Конспект урока по географии. " Форма, размеры и движение Земли " 5 кл.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
1. ФИО: Трунина Надежда Ивановна, учитель географии, МКОУ СОШ № 2
Г. Суровикино Волгоградской обл.
2. Предмет: география
3. Класс: 5
4. Тема урока: «Форма, размеры и движение Земли », урок № 4
5. Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский А.А. Плешаков Введение в географию 5 класс М. «Русское Слово» 2014год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_5_kl.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: " Форма, размеры и движение Земли "
Конспект урока по географии.
1. ФИО: Трунина Надежда Ивановна, учитель географии, МКОУ СОШ № 2
Г. Суровикино Волгоградской обл.
2. Предмет: география
3. Класс: 5
4. Тема урока: «Форма, размеры и движение Земли », урок № 4
5. Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский А.А. Плешаков Введение в географию 5 класс М. «Русское Слово» 2014год
6. Цель: Сформировать знания о плоских изображениях земли, создание условий для формирования у учащихся представлений о движении Земли вокруг Солнца
7. Задачи:
-углубить знания о планете Земля;
- совершенствовать умения учащихся логически мыслить, работать с учебником и презентацией, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.
- формировать культуру общения при работе в парах.
8. Планируемые результаты:
- личностные: учащиеся будут знать основные виды изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности, осознание ценностей географического знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
предметные: дать представления о понятие глобус, роль плоских изображений Земли, аэрофотоснимках и космических снимках. Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический план , географическая карта, легенда карты.
9. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах
12. Оборудование: мультимедийный проектор , презентация.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1. Организационный этап | Приветствие учащихся Внешний вид учеников, состояние рабочего места. проверка готовности уч-ся к уроку. | - | - | - | - | - | - |
2. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли» | 1.Задает вопросы Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему? Что нам неизвестно о Земле? | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя | Уметь использовать ранее изученный материал. | Взаимодействуют с учителем во время беседы осуществляемой во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Контролирует правильность ответа | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания. Определять, каких знаний им не хватает |
3. Постановка цели и задач урока |
2. Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Ведет диалог с учащимися. Что вы знаете об изображении земной поверхности с древних времён? А как сейчас изображают земную поверхность, с помощью чего? Слайд 3,4,5. Уточняет тему. Формулирует вместе с учащимися задачи урока. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, какие бывают плоские изображения Земли? А как сейчас изображают земную поверхность? -а что вам известно о форме и размерах Земли? Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Проверим по учебнику, стр. 21. | Вступают в диалог. Выдвигают предположение о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Выделять существенную информацию. | Взаимодействуют с учителем. Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради | Пояснять свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. | Контролирует правильность ответа | Уметь оценивать свои возможности самостоятельной деятельности |
4. Объяснение нового материала | 1.Организует работу в группах по самостоятельному чтению текста параграфа. 2.Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, кто впервые рассчитал размеры Земли, - задаёт вопрос для выполнения задания к рис.10 на стр.21. 1.Прослушайте загадку. Отгадав её, вы поймёте, какое движение Земли мы будем изучать сегодня на уроке. Земля вращается, вращается, вращается. И на Земле вдруг представление начинается. На сцене в свой черёд артисты появляются. И выступление каждого артиста отличается. Один, в костюме рыжем, слёзы льёт. Другой, в одежде белой, снег метёт. По воле третьего подснежник расцветает. Ну а четвёртый ярким солнцем согревает. 2. Следствием какого движения является смена времён года? 3. Что ещё о движении Земли вокруг Солнца вы знаете из курса Окружающий мир? 4. Что бы вы ещё хотели узнать о вращении Земли вокруг Солнца? -Найти в учебнике информацию о видах движения Земли 3.Стимулирует активное участие всех детей к практической части. 4. При необходимости корректирует результаты работы | Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание, формулируют вывод. Объясняют причины смены дня и ночи, времен года и обсуждают | Уметь находить нужную информацию. Анализировать и делать выводы о формах и размерах Земли | Слушают ответы представителей групп Участвуют в опросе во фронтальном режиме. | Аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разное мнение в сотрудничестве при работе в группе | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группе | Осуществлять самоконтроль. |
5. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний | Игра «Я - Земля» Детям предлагается представить себя круглой Землёй. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения: экватор – руки на поясе, Северный полюс – руки на макушке головы, Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах. Северное полушарие – руки на плечах, Южное полушарие – руки на коленях. Установите соответствие между понятием и его определением. 1.Точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения. 2.Воображаемая окружность на поверхности Земли, которая расположена посередине между Северным и Южным полюсами и делит Землю на Северное и Южное полушария. 3.Воображаемая окружность на поверхности Земли, расположенная на одинаковом расстоянии севернее или южнее экватора. 4.Линия, за которой наблюдается полярный день и полярная ночь. А-экватор, Б-тропик, В-полярный круг, Г- полюс. | Практикум: работа в группах делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок. Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. | Уметь анализировать и сравнивать результаты расчетов. Уметь строить логическое рассуждение | Дают развернутый ответ, обобщают информацию | Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать свое мнение | Осуществляют взаимоконтроль выполнения учебного задания. | Обнаруживать и корректировать отклонения от эталона. |
6. Этап контроля и самоконтроля. | Предлагает учащимся ответить на вопросы и сформулировать вывод 1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют вывод. Вывод записывают в тетрадь Вывод в тетрадь: 1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км2 . 2.Экватор - самая длинная окружность(40 076 км). 3.Земля удерживает воду и воздух. 4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы. 5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам. | Строить осознанно выводы | - | - | Осуществляют самоконтроль и самопроверку. | Совершенствовать навыки индивидуальной работы. |
7. Рефлексия |
-Я уверен в своих знаниях------ -Мне комфортно_____ - Я испытываю проблемы--------. | Высказывают своё мнение об уроке. | - | Разделяются на группы по признаку отношения к уроку. | - | - | - |
8. Домашнее задание | 1.Объясняет сущность домашнего задания: -ответить на вопросы в конце параграфа 4; -ознакомиться с дополнительными источниками информации2.Предлагает творческое задание: Изготовить модель Земли, отражающую её истинную форму. | Воспринимают информацию, выбирают уровень | фиксировать осознанно информацию | - | - | - | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии "Форма и размеры Земли"
Учитель: Шляпкина Елена ВикторовнаКласс: 5 «А»Тема урока: «Форма и размеры Земли»УМК: Программа: 5-9 классы, авторы-составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Т...
Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки»
Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городско...
Открытый урок по географии "Формы и размеры Земли. Географическая карта"
Открытый урок по ФГОС для учащихся 6 класса по географии "Формы и размеры Земли. Географическая карта"...
План- конспект урока по черчению "Нанесение размеров на основе анализа формы детали"
План- конспект урока "Нанесение размеров на основе анализа формы детали" для 8 класса...
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...
Технологическая карта урока по теме "Форма, размеры и движение Земли" География 5 класс
Разработка плана урока в форме технологической карты позволит более грамотно распределить время урока...