пояснит. записка к планированию биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проект рабочей программы по биологии 5 класс в соответствии ФГОС
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Содержание программы
Введение (2 ч)
Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.
Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).
Персоналии: Жан Анри Фабр.
Глава 1. Мир биологии (18 ч)
История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.
Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.
Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.
Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)
Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.
Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
• принципы современной классификации живой природы;
• основные характеристики царств живой природы;
• клеточное строение живых организмов;
• основные свойства живых организмов;
• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения и описания природных объектов;
• составлять план простейшего исследования;
• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
• составлять цепи питания в природных сообществах;
• распознавать растения и животных Волгоградской области , занесенных в Красную книгу.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и ориентирована на использование учебника Плешаков А.А., Введенский Э.Л.« Введение в биологию 5 класс » (линия «Ракурс») изд. «Русское слово», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 7 класс (кал.-тем. планирование, тем. планир., пояснит. записка)
Данная рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных...
пояснительная записка к планированию (3 класс)
пояснительная записка к планированию для 3 класса ( Биболетова М.З.)...
Пояснительная записка к планированию по русскому языку для 10 класса
Пояснительная записка к календарно-темактическому планированию по учебнику Грекова, Крючкова, Чешко...
Развернутое тематическое планирование( дополнение к пояснительной записке) по математике 11 класс, авторы учеников А.Г.Мордкович и Л.С.Атанасян, базовый уровень
Развернутое тематическое планирование( дополнение к пояснительной записке) по математике 11 класс, авторы учеников А.Г.Мордкович и Л.С.Атанасян, базовый уровень, 6 часов....
Пояснительная записка к планированию по литературе 11 класс 102 часа
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией Г.И.Бе...
Пояснительная записка к планированию по русскому языку 5 класс ФГОС
Пояснительная записка содержит необходимые по структуре материалы....
поясн. записка по географии 5 класс
рабочая программа...