Мастер класс по теме: практическая работа по географии «Построение профиля местности с использованием ИКТ»
статья по теме
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практических работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_avgustovskoy_konferentsii.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на августовской конференции. Секция учителей географии.
Мастер класс по теме:
практическая работа по географии
«Построение профиля местности с использованием ИКТ».
Учитель географии МБОУ СОШ№3 г.Агрыз
Кудрявцева Н.В.
август 2012 год
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практических работ. Таким образом, практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ, сопоставление карт, и др. + практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного географического образования.
Организация же и проведение практических работ — «головная боль» учителей географии: количество работ, примерное содержание работ, поиск времени на их проведение .
Вряд ли у кого есть сомнения в том, что новые инновационные технологии помогают лучше усвоить и понять материал и поэтому для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютерная презентация.
Сегодня я хочу познакомить вас с проведением практической работы по географии «Построение профиля местности с использованием ИКТ». Тему выбрала неслучайно, т.к. в рекомендациях прошлых лет по ЕГЭ звучало: «Педагогам на уроках отрабатывать практические навыки по построению профиля рельефа местности».
Построение профиля местности для школьников 6-8 классов всегда вызывает большие сложности и затруднения. Поэтому я постаралась в доступной и понятной форме изложить методические рекомендации для учителей, и, конечно, ими легко смогут воспользоваться ученики. Доказано: когда подключается моторная и зрительная память усвоение материала у учеников происходит максимально успешно, поэтому работа будет сопровождаться презентацией.
ИТАК, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Построение профиля местности» ( с компьютерной презентацией)
1. Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью.
2. Приём построения профиля включает 5 пунктов, давайте сразу разберём на примере из 6кл : у нас представлен холм с 2 вершинами, изображённый с помощью горизонталей. ( чтение с презент.)
Чаще всего, я использую данную практическую работу- построение профиля - в 7 кл. Такая работа в 7кл. является достаточно наглядной формой по выявлению зависимости между рельефом, строением материка, пол.ископ. и климатом (особенно в Австралии).
3. Давайте разберём приём построения профиля рельефа материка Южная Америка по экватору.
1. откладываем отрезок равный протяжённости материка по экватору.
2.отмечаем крупные формы рельефа по линии профиля используя шкалу высот ( по этой карте работать уч-ся проще, т.к. для удобства на физ.карте расстояние между горизонталями раскрашено разными цветами – для удобства можно составить таблицу) , в результате горизонтальный масштаб профиля будет равен масштабу карты. При помощи полоски бумаги.
3.пользуясь вертик. масштабом 1:100 000 строим линию профиля
4.надписываем крупные формы рельефа по линии профиля
4. Всё чаще в олим.заданиях, в ГИА, ЕГЭ используют данную работу –пост.профиля -на топографической карте. Профиль строится аналогично.
Разберём несколько примеров заданий к ГИА и ЕГЭ.
5. ГИА. Задание: На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности,
построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из
профилей построен верно?
1. определяем высоту точек А и В на рисунках:
1) А 160м, В 154 2) А 140, В 147 3) А 148, В 140
2. Проверяем высоту точек на карте А 140,В 147 подходит 2 ,но проверяем дальше
3. Помним: вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона ----от А к В повышение и от В к А, посередине яма -------правильный рисунок действительно 2.
6. ЕГЭ. Задание: Постройте профиль местности по линии А-В, используя горизонтальный масштаб в 1 см – 50 метров, вертикальный в 1 см - 5 м. Укажите на профиле положение шоссе знаком «Х».
1. строим основу профиля, удваивая расстояние АВ, т.к. масштаб изменился (масштаб карты 1см- 100м,т.е. в 2 раза меньше заданного)
2. откладываем горизонтали в вертик. масштабе в 1см -10м
3.стрим профиль по стандартному алгоритму
4.измеряем на плане расстояние от А до шоссе, удваиваем и ставим метку на профиль.
7. Потренируемся в построении профиля- построим профиль самостоятельно - атлас стр.16- топографическая карта.
Задание: Построить профиль по линии А-В. Укажите на профиле положение шоссе знаком «Х».
А (посёлок сельского типа Кузнецово) – Б (железобетонный мост через р.Белая)
1. Масштаб: горизонтальный в 1см – 100м (горизонтальный масштаб нашего профиля будет равен масштабу карты) вертикальный В 1см – 5м
2. строим профиль по стандартному алгоритму
3.Укажем на профиле положение шоссе знаком «Х».
4. профиль готов!
ВЫВОД: Итак, поставленную цель достигли- научились строить профиль рельефа по физической и топографической картам. Построение профиля местности помогает лучше представить многообразие форм рельефа и, следовательно, влияние рельефа местности на ее климатические особенности, на распределение растительного и животного мира.
Рекомендации лит-ры: стар.учебник- карты и приёмы работы с ними ( тема: измерительные свойства топ.карты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "по теме «Система работы учителя по использованию проектной методики в личностно – ориентированном обучении немецкому языку»
1. Теоретический блок «Метод проектов. Основные требования, признаки, типы, подходы использования метода проектов, схема выполнения проекта.Поэтапная разработка совместной деятельности учит...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии
Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии ...
Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".
Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...
Построение профиля местности
В рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ...
Презентация для урока географии в 8 классе по теме: "Практическая работа. Климаты России"
Данная презентация составлена для проведения практической работы. " Характеристика типов климатов России на основе анализа климатограмм, характерных для различных типов климата России...
Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...