Реализация историко-географического подхода в процессе изучения географии России
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Третьякова Татьяна Геннадьевна

В современной кризисной ситуации, охватившей все сферы общественной жизни, необходимо восстановление утраченной духовности. Гуманизация школьной географии требует поиска новых направлений и в содержании, и в методике преподавания. Одним из направлений является усиление историко-географического подхода, которое может быть реализовано при изучении развития географической науки в ее практическом аспекте, т.е. в исследованиях великих русских путешественников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ РОССИИ.

Т.Г. Третьякова, учитель географии

МОУ  «Гимназия N 43» города Омска

В современной кризисной ситуации, охватившей все сферы общественной жизни, необходимо восстановление утраченной духовности. Гуманизация школьной географии требует поиска новых направлений и в содержании, и в методике преподавания. Одним из направлений является усиление историко-географического подхода, которое может быть реализовано при изучении развития географической науки в ее практическом аспекте, т.е. в исследованиях великих русских путешественников.

Школьников всегда интересовали и привлекали романтика дальних странствий, личность путешественников. Школьная программа выделяет очень мало времени на изучение крупных экспедиций. Так, в 6 классе выделяется всего 1 час, в 7 — 2 часа, а в 8 классе — 2 часа, в которые предлагается проследить всю территорию России от первых русских княжеств до наших дней. Учебник И.И.Бариновой "География России. Природа. 8 класс." вообще всю информацию умещает в одном параграфе. Не намного больше времени отводится и в учебнике под редакцией А.И. Алексеева «География России». При таком подходе к изучению данного вопроса невозможно показать роль первооткрывателей в истории, раскрыть личностные качества путешественников.

Учитель должен так разработать систему уроков, чтобы интересно, увлекательно показать историю изучения и освоения России, сформировать образ территории. Но этого невозможно добиться, если на уроках будет звучать только речь учителя, либо, как это часто бывает, учащиеся зачитывают подготовленные доклады. А ведь эта тема дает возможность проявить воображение, пройти маршрутами экспедиций, повторить пути путешественников.

Поэтому, я хочу предложить свой вариант подхода к изучению этого раздела программы, который позволяет сделать восьмиклассников полноправными участниками процесса обучения, почувствовать себя первопроходцами. Для реализации этого подхода я использую урок из резервных часов программы и один урок можно выделить, если объединить в одно занятие обобщение знаний по разделу, тематический контроль и коррекцию знаний.

Первый урок - рассказ учителя о географии первых русских княжеств, влиянии монголо-татарского ига на развитие Руси, ведущей роли Московского княжества, о путешествиях и открытиях новгородцев.

На втором и третьем  уроках в работу вовлекаются ребята, которые по   группам   получают   задание:   "Вам   предстоит   снарядить   и   провести экспедицию в районе... . Определить, в каких условиях будет проходить ваш маршрут, что необходимо взять с собой в путь. Обоснуйте свой выбор. Во время экспедиции ведите путевые записи. Подготовьте отчет об экспедиции к обсуждению на заседании географического общества". По картам атласа учащиеся пишут дневники путешествий, которые должны показать, в каких климатических условиях проходили экспедиции Ермака, Д.Лаптева и Х.Лаптева,   С.Челюскина,   В.Беринга   и   А.Чирикова,   С.Дежнева   и   Ф.Попова, Е.Хабарова,   по   каким   формам  рельефа   пришлось   пройти,   через   какие природные зоны и другие природные объекты был маршрут, какие растения и животные  встречались.   Свои     путевые  записи     ученики  иллюстрируют картосхемой   маршрута.   Дома   учащиеся   дополняют   путевые   дневники фактическими данными, взятыми из дополнительной литературы.

На четвертом уроке проходит заседание географического общества в виде ролевой игры. На нем заслушиваются отчеты об экспедициях, которые учащиеся делают от имени путешественников. Остальные ребята, являясь участниками заседания, задают уточняющие вопросы, а может быть, даже спорят с выступающими, используя данные своих записей.

Затем с отчетами о проделанной работе выступают другие путешественники (П.П.Семенов-Тян-Шанский, В.А.Обручев, К.А.Арсеньев, Н.И.Вавилов,  Н.М.Пржевальский,  П.К.Козлов,  Г.И.Невельской).  Их  роль выполняют ребята, которые получили опережающее задание. Все рассказы сопровождаются показом по карте. Учитель уточняет, дополняет биографическими сведениями, исправляет ответы учащихся. На этом же уроке внимание уделяется и современным исследованиям. Здесь мы знакомимся с экспедициями Д.Шпаро, а теперь и с Северной кругосветной парусной экспедицией яхты "Сибирь".

Таким образом, при таком подходе к изучению темы можно познакомиться с историей большего числа экспедиций, раскрыть личности замечательных людей. Работа проходит интересно, вовлечены все учащиеся класса. Такая деятельность, на мой взгляд, способствует более глубокому рассмотрению вопросов освоения и изучения регионов России, содействует формированию образа территории. Дополнительно можно использовать задание-соревнование "Кто быстрее и больше найдет на карте России географических объектов, названных в честь путешественников".

Изучение походов замечательных русских географов проходит не только на уроках. К юбилею РГО мы проводили внеклассное мероприятие - географический вечер, посвященный этой дате. Ученики 9-х классов показывали фрагменты какой-либо экспедиции, сопровождая их рассказом об ученом, его биографии, значении экспедиций для географии. Так были показаны экспедиции П.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.М.Пржевальского, П.К.Козлова, Н.Н.Миклухо-Маклая, В.А.Обручева, К.И.Арсеньева, Н.И.Вавилова, Л.С.Берга. Здесь можно было проявить свое творчество, подойти с юмором к показу фрагмента, но соблюсти обязательное условие -достоверность информации. Вечер прошел интересно, ребята, участвовавшие в нем, уже окончили школу, но до сих пор вспоминают его. Информация о членах Географического общества России, их путешествиях, надолго сохранилась в памяти.

На конфренции НОУ была представлена работа "Судьбы, связанные с Омском", где мы показали отражение в названиях улиц имен великих людей, чьи судьбы в разное время были связаны с Омском. Это были писатели, художники, ученые, путешественники. В приложении к работе на карте Омска были обозначены места, связанные с жизнью этих людей. Особо был выделен раздел о путешественниках. Ребята изучили литературу о Ч.Ч.Валиханове, И.Д.Бухольце, М.В.Певцове, показали значение этих экспедиций для Сибири и России. Ранее на конференции была заслушана работа "Афанасий Никитин "Хождение за три моря". Роль древнерусского произведения в науке". Обе работы заняли призовые места на окружной конференции НОУ.

Для развития познавательного интереса учащихся, предлагаю разгадать кроссворд «Знаменитые путешественники России».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Если ребята правильно отвечают на все вопросы, то в синем столбце смогут прочитать слова, созвучные названию кроссворда.

1.   Экспедиция, возглавляемая этим исследователем, впервые в истории достигла на лыжах Северного полюса. Это достижение попало в книгу рекордов Гиннеса. О своих экспедициях в высоких широтах он написал в книгах «Пешком к вершине планеты», «К полюсу».

2.  Ученый и общественный деятель, ему принадлежит идея создания краеведческих музеев, разработал классификацию почв.

3.  А.С. Пушкин назвал его «Камчатский Ермак».

4.  В Великом Устюге сооружен памятник выдающемуся землепроходцу, но многие считают памятником ему мыс с постом его имени в ухода в Берингов пролив, хребет на Чукотке, населенный пункт на Амуре и бухту близ мыса Ананнон.

5.   Его гидрометеорологические исследования имели большое значение при решении задач по обеспечению мореплавания, после смерти П.П. Семенова-Тян-Шанского возглавил Русское географическое общество. Он многое сделал для изучения Северного морского пути и Арктики.

6.  Родившись в Дании, большую часть своей жизни прослужил на Российском флоте, исследовал восточные побережья России. Интересно, что всем известный портрет этого человека, публикующийся во всех учебниках, принадлежит не ему, а его тезке, но не путешественнику, а поэту.

7.  Кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы, участник экспедиций на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2», бессменный ведущий «Клуба путешественников».

8.  С именем этого человека самым тесным образом связано исследование знаменитой Земли Санникова. Всю свою жизнь он посвятил изучению неизвестных в XIX веке полярных областей.

9.  Выдающийся ученый и мореплаватель, участвовал в создании Русского Географического общества, был председателем отделении общей географии, мичманом участвовал в кругосветной экспедиции Василия Головнина на шлюпе «Камчатка».

10. Выдающийся русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока. Его перу принадлежат книги «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня».

11. Это первый русский гидрограф, принял участие в Персидском походе государя императора Петра Великого к лежащим при Каспийском море персидским провинциям.   10-й Губернатор Сибирской Губернии.

12. Советский и российский путешественник, яхтсмен, писатель, художник, священник Русской православной церкви. Капитан дальнего плавания. Яхтенный капитан. Совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений, выражая свое видение мира в картинах и книгах - 4 кругосветных плавания, 15 раз пересёк Атлантику, один раз на вёсельной лодке. В связи с принятием сана в 2010 году, принял решение прекратить путешествия

13. Граф, русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, адмирал, президент Академии Наук. В 1828 году была опубликована книга «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821—1824 годах», которая принесла ему известность и признание в научном мире.

14. Он доказал, что Сахалин – это остров и что устье Амура доступно для входа морских судов.

15. Его именем назван мыс на юго-западном берегу Русской Америки, гора на северном острове Новой Земли, пролив между островами Райкока и Матуа в Курильской гряде, вулкан на острове Кунашир и мыс на полуострове Ямал.

16. Совершил первую русскую кругосветную экспедицию. В путешествиях его сопровождал спаниель, любимец всей команды. Перед каждым отплытием вошло в добрую традицию каждому члену экспедиции потрепать спаниеля за длинные висячие уши, и действительно, путешествия проходили на удивление гладко. Известны буквально анекдотические ситуации, когда дикари, в жизни не видевшие животных с настолько длинными висячими ушами в ужасе разбегались.

17. Знаменитый исследователь  Центральной Азии, талантливый ученик и сподвижник Н.М. Пржевальского.

18. Русский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант. Организатор широко разрекламированной в прессе, но плохо подготовленной и неудачной экспедиции к Северному полюсу, во время которой умер, пройдя с двумя спутниками на собачьих упряжках чуть более ста километров из более чем двух тысяч.

19. Знаменитый русский полярный мореплаватель, исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь.

20. Был членом первой русской кругосветной экспедиции. В честь его названы необитаемый остров на Гавайском архипелаге, открытый им во время первого русского кругосветного плавания;  мыс, пролив и полуостров в у побережья Аляски; подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, а также бухта, залив и несколько еще географических объектов.

21. Исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс».

Необходимо поднять географическое образование. И больше всего нам нужно думать о влиянии на жизнь общества - не политическом, а научном, просветительском. География служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация личностно- ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания»

Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...

Статья «Педагогические условия реализации личностно – ориентированного подхода в процессе преподавания биологии профильном классе»

Личностно- ориентированный подход может выступать фактором становления личности старшеклассника, если в основе учебно - воспитательного процесса лежит индивидуальная методическая инструментовка , учет...

целепологание и РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функци...

Статья «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.» Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс.

Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечив...

Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к регионам России в процессе изучения географии

Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложны...

Статья "Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в процессе изучения английского языка"

Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхадо к образованию является метод проектов. В данной статья проводится исследов...