поясн. записка по географии 5 класс
рабочая программа по географии на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»
Количество часов в год – 34 часов;
Количество часов в неделю – 1час по учебному плану
В данном курсе используется учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких,
Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.
Основные цели изучения географии в основной школе:
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального) для формирования географической картины мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы
и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Цель: Систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно - следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.
Место предмета в учебном плане.
Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. На изучение географии в 5 классе отводится 35 часов ( 1 час в неделю)
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты:
- овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
- умение и навыки работы с тестовым материалом;
- умение вести самостоятельный поиск и отбор информации;
- умение и навыки выстраивать логическую цепочку;
- умение работать с внетекстовыми компонентами;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для выполнения поставленных задач;
Предметные результаты:
- формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- умение составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
- умение организовывать наблюдение за погодой;
- умение составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
- умение составлять план кабинета географии;
- умение определять с помощью компаса стороны горизонт;
- умение обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
- умение составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
- умение организовывать фенологические наблюдения в природе;
- умение обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
умение обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Содержание географии в 5 классе
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
- География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
- География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара,эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
- Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
- Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Тема 3. История географических открытий (12 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия:путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, БартоломеуДиаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, АмеригоВеспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, ФаддейФаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
- Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
- Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Тема 5. Природа Земли (2часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
- Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
- Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Планируемые результаты изучения географии в 5 классе
Раздел №1 «Наука география»
Обучающийся научится:
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
-проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;
Обучающийся получит возможность научиться:
-приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
Раздел №2 «Земля и ее изображение»
Обучающийся научится:
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
Обучающийся получить возможность научиться:
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-строить простые планы местности
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
Раздел№3» История географических открытий»
Обучающийся научится:
-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Раздел№4 «Путешествие по планете Земля»
Обучающийся научится:
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
-сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Обучающийся получит возможность научиться:
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
-оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Раздел№5 «Природа Земли»
Обучающийся научится:
-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
-оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
-приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Раздел№6 «Уроки обобщающего повторения»
Обучающийся научится:
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
-приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование Введение в географию 5 класс (35 часов)
№ урока | Тип урока | Целевая установка урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Сроки | ||||||||||
Тема урока | понятия, номенклатура и персоналии | предметные | метапредметные | личностные | Практическая работа | |||||||||
Планир дата | Факт. дата | |||||||||||||
Тема: Введение (2 часа) | ||||||||||||||
1. | Что такое география | Урок изуче ния нового мате риала | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | География, наука, Эратосфен | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе геохра-фии. Знать основные правила работы в кабинете географии | Умение работать с текстом, выделять в нем главное | Учебно-познавательный интерес к географии | Составление схемы наук о природе | 7.09 | |||||
2. | Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела | Ком- бини- рован- ный урок | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли | Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации | Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний |
кабинета географии.
| 14.09 |
Тема: Земля и ее изображение (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | От плоской Земли к земному шару | Урок изуче ния нового мате риала | Формирование представлений о форме Земли | Планета, шар, Пифагор, Аристотель | Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами | 21.09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Форма, размеры и движения Земли | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях | Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое(орбитальное) движение Земли, сутки, год, високосный год, полюс, эква- ... тор,Исаак Ньютон | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации | Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений | Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму | 28.09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Глобус и карта | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об изображениях земной поверхности | Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космическое изображение | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли | Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия | Осознание многообразия видов изображения земной поверхности |
| 5.10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Ориентирование на местности | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами | Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас | Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним | Умение работать с измерительными приборами | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | Определение с помощью компаса сторон горизонта | 12.10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно- измерительными материалами | См. уроки 3—6 | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли и значения географических знаний | Решение тестовых заданий | 19.11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Тема: История географических открытий (14 часов)По следам путешественников каменного века | Урок изуче ния нового мате риала | Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми | Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа | 26.11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Путешест венники древности | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий в древности | Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова | Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | 16.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Путешествия морских народов | Урок формирования умений и навыков' | Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морскими народами | Викинга, норманны, варяга, Европа, Скандинавский полуостров, драк- кар, остров Исландия, остров Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | 23.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Первые европейцы на краю Азии | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о возможности совершения европейцами путешествий в Азию | Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа,хан | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа | 30.11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустино, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира» | Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай | Выявлять при- чинно-следс- твенные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Хождение за три моря | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучении регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина | Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря» | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | 7.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Морской путь в Индию | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об эпохе Великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли | Эпоха Великих географических открытий, Китай, Индия, Генрих Мореплаватель, Африка, Средиземноморье, Индийский океан, БартоломеуДиаш, мыс Доброй Надежды, Васко да Гама, Каликут | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности БартоломеуДиаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | 14.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | Открытие Америки | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки | Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан- Сальвадор, Америго Вес- пуччи, Новый Свет, индеец | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и АмеригоВеспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов | 21.12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Первое кругосветное плавание | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия | Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море(Тихий океан), Пролив всех святых | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана Магеллана, обозначение географических объектов | 11.01 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано | Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано. Определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | Открытие Южного материка | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об открытии Австралии | Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования на- | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | 18.01 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
звания «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Поиски Южной земли продолжаются | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об освоении и изучении Земли в XVII веке | Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | 25.01 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. | Русские путешественники | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли | Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежнева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» | 1.02 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. | Вокруг света под русским флагом | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды | Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | 8.02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
следствия географических путешествий и открытий. Определять и описывать по карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева | материал. Готовить сообщения и презентации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольноизмерительными материалами | См. уроки 8—19 | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний | 15.02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Урок коррекции знаний по теме раздела | Урок коррекции знаний | Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 8-19 | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний | 22.02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Мировой океан и его части | Урок изучения нового мате риала | Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях | Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение | Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей | 29.02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Значение Мирового океана для природы и человека | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека | Условия обитания, живой мир | Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Осознание роли Мирового океана для природы и человека | 7.03 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Путешествие по Евразии | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Евразии | Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро, Онежское озеро, Западно-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена, Оймякон, Чера-пунджи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия | Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка | 14.02 |
26. | Путешествие по Северной Америке | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Северной Америки | Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры, землетрясение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад, секвойя, индейцы, эскимосы, ондатра | Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. | Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка | 21.03 | |||||
27. | Путешествие по Южной Америке | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Южной Америки | Южная Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Ан-хель, анаконда, капибара, индейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, колибри Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации информацию табличную Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка | 28.03 | ||||||
28. | Путешествие по Австралии | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Австралии | Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Эйр-Норткенгуру, коала, лирохвост, эвкалипт, ехидна, утконос, Австралийский Союз | Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк | 4.04 | |||||
29. | Путешествие по Антарктиде | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды | Антарктида, планктон, ледник, пингвин, научно-исследовательская станция | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Составление перечня научно-исследовательских станций | 11.04 | |||||
30. | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 22-29 | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Решение тестовых заданий | 18.04 | |||||
31 | Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 22-29 | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Решение тестовых заданий | 25.04 | |||||||
32 | Что такое природа | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, ее составляющих | Природа, объект природы | Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные) | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) | Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов | Организация фенологических наблюдений в природе | 16.05 | |||||
33. | Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела | Комбинированный урок | Формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера | Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт оболочек Земли | Решение тестовых заданий | 23.05 | |||||
34 | Урок обобщения и контроля по курсу | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 1—33 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | Решение тестовых заданий | 30.05 | |||||
35 | Урок коррекции знаний по курсу | Урок коррекциизнаний | Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными конт-рольно-изме- рительными материалами | См. уроки 1-33 | См. разделы курса | См. разделы курса | Решение тестовых заданий | |||||||
35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка 10-11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, канд...
Пояснительная записка 5-9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических н...
Рабочая программа по физике 7 класс (кал.-тем. планирование, тем. планир., пояснит. записка)
Данная рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных...
Пояснительная записка математика 11 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класс, алгебра- Мордкович, геометрия -Атанасян....
пояснительная записка по географии и биологии по Домогацкому и Пасечнику
пояснительная записка по географии и биологии по Домогацкому и Пасечнику с 5 по 11 классы....
пояснит. записка к планированию биологии 5 класс
Рабочая программа 5 класс ФГОС...
Пояснительная записка по географии в 7 классе (УОД) (индивидуальное обучение)
Данная рабочая программа по географии разработана на основе программы Лифановой Т.М. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Мин...