Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии» - это выборка из опыта работы. Предназначена учителям географии в помощь при подготовке и проведению уроков географии в 6 классе по темам «Погода» и «Климат», учителям различного профиля для определения познавательных мотивов, методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методов мотивации и стимулирования учебной деятельности, методов контроля и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti_na_urokah_geografii.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии
Учитель географии ГБОУ СОШ № 547
Бурыкина Елена Анатольевна
«Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии» - это выборка из опыта работы. Предназначена учителям географии в помощь при подготовке и проведению уроков географии в 6 классе по темам «Погода» и «Климат», учителям различного профиля для определения познавательных мотивов, методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методов мотивации и стимулирования учебной деятельности, методов контроля и самоконтроля.
Применения специальных технических средств для работы с материалом не требуется. Документ создан в формате Word.
При использовании данной разработки полностью просьба указывать фамилию автора, при частичном - ссылаться на данный материал в библиографическом или постраничном списке.
План
- Многозначность понятия «обучение»
- Познавательные мотивы:
- любопытство;
- любознательность;
- познавательный интерес;
- теоретический интерес.
3. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- перцептивный аспект;
- гностический аспект;
- логический аспект;
- управленческий аспект.
- Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
- Примеры уроков, формирующих познавательную активность учащихся:
- тема «Погода»;
- тема «Климат»;
- КВН на уроке обобщающего повторения по теме «Атмосфера».
7. Заключение.
«Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения, хотя бы оно почерпалось из лучшего источника — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет; а учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и многое надобно будет взять силою воли»
К.Д. Ушинский; Собрание сочинений в 11-ти томах. М., т. 10, с. 429.
1. Многозначность понятия «обучение»
Понятие «обучение» многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Но, поскольку речь идет о человеке, обучение не может рассматриваться иначе, как явление социальное. Для взаимодействия с социальной средой в ходе исторического развития человек должен овладеть все более сложными средствами. В этом взаимодействии принимает участие не только сам человек, но и продукты его деятельности (орудия, машины, научные и другие знания), которые выступают как средства дальнейшей деятельности. Таким образом, обучение следует рассматривать прежде всего как единую, целостную сферу человеческой деятельности.
Но сущность обучения не лежит на поверхности и непосредственно наблюдать её нельзя. Чтобы раскрыть эту сущность, нужно представить происходящее в более широких категориях, соотнести видимые последовательные действия отдельных людей с общественной деятельностью в целом и с функциями и целями этой деятельности. Поэтому процесс обучения — это целостный процесс двусторонней деятельности учителя (преподавания) и учебно-познавательной деятельности учащихся (учения), направленный на решение поставленных задач.
Каждый из этих компонентов имеет сложную структуру. Преподавание заключается не только в передаче учащимся определенного объема знаний, но главным образом в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся, их воспитанием и умственным развитием. В процессе учения школьники овладевают новыми для них понятиями, законами, идеями и обучаются применять их на практике. Учение для них является прежде всего познавательным процессом, заключающимся в раскрытии внутренних сущностей изучаемых явлений или их осмыслении, понимании. Кроме того, в процессе обучения они овладевают навыками и умениями, способами самостоятельного овладения новыми знаниями и т.п. на основе своих познавательных возможностей и особенностей уровня развития таких процессов, как восприятие, память, мыслительная деятельность (анализ, рассуждение, обобщение, конкретизация и др.)
Процесс обучения неразрывно связан с содержанием образования, зафиксированным в учебных программах, учебниках, пособиях для учащихся, разнообразных дидактических материалах и т.п.
Таким образом, основные условия усвоения знаний кроются не только в деятельности учителя, но и в познавательной активности самих учеников, способных в большей или меньшей мере овладеть учебным материалом. Поэтому важную роль в учебно-воспитательном процессе и самостоятельной жизни детей играют мотивы и стимулы в их взаимосвязи, понуждающие учащихся к активной учебной деятельности.
Учитывая различные подходы к делению мотивов на группы, выделяют пять групп, одной из которых являются познавательные мотивы.
2. Познавательные мотивы
Среди познавательных мотивов ведущим является интерес к знаниям и к процессу их добывания, желание узнать как можно больше, расширить свой кругозор. В психологии и дидактике различают несколько стадий интереса: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес.
Под любопытством принято понимать самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь для учащихся особого значения. Это ситуативный интерес, быстро возникающий и так же стремительно исчезающий при определенных ситуациях. Любопытство вызывает у детей психическое состояние занимательности.
Стадия любознательности характеризуется стремлением глубже ознакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии интерес выражается в виде проявления эмоций удивления, стремления узнать новое, интеллектуального чувства радости познания. Учащиеся много спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы.
Стадия познавательного интереса характеризуется тем, что у учащихся возникает стремление самостоятельно решить проблемные вопросы или познавательные ситуации. В центре внимания учащихся на этой стадии интереса не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, которую следует решить. Учащиеся сами ищут причину, стремятся проникнуть в сущность явления. Такая стадия познавательного интереса характерна для учащихся с 6 по 11 классы. У детей развивается интерес к установлению причинно-следственных связей, временных, пространственных, функциональных и др., что связано с определенным напряжением мысли и волевыми усилиями, направленными на решение проблемных вопросов.
Стадию теоретического интереса исследователи связывают не только со стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их на практике, с активным влиянием на мир, что требует от личности не только глубоких знаний, но и стойких убеждений.
Все эти стадии познавательного интереса тесно переплетаются, взаимосвязаны и могут сосуществовать даже на одном и том же уроке. Учащиеся могут переходить от занимательности к любознательности и далее к раскрытию причинно — следственных связей. Это обусловлено тем, что все стадии интереса имеют общую физиологическую основу.
Мотив, как компонент структуры процесса обучения, тесно связан с содержанием и методами обучения.
Известно, что методы обучения являются способами взаимодействия деятельности учителя и учащихся направленными на достижение целей образования, воспитания и развития школьников в процессе обучения. Выбор оптимальных методов обучения — один из центральных моментов оптимизации учебного процесса.
Поскольку любая деятельность в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения подразделяются на три большие группы:
- методы организации учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
3. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения, практических действий):
- словесные (рассказ, лекция, беседа и др.);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.);
- практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.).
Гностический аспект (методы проблемно — поисковые или репродуктивные — имеется в виду характер осуществления учениками усвоения нового учебного материала путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или активного запоминания учебной информации):
- иллюстративно-объяснительные;
- репродуктивные;
- проблемные;
- эвристические (частично-поисковые);
- исследовательские;
- другие.
Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
- индуктивные, дедуктивные, традуктивные;
- конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, классификация,
- систематизация и др.
Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности):
- методы учебной работы под руководством учителя;
- методы самостоятельной деятельности учащихся.
4. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
- методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности: убеждение, требование, приучение, упражнение и т.п.
- методы стимулирования мотивов интереса: познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, парадоксальность и т.п.
5. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности
- устный — письменный;
- фронтальный — групповой — индивидуальный;
- итоговый — текущий;
- с применением технических средств или без них;
- программированный, не программированный.
Разнообразие методов подключает к усвоению знаний весь арсенал видов чувственного восприятия: и слушание, и наблюдение, и моторные восприятия, что в соответствии с принципом наглядности в его широком смысле делает восприятие особенно эффективным. При разнообразии методов обеспечивается активное восприятие учебного материала учащимися с разнообразными видами памяти и характера мыслительной деятельности. Разнообразие методов вследствие эффекта новизны активизирует познавательную деятельность обучаемых, вызывает и сохраняет у них познавательный интерес, предупреждает его снижение при однообразии деятельности. На базе разнообразных методов создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьников. Естественно, что при этом должна быть соблюдена мера разнообразия, чтобы обучение не превратилось в калейдоскоп меняющихся видов деятельности, отвлекающих внимание учащихся от сути учебного материала. Для этого нужно не просто применять разнообразие методов само по себе, а отбирать в каждом конкретном случае их оптимальное сочетание. Необходимо также учитывать материалы методических исследований по географии, проведенных на основе психологической концепции Е.Н.Кабановой-Меллер об обобщенных приемах и умственном развитии учащихся, позволившие учесть специфику содержания географии и более четко определить сущность географических умений и навыков, закономерности их формирования. В этой концепции вся учебная работа школьника рассматривается как его ответная деятельность на поставленные учителем задачи. В учебном процессе используются «донаучные» знания детей (житейские представления памяти) и знания, полученные на других предметах.
6. Примеры уроков, формирующих познавательную активность учащихся.
Тема «Погода» (6 класс)
Цели и задачи темы:
1.Раскрыть и закрепить содержание понятия «погода».
2.Продолжить формирование познавательной активности учащихся, наблюдательности, внимания и творческого подхода к процессу обучения.
З.продолжить формирование умения анализировать информацию, прогнозировать и моделировать ситуацию.
4.Формирование чувства гордости за историческое и культурное наследие нашей Родины.
Оборудование:
Календарь наблюдений за погодой, видеофильм «Погода», сборники стихотворений.
Эпиграфом темы могут стать строки из стихотворения А.С. Пушкина:
Старайтесь наблюдать различные приметы:
Пастух и земле дел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мрозов ранний хлад, опасный винограду.
- Как Вы думаете, почему поэт предлагает наблюдать за явлениями природе?
- Почему, «взглянув на небеса, на западную тень», можно предположить, какая будет погода?
Нам неведомо, что за погода была 850 лет назад, «в лето 6655», т.е. в 1147 году от Рождества Христова, когда Юрий Долгорукий пригласил в городок Москов Северского князя Святослава Ольговича. Зато летописец сообщает, что для гостя был устроен «обед силен». Вообще, летописи упоминали только выдающиеся явления природы, такие, как цветение садов в январе 1435 г., «сухомень великую» или мороз в начале июля... Первые поденные заметки о погоде в Москве по указу царя Алексея Михайловича с 1650 г. делали стрельцы кремлевского караула. Погоду служивые оценивали на глазок: «мороз», «морозец», «великий мороз», «мороз непомерно лют». И на том им спасибо.
Непрерывный ряд наблюдений (инструментальных) за погодой в Москве начался лишь в 1879 г. в Петровской (ныне Тимирязевской академии). Этот ряд — наше национальное достояние. Благодаря ему мы знаем, что в праздничный для Москвы день, 7сентября, абсолютный максимум температуры (31,5°С) был в 1938 г., абсолютный минимум (—1,0°С) — в 1900 г. (юбилей Москвы впервые отмечали в 1947 г., в первое воскресенье сентября, 7 числа).
— Что такое погода? Можно предложить учащимся проанализировать свои наблюдения за погодой по календарям, которые они вели в учебном году и сделать вывод об изменчивости погоды, её непостоянстве. Но на всей ли огромной территории нашего государства она в данные моменты была такой? (можно ограничиться сведениями от метеоцентра по различным крупным городам Московского региона, которые можно узнать из средств массовой информации). И на основании таких данных сформулировать определение: «погода — это состояние нижних слоев тропосферы в данном месте в данное время или за короткий промежуток времени».
Причины изменчивости и кратковременности погоды можно выявить в форме диалога с учащимися, используя литературные произведения.
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
(Полонский)
— Наблюдали ли Вы аналогичные явления? Чем они вызваны? Как долго они длятся?
Из книги «Русские поэты» можно использовать стихотворение:
Звезды меркнут и гаснут, и гаснут. В огне облака...
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг,
Чуть приметна тропинка росистая
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
Брызнет с листьев роса серебристая.
Потянул ветерок — воду морщит — рябит.
Пронеслись утки с криком и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися.
«Туча»
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно крутом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройсяI Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
А.С. Пушкин
Изменение погоды за сутки можно проанализировать, прочитав отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»:
Мороз и солнце: день чудесный!..
Вечор ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит...
— За какой период времени произошло изменение погоды?
— Как она изменилась?
При перемене погоды изменяется и поведение животных. У народов разных стран накоплено немало наблюдений такой зависимости:
- домашняя птица усиленно роется в пыли, а куры кудахчат, вороны и галки собираются стаями и кричат, ласточки с писком летают вокруг водоемов — будет дождь;
- мухи кусаются сильнее, гуси с криком кидаются на корм, паутина носится по воздуху без ветра, а овцы прыгают — к буре;
- перед дождем быки и коровы поднимают морды кверху и жадно вдыхают воздух;
— собаки роют землю — будет буря;
— коровы смотрят на юг, облизывают свои копыта и с мычанием идут в хлев — к дождю;
- скот мало пьет воду, днем спит — к дождю;
- осел часто ревет — к ветру;
— свинья чешется — к теплу, визжит — к ненастью, солому таскает в гнездо — к холоду, бурану;
— кошка моется, лижет лапу — к вёдру, морду хоронит — к морозу, скребет пол — к ветру и метели, и стену дерет — к непогоде, крепко спит — к теплу, лежит животом вверх — тоже к теплу;
— куры во время дождя прячутся в укрытие, значит дождь скоро кончится; куры не прячутся от дождя — он будет продолжительным.
Одинаковые типы погод характерны для определенных месяцев сезонов года. Так А.С. Пушкин в своем стихотворении «Осень» описывал состояние природы в октябре:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл...
— Наблюдали ли мы в наше время, в октябре, такие процессы? (Работа с календарем наблюдений за октябрь).
Вывод: для определенного месяца характерен определенный тип погоды.
Напомню Вам содержание одного из эпизодов романа В. Гюго «Труженики моря»:
«Случалось, что Жильят останавливался перед хлебопашцем или у ограды сада перед садовником и изрекал загадочные слова:
- ясень распускается — заморозков больше не бойся;
- летнее солнцестояние — чертополох в цвету;
- нет дождей в июне — на хлеб ржа нападет; берегись головни;
- черешня наливается — берегись полнолуния;
- если погода в шестой день новолуния такая же, как в четвертый или в пятый день, то она будет такой весь месяц...
- лягушка запрыгала — сей дыни;
- лишайник цветет — коси луга;
- серебристый тополь цветет — открывай парники;
- табак цветет — закрывай парники».
И что удивительно: его советы всегда оказывались правильными. Как Вы думаете почему?
В заключение работы по теме «Погода» можно предложить учащимся дома подготовить рефераты «Народные приметы, предсказывающие погоду» для того, чтобы они учились предсказывать погоду по местным признакам, основанным на многолетних наблюдениях или подобрать материал из художественных произведений о различных типах погоды.
Для закрепления изученного материала можно использовать учебный видеофильм «Погода».
Тема «Климат».
Цели и задачи:
1. Раскрыть и закрепить содержание понятия «климат»;
2. Продолжить формирование познавательной активности учащихся, наблюдательности, внимания и творческого одхода к процессу обучения.
- Продолжить формирование умения анализировать информацию, прогнозировать и моделировать ситуацию.
- Формирование чувства гордости за историческое и культурное наследие нашей Родины.
Оборудование:
музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года».
Обычно само определение не откладывается в сознании учащихся до тех пор, пока не возникнут ассоциации с наблюдаемым ими в природе. Можно предложить прослушать отрывки из стихотворений о временах года:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит...
А.С. Пушкин
Все началось с простой капели, И вот уже текут снега...
Л. Яшин
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...
А.С. Пушкин
Поэт в 1833 г. написал эти строки. Прошло много лет и мы узнаем осень, зиму, лето. Знакомо нам и состояние природы весной. Значит, за много лет режим погоды практически не изменился. Климат — это режим погоды за много лет, характерный для данной местности.
Далее можно прослушать фрагменты из произведения П.И. Чайковского «Времена года».
— С каким временем года ассоциируется та или иная часть произведения?
— Какие типы погод характерны для времен года? Затем следует поработать с диаграммами погод по
Москве, используя материал учебника.
Для проверки правильности усвоения понятий «погода» и «климат» можно предложить выполнить следующие задания:
- Погода и климат — понятия различные. Есть ли на земле такие места, где между этими двумя понятиями по существу нет разницы?
- Учащиеся зачитывают отрывки из художественных произведений (домашнее задание) и определяют, о каких понятиях идет речь — о климате или о погоде.
В конце урока необходимо подчеркнуть важность знаний о климате для жизни и хозяйственной деятельности человека.
КВН на уроках обобщающего повторения (6 класс). Тема «Атмосфера».
1-й конкурс — разминка.
Учащиеся должны определить, что означают условные знаки:
2-й конкурс - метеорологов.
Назовите прибор и снимите с него показания (термометр, барометр, флюгер)
Приведите примеры современных географических исследований и наблюдений в атмосфере и в космосе.
3-й конкурс — знатоков.
Вопрос 1-ой команде: в книге шведской писательницы С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к солнцу — пусть оно меня греет». И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть ли не до самых туч.
«Вот теперь, пожалуй, хватит!» — сказал Тролль. «Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну!». И Тролль полез на гору.
Только, что такое? Чем выше лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну — думает — отсюда до солнца рукой подать». А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль этот упрямый был — если уж ему в голову что западет — ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом — и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает.
Так этот глупый Тролль и замерз.
Почему же замерз упрямый Тролль?
Вопрос 2-ой команде: кто не знает чеховского учителя греческого языка Беликова, который всегда, даже в ясную погоду, выходил в калошах и с зонтиком! Как удивитесь Вы, если узнаете, что примеру Беликова часто следуют жители Гонолулу. Никаких общих черт характера у них с пресловутым «человеком в футляре» нет, а вот подите ж! Н а небе ни облачка, тепло, с океана дует бриз, а гаваец идет с зонтиком. Правда, без калош, но с зонтиком. Оказывается, он отправляется в гости к своим знакомым, живущим здесь же, в городе, через несколько кварталов, расположенных вверх по склону горы.
В чем же дело? Чем объясняется любовь жителей Гонолулу к зонтикам в ясную погоду?
Вопросы обеим командам:
Какую погоду предвещает данный признак:
- заря золотистая;
- солнце заходит за тучу;
- ветер с севера; ветер с запада; давление понижается;
- на западе появляются перистые, а затем
- слоистые облака;
- закрываются венчики у вьюнка;
- складываются листочки у клевера;
- ласточки летают низко.
Приведите примеры современных географических исследований и наблюдений в атмосфере и в космосе.
4-й конкурс — математиков.
Команды получают задание на среднегодовые температуры, годовые амплитуды.
5-й конкурс — «географический бой».
Один из членов команды задает вопрос другой команде, причем называет имя ученика, который должен на него отвечать. Если прозвучал правильный ответ, то вторая команда получает возможность задать свой вопрос. Если же вопрос остался без ответа, то ученик, который должен был отвечать, оказывается условно «убитым»; если же он ответил наполовину правильно, то он «ранен». Бой продолжается до тех пор, пока не будут заданы все вопросы. В конце конкурса учитель выясняет, сколько осталось «живых» (плюс по одному баллу) и сколько осталось раненых (плюс по полбалла). Вопросы учащиеся готовят заранее.
6-й конкурс — капитанов.
Ответьте быстро на вопросы:
- выхлопные газы автотранспорта повышают в воздухе опасную для человека концентрацию: свинца, кислорода, азота или воды?
- Какая карта дает представление об особенностях циркуляции атмосферы в ближайшие дни: природных зон, физическая карта полушарий, синоптическая или климатическая?
- Если стрелка барометра остается неподвижной в течение нескольких дней, то погода: не изменяется, дождливая, ясная или барометр сломался?
- Смена времен года происходит потому что: Земля вращается вокруг своей оси с Запада на Восток, Земля вращается вокруг Солнца, зимой Солнце греет слабо или летом Солнце поднимается высоко над горизонтом?
- По радио передали: «Влажность воздуха 70%». О чем идет речь? Об абсолютной влажности, об относительной влажности, об абсолютной и относительной влажности или о том, что температура воздуха будет увеличиваться?
- «климат» в переводе с греческого означает «наклон». О каком наклоне идет речь? О наклоне солнечных лучей в летнее время, об угле падения солнечных лучей на поверхность Земли в зимнее время, о положении Солнца в полдень над горизонтом или о наклоне солнечных лучей к земной поверхности?
- В каком направлении дует утренний бриз? С моря на сушу, с суши на море, зимой — с моря на сушу, летом — с суши на море.
- Какой из приборов помогает предсказывать погоду: нивелир, барометр, компас или осадкомер?
7. Заключение
Ребенок многое может делать для себя сам, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом…
«Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой... мало того, что он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжения и усилий».
Я.А. Коменский «Избр. Пед. Соч.» М., 1955 г., с. 429
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»
Аннотация: Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...
Развитие познавательной активности учащихся в процессе реализации общеобразовательной программы по информатике и ИКТ.
Для того чтобы школьник успешно учился в начальных классах ему необходимо не только дать первые представления и понятия в области математики, языка, окружающего мира, информатики, но и научить приёмам...
Формирование познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении географии
авторская работа по методике преподавания географии может стать полезной коллегам для повышения квалификации....
Формирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работе
Формирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работеПроблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую з...
Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку
Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского я...
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в процессе изучения творчества композиторов Кубани.
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в проц...