Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к регионам России в процессе изучения географии
учебно-методический материал по географии (8, 9 класс) на тему

Морозова Ирина Михайловна

Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложный процесс. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_uchashchihsya_emotsionalno.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.М.Морозова,

методист, учитель географии
ЧОУ «Свято-Георгиевская
православная СОШ» г. Ростова-на-Дону

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕГИОНАМ РОССИИ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяют его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.

В настоящее время педагоги всех стран мира ведут интенсивный поиск моделей образовательных систем, которые в полной мере будут отвечать потребностям гуманистического общества и конкретно каждой личности. В связи с этим эмоционально-ценностное отношение к миру должно стать одним из важнейших компонентов содержания современного образования.

Коренная модернизация российского образования, связанная с переходом на новый образовательный стандарт, призвана решить эту проблему. ФГОС четко определяет требования, предъявляемые к современному образованию, и эти требования выходят за пределы привычной знаниевой концепции. Теперь наряду с предметными результатами обучения перед школой ставятся четкие метапредметные и личностные результаты. Под личностными результатами принято понимать сформировавшуюся в образовательном процессе систему ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам [1].

В соответствии с ФГОС личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.        

Формирование личностных результатов выражает:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Включенная в содержание образования, система ценностей должна пронизывать все его уровни: теоретического представления, учебного предмета, учебного материала. Необходимо также отметить, что знания о ценностях еще не свидетельствуют о сформированном к ним отношении учащихся. Знания - это первый элемент в системе формирования ценностных ориентаций. Второй элемент - эмоционально-волевой. Он предполагает организацию эмоционально-чувственных переживаний, связанных с осознанием и принятием ценностей личностью. Третий элемент - практико-деятельностный - предполагает воплощение ценностных ориентаций в реальной жизнедеятельности и поведении человека.

Рассмотрим возможности содержания учебного предмета в формировании ценностных ориентаций на примере школьного курса географии. География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на личность школьника. В основе ее содержания лежит комплексный географический подход при изучении жизнедеятельности общества и его взаимодействия с природой. География обеспечивает формирование у школьников целостных представлений о человеке и окружающем его мире. Важной особенностью этого учебного предмета является его “пространственность”, т.е. возможность изучать взаимодействие человека, общества и природы на разных уровнях: глобальном, региональном, локальном. Огромные воспитательные возможности несет в себе региональное содержание географического образования, учитывающее культурные, природные, хозяйственные особенности конкретной территории, ее экологические проблемы. Изучение региональной географии направлено на понимание уникальности и специфики данной территории.

Средствами регионального содержания географического образования возможно формирование ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе, человеку, его хозяйственной деятельности, сложившейся экологической ситуации в родном крае, в родной стране. Подобные ценностные ориентации учащихся будут выражаться, прежде всего, в выстраивании оценочных суждений об отдельных регионах России в определенную систему.

Обширная территория нашей страны не дает возможности ни взрослому, ни тем более школьнику посетить большинство ее регионов. Представление о них учащиеся черпают, как правило, из средств массовой информации. В результате им оказывается достаточно сложно сформировать в своем сознании объективное отношение к тем уголкам Родины, в которых они не бывали. Нередко к отдельным регионам России в сознании людей возникает предубеждение.

Кандидат педагогических наук З.Н.Ткачева, сотрудник Московского государственного областного университета, провела исследование, целью которого явилось создание методики, позволяющей формировать положительное эмоционально-ценностное отношение к регионам России. В процессе исследования удалось выявить специфику их изучения и предложить такую педагогическую технологию, которая позволяет активно развивать личность учащегося. Этот подход формирует личностно значимые ценности в процессе обучения.

Созданная на основе личностно ориентированного подхода модель формирования эмоционально-ценностного отношения предусматривает следующие аспекты анализа региона:

  • как части географического пространства;
  • как комплексную географическую характеристику;
  • как пространство жизни отдельного человека;
  • как сосредоточение этнографической культуры населения [2].

Данный многоаспектный подход положен в основу методики обучения, позволяющей сформировать у учащихся избирательное отношение к регионам. Так, например, при изучении темы «Европейский Север» учащимся сообщалось о том, что у многих жителей России Европейский Север ассоциируется с суровыми климатическими условиями, военными базами, ядерными испытаниями, т.е. имеет негативный имидж. Их задача состояла в том, чтобы разрушить эти стереотипные представления. Необходимо было выступить в роли журналистов, пишущих статью о Европейском Севере в одну из российских газет с целью формирования у читателей положительного образа этого региона.

Подобную задачу можно поставить перед учащимися и при изучении других регионов нашей страны, например Урала, который известен целым рядом серьезных экологических и социально-экономических проблем.

При решении подобных учебно-географических задач стоит опираться на следующий алгоритм организации работы:

  1. Сбор информации о регионе;
  2. Многоаспектное оценивание региона (анализ сложившихся в обществе, географической науке и личном опыте учеников оценок на основе имеющейся информации);
  3. Создание достоверной картины региона (столкновение разных взглядов);
  4. Индивидуальное представление о регионе [2].

Думается, что подобные методы работы близки многим учителям географии, ведь их действенность подтверждает опыт. Использование таких форм организации учебной деятельности, как опережающие задания, дискуссия, работа в группах, повышает заинтересованность детей в самом процессе получения знаний, делает эти знания эмоционально-окрашенными, а потому значимыми для учащихся.

Личностное восприятие и формирование ценностного отношения к регионам России немыслимо без создания у обучающихся визуальной картины разных уголков нашей Родины. Демонстрация фотографий, видеофрагментов, виртуальные экскурсии через систему Интернет – все эти способы использования иллюстративного материала хорошо известны, доступны и не применяются, пожалуй, только самым ленивым учителем. С учетом специфики нашего учебного учреждения я наряду с общим визуальным представлением о регионе стараюсь включить и православный компонент, проводя сквозную тему «Православные святыни России». На уроках с ребятами мы смотрим видеофрагменты о красивейших храмах нашей страны, узнаем историю важнейших монастырей. Начинается эта работа, как правило, с моих рассказов, показов презентаций и видеофильмов. А потом включаются и дети. Многие из них уже имеют опыт паломничества по стране, а потому с радостью делятся с одноклассниками своими воспоминаниями о поездках, приносят фотографии. И вот уже сами ученики становятся «источниками знаний» для своих друзей. Многие 8-9-классники легко могут подготовить презентацию для сопровождения своего рассказа.

Интересной формой работы стали сочинения учащихся об их воображаемых путешествиях. Так, например, при изучении Центральной России я предлагаю творческое задание «Письмо другу», которое состоит в том, чтобы сочинить  рассказ о своем путешествии по городам Золотого Кольца. И что примечательно, работы тех детей, которые лишь воображают, что путешествуют по Золотому Кольцу, зачастую совсем не уступают сочинениям тех, кто там бывал на самом деле.

Конечно, формируя представления о регионах России, мы говорим не только о районах, где православие является главенствующей религией. Православные школьники изучают особенности жизни в кавказских или поволжских республиках, где большинство верующих – мусульмане. Они формируют свои представления о буддистской Калмыкии и республиках Юга Сибири, знакомятся с сохраняющимися еще национальными верованиями народов Крайнего Севера. И моя задача, как учителя, при этом – показать всю уникальность и самобытность каждого региона страны, не принижая достоинств каждого народа, сформировать у ребят веротерпимое, толерантное отношение к представителям иных национальностей и иных верований.

Хочу предложить еще один пример из личного опыта: вариант проведения урока в 8 классе по теме «Жемчужина Сибири – Байкал», который провожу в форме урока-конференции. Данная тема урока меня заинтересовала потому, что часто у учеников в отношении Байкала складывается  определенный стереотип – «нетронутый уголок природы», находящийся вдалеке от заселенных территорий, природный объект, находящийся под охраной государства и мирового сообщества, а значит, «благополучный» в экологическом отношении регион. Бесспорно, само озеро Байкал, как уникальный природный комплекс, заслуживает такого детального рассмотрения и привлечения внимания учащихся к его проблемам.

Этап I. Предварительный

На первом уроке, посвященном изучению Средней и Северо-Восточной Сибири (то есть за 1,5 недели до урока по теме «Жемчужина Сибири – Байкал») рассказываю легенду о происхождении Байкала: «Посмотрел Господь: неласкова вышла земля… Как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от Него…»

Предлагаю учащимся создать «трехчастный дневник» - заполнить в своих тетрадях первые два столбца таблицы «Мои знания о Байкале»:

Я знаю или предполагаю

Хочу узнать

Узнал(а) новое

Чтобы расширить знания о Байкале предлагаю провести урок-конференцию под названием «Жемчужина Сибири – Байкал», а для этого формирую рабочие группы, которые должны подготовить сообщения по следующим темам:

  1. Географическое положение озера и его основные характеристики;
  2. Общие черты природы;
  3. Природные условия и ресурсы;
  4. Человек и Байкал.

Этап II. Сбор информации о регионе (групповая работа учащихся)

Используя дополнительную литературу, сведения из Интернет и другие источники информации, учащиеся готовят свои сообщения  к уроку-конференции. Это могут быть устные «доклады» с демонстрацией фотографий, фрагментов видеофильмов и т.п. или компьютерные презентации.

Этап III. Многоаспектное оценивание региона

В ходе подготовки к уроку-конференции каждая группа учащихся должна на основе имеющейся информации дать оценку по выбранной ими теме:

  1. Оценку выгодности географического положения озера и его влиянии на природный комплекс Байкала;
  2. Оценку современного разнообразия природы озера;
  3. Оценку природных условий и ресурсов Байкала;
  4. Оценку экологической обстановки в районе озера.

Этап IV. Создание достоверной картины региона

Урок-конференция

«Жемчужина Сибири – Байкал»

Заслушиваются сообщения рабочих групп по темам:

  1. Географическое положение озера и его основные характеристики;
  2. Общие черты природы;
  3. Природные условия и ресурсы;
  4. Человек и Байкал.

По ходу выступлений рабочий групп организую дискуссию. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Как повлияло географическое положение Байкала на особенности его природы?
  • В чем причины разнообразия и уникальности растительного и животного мира Байкала?
  • Сколько воды можно брать из Байкала для хозяйственных нужд, чтобы это не повлияло на природный комплекс озера?
  • Как быть с уже построенными на берегах озера и реки Селенга промышленными предприятиями?
  • и т.п.

Во время урока учащиеся заполняют в тетрадях опорную схему, характеризующую природный комплекс озера Байкал:

Этап V. Индивидуальное представление о регионе

Для закрепления полученных знаний, усвоения их на уровне ассоциаций прошу учащихся заполнить третий столбик таблицы «Мои знания о Байкале», а затем провожу игру «Синквейн» - необходимо подобрать к слову «Байкал»:

  1. Одно существительное;
  2. Два прилагательных;
  3. Три глагола;
  4. Фразу, несущую определенный законченный смысл;
  5. Резюме (одно слово).

Для закрепления знаний по теме возможно проведение дополнительного урока или внеклассного мероприятия – игры «Байкальская регата» (идея – В.В.Муштукова, [3]).

Изучение географии России через формирование эмоционально-ценностного отношения к ее регионам представляет собой эффективную методику обучения, которая отвечает современным требованиям. Личностное отношение к регионам является необходимым условием повышения качества не только географического, но и общего образования, которое положено в основу его реформирования и модернизации.

Литература:


1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.

2. Любарский А.Н., Ткачева З.Н.. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к регионам России в процессе изучения географии //География в школе, 2005, №8.

3. Современный урок географии: Методические разработки уроков /Сост. И.И.Баринова. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 128 с. – («География в школе», Библиотека журнала. Выпуск 3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация историко-географического подхода в процессе изучения географии России

В современной кризисной ситуации, охватившей все сферы общественной жизни, необходимо восстановление утраченной духовности. Гуманизация школьной географии требует поиска новых направлений и в содержан...

Развитие творческого потенциала в процессе изучения географии в 8 классе

Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Благоприятные возм...

Развитие одарённости в процессе изучения географии в 6 классе

Проблеме изучения понятий «способность» и «одаренность» посвящено множество исследований в области психологии, педагогики и методики обучения математике. Значительный вклад в развитие данной теории вн...

Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии

Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии» - это выборка из опыта работы. Предназначена   учителям географии в помощь при подготовке и проведению уроков г...

Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»

Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...