Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»
статья (6 класс) по теме

Пацевич Татьяна Константиновна
Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему  «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии».

Автор: Пацевич Татьяна Константиновна, учитель географии и биологии БОУ ВМР «Алмозерская основная общеобразовательная школа», п. Волоков Мост, Вологодская область, Вытегорский район.

Описание материала: Предлагаю вам статью на тему  «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии». Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время.

                                                                       

     Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
   В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
 
Целью настоящей работы явилось -  обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся на уроках и  внеклассной работе  по географии и биологии.
В данной работе решаются следующие
задачи:                                                         - расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;                                                                                                                                  - углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;                         - обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

Для решения поставленных задач использую различные формы экологического воспитания. Это – уроки, игры, кружки, экскурсии, пропаганда, лабораторные и практические работы, познавательные мероприятия и проектная деятельность.

Остановлюсь на некоторых формах:

1) Урок:

Фактически нет такого урока, на котором бы не затрагивались вопросы экологии. Но есть уроки, которые полностью посвящены этой теме.

Например:

 - Тема: Автомобиль: благо цивилизации или ее бич?..    9 класс;

- « Источники загрязнения воды. Охрана вод» в 6 классе;                                                                      - «Проблемы озера Байкал»- в 8 классе;

- "Здоровье человека и окружающая среда" в 8 классе.

- На уроке «экологическая экспертиза продуктов питания» ученики знакомятся с понятиями: экологическая безопасность, консерванты, пищевые добавки и др. Ребята учатся проводить первичную экологическую экспертизу продуктов.

 Использую различные методы. Один из них – решение экологических задач.

 Использую различные методы для закрепления материала. Это: составление кроссвордов,  синквейнов,  ребусов, кластеров.                                                                           Эти методы позволяют мне решить сразу несколько задач. С одной стороны, эти приёмы изменяют атмосферу в классе, делая ее более творческой, способствуют улучшению эмоционального состояния ребят. С другой стороны -  позволяют учителю проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы.                                                                                                     2) Кружковая работа:                                                                                                               Кружок «Юный эколог» направлен на развитие и совершенствование системы непрерывного и всестороннего экологического просвещения. Он обогащает учащихся жизненно необходимыми знаниями о принципах различного воздействия человека, общества и окружающей их среды, воспитывает у школьников чувства ответственности за судьбу своего края.  Ребята сами делают доклады, сообщения и  презентации.            3)Просветительные мероприятия:                                                                                                                              В школе каждый год проходит неделя экологии, целью которой является расширять кругозор учащихся, повышать интерес к предмету. Одними из этапов недели являются                                                                                                            - фотоконкурс «Удивительный мир природы»;                                                                                     - конкурс рисунков «Этюды о природе».                                                                    4) Лабораторные и практические занятия:                                                           Экологическое воспитание учащихся проводится и  через работу  на пришкольном учебно-опытном участке. В нашей школе пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и  трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии, ухаживать за растениями.                                                                                                                     5) Исследовательская деятельность обучающихся.                                  Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
       Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред,  участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.
    Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.
    Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

     Для того чтобы составить «Каталог комнатных растений МОУ «Алмозерская ООШ»» ребятам пришлось провести инвентаризацию растений в школе, познакомиться с постановлениями СанПиНа о комнатных растениях в школе,  поработали со специальной литературой, выработали рекомендации по уходу за растениями.  Провели социологический опрос среди учащихся 5-9 классов по вопросу о значении комнатных растений в школе, ребята ответили на некоторые вопросы и выдвинули предложения по созданию уюта в школе.

Результативность опыта:                                                                                                     Использование  эколого - краеведческого материала, решение экологических задач на уроках и на внеклассных мероприятиях позволили мне раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды. Это дало первые положительные результаты:                                                                                  - растет уровень экологической воспитанности детей;                                        - приобретенные в ходе краеведческой работы умения и навыки помогают учащимся добиваться хороших результатов, как на обычных уроках, экзаменах, так и в различных  конкурсах.                                                                      В своем классе в конце прошлого учебного года я провела анкету, которая должна была выяснить отношение учащихся к природе и экологическим проблемам.                                                                                                                    Как показал анализ результатов,  наблюдается прирост по всем компонентам показателя уровня экологической воспитанности учащихся.                Современный личностно – ориентированный подход к обучению заставляет меня не только требовать от школьников усвоения определенной суммы знаний, но и умения применить их в творческих ситуациях.                Увлеченность, с которой ребята изучают экологические темы, способствует расширению и углублению знаний учащихся и определяет их первые успехи. Таким образом, можно сделать следующие выводы:                         1.Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в нашей школе, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.                                                  
В результате у  учащихся  формируется  положительная мотивация к предметам, проявление интереса к проблемам экологии, повышается  успеваемость, способность к решению творческих заданий; установление деловых отношений, озабоченность проблемами экологии своего сельского поселения  и поиски их решения.                                                                        Считаю, что успешные результаты во многом зависят от того, в какой степени сам учитель эколог и краевед, и как он сумеет заинтересовать своих учеников.  Я знаю и люблю свой край, систематически его изучаю. Могу сказать, что и лично мне эколого – краеведческая работа приносит большую пользу. Занимаясь ей с детьми, сама обогащаюсь знаниями, знакомлюсь ближе с природой.                                                                                                          В перспективе  я вижу дальнейшее продолжение учащимися научно – исследовательской деятельности, формирование экологической культуры, создание диагностических и обучающих средств.

Список литературы, изученной по данной теме:

    

1. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 378 с.                                                                             2.Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991-135с.              3. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981. - 215 с.                                                                                                       4. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.                                                          5. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. - 163с.                                                                                           6. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова.- М.: Устойчивый мир, 1999.-186 с.                                                                                 7.Радченко Н.М. Заповедные территории Вологодчины.- Вологда. ВИРО, 2008.                                                                                                                     8.Экология Вологодской области. Учебное пособие для общеобразовательной школы. Под  ред. Болотовой  Н.Л. - Вологда,  2008.- 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии

  Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...

Статья на тему: " Развитие экологической компетентности в процессе преподавания биологии"

Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности человека,  различные формы загрязнения...

Статья на тему "Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения геометрии"

В рамках модернизации школьного образования становится актуальным формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения, в частности в процессе обучения геометрии.Формирование у учащихся ...

Статья на тему: "Формирование здорового образа жизни в процессе изучениея предметов естественнонаучного цикла"

Статья содержит материал работы ВКР на тему "Формирование ЗОЖ в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла"....

Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"

Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

АннотацияВ последнее время значительно возрос интерес общества к вопросам национальной идентификации, процессам глобализации и локализации, появилось особое стремление изучать национальный образ мира ...