Практическая работа № 6 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
методическая разработка по биологии (7 класс)


Предварительный просмотр:

Практическая работа № 6

Вариант 2

Тема: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Цель: сформировать знания о цепях и сетях питания, о правиле экологической пирамиды, научиться составлять схемы передачи веществ и энергии.

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

Правило 10% (закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды.

Оно гласит: На каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.

Применяется так: у нас есть какая-то пищевая цепочка:

трава – кузнечики – лягушка – цапля.

И вопрос " Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг? "(при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну.

C:\Users\1\Desktop\img8.jpg

Пастбищные цепи питания – от растений к животным.

Детритные цепи питания – от всех живых организмов к бактериям.

Ход работы:

Задание № 1.

А) Из предложенного списка живых организмов составьте пищевые цепи.

1 -я пищевая цепь –

2-я пищевая цепь –

3-я пищевая цепь.

C:\Users\Зоя\Desktop\img8.jpg

Б) Распишите основные структурные компоненты каждого звена цепи питания.

продуценты -

консументы –

редуценты –

В) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе:

жертва –

хищник –

Задание № 2. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

  1. Клевер - кролик - волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник

Задание №3.  Зная правило десяти процентов, определите, сколько необходимо планктона ( водорослей и бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог обитать один дельфин массой 300 кг. (дельфин в цепи четвертый).

Задание №4

Задание №5. Какой из организмов, изображенных на рисунке, является консументом  третьего  порядка? Дайте определение  консументов  третьего порядка.

C:\Users\1\Desktop\п.ц.4.jpg

Вывод:          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Поток энергии, цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем."

Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала....

Лабораторная работа. Составление схем передачи веществ и энергии, трофических сетей, построение пирамид биомассы.

Инструктивная карточка лабораторной работы по биологии предназначается для обучающихся 11 класса и содержит все необходимые наглядные материалы, подробные описания и инструкции для выполнения работы....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.

Урок по теме «Генеалогический метод изучения генетики человека», практическая работа «Составление схем родословных». Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирован...

конспект урока «Разговор о правильном питании», выполнение практической работы «Составление меню питания» 2 класс

Освоение новых знаний о физиологии  питании,  выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального  питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее...

Практическая работа: Составление схем круговорота химических элементов в биосфере.

Практическая работа составлена в 2 х вариантах.Предлагается учащимся в 9-11 классах, после изучения темы: Роль живых организмов в биосфере.Ребята, закрепляют полученные теоретические сведения, работаю...

Технологическая карта "Биотические факторы среды. Лабораторная работа №9 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе» Структура экосистем"

Технологические карты способствую спмостоятельному изучению материала. Могут использоваться в период дистанционногообучения...