План-конспект интегрированного урока по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".5 класс.(ФГОС)
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
План-конспект интегрированного урока в 5 классе по произведению Виктора Астафьева "Васюткино озеро". Данный урок - коллективная работа учителей литературы, географии, ОБЖ и педагога-психолога. Урок - игра-путешествие по станциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект интегрированного урока
(литература, география, ОБЖ, психология)
по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро». 5 класс (ФГОС).
Тема: Энциклопедия выживания..
Тип урока: интегрированный литературы, географии и ОБЖ.
Урок получения и закрепления знаний, совершенствования умений и навыков.
Цели и задачи:
-) литература:
- познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности;
- развивать навык самостоятельной работы с текстом;
- выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения;
- учить умению работать с текстом и дополнительной литературой;
- совершенствовать речевые умения путём подготовки сообщений,
- развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, творческие способности;
-) география:
использование литературного произведения для реализации задач по формированию предметных (географических) знаний и умений:
- расширить представление о сибирской тайге (как самой большой составляющей природной зоны лесов России);
- закреплять умение определять стороны горизонта, определять по карте исток и устье реки, определять географические координаты;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (зависимость изображения объекта на карте от размеров объекта и масштаба карты);
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе, здоровый образ жизни, экологическую культуру;
- воспитывать чувство коллективизма, дружбу и товарищество (при выполнении заданий в парах, группах);
-) ОБЖ:
- раскрыть правила безопасного поведения в условиях автономного существования в тайге с помощью изучения произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро»;
- учить находить выход из трудной ситуации, воспитывать готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.
Формирование УУД:
Личностные:
- овладение определённой суммой знаний и умений, навыками их применения в различных ситуациях; осознание необходимости владения знаниями о природе своей страны, осознание своего участия в охране природы;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные:
- осуществлять поиск необходимой информации,
- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
- умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Необходимое техническое оборудование и образовательные ресурсы:
- ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- компасы (на группу), рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро», географические атласы (физическая карта России, карта природных зон России) (у каждого), фрагмент контурной карты Средней Сибири (на каждую группу), флипчарт (презентация-сопровождение по географии)
Предварительная подготовка: самостоятельное чтение рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Структура и ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организация начала урока. | Приветствует ребят, объявляет о необычном уроке. Знакомит с условиями (правилами) урока-путешествия. | Приветствуют учителей, проверяют по группам готовность к уроку. Слушают условия (правила). |
2. Станция «Литературная». (Проводит учитель русского языка и литературы). | Сегодня мы завершаем изучение рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро». В конце урока попытаемся ответить на такой вопрос: Можно ли назвать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» - энциклопедией жизни в тайге? -Найдите главные слова в теме, которые будут определять нашу работу в поисках ответа. -Что такое энциклопедия? Вы разделились на 3 бригады: охотники, лесники, рыболовы. Хочу напомнить вам правила работы в группе (раздать памятки). За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. Так мы выявим самых внимательных, активных и дружных. Ваши ответы вы будете стараться строить согласно еще одной нашей памятке, «Правило «5 П». Итак, перед вами портрет автора рассказа. Запомните это лицо – вы ещё неоднократно встретитесь в течение изучения литературы с произведениями В. Астафьева. Итак, первая станция « Литературная». Каждая бригада получает задание, которое лежит на столах. Бригада « Охотники». Определить жанр произведения. Своё мнение обосновать. Бригада « Лесники». Доказать, что произведение носит автобиографический характер. Бригада « Рыболовы» Можно ли данное произведение назвать « робинзонадой»? Молодцы! Все прекрасно справились с заданием, и каждая команда получает по жетону. Переходим на следующую станцию. | Учащиеся находят ключевое слово и комментируют. Учащиеся знакомятся с памятками и правилами 5П., слушают задание, которое должны выполнить. Учащиеся работают в группах, пользуясь различными справочными материалами (литературоведческий словарь, словарь иностранных слов, учебник по литературе 5 класса) доказывая, обосновывая, аргументируя свою точку зрения. |
3. Станция «Краеведы». (Проводит учитель географии). | 1). Приветствие. Мотивация в ходе вводной беседы. (флипчарт на ИАД) - Словарная работа: что означает слово «краеведение»? Был ли главный герой рассказа настоящим краеведом? Почему вы так думаете? - Где происходят события рассказа: предлагаю рассмотреть на экране картины природы и соотнести их к месту событий в рассказе (флипчарт на ИАД) Подводит к определению понятия «тайга», отличительным признакам природной зоны. | Слушают. Участвуют в беседе; высказывают свою точку зрения. Выполняют в группах задание №1 (см. маршрутную карточку-1): соотносят картины природы на экране к прочитанному. Выполнившие первыми – отвечают, другие группы (бригады) дополняют. За правильные ответы (выполненные задания) получают жетоны. |
2). Задаёт вопрос: «На берегах какой реки происходят события в рассказе?» Просит найти на карте России в атласе р.Енисей и правильно её показать от истока к устью. Задаёт проблемный вопрос: «Может ли река служить ориентиром?» Предлагает вспомнить способы ориентирования: (слайд флипчарта «Способы ориентирования»). Инструктаж к выполнению задания: рассмотреть каждое изображение, на маршрутных карточках (№2) подписать известные способы ориентирования, в последнем столбике поставить «+», если Васютка мог этим способом воспользоваться. - Проверка выполнения задания. | Слушают, отвечают. Работают с картой, на ИАД показывают реку. Слушают, рассуждают. Отвечают. После инструктажа выполняют задание в группах. (Кто быстрее и точнее). О готовности сигналят своим цветным флажком. Если есть вопросы по заданию, сигналят флажком «SOS». | |
Физминутка. (двигательные упражнения+проверка внимания+закрепление пространственного мышления) | Объяснение: физминутка называется «Руки-стрелки». У каждой группы на столе – компас. Задание: сориентируйте компас. Все встаньте лицом к северу. Исходное положение – руки вдоль туловища, далее они будут выполнять роль «стрелок». Учитель ««руководит» компасом»: - правая рука – на север, левая – на запад; - правая - на восток, левая – на юг и т.д. | Группы ориетируют компасы на столах, принимают исходное положение. Выполняют движения руками по команде учителя. |
3). «Живая природа в рассказе» - инструктаж по выполнению задания №3: (флипчарт ИАД). 1 группа – вспомнить и записать в карточке названия птиц, которые встречаются в рассказе, попытаться разделить их на группы, группы назвать. 2 группа - вспомнить и записать в карточке названия рыб, которые встречаются в рассказе; подумать и подчеркнуть, какие из них встречаются в наших водоёмах. 3 группа – вспомнить и записать, какие растения упоминает автор в своём рассказе, какие из них помогали Васютке в трудные минуты скитаний по тайге. Как помогали? -) Проверка выполнения заданий каждой группой. (Опора – флипчарт). Учитель комментирует ответы. Выдаёт жетоны. | Каждая группа выполняет задание на карточке. О готовности сигналят своим цветным флажком. Если есть вопросы по заданию, сигналят флажком «SOS». Отвечающая группа при ответах использует картинки с флипчарта. Другие группы слушают, исправляют, дополняют. | |
4). Задаёт вопросы: «Как называется рассказ? Есть ли это озеро на карте? На карте нашего атласа можно его показать? Почему?» Подводит к выполнению задания «Масштаб»(флипчарт). Обращает внимание на последние предложения в рассказе (как «выглядит» озеро на картах разных масштабов). Благодарит за работу на станции. Выдаёт жетоны. Представляет следующую станцию («Робинзоны» | Слушают, отвечают. В группах выполняют задание по соотнесению предложенных численных масштабов к группам. Выполнившие первыми направляют представителя от своей группы к ИАД. Остальные – смотрят, проверяют, комментируют. Находят в тексте, зачитывают, соотносят к выполненному заданию. | |
4. Станция «Робинзоны». (Проводит учитель ОБЖ). | Вступительные слова: «В рассказе описывается история выживания мальчика Васи в условиях автономного выживания в тайге. Мальчик обладал довольно богатым опытом выживания, знания он получил от родителей, знакомых рыбаков. В рассказе много примеров фраз, высказываний. примет, в которых есть эти знания. Я предлагаю вам вспомнить эти фразы. Рассказ «Васюткино озеро» можно использовать в качестве учебного пособия по основам выживания в природе. Многое что знал Васютка входит в энциклопедии, инструкции по выживанию. Предлагаю вам составить свои памятки по нескольки основным разделам знаний для выживания в природе. Подведение итогов выполнения заданий. Отметить точные и подробные ответы учащихся. | Задание 1 В группах учащиеся выполняют задание «Закончи фразу» (на листе записано начало фразы из рассказа , из предложенного списка выбрать вторую часть) Задание 2 Каждой группе предлагается используя текст рассказа составить памятку в которой записаны знания, приемы поведения необходимые человеку для выживания в условиях автономного выживания в тайге. Памятки «Как развести костер и сохранить огонь», «Как организовать ночлег в лесу», «Как приготовить и сохранить еду», «Приметы погоды» |
5. Станция «Психологи». | Давайте мы с вами попробуем посмотреть, как психология связана с данным произведением. Ответьте на вопрос: Кто такой психолог? Что он делает? Вот и мы с вами сейчас превратимся в психологов и попробуем определить, что же чувствовал главный герой Васютка на протяжении всего произведения. Опишите от имени Васютки его состояние, когда он заблудился и как он преодолел свой страх. Вы читали, наблюдали за жизнью Васютки подберите прилагательные, характеризующие какой он. Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Ребята, чему научились мы у Васютки? Какие рекомендации как психологи вы дадите тем, кто попал в трудную ситуацию? | Слушают, рассуждают. Отвечают. Таблица эмоций Слушают, рассуждают. Отвечают. Участвуют в беседе; высказывают свою точку зрения. Составление рекомендаций |
6. Итог урока. Рефлексия. | Организует работу по группам по составлению ПАМЯТКИ. Организует презентацию детских работ (ПАМЯТОК) | Каждая бригада составляет памятки: 1 бригада: « Что необходимо взять с собой в лес» 2 бригада: « Как вести себя в лесу, чтобы не заблудиться» 3 бригада: Твои действия, если ты заблудился» |
Защита памяток. Презентация ПАМЯТОК. Оценивание деятельности на уроке самими учащимися. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
"..страшное в жизни часто начинается очень просто" урок по рассказу Астафьева "Васюткино озеро"
Заключительный урок по рассказу Астафьева " Васюткино озеро" в 5 классе по программе В.Я.Коровиной...
План – конспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе «История родного края в цифрах и задачах».
план-коспект интегрированного урока по математике и истории...
План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"
Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....
План-конспект открытого интегрированного урока по физической культуре и музыке, для учащихся 9 класса
Формирование навыков: строевых элементов на месте и в движении; коллективного пения в движении и на месте, выполнение физических упражнений в разных темпах и ритмах музыкального сопровождения. С...
План-конспект к интегрированному логопедическому занятию и уроку "Мир природы и человека"
Конспект составлен для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости....