Мастер класс по теме: практическая работа по географии «Построение профиля местности с использованием ИКТ»
статья по теме

Кудрявцева Наталья Валентиновна

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать  и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении  практических работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_avgustovskoy_konferentsii.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на августовской конференции. Секция  учителей географии.

Мастер класс по теме:

практическая работа по географии

 «Построение профиля местности с использованием ИКТ».

Учитель географии МБОУ СОШ№3 г.Агрыз

Кудрявцева Н.В.

август 2012 год

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать  и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении  практических работ. Таким образом,   практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ, сопоставление  карт, и др. +  практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного  географического образования.

Организация же и проведение практических работ — «головная боль» учителей географии: количество работ, примерное содержание работ, поиск времени на их проведение .

Вряд ли у кого есть сомнения в том, что новые инновационные технологии помогают лучше усвоить и понять материал и поэтому для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютерная презентация.

Сегодня я хочу познакомить вас с проведением практической работы по географии «Построение профиля местности с использованием ИКТ». Тему выбрала неслучайно, т.к. в рекомендациях прошлых лет по  ЕГЭ звучало: «Педагогам на уроках отрабатывать практические навыки по построению профиля рельефа местности».

Построение профиля местности для школьников 6-8 классов всегда вызывает большие сложности и затруднения. Поэтому я постаралась в доступной и понятной форме изложить методические рекомендации для учителей, и, конечно, ими легко смогут воспользоваться  ученики. Доказано: когда подключается моторная и зрительная память усвоение материала у учеников происходит максимально успешно, поэтому работа будет сопровождаться презентацией.

 

ИТАК, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  «Построение профиля местности» ( с компьютерной презентацией)

1. Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью.

2. Приём построения профиля включает 5 пунктов, давайте сразу разберём на примере из 6кл : у нас представлен холм с 2 вершинами, изображённый с помощью горизонталей.  ( чтение с презент.)

Чаще всего, я использую данную практическую работу- построение профиля - в 7 кл. Такая работа в 7кл. является достаточно наглядной формой по выявлению зависимости между рельефом, строением материка, пол.ископ. и климатом (особенно в Австралии).

3. Давайте разберём приём построения профиля рельефа материка Южная Америка по экватору.

1. откладываем отрезок равный протяжённости материка по экватору.

2.отмечаем крупные формы рельефа по линии профиля используя шкалу высот ( по этой карте работать уч-ся проще, т.к. для удобства на физ.карте расстояние между горизонталями раскрашено разными цветами – для удобства можно составить таблицу) , в результате горизонтальный масштаб профиля будет равен масштабу карты. При помощи полоски бумаги.

3.пользуясь вертик. масштабом  1:100 000 строим линию профиля

4.надписываем крупные формы рельефа по линии профиля

4. Всё чаще в олим.заданиях, в ГИА, ЕГЭ используют данную работу –пост.профиля -на топографической карте. Профиль строится аналогично.

Разберём несколько примеров заданий  к ГИА и ЕГЭ.

5. ГИА. Задание:  На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности,

построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из

профилей  построен верно?

1. определяем высоту точек А и В на рисунках:

              1) А 160м, В 154                2) А 140, В 147                           3)  А 148, В 140

2. Проверяем высоту точек на карте А 140,В 147 подходит 2 ,но проверяем дальше

3. Помним: вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона ----от А к В повышение и от В к А, посередине яма -------правильный рисунок действительно 2.

6.  ЕГЭ. Задание: Постройте профиль местности по линии А-В, используя горизонтальный масштаб в 1 см – 50 метров, вертикальный в 1 см - 5 м. Укажите на профиле положение шоссе знаком «Х».

1. строим основу профиля,  удваивая расстояние АВ, т.к. масштаб изменился (масштаб карты 1см- 100м,т.е. в 2 раза меньше заданного)

2. откладываем горизонтали в вертик. масштабе в 1см -10м

3.стрим профиль по стандартному алгоритму

4.измеряем на плане расстояние от А до шоссе, удваиваем и ставим метку на профиль.

7.  Потренируемся в построении профиля-  построим профиль самостоятельно - атлас стр.16- топографическая карта.

Задание: Построить профиль по линии А-В.  Укажите на профиле положение шоссе знаком «Х».

А (посёлок сельского типа Кузнецово) – Б (железобетонный мост через р.Белая)

1. Масштаб: горизонтальный в 1см – 100м (горизонтальный масштаб нашего профиля будет равен масштабу карты) вертикальный  В 1см – 5м

2. строим  профиль по стандартному алгоритму

3.Укажем на профиле положение шоссе знаком «Х».

4. профиль готов!

ВЫВОД: Итак, поставленную цель достигли- научились строить профиль рельефа по физической и топографической картам. Построение профиля местности помогает лучше представить многообразие форм рельефа и, следовательно, влияние рельефа местности на ее климатические особенности, на распределение растительного и животного мира.

Рекомендации лит-ры: стар.учебник- карты и приёмы работы с ними ( тема: измерительные свойства топ.карты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "по теме «Система работы учителя по использованию проектной методики в личностно – ориентированном обучении немецкому языку»

1. Теоретический блок  «Метод проектов. Основные требования, признаки, типы, подходы использования метода проектов, схема выполнения проекта.Поэтапная разработка совместной деятельности учит...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов  по курсам географии ...

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Построение профиля местности

В рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ...

Презентация для урока географии в 8 классе по теме: "Практическая работа. Климаты России"

Данная презентация составлена для проведения практической работы. " Характеристика типов климатов России на основе анализа климатограмм, характерных для   различных типов климата России...

Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...