Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Ресурсы урока |
Организационный момент | Организует групповую работу | Настраиваются на урок | Регулятивные |
|
Целеполагание и мотивация | Здравствуйте ребята! Обратите внимание на экран. Начало презентации. Предлагаю Вам проверить и оценить свои знания об этом удивительном континенте, двигаясь по алгоритму плана изучения материка. Ваша задача, на уроке обобщить и углубить знания по пройденной теме. Почему при сходных природных условиях Африки и Ю. Америки наблюдаются уникальные особенности в природном пейзаже материка Южная Америка? Что мы сможем после урока? Где применить полученные знания? Какие способы деятельности применим на практике? | Формулируют тему урока; формулируют цели, моделируют ожидаемые результаты деятельности | Регулятивные | компьютерная презентация |
Актуализация | Самое-самое по материку | Создают первичный субъектный опыт образа материка Южная Америка | Познавательные | Карты атласа |
Систематизация и обобщение | Ваша задача пройти все станции, перевалочные пункты, набрав максимальное количество баллов на каждой станции. На каждый перевалочный пункт дается по 2 минуты. Приходя на станции, Вы получаете задание у ассистента. Он же проверяет правильность выполнения заданий и заполняет оценочные листы. Переходить с пункта на другой пункт можно только под музыку (латиноамериканские ритмы). Давайте мысленно перенесемся на далекий материк Южная Америка. В добрый путь! | Воспринимают правила | Регулятивные | Музыка - Латиноамериканские ритмы |
| Игра по станциям: 1) Станция “Географическое положение”. Задание: собрать разрезанный контур материка Южная Америка. | Выполняют задания по станциям
| Познавательные и коммуникативные | Дидактический материал |
| 2) Станция “История исследования”. Задание: найдите пары. | Выполняют задания по станциям
| Познавательные и коммуникативные
| Дидактический материал |
1. 1500 – 1502 гг. А. Веспуччи 2. 1799 – 1804 гг. А. Гумбольдт 3. 1535 г. Д. Альмагро 4. 1520 г. Ф. Магеллан 5. 1498 г. Х. Колумб 6. 1826 – 1828 гг. Г. Лангсдорф 7. 1492 -1493 гг. Х. Колумб 8. 1524 – 1525 гг. А. Гарсиа 9. 1493 -1494 гг. Х. Колумб | 1. Третья экспедиция. Открытие северного побережья Южной Америки. 2. Открытие побережья Бразилии, устья Амазонки. 3. Исследования реки Ориноко, северной части Анд. 4. Вторая экспедиция. Открытие островов Карибского моря. 5. Открытие восточного и юго-восточного побережья Южной Америки, Магелланова пролива. 6. Открытие Ла-Платской низменности, области, водопада Игуасу. 7. Исследование Бразильского нагорья. 8. Первая экспедиция. Открытие Америки. 9. Открытие озера Титикака, пустыни Атакама, южных Анд. |
| 3) Станция “Рельеф и полезные ископаемые”. Задание: выберите карточку своего уровня подготовленности, ответьте правильно на вопрос и заработайте 3,4 или 5 баллов. Примеры карточек по 3 балла: Назовите наивысшую точку материка Южная Америка? Чем знаменит вулкан Котопахи? На какие две части, по особенности рельефа, делится материк? Какое озеро в Южной Америке называют “асфальтовым”? Примеры карточек по 4 балла: Нарисуйте значки полезных ископаемых Анд. Нарисуйте значки полезных ископаемых Бразильского плоскогорья. Почему на западе материка часто происходят землетрясения и извержения вулканов? Примеры карточек по 5 баллов: 1. Расшифруйте зависимость С-Г-М и приведите примеры проявления этой зависимости на материке Южная Америка. 2. Расшифруйте зависимость П-Р-О и приведите примеры проявления этой зависимости на материке Южная Америка. 3.Докажите, что Анды являются молодыми горами. | Выполняют задания по станциям Примеры ответов карточек на 5 баллов: 1. Тектоническим структурам складчатых областей соответствуют горные формы рельефа, с преобладанием магматических полезных ископаемых. 2.Тектоническим структурам платформ, соответствуют равнинные формы рельефа, с преобладанием осадочных полезных ископаемых. | Познавательные и коммуникативные | Карты атласа, Дидактический материал |
| 4) Станция “Климат”. Задание: на контурной карте подпишите климатические пояса Южной Америки, дайте их краткую характеристику. | Выполняют задания по станциям
| Познавательные и коммуникативные | Карты атласа. |
| 5) Станция “Внутренние воды”. Задание: вставьте пропущенные слова. Много осадков - ………речная сеть. На горных реках много ………., например ………. – самый высокий в мире. Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в ………. океан. Амазонка ……… в течении всего года. На реке Парана построена крупнейшая в мире …………. Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро….. | Выполняют задания по станциям
| Познавательные и коммуникативные | Карты атласа, учебник |
| 6) Станция “Природные зоны”. Задание: подпишите названия растении и животных Южной Америки под номерами, обозначенными на картинках (ягуар, капибара, муравьед, лама, броненосец, анаконда, пиранья, сейба, гевея, кувшинка Виктория-регия) | Выполняют задания по станциям
| Познавательные и коммуникативные | Мультимедийная презентация |
| 7) Станция “Население и страны”. Задание: определите, о какой стране материка Южная Америка идет речь. 1. Страна древнейших цивилизаций, “археологический музей” Южной Америки. Одна из “рыбных” держав мира. В стране находится самое крупное высокогорное озеро мира. По природным условиям делится на 3 части: Коста, Сьерра, Сельва. Страна обладает огромными запасами меди. В стране проживают индейские народы кечуа и аймара. Два государственных языка: испанский и кечуа (Перу). 2. Одна из крупнейших по площади и населению страна в мире. Страна обладает огромными запасами леса. Население страны отличается сложным этническим составом. Большая часть населения страны проживает в городах, расположенных на побережье океана. Страна богата железными и марганцевыми рудами, бокситами и другими полезными ископаемыми. На территории страны много заповедников (Бразилия). 3. Страна расположена в трех климатических поясах. Характерны резкие смены погодных условий. Только в этой стране на материке осуществляется добыча урановых руд. На востоке расположены обширные степи – пампа. Большую часть страны занимает зона полупустынь – Патагония. В этой стране находится наивысшая точка материка Южная Америка (Аргентина). Дополнительные вопросы: 1). На территории, какой современной страны предположительно находится загадочная страна Эльдорадо? (Колумбия). 2). На территории какой страны находится самый высокий водопад мира Сальто-Анхель? (Венесуэла). 3). На территории какого государства находится самый высокий действующий вулкан мира Котопахи? (Эквадор). 4). Это государство названо в честь Христофора Колумба (Колумбия). 5). На территории какого государства расположен памятник экватору? (Эквадор). 6). Это государство является лидером по производству бананов в Южной Америке (Эквадор). 7). На территории этой страны находятся развалины инского города Мачу-Пикчу (Перу). 8). Про эту страну говорят: “У нее грудь из железа, а сердце из золота”. (Бразилия). 9). Эту страну называют самой “белой” латиноамериканской страной. (Уругвай). 10). Эта страна является родиной танго. (Аргентина). 11). На территории этой страны более 1500 вулканов, в том числе 40 действующих. (Чили). | Выполняют задания по станциям
| Познавательные и коммуникативные | Мультимедийная презентация, Карты атласа |
| Пока ассистенты подводят предварительные результаты и выявляют победителей в каждой группе. Ребята выполняют задание “ментальная карта”. На обратной стороне оценочного листа учащиеся рисуют контур материка Южная Америка по памяти. На нарисованном контуре, в нужном месте, ставят цифру номера объекта указанного в задании (3 варианта по 10 объектов). Победители в группах вызываются к доске. Среди них проводится аукцион “Рекорды Южной Америки”. Разыгрывается дополнительная пятерка. Ребята по порядку называют рекорды материка, а кто не отвечает в течение 5 секунд, садится на место. | Рисуют, работают с контурной картой, отвечают
| Познавательные и личностные | Дидактический материал |
| Много загадок хранит материк Южная Америка: тайны древних городов инков, золотой город Эльдорадо, статуи острова Пасхи. Многие годы ученых всего мира волнует загадка пустыни Наска в Перу. Давайте познакомимся с этим загадочным местом нашей планеты. Просмотр фрагмента фильма (2 минуты). Может кто-то из Вас, ребята, разгадает загадку пустыни Наска? А сколько еще таких загадок хранит наша планета? С этими и другими удивительными явлениями и загадками природы, Вы сможете познакомиться на географических сайтах Интернета. | Смотрят, анализируют, усваивают, готовят монологичный ответ.
| Познавательные, личностные, коммуникативные | Видеофильм, фотоматериал |
Рефлексия
| Давайте подведем итоги нашего урока. За ментальную карту и цифровой диктант оценки Вы получите на следующем уроке. Сейчас попробуйте оценить свои знания по Южной Америке, воспользовавшись критериями оценок на ваших оценочных листах. Сосчитайте количество баллов, набранных на каждой станции. Прибавьте к ним дополнительные баллы и определите всю сумму. Если, Вы набрали более 10 баллов, Вам присваивается звание “Знаток Южной Америки”. Если, Вы набрали от 6 до 9 баллов, Вам присваивается звание “Любитель Южной Америки”. Если в сумме у Вас получилось менее 6 баллов, постарайтесь еще раз совершить заочное путешествие по этому интересному и загадочному материку. Выполнены ли наши цели на сегодняшний урок? | Подводят итоги достижения целей урока, рефлексируют себя, товарища по работе в группе
| Регулятивные, Личностные |
|
Информация о домашнем задании | По желанию, можно выбрать любое задание для домашней работы (смотрите оценочные листы): Составить игру-путешествие по Южной Америке. Придумать и нарисовать фантастическое животное, которое могло бы обитать в условиях Амазонской сельвы. Составить и оформить кроссворд на тему “Южная Америка”. Составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки. Выявить “визитные карточки” стран Южной Америки. | Воспринимают, выбирают | Регулятивные |
|