Конспект урока по географии. " Форма, размеры и движение Земли " 5 кл.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

1. ФИО: Трунина Надежда Ивановна, учитель географии, МКОУ СОШ № 2

 Г. Суровикино Волгоградской обл.

2. Предмет: география

3. Класс: 5

4. Тема урока: «Форма, размеры и движение Земли  », урок № 4

5. Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский А.А. Плешаков Введение в географию 5 класс М. «Русское Слово» 2014год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_5_kl.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: " Форма, размеры и движение Земли "

 Конспект урока по географии.

 

1. ФИО: Трунина Надежда Ивановна, учитель географии, МКОУ СОШ № 2

 Г. Суровикино Волгоградской обл.

2. Предмет: география

3. Класс: 5

4. Тема урока: «Форма, размеры и движение Земли  », урок № 4

5. Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский А.А. Плешаков Введение в географию 5 класс М. «Русское Слово» 2014год

6. Цель: Сформировать знания о   плоских изображениях земли,   создание условий для формирования у учащихся представлений о движении Земли вокруг Солнца

7. Задачи: 

-углубить знания  о планете Земля;

 совершенствовать умения учащихся логически мыслить, работать с учебником и презентацией, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.

-  формировать культуру общения при работе в парах.

 

8. Планируемые результаты:

- личностные: учащиеся будут знать основные виды изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности,  осознание ценностей географического знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

предметные: дать представления о понятие глобус, роль плоских изображений Земли, аэрофотоснимках и космических снимках. Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический план , географическая карта, легенда карты.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

коммуникативные  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная,   работа в парах

12. Оборудование: мультимедийный проектор , презентация.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые

 способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Организационный этап

 Приветствие учащихся

Внешний вид учеников,   состояние рабочего места.  проверка готовности уч-ся к уроку.

-

-

-

-

-

-

2.  Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли»

1.Задает вопросы

 Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?

Что нам неизвестно о Земле?

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя

Уметь использовать ранее изученный материал.

Взаимодействуют с учителем во время беседы осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Контролирует правильность ответа

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания. Определять, каких знаний им не хватает

3. Постановка цели и задач урока

 

2. Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Ведет диалог с учащимися.

Что вы знаете об изображении земной поверхности с древних времён? А как сейчас изображают земную поверхность, с помощью чего? Слайд  3,4,5.

Уточняет тему.   Формулирует вместе с учащимися задачи урока. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника и узнать информацию о том, какие бывают плоские изображения Земли? А как сейчас изображают земную поверхность?

-а что вам известно о форме и размерах Земли?

  Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?   Проверим по учебнику, стр. 21.

Вступают в диалог.

Выдвигают предположение о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Выделять существенную информацию.

Взаимодействуют с учителем. Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради 

Пояснять свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор.

Контролирует правильность ответа

Уметь оценивать свои возможности самостоятельной деятельности

4. Объяснение нового материала

1.Организует работу в группах по самостоятельному чтению текста параграфа.

2.Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника и узнать информацию о том, кто впервые рассчитал размеры Земли,

- задаёт вопрос   для выполнения  задания к рис.10 на стр.21.

1.Прослушайте загадку. Отгадав её, вы поймёте, какое движение Земли мы будем изучать сегодня на уроке.

 Земля вращается, вращается, вращается. И на Земле вдруг представление начинается. На сцене в свой черёд артисты появляются. И выступление каждого артиста отличается. Один, в костюме рыжем, слёзы льёт. Другой, в одежде белой, снег метёт. По воле третьего подснежник расцветает. Ну а четвёртый ярким солнцем согревает. 2. Следствием какого движения является смена времён года? 3. Что ещё о движении Земли вокруг Солнца вы знаете из курса Окружающий мир? 4. Что бы вы ещё хотели узнать о вращении Земли вокруг Солнца? 

-Найти в учебнике информацию о видах движения Земли

3.Стимулирует активное участие всех детей к практической части.

4. При необходимости корректирует результаты работы

Работают с учебником: находят  и узнают информацию,  передают своими словами содержание, формулируют вывод.  

Объясняют причины смены дня и ночи, времен года и обсуждают

 Уметь находить нужную информацию. Анализировать и делать выводы о формах и размерах Земли

Слушают ответы представителей групп

Участвуют в опросе во фронтальном режиме.

Аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разное мнение в сотрудничестве при работе в группе

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группе

Осуществлять самоконтроль.

5. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Игра «Я - Земля» Детям предлагается представить себя круглой Землёй. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения: экватор – руки на поясе, Северный полюс – руки на макушке головы, Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах. Северное полушарие – руки на плечах, Южное полушарие – руки на коленях.

Установите соответствие между понятием и его определением. 1.Точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения. 2.Воображаемая окружность на поверхности Земли, которая расположена посередине между Северным и Южным полюсами и делит Землю на Северное и Южное полушария. 3.Воображаемая окружность на поверхности Земли, расположенная на одинаковом расстоянии севернее или южнее экватора. 4.Линия, за которой наблюдается полярный день и полярная ночь. А-экватор, Б-тропик, В-полярный круг, Г- полюс.

Практикум: работа в группах делают  расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок. Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Уметь анализировать и сравнивать результаты расчетов. Уметь строить логическое рассуждение

Дают развернутый ответ, обобщают информацию

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать свое мнение

Осуществляют взаимоконтроль выполнения учебного задания.

Обнаруживать и корректировать отклонения от эталона.

6. Этап контроля и самоконтроля.

Предлагает учащимся ответить на вопросы и сформулировать вывод

1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? 
2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? 

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют вывод. Вывод записывают в тетрадь

Вывод в тетрадь:

1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км.

2.Экватор - самая длинная окружность(40 076 км).

 3.Земля удерживает воду и воздух.

 4. Солнечные лучи  падают  под  разным углом из-за шарообразной формы.

 5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам.

Строить осознанно выводы

-

-

Осуществляют самоконтроль и самопроверку.

Совершенствовать навыки индивидуальной работы.

7. Рефлексия

 

-Я уверен в своих знаниях------

-Мне комфортно_____

- Я испытываю проблемы--------.

Высказывают своё мнение об уроке.

-

Разделяются на группы по признаку отношения к уроку.

-

-

-

8. Домашнее задание

1.Объясняет сущность домашнего задания:

-ответить на вопросы в конце параграфа 4;

-ознакомиться с дополнительными источниками информации2.Предлагает творческое задание: Изготовить модель Земли, отражающую её истинную форму.

Воспринимают информацию, выбирают уровень

фиксировать осознанно информацию

-

-

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии "Форма и размеры Земли"

Учитель: Шляпкина Елена ВикторовнаКласс: 5 «А»Тема урока: «Форма и размеры Земли»УМК: Программа: 5-9 классы, авторы-составители: А.А. Летягин, И.В.     Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Т...

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки»

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городско...

Открытый урок по географии "Формы и размеры Земли. Географическая карта"

Открытый урок по ФГОС для учащихся 6 класса по географии "Формы и размеры Земли. Географическая карта"...

План- конспект урока по черчению "Нанесение размеров на основе анализа формы детали"

План- конспект урока "Нанесение размеров на основе анализа формы детали" для 8 класса...

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...

Технологическая карта урока по теме "Форма, размеры и движение Земли" География 5 класс

Разработка плана урока в форме технологической карты позволит более грамотно распределить время урока...