие первыми – отвечают, другие группы (бригады) дополняют.

За правильные ответы (выполненные задания) получают жетоны.

2). Задаёт вопрос: «На берегах какой реки происходят события в рассказе?»

Просит найти на карте России в атласе р.Енисей и правильно её показать от истока к устью.

Задаёт проблемный вопрос: «Может ли река служить ориентиром?»

Предлагает вспомнить способы ориентирования: (слайд флипчарта «Способы ориентирования»). Инструктаж к выполнению задания:

рассмотреть каждое изображение, на маршрутных карточках (№2) подписать известные способы ориентирования, в последнем столбике поставить «+», если Васютка мог этим способом воспользоваться.

- Проверка выполнения задания.

Слушают, отвечают.

Работают с картой, на ИАД показывают реку.

Слушают, рассуждают. Отвечают.

После инструктажа выполняют задание в группах. (Кто быстрее и точнее). О готовности сигналят своим цветным флажком.

Если есть вопросы по заданию, сигналят флажком «SOS».

Физминутка.

(двигательные упражнения+проверка внимания+закрепление пространственного

мышления)

Объяснение: физминутка называется «Руки-стрелки».

У каждой группы на столе – компас.

Задание: сориентируйте компас.

Все встаньте лицом к северу. Исходное положение – руки вдоль туловища, далее они будут выполнять роль «стрелок».

Учитель  ««руководит» компасом»:

- правая рука – на север, левая – на запад;

- правая  - на восток, левая – на юг и т.д.

Группы ориетируют компасы на столах, принимают исходное положение. Выполняют движения руками по команде учителя.

3). «Живая природа в рассказе» - инструктаж по выполнению задания №3: (флипчарт ИАД).

1 группа – вспомнить и записать в карточке названия птиц, которые встречаются в рассказе, попытаться разделить их на группы, группы назвать.

2 группа - вспомнить и записать в карточке названия рыб, которые встречаются в рассказе; подумать и подчеркнуть, какие из них встречаются в наших водоёмах.

3 группа – вспомнить и записать, какие растения упоминает автор в своём рассказе, какие из них помогали Васютке в трудные минуты скитаний по тайге. Как помогали?

-) Проверка выполнения заданий каждой группой. (Опора – флипчарт).

Учитель комментирует ответы. Выдаёт жетоны.

Каждая группа выполняет задание на карточке.

О готовности сигналят своим цветным флажком.

Если есть вопросы по заданию, сигналят флажком «SOS».

Отвечающая группа при ответах использует картинки с флипчарта.

Другие группы слушают, исправляют, дополняют.

4). Задаёт вопросы: «Как называется рассказ? Есть ли это озеро на карте? На карте нашего атласа можно его показать? Почему?»

Подводит к выполнению задания «Масштаб»(флипчарт).

Обращает внимание на последние предложения в рассказе (как «выглядит» озеро на картах разных масштабов).

Благодарит за работу на станции. Выдаёт жетоны. Представляет следующую станцию («Робинзоны»

Слушают, отвечают.

В группах выполняют задание по соотнесению предложенных численных масштабов к группам.

Выполнившие первыми направляют представителя от своей группы к ИАД.

Остальные – смотрят, проверяют, комментируют.

Находят в тексте, зачитывают, соотносят к выполненному заданию.

4. Станция «Робинзоны».

(Проводит учитель ОБЖ).

Вступительные слова: «В рассказе описывается история выживания мальчика Васи в условиях автономного выживания в тайге. Мальчик обладал довольно богатым опытом выживания, знания он получил от родителей, знакомых рыбаков. В рассказе много примеров фраз, высказываний. примет,  в которых есть эти  знания. Я предлагаю вам вспомнить эти фразы.

Рассказ «Васюткино озеро» можно использовать в качестве учебного пособия по основам выживания в природе.  Многое что знал Васютка  входит в энциклопедии, инструкции по выживанию. Предлагаю вам составить свои памятки по нескольки основным разделам знаний для выживания в природе.

Подведение итогов выполнения заданий. Отметить точные и подробные ответы учащихся.  

Задание 1 В группах учащиеся выполняют задание «Закончи фразу» (на листе записано начало фразы из рассказа , из предложенного списка выбрать вторую часть)

Задание 2 Каждой группе предлагается  используя текст рассказа составить памятку в которой записаны знания, приемы поведения необходимые человеку для выживания в условиях автономного выживания в тайге.  Памятки «Как развести костер и сохранить огонь», «Как организовать ночлег в лесу», «Как приготовить и сохранить  еду», «Приметы погоды»

5. Станция «Психологи».

Давайте мы с вами попробуем посмотреть, как психология связана с данным произведением.

Ответьте на вопрос: Кто такой психолог? Что он делает?

   Вот и мы с вами сейчас превратимся в психологов и попробуем определить, что же чувствовал главный герой Васютка на протяжении всего произведения.

  Опишите от имени Васютки его состояние, когда он заблудился и как он преодолел свой страх.

Вы читали, наблюдали за жизнью Васютки подберите прилагательные, характеризующие какой он.

    Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера.

Ребята, чему научились мы у Васютки?

 Какие рекомендации как психологи вы дадите тем, кто попал в трудную ситуацию?

Слушают, рассуждают. Отвечают.

Таблица эмоций

Слушают, рассуждают. Отвечают.

Участвуют в беседе; высказывают свою точку зрения.

Составление рекомендаций

6.  Итог урока.

    Рефлексия.

Организует работу по группам по составлению ПАМЯТКИ.

Организует презентацию детских работ (ПАМЯТОК)

Каждая бригада составляет памятки:

1 бригада: « Что необходимо взять с собой в лес»

2 бригада: « Как вести себя в лесу, чтобы не заблудиться»

3 бригада: Твои действия, если ты заблудился»

Защита памяток. Презентация ПАМЯТОК. Оценивание деятельности на уроке самими учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

"..страшное в жизни часто начинается очень просто" урок по рассказу Астафьева "Васюткино озеро"

Заключительный урок по рассказу Астафьева " Васюткино озеро" в 5 классе по программе В.Я.Коровиной...

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

План-конспект открытого интегрированного урока по физической культуре и музыке, для учащихся 9 класса

Формирование навыков: строевых элементов на месте и в движении; коллективного пения в движении и на месте, выполнение физических упражнений в разных темпах и ритмах музыкального сопровождения. С...

План-конспект к интегрированному логопедическому занятию и уроку "Мир природы и человека"

Конспект составлен для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости....