Открытый урок по географии "Формы и размеры Земли. Географическая карта"
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему
Открытый урок по ФГОС для учащихся 6 класса по географии "Формы и размеры Земли. Географическая карта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по географии ФГОС 6 класс | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок для учащихся 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Географическая карта ФГОС
Пушкина Светлана Владимировна, учитель географии ГБОУ школы №163 Центрального района Санкт-Петербурга
Тип урока | Урок актуализации знаний и умений | ||
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о форме, внутреннем строении и размерах Земли, географических картах как особом источнике информации, их разнообразии по масштабу и содержанию; создать условия для формирования умений работать с глобусом, систематизировать карты по масштабу и содержанию, анализировать физические, политические, экономические карты | ||
Образовательные ресурсы | Электронное приложение к учебнику: Виды географических карт, содержание географических карт | ||
План урока |
| ||
Основные понятия | Форма и размеры Земли, глобус, легенда карты, физические, политические, экономические, контурные карты, генерализация | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе, сравнивать разнообразные по масштабу и содержанию карты, объекты и расстояния, обозначать их на контурной карте. Получат возможность научиться объяснять географические следствия формы и размеров Земли, выделять главные признаки понятия «географическая карта» как особого источника информации, классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения познавательных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность их выполнения | Осознают ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира. Овладевают умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Подготовка к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки | Слушают и обсуждают тему урока, пытаются самостоятельно формулировать цели | Фронтальная работа | |
II. Актуализация знаний | Беседа. Работа по рис. 18, с. 28 | Организует беседу и работу по рис. 18, с. 28 (Приложение 1) | Знакомятся с новой информацией, соотносят ее с имеющимися знаниями о форме Земли | Фронтальная работа | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по теме урока с текстом учебника | Организует самостоятельную работу учащихся по тексту учебника, п. 2, с. 27, с последующим обсуждением вопросов: «Каковы размеры Земли в сравнении с размерами Солнца и других планет Солнечной системы? Почему для сравнения выбраны именно эти планеты?» | Самостоятельно изучают текст и участвуют в обсуждении | Фронтальная и индивидуальная работа | Устные ответы, индивидуальная работа в тетрадях |
Составление плана «Роль формы и размеров Земли» | Рассказывает о роли формы и размеров Земли и организует деятельность учащихся по составлению плана рассказа (Приложение 2) | Самостоятельно составляют план | Индивидуальная работа | Письменная работа в тетрадях | |
Работа с глобусом | Организует работу с глобусом (Приложение 3) | Осмысливают информацию, выполняют задания | Работа в парах или группах | Устные ответы, задания | |
Работа с электронным приложением к учебнику «Виды географических карт, содержание географических карт» | Организует работу с электронным приложением к учебнику «Виды географических карт, содержание географических карт». Комментирует слайды, задает вопросы:
| Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию | Фронтальная работа | Устные ответы |
‘ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3) Чем топографический план отличается от географической карты по масштабу, размерам изображенной территории, содержанию? | |||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Составление схемы «Виды географических карт» | Организует работу по тексту учебника, п. 2, с. 30-31. Определяет задания по практическому использованию составленной схемы (Приложение 4) | Составляют схему «Виды географических карт», выполняют задания | Индивидуальная работа | Проверка выполнения задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задания | Индивидуальная работа | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | § 8, 9, выполнить задание в контурных картах | Конкретизирует домашнее задание: - В контурных картах полушарий укажите ось, Северный полюс, Южный полюс, экватор, меридиан | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Беседа
- Какую форму имеет наша планета? Приведите известные вам доказательства шарообразности Земли.
- Кто первым привел доказательство шарообразности Земли? (Аристотель.)
- Кто первым измерил величину земного шара? (Эратосфен.)
Он измерил длину дуги меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по меридиану. Она оказалась равной почти 40 ООО км, что близко к действительности.
В связи с развитием знаний о Земле представления о ее размерах и форме получили четкие доказательства.
В настоящее время научно доказано, что Земля имеет размеры:
Экватор - 40 075 км.
Меридиан - 40 009 км.
Окружность - 40 000 км.
Экваториальный радиус - 6378 км.
Полярный радиус - 6357 км.
- Исходя из этих данных, скажите, Земля имеет форму идеального шара? (Нет.)
- Почему?
- На сколько экваториальный радиус длиннее полярного?
- В районе чего сплюснута Земля? (У полюсов.)
Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом. (Геоид значит землеподобный.)
Приложение 2
Составление плана "Роль формы и размеров Земли"
(По ходу рассказа учителя обучающегося составляют план и записывают его в тетрадь)
Форма и размер Земли имеют большое географическое значение. Шарообразная фигура Земли обуславливает уменьшение угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам и как следствие этого явления-образование нескольких тепловых поясов. Тепловые пояса, в свою очередь, наряду с другими факторами (размеры и масса Земли, определенное расстояние ее от Солнца) обусловливают закономерное изменение природных процессов и явлений по направлению о экватора к полюсам.
Размер и масса Земли предполагают такую силу земного притяжения, которая удерживает атмосферу определенного состава и гидросферу, без которой невозможна жизнь.
Важно и расстояние Земли от Солнца. При более близком положение Земли к Солнцу, чем теперь, она могла бы превратиться в раскалённую пустыню, при более отдаленном-приобрести постоянный ледяной панцирь
Приложение 3
Работа с глобусом
Глобус-объемная модель Земли. Он показывает шарообразную форму Земли. На глобусе материки (показ материков), океаны (показ), остова (показ), реки (показ) и другие объекты Земли изображаются в искаженном виде, сохраняют свою форму, длину, площадь в отличие от карт. Направление на глобусе совпадают с направлениями на Земле.
У глобуса всюду один и тот же масштаб, который обычно надписывают в южной части Тихого океана. Масштабы школьных глобусов весьма мелкие
1:50 000 000, то есть в 1 см. - 500 км., истинное расстояние на нем уменьшено в 50 000 000 раз. Для определения расстояния на глобусе надо ниткой или полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса вычислить истинное расстояние (можно также с помощью масштабной линейки)
Задания:
- Покажите СП, ЮП, экватор, меридиан, ось.
- Назовите размеры Земли.
- Покажите масштаб на глобусе и просчитайте его.
- Покажите на глобусе: Евразию, Россию, Москву
- Вычислите расстояния: от Москвы до Санкт-Петербурга, протяжённость Уральских гор
Приложение 4
Задания по практическому использованию составленной схемы
Работа с картами (Карты на доске: физ. карта полушарий, физ. карта России, политическая карта мира, экономическая карта России)
Задания:
- Рассмотрите карты, назовите их.
- Что общего в них, чем они отличаются ?
- Какой вид карт мы не рассмотрели? (Контурные карты)
- В чем их отличие, зачем они созданы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"
Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...
Открытый урок в 6 классе "Форма и размеры Земли. Географическая карта"
Разработка урока для 6 класса по теме "Форма и размеры Земли. Географическая карта"...
Урок географии 5 класс по теме "Географическая карта"
Тема урокаГеографическая картаАвтор учебникаИ.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. СонинЦели урокаСформировать понятия: «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «паралле...
Урок географии "Форма и размеры Земли"
Учитель: Шляпкина Елена ВикторовнаКласс: 5 «А»Тема урока: «Форма и размеры Земли»УМК: Программа: 5-9 классы, авторы-составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Т...
Конспект открытого урока в 6 классе на тему "Географические координаты"
Конспект открытого урока в 6 классе на тему "Географические координаты"...
Урок географии в 6 классе "Форма и размеры Земли. Географическая карта"
Классический урок географии в 6 классе с разнообразием видов работ: с источниками географических знаний (планом местности, картой, глобусом); с беседой и письменной проверочной работой....
Урок изучения нового материала "Форма и размеры Земли. Географическая карта"
Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его со...