Практическая работа №3: «Составление плана макета местности способом глазомерной полярной съёмки»
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
Уважаемые коллеги!
Вот уже 30 лет меня занимает вопрос, как советские и российские географы проводят с учащимися практическую работу «Составление плана местности»?!
Парадокс в том, что в советских образовательных программах данная тема «попадала» на ноябрь, а в российских по ФГОС – на январь…
Ну и как же в мороз и по снегу проводить практическую работу на местности?!
Предлагаю Вашему вниманию собственный вариант разрешения данного парадокса…
За 1-2 минуты создаю макет плана местности (элементы макета хранятся в кабинете):
- "лента" реки из обоев голубого (синего) цвета;
- макет автомобильного моста через реку из картона;
- объёкты, служащие ориентирами: отдельно стоящее дерево (макет или комнатное растение), скала (пирамида из кабинета математики), макет домика (склеенный из бумаги), водонапорная башня (макет или например термос).
Расставляю "ориентиры" по берегам "реки" - макет местности готов.
После такой практической работы вы смело можете весной в резервный час вывести детей на местность, где они успешно произведут съёмку и составят план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_plana_maketa_mestnosti.docx | 88.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на 27.01.2016
Тема: Практическая работа №3: «Составление плана макета местности способом глазомерной полярной съёмки»
Ф.И.О.: Данилов Владимир Николаевич.
Место работы: «Владыкинская СОШ».
Должность: Учитель географии, экономики, краеведения, технологии, ОБЖ, ИЗО.
Предмет: География.
Класс: 5.
Тема раздела и № урока по теме: Раздел 3. Географические модели земли. Урок №19.
Базовый учебник: Дронов В.П. География. Землеведение. 5 кл.
Цель урока: Формировать пространственное воображение и умения по составлению плана местности.
Задачи: · создать условия для формирования представлений о плане местности.
Развивающие:
· создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
Воспитательные:
· способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);
· способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: Практический.
Формы работы учащихся - практическая, творческая.
Необходимое оборудование:
- Рулетка.
- Компас.
- Маршрутный лист.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаш.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Результаты | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |||
Мотивация | Рассказывает о применении географических моделей | С помощью учителя формулируют задачу | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Формирование пространственного мышления | Формирование представления о географической модели – плане участка местности | умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия |
Организационный | Конкретизирует задачи групп | Разбиваются на две группы | |||
Практический | Корректирует работу обучающихся | Выбирают точки наблюдения | |||
Последовательно определяют азимуты и измеряют расстояния до них – вносят данные замеров в маршрутные листы | |||||
Творческий | Контролирует правильность оформления | По данным маршрутных листов в масштабе оформляют черновик плана макета местности | |||
Рефлексивно - итоговый | Проявляет интерес к черновикам плана | Делятся впечатлениями по работе (рефлексия) | |||
Объясняет домашнее задание: - заголовок; - условные обозначения | Записывают домашнее задание: «Оформить план макета местности» | ||||
Приложение 1. Бланк маршрутного листа для полярной съёмки (макет) местности.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Составил(и)______________________________________________
№ п/п | Наблюдаемый ориентир | Азимут ориентира | Расстояние до ориентира (фактическое) | Расстояние в масштабе (для плана) |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Инструкция по выполнению черновика плана макета местности:
- Обозначьте точку из которой проводили наблюдение в середине (на краю)листа.
- Проведите через точку вертикальную линию С-Ю.
- Последовательно при помощи транспортира отметьте необходимые азимуты и из начальной точки проведите по взятым азимутам прямые линии – «лучи».
- В соответствии с масштабом обозначьте условными знаками взятые ориентиры.
Фото 1. Выполнение практической работы в классе (январь).
Фото 2. Выполнение практической работы на местности (май).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса
Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса...
Практическая работа 6 кл "Ориентирование на местности с помощью плана, компаса, местных признаков."
Первая практическая работа по географии в 6 кл, которая проводится на местности, разработана в виде открытого теста. Для быстроты оформления отчета следует лишь дополнить предложения....
Мастер класс по теме: практическая работа по географии «Построение профиля местности с использованием ИКТ»
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, система...
Исполнитель Робот Практическая работа №1. Составление линейных алгоритмов
В работе содержатся задания на формирование навыков работы с простейшими линейными алгоритмами в системе программирования КуМир Исполнитель Робот....
Практическая работа по теме: "План местности"
Данная разработка поможет обучающимся научиться читать план местности (определять объекты по условным знакам, стороны горизонта, расстояние и направление). ...
- Мне нравится (3)