Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_8_klass_2.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
01-34
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению «Занимательная география»
(направление и наименование внеурочной деятельности)
Уровень общего образования (класс)
_9Б_________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 1 год обучения – 33 часа.
Учитель Копосова Светлана Викторовна
- Программа разработана на основе сетевой инновационной образовательной программы страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”. Пяткова Л.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2021 № 1018 «Об утверждении концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях с кадетским и казачьим компонентом»
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
- Устав школы;
- Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
- Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2022 – 2023 учебный год;
- Годовой учебный календарный график на 2022-2023 учебный год.
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
- Учебно-методические пособия:
- География. Подготовка к ОГЭ. А.Б. Эртель, изд. «Легион» 2017, 2018 г.
- География 8-9 классы (работа с различными источниками информации, диагностика предметных и метапредметных результатов, подготовка к ГИА, изд. «Легион»).
Цель:
создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки, через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с различными источниками географической информации.
Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников; формирование географического образа мира, своей Родины во всем многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Основными целями регионального компонента являются:
- обновление содержания общего образования;
- создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона;
- овладение учащимися знаниями в области истории и культуры своего региона;
- воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения
Задачи:
формирование интереса к географии;
создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;
организация учебной деятельности обучающихся, направленной на развитие навыков работы с различными источниками информации (статистическими, картографическими, электронными ресурсами и т. д.), т. е. формирование универсальных учебных действий школьников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;
формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
формирование представления об изменениях административной карты РФ; о населении России, развитии экономики;
формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм.
Приобщение учащихся к традициям, духовной культуре родного Донского края позволяет решить следующие задачи:
- более глубокое развитие интереса к предметам,
- становление интереса к духовной культуре малой родины,
- оптимизации процесса социализации личности,
- адаптации учащихся к местным социокультурным условиям.
Общая характеристика направления внеурочной деятельности:
Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, и др. источниками географической информации, что важно для подготовки к олимпиадам и государственной итоговой аттестации ОГЭ в 9 классе.
Изучение курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты». В будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. Введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.
Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. Данный курс поможет обучающимся в подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт, графиков, диаграмм, статистических данных.
Основные принципы построения программы:
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей; сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся
Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является принцип защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Реализацией этого принципа стало введение казачьего компонента содержания образования в МБОУ Багаевской СОШ №3 со статусом «казачье». Реализация казачьего компонента реализуется путём введения регионального содержания в базовое путём распределения по темам, разделам, где обобщённые идеи, понятия , закономерности обосновываются на основе местного материала . На уроках географии изучается географическая спецификация Дона, вхождение в культуру донского казачества и тесно связанные с ней историю и культуру родного края. Это даёт возможность помочь обучающимся войти в социокультурное пространство Донского края на основе знакомства с историей заселения и географией Донского края.
В программу включен модуль «Школьный урок» в рамках Программы воспитания школы который направлен на реализацию воспитательного потенциала урока и на:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Место учебного курса в учебном плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 по внеурочной деятельности предусматривает организацию внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в 9 классе 34 часов (1 час в неделю). Но в связи с тем, что 08.03 является праздничным днем (основание календарный учебный график) программный материал будет пройден за 33 учебных часа.
Содержание программы.
Содержание курса «Занимательная география» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам (22 часа).
Тема 1. Топографическая карта (9 часов).
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. ( Игра: «Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие). Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие). Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие). Комплексный анализ содержания топографической карты. Практическое занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте (ОГЭ).
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (4 часа).
Мы определяем географические координаты (Практическое занятие).
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России. Практическая работа: Определение стран, с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.
Тема 3. Политико-административная карта России (3 часа.)
Политико-административная карта России.
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа).
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности (ОГЭ). Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности (ОГЭ).
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов).
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород (ОГЭ). Острова и полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России.
Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (5 часов).
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. (Выполнение заданий ОГЭ по карте погоды). Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. (Выполнение заданий ОГЭ). Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. (Выполнение заданий ОГЭ № 29).Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. (Задание 28 ОГЭ).
Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа).
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами (задание ОГЭ № 16) Определение доли земель занятых лесами, долю с/х угодий, долю добычи нефти и т.д. Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.
Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России (2 часа).
Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста населения (ОГЭ). Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.
Формы организации учебных занятий:
- Собеседование (индивидуальная беседа)
- Самостоятельная работа с книгой
- Самостоятельная работа
- Групповая работа
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
Основные виды учебной деятельности;
- Игровая деятельность
- Групповая деятельность
- Коллективная деятельность
- Индивидуальная деятельность
- Проблемно-поисковая деятельность
РАЗДЕЛ № 2
Календарно-тематическое планирование 9Б класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов, отведенных на освоение программного материала | Дата проведения урока | |
По плану | По факту | |||
Водное занятие. Тема 1. Уроки понимания карты. | 9 | |||
1 | Топографическая карта. Атласы. | 1 | 07.09 | |
2 | Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие). | 1 | 14.09 | |
3 | Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие) | 1 | 21.09 | |
4 | Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий. (Практическое занятие). | 1 | 28.09 | |
5 | Практическое занятие. Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте (ОГЭ). | 1 | 05.10 | |
6 | Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие). | 1 | 12.10 | |
7 | Игра «Угадай страну». | 1 | 19.10 | |
8 | Анализ и построение профиля рельефа местности по топографической карте. (Практическое занятие). | 1 | 26.10 | |
9 | Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». | 1 | 09.11 | |
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России. | 4 | |||
10 | Мы определяем географические координаты (Практическое занятие). | 1 | 16.11 | |
11 | Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. | 1 | 23.11 | |
12 | Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем моря. | 1 | 30.11 | |
13 | Границы России. Пр. работа: Определение стран, с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу. | 1 | 07.12 | |
Тема 3. Политико-административная карта России. | 2 | |||
14 | Политико-административная карта России. | 1 | 14.12 | |
15 | Регионы России. Путешествуем по России. | 1 | 21.12 | |
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов. | 2 | |||
16 | Карта часовых поясов России. Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности. (ОГЭ) | 1 | 28.12 | |
17 | Карта часовых поясов России. Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности. ( ОГЭ) | 1 | 11.01 | |
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. | 7 | |||
18 | Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. | 1 | 18.01 | |
19 | Вулканы. Землетрясения. | 1 | 25.01 | |
20 | Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. | 1 | 01.02 | |
21 | Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород. (ОГЭ) | 1 | 08.02 | |
22 | Острова и полуострова на физической карте мира и России. | 1 | 15.02 | |
23 | Моря, заливы и проливы на карте мира и России. | 1 | 22.02 | |
24 | Реки, озера, ледники на карте мира и России | 1 | 01.03 | |
Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. | 5 | |||
25 | Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. | 1 | 15.03 | |
26 | Работа с синоптической картой. (Выполнение заданий ОГЭ по карте погоды) | 1 | 22.03 | |
27 | Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. (Выполнение заданий ОГЭ) | 1 | 12.04 | |
28 | Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. (Выполнение заданий ОГЭ № 29) | 1 | 19.04 | |
29 | Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. (Задание 28 ОГЭ). | 1 | 26.04 | |
Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. | 2 | |||
30 | Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами (задание ОГЭ № 16) Определение доли земель занятых лесами, долю с/х угодий, долю добычи нефти и т.д. | 1 | 03.05 | |
31 | Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы. | 1 | 10.05 | |
Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России. | 2 | |||
32 | Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. | 1 | 17.05 | |
33 | Работа с таблицей « Естественное движение населения России». Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. | 1 | 24.05 | |
Итого | 33 |
Планируемые результаты первого года освоения курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Занимательная география»
Личностные результаты.
- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям казачества.
- Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства родной природы.
- Воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.
Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Обучающиеся будут иметь представление:
- о формировании облика планеты и жизни на Земле;
- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;
- природе материков, океанов, стран.
Выпускник научится:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах. - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- определять на карте местоположение географических объектов;
- понимать смысла собственной действительности;
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Выпускник будет иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельного выбора будущей профессии, общения в процессе учебной деятельности.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Багаевской СОШ № 3 От 29 .08.2022 года Пр. № 1 Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /Пьянова И.Г./ «29» августа 2022 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...