рабочая программа по географии, профильный уровень УМК Холина В.Н.
рабочая программа по географии (11 класс) на тему
Рабочая программа по географии для 10-11 класса, профильный уровень УМК В.Н. Холина. Содержит пояснительную записку, КТП на 10 и 11 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 114.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе примерной рабочей программы Холиной В.Н.
( География. Профильный уровень.10-11кл.: кн. для учителя / В.Н. Холина.-М.: Дрофа, 2008.).
Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором — стали главными факторами, упитывавшимися при построении концепции курса.
Данный курс представляет инновационный учебно-методический комплекс «География» (профильный уровень) — победитель конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования» (2005—2008 гг.).
Цели и задачи курса. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
В данном курсе география выходит за рамки чисто хозяйственной сферы в более глобальную — экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопрос «почему?», а не «где?» (все предшествующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснении вопроса «где?»). Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир. Учитель выступает в большей степени как организатор процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Продолжая закреплять ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые.
Размещение и развитие отраслей экономики и общества в современном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.
Организация и построение инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК). Курс непосредственно связан не только с предшествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний.
Названия параграфов даны в вопросной, часто проблемной и дискуссионной форме, что делает учебник дружественным по отношению к ученику и учителю. Количество параграфов и количество уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения.
Особое внимание авторы уделили практической значимости излагаемого материала в будущей профессиональной деятельности. Специальные боксы «Карьера» (профессия — риелтор, профессия — районная планировка, профессия — реклама, профессия — маркетинг и др.) не только дают общее представление о профессии, а главное — объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности. В боксах приводятся дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной деятельности. Например, реальный рекламный буклет элитного жилого комплекса с предложением проанализировать его: какие географические факторы учтены в рекламе, где авторы рекламы «лукавят», предлагая прекрасную экологическую обстановку там, где ее нет, и т. п. Эти знания учащийся сможет получить из блока карт в приложении — раздел «Источники информации».
В курс впервые введены теоретические вопросы географии (закономерности пространственной организации отдельных отраслей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отраженные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне. При этом боксы «География в действии» показывают, как данная теория используется на практике. Так, в качестве иллюстрации к модели центральных мест В. Кристаллера приведены результаты реализации проекта оптимизации сети сельских школ в РФ, который проводился на основе этой теоретической модели. Все теории в курсе сопровождаются информацией об их авторах: фотографии, краткие биографии помогают сделать научную деятельность ближе к реальной жизни.
Курс представляет географию в контексте мировых проблем современной науки и повседневной жизни. Практически ориентированные задания для классной и домашней работы нескольких уровней сложности позволят понять пространственную логику развития мировой экономики, культуры и политики и определить место России в ней.
В основу разработки курса положены широко освещенные за рубежом современные концепции размещения и взаимодействия различных сфер экономики, в том числе из распространенных популярных монографий географов с мировым именем (Д. Харвея, П. Хаггета и др.), что является новым словом в школьной географии.
В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагающие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение.
О заданиях и проектах следует упомянуть отдельно. Они нацелены на использование теории в практике реальной жизни. Например: проект «Функциональные зоны своего города (поселка)»; задание по анализу изменения системы расселения нашей страны за последние 100 лет при помощи кривой Ципфа; задание на поиск оптимального места жительства для вашей семьи, переехавшей в другой город (с учетом ограниченной суммы денег, анализа экологических карт, транспортной доступности места работы родителей, банка данных риелторской компании по предложениям на квартиры); поиск оптимального места для размещения пиццерии в вашем поселке.
Часть заданий носит более традиционный, обучающий характер. Их выполнение предполагает «добывание» новых закономерностей из имеющихся фактов, работу с картами атласа, упорядочение знаний по фактическому размещению объектов.
Тесты носят обучающий (не контролирующий) характер, они введены в значительной степени как дань традиции, несут функцию проверки запоминания фактов. Для создания комфортной среды обучения при неправильном ответе идет гуманное предложение повторить эту тему еще раз или доказать свою точку зрения. При этом почти 50% тестов заставляют логически думать, обращаться к уже пройденным закономерностям, а не зубрить цифры и факты. Например, тест: следует выбрать три страны с максимальной долей городского населения среди перечисленных. На самом деле не предполагается, что ученик выучил этот показатель для 257 стран и территорий мира, учащийся должен логически домыслить, в странах какого социально-экономического типа высока доля городского населения, и из списка выбрать только три экономически высокоразвитые страны.
Особое внимание уделяется организации изучения курса. Здесь используется деятельностный практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В процессе усвоения материала формируются не только специфические географические, но и общеучебные знания и умения, а значит, и ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, компетенция умения решать проблемы.
При этом материал представлен в заведомо избыточном объеме: если интересно, можно открыть соответствующий бокс, если нет — то наверняка заинтересует другой. Кроме того, некоторые боксы
«мигрируют» по темам и главам. Например, при анализе урбанизации в развивающихся странах мира вы не нашли времени прочитать про трущобную урбанизацию, но в главе 3, где обсуждаются проблемы формирования этнических кварталов и функциональных зон города, есть опять ссылка на этот бокс, и, может быть, в этом контексте он покажется более интересным. В боксах есть ссылки на соответствующие ресурсы Интернета, еще больше расширяющие и углубляющие знания.
Предполагается сотрудничество авторов учебника и школьников — форум на сайте поддержки, предложения от авторов присылать свои творческие работы, проекты для размещения на сайте.
Статистические материалы, широко используемые в процессе самостоятельной и классной работы, ссылки на интернет-адреса и соответствующие сайты, список дополнительной литературы позволят учителю и ученику самостоятельно расширить знания по заинтересовавшим их разделам учебника.
Структура курса. Разделы курса охватывают темы общественной географии, в наибольшей степени связанные с проблемами современной мировой экономики и политики. Старшеклассники, уже имеющие знания по фактологии физической и экономической географии, при изучении курса «Общественная география современного мира» откроют для себя подходы к решению проблем современной мировой экономики и политики, проследят эволюцию географических взглядов на мир и методов географического анализа, познакомятся с географией религий и культурными районами мира, теорией и практикой геополитики, географией выборов, моделями размещения хозяйства, понятием о территориальной справедливости, географией городов и экономическим районированием.
Каждый из разделов курса («География в современном мире», «Политическая карта мира: государства и границы», «Богатство и бедность: типы стран», «Население и культура», «Городские и сельские поселения», «Мировое хозяйство», «Устойчивое развитие») включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного анализа. Разделы состоят из отдельных тем, каждая из которых поддерживается комплексом практикумов и тестов (обучающего, тренировочного и контролирующего характера).
Примерное календарно-тематическое планирование (210 ч: 105 ч в 10 классе и 105 ч в 11 классе; 3 ч в неделю)
Раздел 1. География в современном мире (13 часов)
География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И. Кант и классификация наук.
Законы размещения.
Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.
Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.
Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (35 часов)
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.
Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты).
Формы государственного устройства и правления.
Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.
Международные политические организации. ООН.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (26 часов)
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.
Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения.
Типы стран современного мира.
Анаморфированное картографическое изображение.
Раздел 4. Население и культура (31 час)
Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.
Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
Раздел 5. Городские и сельские поселения (20 часов)
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города.
Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.
Раздел 6. Мировое хозяйство (65 часов)
Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе.
Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.
Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность.
География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая революция».
Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов (экономика природопользования). Лесное хозяйство и рыболовство.
Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.
Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК.
Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия развития промышленности.
Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира.
Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование. Офшорные районы мира.
Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности.
Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта).
Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.
Раздел 7. Устойчивое развитие (20 часов)
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.
Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.
Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»).
Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов.
Региональный монополизм и региональная политика.
Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).
Киотский протокол.
Тематическое распределение часов
№п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||
Примерная или авторская программа | Рабочая программа по классам | ||||
10 кл | 11 кл. | ||||
1 | География в современном мире | Примерная программа | 13 ч. | ||
2 | Политическая карта мира: государства и границы | Примерная программа | 35 ч. | ||
3 | Богатство и бедность: типы стран | Примерная программа | 26 ч. | ||
4 | Население и культура | Примерная программа | 31 ч. | ||
5 | Городские и сельские поселения | Примерная программа | 20 ч. | ||
6 | Мировое хозяйство | Примерная программа | 65 ч. | ||
7 | Устойчивое развитие | Примерная программа | 20 ч. |
Цели и планируемые результаты обучения (предметные, интеллектуальные)
Главной целью обучения в рамках предлагаемого ИУМК является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это, наряду с фактологическими знаниями, является неотъемлемой составной частью ИУМК.
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике).
Система уроков направлена на формирование коммуникативной компетенции — умения излагать свою точку зрения и отстаивать ее, а также умения излагать материал устно и письменно, умения сотрудничать и работать в группе, умения выслушать собеседника.
В результате изучения данного курса учащийся будет уметь:
1) позиционировать себя, свой регион и страну в контексте об-
щемирового развития;
- понимать взаимосвязи и взаимозависимости в социально-экономическом развитии стран, регионов, территорий, пространственную логику их развития;
- осознавать взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни;
- оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;
- пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией;
- пользоваться современными методами пространственного анализа;
- представлять результаты собственных исследований в виде мультимедиапрезентации и защищать свою точку зрения;
- критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.
Перечень формируемых компетенций, знаний, умений и навыков
В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:
1)самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);
- расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
- составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы;
- картографировать социально-экономические показатели;
- анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;
- сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
- анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;
- искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);
9) применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;
10) участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.
Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:
- Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов.
- Оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе).
- Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.
- Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
- Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.
- Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).
- Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны.
- Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка оптимальных систем расселения.
- Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).
- Функциональное и экологическое зонирование территории города.
- Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
- Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.
- Оценка факторов размещения промышленных предприятий.
- Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
- Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования.
- Выбор наиболее существенных признаков для районирования.
- Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования.
- Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.
Формы занятий
Классная работа: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок—«круглый стол», урок—контроль знаний, урок работы в Интернете, урок-практикум, урок-исследование (мини-проект).
Внеклассная работа: поиск нужной информации в учебнике, работа с источниками информации, в том числе с Интернетом, СМИ, выполнение практических заданий и анализ результатов, подготовка мультимедиапрезентаций.
Курс построен так, что базовый объем знаний, умений и навыков формировался во время классной работы. Учитель, в зависимости от уровня подготовки класса, его мотивированности, степени загруженности учащихся, может вообще отказаться от домашних заданий.
Болыпое значение в структуре курса имеют практические занятия, на которых учащиеся самостоятельно анализируют на основе работы с пакетом статистических материалов проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества в странах различных социально-экономических типов.
Многие задания (оценка правильности нарезки округов для голосования, функциональное зонирование городов, механизм установления цены на земельные участки) особенно интересны своей близостью к реалиям повседневной жизни и важны для овладения навыками исследовательской работы.
Такая структура курса закладывает основы пространственного мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном мире.
Формы и методы оценки результатов обучения и аттестации учащихся
Может быть предложено несколько вариантов адекватной оценки знаний учащихся. Выбор в значительной степени зависит от учителя, степени подготовленности класса и его мотивированности в изучении курса, числа учащихся в классе.
- Традиционный вариант предполагает выставление текущих оценок (по пятибалльной шкале) за: а) выполнение заданий практикума — рабочей тетради; б) выступления на уроках (доклады, презентации, доказательность позиции в дискуссии); в) текущий тестовый контроль; г) итоговый тестовый контроль. Итоговая оценка выставляется, как правило, как среднее арифметическое всех оценок.
- Балльно-рейтинговая система становится все более популярной, так как исключает «наклеивание ярлыков» на учеников, по каким-то причинам не справившихся с выполнением домашних или классных заданий, но способствует систематической работе и стремлению получить высокие баллы. Система предполагает, что за время обучения (например, за одну четверть) максимальное количество набираемых баллов — 100. Баллы выставляются учителем за посещение (по 1 баллу за занятие), за известный перечень выполненных творческих заданий (по 1—5 баллов за каждое задание), за доклады и презентации, за участие в дискуссии и пр. При этом перед началом четверти или учебного года «правила игры» должны быть сформулированы и известны всем — и ученикам, и родителям, и руководству школы.
Если возникает необходимость перевода в стандартную пятибалльную систему, то 100—85 баллов — это «отлично», 84—75 — «хорошо», 74—55 —удовлетворительно.
Структура учебно-методического комплекса:
1. Примерная программа среднего (полного) образования по географии(профильный уровень).
2. Примерное календарно-тематическое планирование – В.Н. Холина.
3. Учебник «География» В.Н. Холина /профильный уровень/ 10 класс. Москва, «Дрофа», 2008;
4. Учебник «География» В.Н. Холина /профильный уровень/ 11 класс. М., «Дрофа», 2010.
5. Книга для учителя «География» В.Н. Холина /профильный уровень/ 10-11 классы. М., «Дрофа», 2008.
6. Рабочая тетрадь 10 класс.
7. Рабочая тетрадь 11 класс.
8. Диск «География» /профильный уровень/ - электронное приложение к учебнику.
9. Ресурсы Интернета.
Таким образом, в формировании учебно-методического комплекса заложена многовариантность его использования в разных условиях технического обеспечения как школы, так и семьи. Использование всего комплекса дает учащемуся подлинные возможности продвижения по своей личной образовательной траектории.
Календарно - тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема урока | КЭС | КПУ | Кол. часов | Предметные умения | Личностные и метапредметные умения | Вид контроля | дата |
1 | География в современном мире | 13 | Знать: предмет, методы и объект изучения географии; место и значение географии в системе наук и практике раз-вития; концепцию ГП; признаки понятий «географическое положение». Уметь: выступать с сообщением; работать с географическими источниками информации | Развитие навыков аналитического мышления. Развития умения работать с различными источниками информации. Развития навыков получения и анализа информации из сети Интернета. Развития умения применять теоретические знания на практике. | ||||
1 | Тема 1. География как наука. Место географии в системе наук. | 1.1 | 1.1 2.1 | 1 | Вводная беседа | 01-05.09 | ||
2 | Возможности, которые дает география для жизни и работы. Географическое образование. | 1.1 | 1.1 2.1 | 1 | Фронтальная беседа | 01-05.09 | ||
3-4 | Пространство – объект изучения географии. Концепция ГП. ПР 1 | 1.1 | 1.1 2.1 | 2 | Оценочная практическая работа | 01-05.09 07-12.09 | ||
5-6 | Проект: «ГП и местоположение моего города» | 1.1 | 2 | Оценка проекта | 07-12.09 07-12.09 | |||
7 | Тема 2. Методы географических исследований. Методы географических исследований. | 1.1 | 1.1 2.1 | 1 | Знать: методы географических исследований; модели в гео-графии (модель Тюнена); Уметь: применять теоретические знания на практике; использовать ГИС; строить макет ГИС; дешифрировать космические снимки. | Вводная беседа | 14-19.09 | |
8-9 | Модели в географии. Модель Тюнена. ПР 2 | 1.1 2.1 | 2 | Оценочная практическая работа | 14-19.09 14-19.09 | |||
10 | Новейшие методы географических исследований (ГИС). | 1.1 | 1.1 2.1 | 1 | Фронтальная беседа | 21-26.09 | ||
11 | Новейшие методы географических исследований (космический мониторинг Земли). | 1.1 | 1.1 2.1 | 1 | Фронтальная беседа | 21-26.09 | ||
12 | Итоговый урок. География в современном мире. | 1 | Контрольное тестирование | 21-26.09 | ||||
2 | Политическая карта мира: государства и границы | 35 | Знать: объекты политической карты мира; формы государственного правления и устройства стран мира; причины и следствия возникновения не-признанных и самопровозглашённых государств, их влияние на мировую политику; международные территории и их статус; территории с неопределённым статусом, их виды, ГП; несамоуправляющиеся страны; межгосударствен-венные политические организации; миссии ООН. Уметь: составлять картосхемы; писать рефераты; создавать презентации; участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения; определять ГП стран и территорий мира. | Освоение навыков работы с периодической печатью, телеинформацией, пользоваться материалами Интернет-ресурсами по теме, анализа изменений, происходящих в мире. Развитие навыков логического мышления, анализа и поиска информации, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, анализировать содержание картографических материалов. Способствовать развитию навыков создания презентаций, работы в команде, умения участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения, работы в составе творческого коллектива, развитие коммуникативной компетенции. Развитие навыков текстового оформления выполненной исследовательской работы (составление аналитических записок по научной теме), разбиения массива информации по выбранным основаниям (показателям). | ||||
13-14 | Тема 1. Объекты п/к мира. Основные черты независимых государств. | 6.1 6.2 | 1.5. 3.3 | 2 | Вводная беседа | 28.09-03.10 | ||
15 | Формы государственного правления независимых государств. ПР3 | 6.2 6.1 | 1.5. 3.3 | 1 | Оценочная практическая работа | 28.09-03.10 | ||
16 | Формы государственного устройства независимых государств ПР4 | 6.2 6.1 | 1.5. 3.3 | 1 | Оценочная практическая работа | 05-10.10 | ||
17 | Причины появления на п/к непризнанных и самопровозглашенных государств.ПР5 | 6.2 6.1 | 1.5. 3.3 | 1 | Оценочная практическая работа | 05-10.10 | ||
18-19 | Имеют ли право на самоопределение самопровозглашенные гос-ва | 6.2 6.1 | 1.5. 3.3 | 2 | Фронтальная беседа | 05-10.10 12-17.10 | ||
20 | Международные территории и их статус. | 1.5. 3.3 | 1 | Фронтальная беседа | 12-17.10 | |||
21 | Территории с неопределенным статусом. | 1.5. 3.3 | 1 | Индивид. задания | 12-17.10 | |||
22 | Время и причины появления несамоуправляющихся территорий | 1.5. 3.3 | 1 | Фронтальная беседа, Индивид. задания | 19-24.10 | |||
23 | Функции межгосударственных политических организаций. | 1 | Фронтальная беседа, | 19-24.10 | ||||
24 | Миротворческие миссии ООН. | 1 | Публич. выступления | 19-24.10 | ||||
25-26 | Объекты п/к мира | 2 | Контрольное тестирование | 26-31.10 | ||||
27-28 | Тема 2. Территория и границы государств. Территория и границы государств | 1.5. 3.3 | 2 | Знать: состав территории гос-ва; правила проведения госу-дарственных границ; причины территориальных споров между государствами; Уметь: анализировать содержание картографических материалов; | Фронтальная беседа, Индивид. задания | 26-31.10 26-31.10 | ||
29 | Естественные рубежи как государственные границы. ПР 6. | 1.5. 3.3 | 1 | Оценочная практическая работа | 09-14.11 | |||
30 | Тема 3. Формирование политиче-ской карты регионов мира. Формирование современной политической карты мира. | 6.2 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Знать: основные этапы формирования полит. карты мира в целом и разных регионов; основные виды конфликтов в разных регионах их причины; колониальные страны и метрополии. Уметь: анализировать содержание картографических материалов; составлять характеристику ГП стран; | Вводная беседа | 09-14.11 | |
31 | Формирование п/к Европы. | 6.2 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Фронтальная беседа, Инд. задания | 09-14.11 | ||
32-33 | Интеграция и сепаратизм в Европе. | 6.2 | 1.5. 3.3 2.3 | 2 | Фронтальная беседа, | 16-21.11 | ||
34-35 | Формирование п/к Азии. | 6.2 | 1.5. 3.3 2.3 | 2 | Фронтальная беседа, | 16-21.11 16-21.11 | ||
36 | Формирование п/к Африки. | 6.2 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Фронтальная беседа, | 23-28.11 | ||
37-38 | Формирование п/к Америки | 6.2 | 1.5. 3.3 2.3 | 2 | Фронтальная беседа, | 23-28.11 23-28.11 | ||
39 | Формирование п/к Океании. | 6.2 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Фронтальная беседа, | 30.11-05.12 | ||
40 | Тема 4. Политическая география и геополитика. Политическая география и геополитика. Традиционные геополитические теории. | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Знать: основные направления политической географии и основные геополитические теории и школы геополитики, модели мира; методы анали-за динамики геополитическо-го положения; особенности геополитического положения России после распада СССР. Уметь: анализировать содер-жание картографических материалов; конспектировать создавать творческие карто-схемы и их анализировать для оценки геополитического положения; сопоставлять кар-тографическую информацию по географическим объектам. | Вводная беседа | 30.11-05.12 | ||
41 | Геополитические теории и модели мира. | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Фронтальная беседа | 30.11-05.12 | |||
42 | Геополитическое положение РФ. ПР 7 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Оценочная практическая работа | 30.11-05.12 | |||
43 | Политическая география и геополитика. | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Индивид. задания | 07-12.12 | |||
44 | Политическая карта мира. | 1 | Фронтальная беседа | 07-12.12 | ||||
45 | Итоговый урок: Политическая карта мира | 1 | Контрольное тестирование | 07-12.12 | ||||
. Богатство и бедность: типы стран | 26 | Развитие умения логически мыслить и искать недостающую информацию для подтверждения своей точки зрения. Развитие умений работать с источниками информации, сравнивать, выбирать и анализировать показатели, развитие навыков конспектирования, анализа содержания картографических материалов. Создать условия для овладения методами графического представления статистической информации, для развития навыков составления тематических диаграмм, навыков составления аналитических записок по научной тематике. | ||||||
46 | Тема 1. Показатели уровня социально-экономического развития стран. Оценка уровня развития и типов стран. | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Знать: понятия «развитие», «классификация», «типология стран», ВВП, ВНД; показатели, определяющие уровень и тип развития страны; структуру ВВП в богатых и бедных стра-нах; ГП стран с высокими и низкими показателями ВВП; региональное распределение «богатства» и «бедности»; | Вводная беседа | 14-19.12 | |
47 | ВВП ВНД как главные индикаторы уровня развития страны. | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Фронтальная беседа | 14-19.12 | ||
48 | Отраслевая структура ВВП. | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Фронтальная беседа | 14-19.12 | ||
49-50 | Где и почему расположены богатые и бедные страны мира? ПР 8 | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 2 | Оценочная практическая работа | 21-26.12 21-26.12 | ||
5152 | Всемирный банк: классификация стран по уровню ВНД на душу населения. | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Индивид. задания | 21-26.12 | ||
53 | Страны с высоким, средним и низким уровнем доходов. | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Фронтальная беседа | 11-16.01 | ||
54 | Всемирный банк: государства и территории… | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Фронтальная беседа | 11-16.01 | ||
55-56 | Страны и территории с критическим уровнем внешней задолжности… | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 2 | Публич. выступления | 11-16.01 18-23.01 | ||
57-58 | Как самому составить многопризнаковую классификацию стран. | 1.5. 3.3 2.3 | 2 | Уметь: анализировать стати-стическую информацию; содержание картографических материалов; составлять многопризнаковую классификацию стран | Индивид. задания | 18-23.01 18-23.01 | ||
59 | Проект. Многопризнаковая классификация стран региона ( по выбору) | 1 | Оценочная практическая работа | 25-30.01 | ||||
60 | Тема 2. Типы стран современного мира. Географические закономерности в размещении стран. | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Знать: типологии стран, закономерности размещения стран различного уровня развития и роль фактора ГП в развитии стран; роль стран в мировом хозяйстве; класси-фикация стран Всемирного банка по принципу ГП; причины, влияющие на уровень развития стран; географическая типология стран мира, ее отличие от классификаций; территориальную структуру экономики. Уметь: графически представлять статистическую информа цию; составлять тематические диаграммы; определять ГП стран мира; составлять аналитические записки. | Умения поиска нужной информации в тексте учебника, навыков создания творческих картосхем и их анализа, выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения, развития навыков сопоставления картографической информации по географическим объектам, формировать межпредметные связи: география – история. | Фронтальная беседа | 01-06.01 |
61 | Роль стран различных социально-экономических типов в мировой экономике. Пр10-11 | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Оценочная практическая работа | 01-06.01 | ||
62-63 | Классификация развивающихся стран по ГП. ПР 12 | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 2 | Оценочная практическая работа | 01-06.02 08-13.02 | ||
64 | Наименее развитые страны ( сбор фактов) | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Фронтальная беседа | 08-13.02 | ||
65 | Наименее развитые страны (анализ) | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Индивид. задания | 08-13.02 | ||
66 | Географическая типология стран мира. | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 1 | Фронтальная беседа | 15-20.02 | ||
67-68 | Конференция «Типы стран современного мира» | 6.1 | 1.5. 3.3 2.3 | 2 | Публич. выступления | 15-20.02 15-20.02 | ||
69-70 | Формирование территориальной структуры колониальной экономики ПР 13 | 2 | Оценочная практическая работа | 22-27.02 22-27.02 | ||||
71 | Типы стран современного мира. | 1 | Контрольное тестирование | 22-27.02 | ||||
72 | резерв | 1 | 29.02-05.03 | |||||
Население и культура | 31 | Знать: гипотезы происхождения человека; основные положения французской школы «географии человека»; переписи населения – как основные источники информации о его численности; страны с наибольшей и наименьшей численностью населения; факторы, влияющие на расселение людей; причины миграций; абсолютные и относи-тельные демографические показатели, взаимосвязь демографических показателей и уровня социально-экономи- ческого развития страны; динамика численности населения и основные теории; гипотезу Мальтуса. | Создание условий для развития умения работать с источниками информации; сопоставления картографических материалов, навыков чтения карты. Изучение информационных ресурсов Интернета. Развитие навыков конспектирования и анализа содержания картографических материалов, Развитие географического аналитического мышления; навыков публичных выступлений Развитие навыков комплексного аналитического мышления с привлечением материалов смежных дисциплин (истории). Выявление взаимосвязи между миграциями и распространением культуры (языков, религий). Создание условий для развития навыков создания творческих картосхем и их анализа для оценки стадий демографического перехода по странам и регионам мира, развития навыков выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения. | |||||
73 | Тема 1. Размещение населения. Первые люди на Земле. | 2.6.2 | 1 | Фронтальная беседа | 29.02-05.03 | |||
74-75 | Точное число жителей страны. | 3.1 | 2.6.2 1.3.1 | 2 | Фронтальная беседа | 29.02-05.03 07-12.03 | ||
76-77 | Факторы расселения людей. ПР14 | 3.1 | 2.6.2 1.3.1 | 2 | Оценочная практическая работа | 07-12.03 07-12.03 | ||
78-79 | Природные, политические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их влияние на размещение населения. | 3.1 | 2.6.2 1.3.1 | 2 | Публич. выступления | 14-19.03 14-19.03 | ||
8081 | Причины миграций. Пр15 | 3.6 | 2.6.2 1.3.1 | 1 | Оценочная практическая работа | 14-19.03 | ||
82 | Показатели оценки количества и качества населения. Пр16 | 3.3 | 2.6.2 1.3.1 | 1 | Оценочная практическая работа | 28.03-02.04 | ||
83 | Различия по демографическим показателям между регионами мира. | 3.3 | 2.6.2 1.3.1 | 1 | Индивид. задания | 28.03-02.04 | ||
84-85 | Демографические пирамиды.ПР17 | 3.3 | 2.6.2 1.3.1 | 2 | Оценочная практическая работа | 28.03-02.04 04-09.04 | ||
86-87 | Изменения численности населения регионов мира. | 3.3 | 2.6.2 | 2 | Фронтальная беседа | 04-09.04 04-09.04 | ||
88-89 | Регулирование государством числа своих граждан. ПР18 | 2.6.2 1.3.1 | 2 | Оценочная практическая работа | 11-16.04 11-16.04 | |||
90 | Итоговый урок по теме: «Размещение населения.» | 1 | Контрольное тестирование | 11-16.04 | ||||
91 | Тема 2. Культурные районы мира. Культура, ее элементы. Формирование этносов. | 1.1 2.3 | 1 | Знать: основные элементы культуры, этносы – носители культуры; история развития этносов; процессы формиро-вания территориальных раз-личий в языках, распростра-нение языков по Земле, роль языков в формировании куль-турных различий; понятие государственного языка и двуязычия; национальный состав территорий; основные религии и особенности их размещения; историко-куль-турные области и принципы культурного районирования. Уметь: объяснять взаимосвя-зи природных и общественны х факторов в размещении районов с разной плотностью населения; строить демогра-фические пирамиды. | 18-23.04 | |||
92 | Этнический состав населения стран.ПР 19 | 1.1 2.3 | 1 | 18-23.04 | ||||
93 | Русский этнос в свете теории этногенеза. | 1.1 2.3 | 1 | 18-23.04 | ||||
94 | Формирование языков и их влияние на этносы и государства | 1.1 2.3 | 1 | 25-30.04 | ||||
95 | Проект Национальный состав населения моей области, села. | 1.1 2.3 | 1 | 25-30.04 | ||||
96-97 | География религий. | 3.2 | 1.1 2.3 | 2 | 25-30.04 25-30.04 | |||
98 | ПР.20 «Влияние религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира.» | 3.2 | 1.1 2.3 | 1 | 02-07.05 | |||
99 | Проект. Святые места моей области как фактор развития туризма | 1.1 2.3 | 1 | 02-07.05 | ||||
100 | Как разделить мир на историко-культурные области? | 1.1 2.3 | 1 | 02-07.05 | ||||
101 | Проект. Историко-культурные области мира. | 1 | 09-14.05 | |||||
102 | Итоговая контрольная работа | 16-21.05 |
Перечень практических работ
№ | Дата | Тема практической или лабораторной работы |
1 | .Выбор места для строительства города. | |
2 | Изменение зон в модели Тюнена | |
3 | .В каких регионах мира расположены монархии? | |
4 | .В каких регионах мира расположены федерации? | |
5 | В каких регионах мира расположены несамоуправляющиеся государства? | |
6 | Какую роль сыграли естественные рубежи в формировании государственных границ? | |
7 | Как изменилось геополитическое положение России после распада СССР? | |
8 | .Где и почему расположены богатые и бедные регионы мира? | |
9 | Многопризнаковая классификация стран региона (по выбору). | |
10-11 | Какую роль играют в мировой экономике играют экономически развитые страны…? Почему наименее развитые страны имеют …низкий уровень и качество жизни? | |
12 | Где размещены страны различных типов? | |
13 | Формирование территориальной структуры колониальной экономики | |
14 | Районы с разной плотностью населения. | |
15 | Потоки мигрантов. | |
16 | Демографические показатели и уровень соц.-эк. развития страны. | |
17 | Исторические со-бытия и демографические пирамиды РФ. | |
18 | ГП стран с разными коэффициентами рождаемости и смертности. | |
19 | Как определить страну мира по этническому составу населения? | |
20 | Влияние религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира |
Перечень уроков зачетов и контрольных работ
№ | Дата | Тема | Форма проведения |
1 | Входной контроль | тест | |
2 | Политическая карта мира: государства и границы | тест | |
3 | Политическая карта мира: государства и границы | тест | |
4 | Промежуточный контроль | тест | |
5 | Богатство и бедность: типы стран | тест | |
6 | Население и культура | тест | |
7 | Итоговый контроль | тест |
Календарно - тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | КЭС | КПУ | Кол. часов | Предметные умения | Личностные и метапредметные умения | Вид контроля | дата |
Раздел 1.Городские и сельские поселения | 20 | Знать: урбанизация, субурбанизация,эксурбанизация, реурбанизация, ложная урбанизация, уровень урбанизации, агломерация, агломерационный эффект мегалополис, маятниковые миграции, системы расселения,агломерационная экономия, цена на землю, неформальный сектор в городской экономике, нагрузка на природную среду. | Развитие навыков аналитического мышления. Развития умения работать с различными источниками информации. Развития навыков получения и анализа информации из сети Интернета. Развития умения применять теоретические знания на практике. | Фронтальная беседа | 01-05.09 | |||
1 | Тема 1. Урбанизация Чем город отличается от деревни? | 3.5 | 1.1 2.2 2.3 | 1 | ||||
2 | Почему, где и когда появлялись города? | 3.5 | 1.1 2.2 2.3 | 1 | Фронтальная беседа | 01-05.09 | ||
3 | Конференция. Древние города. | 3.5 | 1.1 2.2 2.3 | 1 | Публич. выступления | 01-05.09 | ||
4.5 | Почему одни города растут, а другие – нет ? ПР 1 | 3.5 | 1.1 2.2 2.3 | 2 | Оценочная практическая работа | 07-12.09 07-12.09 | ||
6 | Где проходит граница города? ПР2 | 3.5 | 1.1 2.2 2.3 | 1 | Оценочная практическая работа | 07-12.09 | ||
7,8 | Как растет городское население в развитых и развивающихся странах? ПР3 | 3.5 | 1.1 2.2 2.3 | 2 | Оценочная практическая работа | 14-19.09 14-19.09 | ||
9 | Как города влияют на окружающую среду? | 1.12 | 1 | Индив.зад. | 14-19.09 | |||
10-11 | Тема 2. Системы расселения Как определить необходимое для устойчивого развития территории количество городов? ПР 4 | 3.1 | 2.5 | 2 | Знать: равномерная системы расселения, идеальные системы расселения, центральные места, дополняющие районы, конус спроса, периодические центральные места, | Оценочная практическая работа | 21-26.09 21-26.09 | |
12 | Как формируются системы расселения? Каким закономерностям они подчиняются? | 3.1 | 2.5 | 1 | Фронтальная беседа | 21-26.09 | ||
13 | Почему и где появляются периодические центральные места – ярмарки и рынки? Как управлять системами расселения? | 3.1 | 2.5 | 1 | Фронтальная беседа | 28.09-03.10 | ||
14 | Тема 3. Экономическая и территориальная структура города Что представляет собой экономическая структура города? | 1 | Знать: сектора городской экономики индекс базовой занятости, индекс локализации, территориальная структура города, транспортная доступность, функциональные зоны города, модели использования земель в городах плотность жилой застройки, рента, цена на землю, этнические кварталы, джентрификация, трущобные районы; | Фронтальная беседа | 28.09-03.10 | |||
15 | Как работает рынок городских земель? Почему цена земли в центре города больше, чем на окраине? | 2.5 | 1 | Индивид. задания | 28.09-03.10 | |||
2.5 | Индивид. задания | 05-10.10 | ||||||
16 | Как размещаются в городах жилые кварталы разного качества? | 2.5 | 1 | Фронтальная беседа | 05-10.10 | |||
17 | Кто и как размещает в городе предприятия сферы услуг? Как управлять территориальной структурой города? | 1 | ||||||
2.5 | Публич. выступления | 05-10.10 | ||||||
18 | Функциональные зоны нашего города (проект) | 2.5 | 1 | Контрольное тестирование | 12-17.10 12-17.10 | |||
19 | итоговый урок | 1 | ||||||
Раздел 2. Мировое хозяйство | 65 | Знать: геоэкономика, отраслевая структура мировой экономики ТНК, экспортная квота, устойчивое развитие, оптимальная территориальная структура | Развитие умения логически мыслить и искать недостающую информацию для подтверждения своей точки зрения. Развитие умений работать с источниками информации, сравнивать, выбирать и анализировать показатели, развитие навыков конспектирования, анализа содержания картографических материалов. Создать условия для овладения методами графического представления статистической информации, для развития навыков составления тематических диаграмм, навыков составления аналитических записок по научной тематике , | |||||
21-22 | Тема 1. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства Какова динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства? ПР 4 | 4.1 | 1.4.1 | 2 | Оценочная практическая работа | 12-17.10 19-24.10 | ||
23 | Как проявляется глобализация мирового хозяйства? | 4.6 | 1.4.1 | 1 | Фронтальная беседа | 19-24.10 | ||
24-25 | Крупнейшие ТНК мира ПР 5 | 4.6 | 1.4.1 | 2 | Оценочная практическая работа | 19-24.10 26-31.10 | ||
26 | Киотский протокол: кто должен платить за развитие экономики и загрязнение окружающей среды? | 1.4.1 | 1 | Фронтальная беседа | 26-31.10 | |||
27-28 | Спасет ли Киотский протокол от глобального потепления? Проект. Природные катастрофы в моей области | 5.2 | 1.12 | 2 | 26-31.10 09-14.11 | |||
29-30 | Тема 2. География сельского хозяйства Чем определяется размещение и эффективность сельскохозяйственного производства? ПР 6. | 4.1 | 1.4.1 | 2 | Знать:латифундии, минифундии, фермерские хозяйства, многопризнаковая классификация типов сельского хозяйства, центры происхождения культурных растений, системы земледелия, системы животноводства. | Оценочная практическая работа | 09-14.11 09-14.11 | |
31 | Размеры и конфигурация земельных участков | 1 | Фронтальная беседа | 16-21.11 | ||||
32 | Где и когда появилось сельское хозяйство как отрасль экономики? | 1 | Индивид. задания | 16-21.11 | ||||
33-34 | Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции. ПР 7. | 4.3 | 1.4.1 | 2 | Оценочная практическая работа | 16-21.11 23-28.11 | ||
35 | Какие существуют системы земледелия и животноводства? | 1 | Фронтальная беседа | 23-28.11 | ||||
36 | Какие взаимосвязи устанавливают модели в географии сельского хозяйства? | 1 | Фронтальная беседа | 23-28.11 | ||||
37-38 | Каковы основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира? | 2 | Индивид. задания | 30.11-05.12 30.11-05.12 | ||||
39-40 | Проект. Специализация и перспективы развития сельского хозяйства моей области | 1.4.1 | 2 | Публич. выступления | 30.11-05.12 07-12.12 | |||
41 | Итоговый урок по теме «География сельского хозяйства» резервный | 1 | Контрольное тестирование | 07-12.12 | ||||
42 | Тема 3. Закономерности размещения промышленности Чем определяется размещение промышленных предприятий? ПР 8 | 4.2 | 1.4.1 | 1 | Знать: факторы размещения промышленности, инвестиционный климат, стратегия индустриализации, зоны приграничного сотрудничества, локализованные и повсеместнораспространные материалы, точка минимальных перемещений, транспортные издержки, рабочий коэффициент, агломерационная экономия, децентрализация; | Оценочная практическая работа | 07-12.12 | |
43-44 | Страны и регионы – крупнейшие производители промышленной продукции. ПР9 | 4.2 | 1.4.1 | 2 | Оценочная практическая работа | 14-19.12 14-19.12 | ||
45-46 | Региональные сдвиги в размещении промышленности мира. Конференция | 4.2 | 1.4.1 | 2 | Фронтальная беседа | 14-19.12 21-26.12 | ||
4748 | Модели размещения промышленности ПР 10 | 2 | Оценочная практическая работа | 21-26.12 | ||||
49 | Каковы современные тенденции развития и размещения промышленности мира? | 4.2 | 1.4.1 | 1 | Фронтальная беседа | 11-16.01 | ||
50-51 | Влияние промышленности на окружающую среду. Проект | 5.2 | 1.12 | 2 | Публич. выступления | 11-16.01 11-16.01 | ||
52 | Итоговый урок по теме «Закономерности размещения промышленности» резервные | 1 | Контрольное тестирование | 18-23.01 | ||||
53-54 | Тема 4. География сферы услуг Как менялось место сферы услуг в мировой экономике? | 4.1 | 2.5 | 2 | Знать: сфера услуг и транспорт, общехозяйственные и личные услуги, деловые услуги, социальные услуги, туризм, мировая транспортная система, транспортные узлы, инфраструктура, грузовой и пассажирский транспорт (основные грузопотоки), связь и телекоммуникации, финансово-кредитная сфера, мировые финансовые центры, реклама; | Фронтальная беседа | 18-23.01 18-23.01 | |
55 | Каковы особенности развития транспортной системы мира? | 4.4 | 2.5 | 1 | Фронтальная беседа | 25-30.01 | ||
56-57 | Крупнейшие транспортные узлы мира | 4.4 | 2 | Индивид. задания | 25-30.01 25-30.01 | |||
58-59 | Проект. Транспортная инфраструктура моего района (области) | 2.5 | 2 | Индивид. задания | 01-06.02 01-06.02 | |||
60 | Где размещены мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов? | 4.5 | 1 | Фронтальная беседа | 01-06.02 | |||
61 | Каковы региональные особенности развития туризма? | 4.5 | 2.5 | 1 | Фронтальная беседа | 07-13.02 | ||
62-63 | Проект. Развитие туризма в моем районе (области) | 2.5 | 2 | Публич. выступления | 07-13.02 07-13.02 | |||
64 | Проект. Планируем путешествие с GPC | 1 | Оценочная практическая работа | 15-20.02 | ||||
65 | Итоговый урок по теме «География сферы услуг» резерв | 1 | Контрольное тестирование | 15-20.02 | ||||
66-67 | Тема 5. Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция Какие выгоды получает страна от специализации, международного разделения труда и мировой торговли? | 4.5 | 1.4.1 | 2 | Знать: географическое (территориальное) разделение труда, межрайонное и международное разделение труда, специализация, международные торговые (товарные) организации (ОПЕК, Международная организация по кофе и др.), географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт и импорт), | Фронтальная беседа | 15-20.02 22-27.02 | |
68-69 | Теории мировой торговли: почему страны торгуют между собой? | 4.5 | 2.5 | 2 | Публич. выступления | 22-27.02 22-27.02 | ||
70 | Как менялась географическая и товарная структура мировой торговли? | 2.5 | 1 | Фронтальная беседа | 29.02-05.03 | |||
71-72 | Современная география мировой торговли (географическая и товарная структура экспорта и импорта) ПР 11 | 2 | Оценочная практическая работа | 29.02-05.03 29.02-05.03 | ||||
73-74 | СССР и Россия в мировой торговле ПР 12 | 2 | Оценочная практическая работа | 07-12.03 07-12.03 | ||||
75 | Проект. Динамика географической и товарной структуры внешней торговли региона (по выбору) | 2.5 | 1 | Оценочная практическая работа | 07-12.03 | |||
76 | Почему страны вступают в экономические и торговые союзы? | 4.6 | 2.2 | 1 | Фронтальная беседа | 14-19.03 | ||
77 | Экономическая интеграция в Европе | 4.6 | 1 | Фронтальная беседа | 14-19.03 | |||
78 | Практическая работа 13 « Типы стран СНГ по уровню социально-экономического развития» | 1 | Оценочная практическая работа | 14-19.03 | ||||
79 | Итоговый урок по теме: « Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция» | 1 | Контрольное тестирование | 28.03-02.04 | ||||
Раздел 3. Устойчивое развитие | 20 | Знать: районирование (однородное – однопризнаковое и многопризнаковое, узловое), синтетические и аналитические районы, методика Моуля, принципы районирования, границы районов, последовательность выделения районов, качество районирования и АТД; | Развитие географического аналитического мышления; навыков публичных выступлений Развитие навыков комплексного аналитического мышления с привлечением материалов смежных дисциплин (истории). Выявление взаимосвязи между миграциями и распространением культуры (языков, религий). Создание условий для развития навыков создания творческих картосхем и их анализа для оценки стадий демографического перехода по странам и регионам мира, развития навыков выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения | |||||
80 | Тема 1. Районирование и административно-территориальное деление Что будем изучать в разделе «Устойчивое развитие» | 1 | Фронтальная беседа | 28.03-02.04 | ||||
81-82 | Зачем в географии используется районирование? | 2.2 | 2 | Фронтальная беседа | 28.03-02.04 04.09.04 | |||
83 | Чем различаются районирование и административно-территориальное деление? | 2.2 | 1 | Фронтальная беседа | 04.09.04 | |||
84 | Тема 2. Основы электоральной географии Какие принципы нарезки округов для голосования обеспечивают равное избирательное право? | 1 | Знать: электоральная география, принципы нарезки округов для голосования, показатели географического анализа выборов | Фронтальная беседа | 04.09.04 | |||
85 | Как нарезать округа для голосования? ПР14 | 1 | Оценочная практическая работа | 11-16.04 | ||||
86 | Проект. Выборы в моей области (городе, районе). | 1 | Публич. выступления | 11-16.04 | ||||
87 | Итоговый урок по теме «Основы географии выборов» | 1 | Контрольное тестирование | 11-16.04 | ||||
88 | Тема 3. Региональное неравенство и территориальная справедливость Каковы принципы территориальной и социальной справедливости? | 2.5 | 1 | Знать: принципы территориальной справедливости, причины территориального неравенства, методы региональной политики. | Фронтальная беседа | 18-23.04 | ||
89-90 | Как измерить региональное неравенство? ПР 15 | 2.5 | 2 | Оценочная практическая работа | 18-23.04 18-23.04 | |||
91 | Какие методы региональной политики использует государство? | 1 | Фронтальная беседа | 25-30.04 | ||||
92-93 | Как взаимодействуют различные типы экономических районов | 2 | Фронтальная беседа | 25-30.04 | ||||
94-95 | Проект «Полюса роста» в моей области (федеральном округе) | 2 | Публич. выступления | 02-07.05 02-07.05 | ||||
96 | Итоговый урок по теме Региональное неравенство и территориальная справедливость | 1 | Контрольное тестирование | 02-07.05 | ||||
97 | Конференция Карьера – с географией | 1 | Публич. выступления | 09-14.05 | ||||
98-99 | Повторение курса | 2 | 09-14.05 09-14.05 |
Перечень практических работ
№ | Дата | Тема практической или лабораторной работы |
1 | Выбор места для строительства города | |
2 | Крупнейшие городские агломерации мира | |
3 | Построение и анализ кривой Ципфа» | |
4 | Соотношение между структурой экономики, уровнем развития и типом страны | |
5 | Крупнейших ТНК мира | |
6 | Природные ограничители развития земледелия и животноводства по климатическим поясам | |
7 | Страны являются лидерами по производству важнейших сельскохозяйственных культур? | |
8 | Где расположены источники сырья и рынки сбыта в главных металлургических базах мира | |
9 | Страны мировые лидеры добычи сырья | |
10 | Модели размещения промышленности | |
11 | Чем отличается участие стран различных социально-экономических типов в мировой торговле? | |
12 | География экспорта и импорта РФ | |
13 | Типы стран СНГ по уровню социально-экономического развития» | |
14 | Как нарезать округа для голосования, чтобы обеспечить победу своей партии? | |
15 | Какова динамика социальной справедливости в СНГ? |
Перечень уроков зачетов и контрольных работ
№ | Дата | Тема | Форма проведения |
1 | Входное тестирование | тест | |
2 | Городские и сельские поселения | тест | |
3 | География сельского хозяйства | тест | |
4 | Промежуточное тестирование | тест | |
5 | Закономерности размещения промышленности | тест | |
6 | География сферы услуг | тест | |
7 | Мировое хозяйство | тест | |
8 | Основы географии выборов | тест | |
9 | Региональное неравенство и территориальная | тест | |
10 | Итоговое тестирование | тест |
Перечень проектов
№ | Примерный срок | Тема урока | Тема проекта |
1 | Древние города | Проект «Крупнейшие города древности». | |
2 | Экономическая и территориальная структура города | Функциональные зоны нашего города | |
3 | Спасет ли Киотский протокол от глобального потепления? | Природные катастрофы в моей области | |
4 | Специализация и перспективы развития сельского хозяйства моей области | Специализация и перспективы развития сельского хозяйства моей области | |
5 | Отрасли промышленности – основные загрязнители окружающей среды в моем районе | Отрасли промышленности – основные загрязнители окружающей среды в моем районе ( | |
6 | Транспортная инфраструктура моего района (области) | Транспортная инфраструктура моего района (области) | |
7 | Развитие туризма в моем районе (области) | Развитие туризма в моем районе (области) | |
8 | Планируем путешествие с GPC | Планируем путешествие с GPC | |
9 | Динамика географической и товарной структуры внешней торговли региона (по выбору) | Динамика географической и товарной структуры внешней торговли региона (по выбору) | |
10 | Выборы в моей области (городе, районе | Выборы в моей области (городе, районе). | |
11 | Полюса роста» в моей области (федеральном округе) | Проект «Полюса роста» в моей области (федеральном округе) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 класс
Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 классПояснительная запискаСогласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является ...
Рабочая программа по математике (профильный уровень) 10 класс
Настоящая программа по математике для 10 класса (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (сборник нормативных документов ...
Рабочая программа по географии (профильный уровень) 11 класс
Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 11 класса (профильный уровень), региональный компонент, межпредметные связи, содержание учебного материала, развернутое учебно-тематичес...
рабочая программа по физике (профильный уровень) для 10-11 классов
архив содержит рабочую программу по физике для 10-11 классов ( профильного уровня)...
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса
Данная программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы ...
Рабочая программа по биологии (профильный уровень) для 10 класса (автор В.Б. Захаров - М: Дрофа, 2010)
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (4ч. в неделю)...
Рабочая программа 10 класса (профильный уровень)
В данную рабочую программу по УМК А.Г. Мордковича входят: пояснительная записка, содержания программы, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и нормы оценки знаний, список литературы для об...