Проектная деятельность как способ формирования научно-исследовательских навыков одаренных детей в процессе изучения географии.
статья по географии на тему
Педагогический опыт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование научно-исследовательских навыков у одаренных детей | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.В.Серебренникова
Учитель географии МОУ СОШ№154
Проектная деятельность как способ формирования научно-исследовательских
навыков одаренных детей в процессе изучения географии.
Современные социально-экономические преобразования Российского общества выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Ученика, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности можно назвать одаренным. При выявлении таких детей встает проблема чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию, ведь обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Решению этой проблемы способствует компетентностный подход в образовании, в том числе и географическом. География как наука сегодня характеризуется усилением интегративных процессов её научных направлений, масштабностью географических исследований и своевременностью использования данных в решении проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях. Именно география, изучая пространственные аспекты территориальной организации общества, его изменения во времени, предлагает пути решения многих проблем жизни общества. Главная цель географического образования сегодня это формирование и развитие познавательных и практических умений учащихся как основы ключевых компетенций. Для реализации этой цели в своей работе, я опираюсь на различные методы и формы личностно-ориентированного подхода, направленного на развитие личности любого обучаемого как активного субъекта учебной деятельности, однако особого подхода требуют одаренные дети.
Уже на начальном этапе обучения географии все учащиеся могут овладеть умениями и способами деятельности - выделять, описывать и объяснять, приводить примеры, составлять географическую характеристику и т.д. На этом этапе обучения, как правило, выявляются учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, умение анализировать собранные данные. С такими детьми осуществляется дальнейшее «сопровождение» по предмету, с целью поддержания интереса и развития навыков научно-исследовательской деятельности. В 7-8 классах на практических занятиях и во внеурочной работе по предмету учащиеся овладевают умением пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, «класть» её на карту, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды. В этот период для одаренных детей начинается работа над индивидуальными и групповыми проектами, представляющими собой научное исследование в определенном направлении с целью дальнейшего публичного представления полученных результатов. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении. Например учащиеся 7 класса поставили себе задачу доказать что Канада - северная страна и собрали все возможные доказательства выдвинутой гипотезы, оформив их в виде компьютерной презентации. Подобный опыт школьников способствует их развитию через самостоятельно спланированную и интересующую их деятельность.
В старших классах для дальнейшего развития ключевых компетенций учащихся так же используется метод учебного проектирования. Проекты, как правило, групповые, что способствует формированию не только «предметных» компетенций, но и коммуникативных. Работа над проектом всегда предполагает целенаправленное использование определенной совокупности учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную задачу. В нашей школе для развития научно-исследовательской деятельности одаренных детей есть элективный курс «Методология исследования». Данный курс выступает как одна из форм организации образовательного процесса и представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний. Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. На втором, педагог вместе с учащимися разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель которых - познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. И, наконец, собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Следующий этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На завершающем этапе проводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов. Посещающие данный курс учащиеся имеют возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности. Для поддержания развития одаренных детей важно именно это, создание условий деятельности позволяющей проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат в рамках класса, школы или приняв участие в фестивале «Юные интеллектуалы Урала». Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности. На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Для этого следует осуществлять постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Таким образом, анализируя результаты нескольких лет работы в данном направлении, могу сказать, что в результате применения технологии проектного обучения в работе с одаренными детьми мы формируем всесторонне развитых граждан страны, способных в дальнейшей профессиональной деятельности проявлять самостоятельность, ответственность, инициативность и индивидуальность. Это важно для современного общества, так как дает толчок его развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии
Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии» - это выборка из опыта работы. Предназначена учителям географии в помощь при подготовке и проведению уроков г...
Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знан...
Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»
Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...
Организация проектной деятельности в процессе изучения географии с целью развития инициативности учащихся.
Педагогический опыт...
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к регионам России в процессе изучения географии
Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложны...
Формирование научно-исследовательских навыков у учащихся
Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Чтобы научить детей добывать знания самостоят...
Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках образовательного процесса: опыт, проблемы и пути решения
Проектная и исследовательская деятельность в основной школе носит предметный характер, исследования опираются на учебные предметы, в старшей школе проекты и исследования носят междисциплинарный характ...