Пояснительная записка математика 11 класс
календарно-тематическое планирование (алгебра, 11 класс) по теме

Моисеева Татьяна Ивановна

Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класс, алгебра- Мордкович, геометрия -Атанасян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_11_klass.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

Тематическое планирование  по математике (базовый уровень) составлено:

- на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

- примерной программы по математике основного общего образования;

-федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год;

с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

- авторского тематического планирования учебного материала;

- базисного учебного плана 2010 года.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 11 класса средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.

Данное тематическое планирование, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», вводится линия «Начала математического анализа» и «Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности»

  В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  1. систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
  2. расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
  3. знакомство с основными идеями и методами математического анализа;
  4. изучение свойств пространственных тел,
  5. формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  2. развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  3. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  4. воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе среднего общего образования отводится 140 часов из расчета 4 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  1. построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
  2. выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  3. самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
  4. проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
  5. самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

 

Тематическое планирование составлено к УМК А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М.  «Мнемозина», 2010 года и Атанасян и другие «Геометрия» 10-11 класс, М.: Просвещение, 2003 года на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала.

Метод координат в пространстве

Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, колллинеарность векторов в координатах.

Знать:

  1. понятие прямоугольной системы координат в пространстве;
  2. понятие координат вектора в прямоугольной системе координат;
  3. понятие радиус-вектора произвольной точки пространства;
  4. формулы координат середины отрезка, длины вектора через его координаты, расстояние между двумя точками;
  5. понятие угла между векторами;
  6. понятие скалярного произведения векторов;
  7. формулу скалярного произведения в координатах;
  8. свойства скалярного произведения;
  9. понятие движения пространства и основные виды движения.

Уметь:

  1. строить точки в прямоугольной системе координат по заданным её координатам и находить координаты точки в заданной системе координат;
  2. выполнять действия над векторами с заданными координатами;
  3. доказывать, что координаты точки равны соответствующим координатам её радиус-вектора, координаты любого вектора равны разностям соответствующих координат его конца и начала;
  4. решать простейшие задачи в координатах;
  5. вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами по их координатам;
  6. вычислять углы между прямыми и плоскостям;
  7. строить симметричные фигуры.

Производная и ее геометрический смысл

Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей.

Понятие о непрерывности функции.

Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.

Знать:

  1. определение числовой последовательности;
  2. определение предела числовой последовательности;
  3. определение предела числовой функции;
  4. определение производной;
  5. геометрический и физический смысл производной, уравнение касательной к графику   функции;
  6. формулы и правила дифференцирования для простых и сложных функций.

Уметь:

   • приводить примеры последовательностей, заданных различными способами и обладающими различными свойствами;

   • вычислять пределы последовательностей и суммы бесконечных геометрических прогрессий;

   • определять по графикам, имеет ли функция предел и чему он равен;

   • строить экскизы графиков функций, обладающих указанным свойством;

   • вычислять пределы функции на бесконечности и в точке;

   • находить приращение аргумента и приращение функции;

   • вычислять производные простых и сложных функций;

   • составлять уравнение касательной к графику функции;

   • исследовать функции с помощью производной и строить их графики.

Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности

Простейшие вероятностные задачи. Бином Ньютона. Случайные вероятностные события.

Знать

- основные формулы

Уметь:

- применять основные формулы при решении конкретных задач

Цилиндр, конус и шар

Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

Знать:

  1. понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов(боковая поверхность, основания, образующие, ось, высота, радиус;
  2. формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра;
  3. понятие конической поверхности, конуса и его элементов(боковая поверхность, основание, вершина, образующая, ось, высота), усечённого конуса;
  4. формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей конуса и усечённого конуса;
  5. понятия сферы, шара и их элементов(центр, радиус, диаметр);
  6. уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат;
  7. взаимное расположение сферы и плоскости;
  8. теоремы о касательной плоскости к сфере;
  9. формулу площади сферы.

Уметь:

  1. решать задачи на вычисление боковой и полной поверхностей цилиндра;
  2. решать задачи на вычисление боковой и полной поверхностей конуса и усечённого конуса;
  3. решать задачи на вычисление площади сферы.

Применение производной к исследованию функций

Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Вторая производная и ее физический смысл.

Знать:

  1. достаточный признак убывания (возрастания) функции, теорему Лагранжа, понятия «промежутки монотонности функции»;
  2. определения точек максимума и минимума, необходимый признак экстремума (теорему Ферма) и достаточный признак максимума и минимума, знать определения стационарных  и критических точек функции;
  3. схему исследования функции, метод построения графика чётной (нечётной) функции;
  4. алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке и на интервале;

Уметь:

  1. применять производную к нахождению промежутков возрастания и убывания функции;
  2. находить экстремумы функции, точки экстремума, определять их по графику;
  3. проводить исследование функции и строить её график;
  4. применять правило нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке и на интервале.

Объёмы тел

Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

Знать:

  1. понятие объёма, основные свойства объёма;
  2. формулы нахождения объёмов призмы, в основании которой прямоугольный треугольник и прямоугольного параллелепипеда;
  3. правило нахождения прямой призмы;
  4. что такое призма, вписана и призма описана около цилиндра;
  5. формулу для вычисления объёма цилиндра;
  6. способ вычисления объёмов тел с помощью определённого интеграла, основную формулу для вычисления объёмов тел;
  7. формулу нахождения объёма наклонной призмы;
  8. формулы вычисления объёма пирамиды и усечённой пирамиды;
  9. формулы вычисления объёмов конуса и усечённого конуса;
  10. формулу объёма шара;
  11. определения шарового слоя, шарового сегмента, шарового сектора, формулы для вычисления их объёмов;
  12. формулу площади сферы.

Уметь:

  1. объяснять, что такое объём тела, перечислять его свойства и применять эти свойства в несложных ситуациях;
  2. применять формулы нахождения объёмов призмы при решении задач;
  3. решать задачи на вычисления объёма цилиндра;
  4. воспроизводить способ вычисления объёмов тел с помощью определённого интеграла;
  5. применять формулу нахождения объёма наклонной призмы при решении задач;
  6. решать задачи на вычисление объёмов пирамиды и усечённой пирамиды;
  7. применять формулы вычисления объёмов конуса и усечённого конуса при решении задач;
  8. применять формулу объёма шара при решении задач;
  9. различать шаровой слой, сектор, сегмент и применять формулы для вычисления их объёмов в несложных задачах;
  10. применять формулу площади сферы при решении задач.

Интеграл

Первообразная. Формула Ньютона–Лейбница. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.

Знать:

  1. определение первообразной, основное  свойство первообразной;
  2. таблицу первообразных;
  3. правила интегрирования;
  4. какую фигуру называют
  5. криволинейной
  6. трапецией;
  7. формулу вычисления площади криволинейной
  8. трапеции;
  9. определение интеграла;
  10. формулу Ньютона-Лейбница;
  11. простейшие правила интегрирования; таблицу первообразных;
  12. формулы нахождения площади фигуры, в каких случаях они применяются.

Уметь:

  1. проверять, является ли данная функция F первообразной для другой заданной функции f на заданном промежутке;
  2. находить первообразную, график которой проходит через данную точку;
  3. находить первообразные функций в случаях, непосредственно сводящихся к применению таблицы первообразных и правил интегрирования;
  4. изображать криволинейную трапецию, ограниченную заданными кривыми;
  5. находить площадь криволинейной трапеции;
  6. вычислять интегралы в случаях, сводящихся к применению таблицы первообразных, правил интегрирования;
  7. находить площади фигур, ограниченных графиками различных функций.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  2. значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  3. универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  4. вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
  5. значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  6. значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  7. универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

Алгебра

уметь

  1. выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  2. проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  3. вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики

уметь

  1. определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
  2. строить графики изученных функций;
  3. описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
  4. решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

Начала математического анализа

уметь

  1. вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
  2. исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
  3. вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной; 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  1. распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  2. описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  3. анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  4. изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  5. строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  6. решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  7. использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  8. проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  2. вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Уравнения и неравенства

уметь

  1. решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
  2. составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  3. использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
  4. изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. построения и исследования простейших математических моделей.

Межпредметные и межкурсовые связи:

при работе широко используются:  

история – тема «Производная»;

черчение - темы «Геометрический смысл производной», «Применение производной к

исследованию функций», «Интеграл»;  «Цилиндр, конус и шар»;

физика – темы «Производная»,  «Физический смысл производной»;

химия – тема «Цилиндр, конус и шар»;

биология – тема «Объёмы тел».

         формы организации учебного процесса:

         индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

         формы контроля:

         самостоятельная работа, контрольная работа, тесты,  наблюдение, зачёт, работа по карточке.

         виды организации учебного процесса:

        самостоятельные работы, контрольные работы, зачёт, лекции, практику

Литература

1) А. Г. Мордкович. «Алгебра и начала математического  анализа» учебник 10-11 классы в двух частях для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М.: Мнемозина, 2010 года.

2) Методическое пособие для учителя. Алгебра 10 класс. Поурочные планы

Автор: Г.И. Григорьева. - Волгоград: Учитель, 2006.

3) Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. «Геометрия» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.

4) Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах.

Авторы: С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2003 года.

5) Александрова Л.А Алгебра и начала анализа-10 класс. Самостоятельные работы. – М. : Мнемозина, 2009

6) Глизбург В. И.  Алгебра и начала анализа-10 класс. Контрольные работы. – М. : Мнемозина, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...