Практическая работа №3: «Составление плана макета местности способом глазомерной полярной съёмки»
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Уважаемые коллеги!

Вот уже 30 лет меня занимает вопрос, как советские и российские географы проводят с учащимися практическую работу «Составление плана местности»?!

Парадокс в том, что в советских образовательных программах данная тема «попадала» на ноябрь, а в российских по ФГОС – на январь

Ну и как же в мороз и по снегу проводить практическую работу на местности?!

Предлагаю Вашему вниманию собственный вариант разрешения данного парадокса…

За 1-2 минуты создаю макет плана местности (элементы макета хранятся в кабинете):

- "лента" реки из обоев голубого (синего) цвета;

- макет автомобильного моста через реку из картона;

- объёкты, служащие ориентирами: отдельно стоящее дерево (макет или комнатное растение), скала (пирамида из кабинета математики), макет домика (склеенный из бумаги), водонапорная башня (макет или например термос).

Расставляю "ориентиры" по берегам "реки" - макет местности готов.

После такой практической работы вы смело можете весной в резервный час вывести детей на местность, где они успешно произведут съёмку и составят план. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_plana_maketa_mestnosti.docx88.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на 27.01.2016

Тема: Практическая работа №3: «Составление плана макета местности способом глазомерной полярной съёмки»

Ф.И.О.:   Данилов Владимир Николаевич.

Место работы: «Владыкинская СОШ».

Должность: Учитель географии, экономики, краеведения, технологии, ОБЖ, ИЗО.

Предмет:  География.

Класс: 5.

Тема раздела и № урока по теме: Раздел 3. Географические модели земли. Урок №19.

Базовый учебник: Дронов В.П. География. Землеведение. 5 кл.

Цель урока: Формировать пространственное воображение и умения по составлению плана местности.

Задачи: · создать условия для формирования представлений о плане местности.

Развивающие:

· создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

Воспитательные:

· способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);

· способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: Практический.

Формы работы учащихся - практическая, творческая.

Необходимое оборудование:  

  • Рулетка.
  • Компас.
  • Маршрутный лист.
  • Транспортир.
  • Линейка.
  • Карандаш.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы

урока

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

Мотивация

Рассказывает о применении географических моделей

С помощью учителя формулируют задачу

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Формирование пространственного мышления

Формирование представления о географической модели – плане участка местности

умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия

Организационный

Конкретизирует задачи групп

Разбиваются на две группы

Практический

Корректирует работу обучающихся

Выбирают точки наблюдения

Последовательно определяют азимуты и измеряют расстояния до них – вносят данные замеров в маршрутные листы

Творческий

Контролирует правильность оформления

По данным маршрутных листов в масштабе оформляют черновик плана макета местности

Рефлексивно - итоговый

Проявляет интерес к черновикам плана

Делятся впечатлениями по работе (рефлексия)

Объясняет домашнее задание: - заголовок;

- условные обозначения

Записывают домашнее задание: «Оформить план макета местности»

Приложение 1. Бланк маршрутного листа для полярной съёмки (макет) местности.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Составил(и)______________________________________________

п/п

Наблюдаемый ориентир

Азимут

ориентира

Расстояние

до ориентира

(фактическое)

Расстояние  

в масштабе

(для плана)  

1

2

3

4

5

Инструкция по выполнению черновика плана макета местности:

  • Обозначьте  точку  из которой  проводили наблюдение в середине (на краю)листа.
  • Проведите через точку вертикальную линию С-Ю.
  • Последовательно при помощи транспортира отметьте необходимые азимуты и из начальной точки проведите по взятым азимутам прямые линии – «лучи».
  • В соответствии с масштабом обозначьте условными знаками взятые ориентиры.

Фото 1. Выполнение практической работы в классе (январь).

H:\нс портал загрузка\Фото1063.jpg

Фото 2. Выполнение практической работы на местности (май).

H:\нс портал загрузка\Фото0709.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса

Практическая работа №4   Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса...

Практическая работа 6 кл "Ориентирование на местности с помощью плана, компаса, местных признаков."

Первая практическая работа по географии в 6 кл, которая проводится на местности, разработана в виде открытого теста. Для быстроты оформления отчета следует лишь дополнить предложения....

Мастер класс по теме: практическая работа по географии «Построение профиля местности с использованием ИКТ»

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, система...

Исполнитель Робот Практическая работа №1. Составление линейных алгоритмов

В работе содержатся задания на формирование навыков работы с простейшими линейными алгоритмами в системе программирования КуМир Исполнитель Робот....

Практическая работа по теме: "План местности"

Данная разработка поможет обучающимся научиться читать план местности (определять объекты по условным знакам, стороны горизонта, расстояние и направление).  ...