Программа факультативного курса по географии «Экосфера – дом, в котором мы живём! »
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Изменения, происходящие на нашей планете, требуют отображения их в современном содержании образования. Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в то же время соответствовать возможностям школы.
Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида.
Одной из основных задач образования сегодня является научить обучающегося самостоятельно творчески мыслить, структурировать и передавать информацию другим. В связи с этим мною был разработан факультативный курс «Экосфера – дом, в котором мы живём!» предусматривающий обстоятельное изучение экологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях, выявляющий причины их возникновения, а также пути решения и меры профилактики.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, адресована учащимся 8 классов.
Ключевые слова: ценности, ценностное отношение, экогуманизм, культурно-экологический подход, географический факультатив, устойчивое развитие, география и экология родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса по географии
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, адресована учащимся
8 классов
«Экосфера – дом, в котором мы живём! »
«Мы столь радикально изменяли нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя».
Винер Норберт (1894-1964) – американский математик, «отец кибернетики».
Пояснительная записка
Изменения, происходящие на нашей планете, требуют отображения их в современном содержании образования. Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в то же время соответствовать возможностям школы.
Новое содержание образования должно быть ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида.
Одной из основных задач образования сегодня является научить обучающегося самостоятельно творчески мыслить, структурировать и передавать информацию другим. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате самостоятельной деятельности обучающихся, происходит овладение ими знаниями, умениями и навыками, которые способствуют в дальнейшем его самореализации и самоуправления.
Поэтому в наше время особую актуальность приобретает проблема развития умений критического мышления. Программа разработана для того, чтобы воспитать у подростков ценностное отношение к своему родному краю на основе изучения его культурологических особенностей и экологических проблем, научиться сохранять и оберегать природу и экологию своей местности, объекты природного и культурного наследия. Психолого – педагогической основой построения модуля стали идеи геоэкологического образования, личностно – ориентированного обучения, идеи гуманизации, экологизации, идеи устойчивого развития, рационального использования, культурологического и компетентсного подхода, а также технология критического мышления.
Факультативный курс «Экосфера – дом, в котором мы живём!» предусматривает обстоятельное изучение экологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях, выявление причин их возникновения, а также пути решения и меры профилактики.
Ключевые слова: ценности, ценностное отношение, экогуманизм, культурно-экологический подход, географический факультатив, устойчивое развитие, география и экология родного края
Цель курса – формирование ценностного отношения учащихся к родному краю.
Задачи курса:
- развить интерес к вопросам географии и экологии родного края;
- оказать важнейшие нравственные ориентиры углубить нравственные знания учащихся по изучению экологических проблем родного края;
- воспитать чувство любви и уважения к историческому прошлому родного края, бережное отношение к уникальным объектам его природы, истории и культуры;
- сформировать активную жизненную позицию в решении важнейших нравственно – экологических проблем родного края;
- развить навыки интеллектуальной и исследовательской деятельности по изучению экологических проблем, культуры, истории родного края.
Программа основывается на ряде принципов, определяющих особенности отбора и структурирования материала, последовательность и методы изучения.
- Экогуманистический принцип-реализует идеи о взаимной связи человека с природой, ориентирует на активную созидательную природопользовательскую деятельность, реализует коэволюционную стратегию устойчивого развития природы и общества.
- Принцип интеграции раскрывает процесс и результат объединения междисциплинарного содержания об экологических проблемах родного края через различные аспекты его изучения: научно-географический, экологический, личностно-деятельностный и др.
- Принцип проблемности ориентирует на изучение экологических проблем родного края с использованием технологии развития критического мышления.
- Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Результаты освоения курса:
Личностные: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Метапредметные:
- Освоение экогуманистических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения;
- формирование универсальных учебных действий способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выявлять экологическую проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать, из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Предметные:
- понимание роли и места экологической культуры в решении современных экологических проблем;
- понимание личностных смыслов и социальной значимости изучения экологических проблем от общего к частному;
- проектирование путей улучшения экологической ситуации;
- освоение приемов адекватного поведения в окружающей среде.
Основное содержание курса
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности |
8 класс | |||
Раздел 1. На пути к экологической ответственности | 5 | ||
1. | Экологическая ответственность в системе моих ориентиров. | 1 | Интерактивная беседа «Природа не прощает ошибок», решение проблемной ситуации, «Поясните цитату» «Афоризмы об экологической ответственности». |
2. | Истоки экологической ответственности. Уроки предков. | 1 | «Что это…» (своеобразный «черный ящик») |
3. | Этика ответственности и экологические проблемы: от изменений в себе к изменению мира. | 1 | Фотовыставка «Экологическая безответственность: на краю бездны» |
4. | Экологические проблемы Родины-сфера моей личной ответственности. | 1 | «Инсерт», «Синквейн», Эссе «Необходима ли нам экологическая ответственность?» |
5. | Защита проектов. | 1 | Проект «Экологические проблемы родного края» |
Раздел 2. «Экологическая ответственность: от осмысления к решению» | 8 | ||
6. | Сущность, причины и последствия экологических ситуаций и проблем. | 1 | «Фишбоун» «Экология моего дома» |
7. | История экологических проблем. | 1 | Таблица «Что? Где? Когда?» «Хочу всё знать!» |
8. | Экологические формы хозяйствования предков. | 1 | «Бортовой журнал» «Отношение к природе малых народов России» |
9. | Методы решения экологических проблем-понять проблему, значит, её решить. | 1 | «Идеал» «Помоги себе сам!» |
10. | Формы решения экологических проблем-это мне по силам! | 1 | Дискуссия «Сохраняем природу-охраняем Родину» |
11. | Качество жизни населения России. | 1 | «Шесть шляп мышления» «Человек дитя, господин или партнёр природы?» |
12. | Урбанизация через призму экоответственности. Среда обитания и здоровье россиян. | 1 | Дискуссия «Причины экологических проблем городов» |
13. | Защита проектов | 1 | Проект «Экополис моей мечты». |
Раздел 3. Экологическая ответственность: от решения к действию | 13 | ||
14. | Антропогенные формы рельефа: уродливые шрамы на теле нашей страны. | 1 | Фотовыставка «Уголки природы родного края» |
15. | Истощение ресурсов Родины: безответственное отношение или закономерность. | 1 | Дискуссия «Богатство «сокровищ» русской земли», «Природные ресурсы не вечны-что мы оставим после себя?» |
16. | От знания к решению. | 1 | Приём «Кубик» «С заботой о богатствах Родины» |
17. | Изменение климата России. | 1 | Эссе «Русский климат и русский характер» |
18. | Качество внутренних вод и наше благополучие. Ответственное решение. | 1 | Конференция «Качество воды-залог здоровья» |
19. | Деградация почв и проблема продовольствия. | 1 | Метод мозгового штурма «Русский чернозём. Сохраним вместе?» |
20. | Проблемы ландшафтов моей страны и края. | 1 | Дискуссия «Эффект бумеранга» |
21. | Проблемы природопользования: от безответственности к устойчивому развитию. | 1 | Кластер «Экологические кризисы и революции» |
22. | Прибыль или благополучие народа. | 1 | Прием «Толстые и тонкие вопросы» «Технологии на страже природы» |
23. | Вторсырьё с позиции экологической ответственности. | 1 | Эссе «Мой адрес-микрорайон «Здоровье» |
24. | Лес-наша общая забота. | 1 | Метод мозгового штурма «Промышленные отходы: в поисках эффективных технологий» |
25. | Экологизация автотранспорта: моя позиция и прогноз. | 1 | Фишбоун «Экологические проблемы транспорта» |
26. | Защита проектов | 1 | Проекты: «Скажем нет ! парниковому эффекту», «Легкие планеты» |
Раздел 4. Экологическая ответственность: от оценки к прогнозу и управлению | 8 | ||
27. | Наследие моей Родины: изучаем, сохраняем, отвечаем. | 1 | Прием «Перепутанные логические цепочки» «Эстафета достижений» |
28. | Всё связано со всем. | 1 | Прием «Ромашка Блума» «Беззаботность или ответственность» |
29. | Экологическая ответственность: с заботой о будущих поколениях. | 1 | Выполнение фоторабот, зарисовок, написание стихов «Созвучье полное в природе» |
30. | Мой вклад в сохранение природы родины. | 1 | Письмо по кругу на тему «Размышляем и оцениваем себя и своих товарищей» |
31. | Что мы оставим потомкам? | 1 | Эссе «Какой будет природа моей страны через 100 лет?» |
32. | Мой выбор-экологическая ответственность. | 1 | Конференция «Экология и здоровье человека» |
33. | Защита проектов | 1 | |
34. | Подведение итогов. Заключительное занятие. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Экосфера – дом, в котором мы живём! »
8 класс (34 ч)
Раздел 1. На пути к экологической ответственности (5ч.)
Экологическая ответственность в системе моих ориентиров. Истоки экологической ответственности. Уроки предков. Этика ответственности и экологические проблемы: от изменений в себе к изменению мира. Экологические проблемы Родины-сфера моей личной ответственности.
Раздел 2. Экологическая ответственность: от осмысления к решению (8ч.)
Сущность, причины и последствия экологических ситуаций и проблем. История экологических проблем. Экологические формы хозяйствования предков. Методы решения экологических проблем-понять проблему, значит, её решить. Формы решения экологических проблем-это мне по силам! Качество жизни населения России. Урбанизация через призму экоответственности. Среда обитания и здоровье россиян. Экополис моей мечты.
Раздел 3. Экологическая ответственность: от решения к действию (13ч.)
Антропогенные формы рельефа: уродливые шрамы на теле нашей страны. Истощение ресурсов Родины: безответственное отношение или закономерность. От знания к решению. Изменение климата России. Качество внутренних вод и наше благополучие. Ответственное решение. Деградация почв и проблема продовольствия. Проблемы ландшафтов моей страны и края. Проблемы природопользования: от безответственности к устойчивому развитию. Прибыль или благополучие народа. Вторсырьё с позиции экологической ответственности. Лес-наша общая забота. Экологизация автотранспорта: моя позиция и прогноз.
Раздел 4. Экологическая ответственность: от оценки к прогнозу и управлению (8ч.)
Наследие моей Родины: изучаем, сохраняем, отвечаем. Всё связано со всем. Экологическая ответственность: с заботой о будущих поколениях. Мой вклад в сохранение природы родины. Что мы оставим потомкам. Мой выбор-экологическая ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс
Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....