Практическая работа № 6 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
методическая разработка по биологии (7 класс)
Вариант 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Вариант1 | 171.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 6
Вариант 1
Тема: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Цель: сформировать знания о цепях и сетях питания, о правиле экологической пирамиды, научиться составлять схемы передачи веществ и энергии.
Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.
Правило 10% (закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды.
Оно гласит: На каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.
Применяется так: у нас есть какая-то пищевая цепочка:
трава – кузнечики – лягушка – цапля.
И вопрос " Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг? "(при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну.
Пастбищные цепи питания – от растений к животным.
Детритные цепи питания – от всех живых организмов к бактериям.
Ход работы:
Задание № 1.
А) Из предложенного списка живых организмов составьте пищевые цепи лесостепного биоценоза.
1 -я пищевая цепь –
2-я пищевая цепь –
3-я пищевая цепь.
Б) Распишите основные структурные компоненты каждого звена цепи питания.
продуценты -
консументы –
редуценты –
В) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе:
жертва –
хищник –
Задание № 2. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.
- Клевер - кролик - волк
- Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник
Задание №3. Зная правило десяти процентов, рассчитайте на сколько вырастет масса синего кита, если масса фитопланктона 150 000 кг. (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – синий кит). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
Задание №4. Какой из организмов, изображенных на рисунке, является консументом первого порядка? Дайте определение консументов первого порядка.
Задание №5.
Определите, какую массу растений сохранит от поедания гусеницами пара синиц при выкармливании 4 птенцов. Вес одного птенца 5 грамма.
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Поток энергии, цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем."
Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала....
Лабораторная работа. Составление схем передачи веществ и энергии, трофических сетей, построение пирамид биомассы.
Инструктивная карточка лабораторной работы по биологии предназначается для обучающихся 11 класса и содержит все необходимые наглядные материалы, подробные описания и инструкции для выполнения работы....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.
Урок по теме «Генеалогический метод изучения генетики человека», практическая работа «Составление схем родословных». Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирован...
конспект урока «Разговор о правильном питании», выполнение практической работы «Составление меню питания» 2 класс
Освоение новых знаний о физиологии питании, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее...
Практическая работа: Составление схем круговорота химических элементов в биосфере.
Практическая работа составлена в 2 х вариантах.Предлагается учащимся в 9-11 классах, после изучения темы: Роль живых организмов в биосфере.Ребята, закрепляют полученные теоретические сведения, работаю...
Технологическая карта "Биотические факторы среды. Лабораторная работа №9 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе» Структура экосистем"
Технологические карты способствую спмостоятельному изучению материала. Могут использоваться в период дистанционногообучения...