Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 класс
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) по теме
Рабочая программа по географии
(профильный уровень)
10-11 класс
- Пояснительная записка
Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.
Цели и задачи. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii.doc | 425.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по географии
(профильный уровень)
10-11 класс
- Пояснительная записка
Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.
Цели и задачи. Роль географии в формировании всесто ронне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их професси ональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей стра ны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой разви тия общества и потребностями современного образования.
Курс интегрирует знания о приро де, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личнос ти, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.
Размещение и развитие отраслей экономики и общества в coвременном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает вы строить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать ре альные экономические результаты политических решений.
Курс непосредственно связан не только с пред шествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изуче нию иностранных языков, углублению знаний.
Количество параграфов и количе ство уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения.
Особое внимание уделено практической значимости материала в будущей профессиональной деятельнос ти. Специальные боксы «Карьера» (профессия — риелтор, профес сия — районная планировка, профессия — реклама, профессия маркетинг и др.) не только дают общее представление о профес сии, а главное — объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности. В бок сах приводятся дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной деятельности.
В курс впервые введены теоретические вопросы географии (за кономерности пространственной организации отдельных отрас лей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отражен ные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне. При этом боксы «География в действии» по казывают, как данная теория используется на практике. Так, в ка честве иллюстрации к модели центральных мест В. Кристаллера приведены результаты реализации проекта оптимизации сети сельских школ в РФ, который проводился на основе этой теорети ческой модели. Все теории в курсе сопровождаются информацией об их авторах: фотографии, краткие биографии помогают сделать научную деятельность ближе к реальной жизни.
Курс представляет географию в контексте мировых проблем современной науки и повседневной жизни. Практически ориенти рованные задания для классной и домашней работы нескольких уровней сложности позволят понять пространственную логику развития мировой экономики, культуры и политики и определить место России в ней.
В основу разработки курса положены широко освещенные за рубежом современные концепции размещения и взаимодействия различных сфер экономики, в том числе из распространенных по пулярных монографий географов с мировым именем (Д. Харвея, П. Хаггета и др.), что является новым словом в школьной геогра фии.
В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагаю щие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение.
Особое внимание уделяется организации изучения курса. Здесь используется деятельностный практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материа лом. В процессе усвоения материала формируются не только спе цифические географические, но и общеучебные знания и умения, а значит, и ключевые компетенции: информационная, коммуника тивная, компетенция умения решать проблемы.
При этом материал представлен в заведомо избыточном объеме: если интересно, можно открыть соответствующий бокс, если нет — то наверняка заинтересует другой. Кроме того, некоторые боксы «мигрируют» по темам и главам. Например, при анализе урбаниза ции в развивающихся странах мира вы не нашли времени прочи тать про трущобную урбанизацию, но в главе 3, где обсуждаются проблемы формирования этнических кварталов и функциональ ных зон города, есть опять ссылка на этот бокс, и, может быть, в этом контексте он покажется более интересным. В боксах есть ссылки на соответствующие ресурсы Интернета, еще больше рас ширяющие и углубляющие знания.
Цели и планируемые результаты обучения (предметные, интел лектуальные)
Главной целью обучения в рамках предлагаемого ИУМК явля ется формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономиче ских законов на неоднородных в природном и хозяйственно-куль турном отношении территориях современного мира, о роли гео графии в их познании.
Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоя тельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это, наряду с фактологическими знаниями, является неотъ емлемой составной частью ИУМК.
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
Кроме того, система домашних и классных заданий предпола гает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информа ции по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контур ной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориаль ной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школь ных учебниках и атласах по истории и экономике).
Структура курса. Разделы курса охватывают темы обществен ной географии, в наибольшей степени связанные с проблемами современной мировой экономики и политики. Старшеклассники, уже имеющие знания по фактологии физической и экономиче ской географии, при изучении курса «Общественная география современного мира» откроют для себя подходы к решению проб лем современной мировой экономики и политики, проследят эво люцию географических взглядов на мир и методов географическо го анализа, познакомятся с географией религий и культурными Районами мира, теорией и практикой геополитики, географией выборов, моделями размещения хозяйства, понятием о территори альной справедливости, географией городов и экономическим районированием.
Каждый из разделов курса («География в современном мире», «Политическая карта мира: государства и границы», «Богатство и бедность: типы стран», «Население и культура», «Городские и сельские поселения», «Мировое хозяйство», «Устойчивое разви тие») включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного ана лиза. Разделы состоят из отдельных тем, каждая из которых под держивается комплексом практикумов и тестов (обучающего, тре нировочного и контролирующего характера).
- Календарно-тематическое планирование (210 ч; 105 ч. в 10 классе, 105 ч. в 11 классе; 3 ч. в неделю)
Раздел 1. География в современном мире (13 часов)
География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поис кам законов размещения. Пространство как объект изучения гео графии. И.Кант и классификация наук.
Законы размещения.
Географические исследования: традиционные — экспедицион ный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических дан ных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.
Фактор географического положения, абсолютные и относи тельные пространственные ресурсы.
Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (35 часов)
Этапы формирования политической карты мира. Колониаль ные империи и их распад. Колониальный список ООН.
Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправ ляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, ман датные территории, ассоциированные государства, заморские тер ритории и департаменты).
Формы государственного устройства и правления.
Организация территории государства (унитаризм и федера лизм).
Территория и границы государств. Территориальные споры.
Геополитика.
Международные политические организации. ООН.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (26 часов)
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого по тенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.
Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризна ковые классификации: методика и области применения.
Типы стран современного мира.
Анаморфированное картографическое изображение.
Раздел 4. Население и культура (31 час)
Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т.Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Де мографическая политика. Экономически активное население. Хо зяйственное освоение и социальные конфликты.
География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этно сы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.
Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
Раздел 5. Городские и сельские поселения (20 часов)
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города.
Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок го родских земель. Функциональные зоны. Внутригородские разли чия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.
Раздел 6. Мировое хозяйство (65 часов)
Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе.
Оптимальная территориальная структура: концепция поляри зованного ландшафта. Модели размещения отраслей националь ного хозяйства.
Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промыш ленность.
География сельского хозяйства (системы земледелия и живот новодства). Природная основа географических различий в сель ском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйствен ного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хо зяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая револю ция».
Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ре сурсов (экономика природопользования).
Лесное хозяйство и рыболовство.
Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: об щественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.
Современные тенденции развития и размещения промышлен ности мира. ТНК.
Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия разви тия промышленности.
Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные ма гистрали мира.
Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование.
Офшорные районы мира.
Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и совре менности.
Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географиче ская и товарная структура экспорта (импорта).
Стадии экономической интеграции. Основные интеграцион ные объединения стран мира.
Раздел 7. Устойчивое развитие (20 часов)
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.
Основы электоральной географии. Нарезка округов для голо сования.
Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распро странения нововведений, «полюса роста»).
Региональное неравенство, экономическая эффективность и тер риториальная справедливость в странах различных социально-эконо мических типов (в том числе в России). Региональная политика и ме тоды ее проведения в странах различных социально-экономических типов.
Региональный монополизм и региональная политика.
Проблемы устойчивости экономического развития (энергети ческая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости обще ственного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).
Киотский протокол.
Перечень формируемых компетенций, знаний, умений и навыков
В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:
- самостоятельно добывать знания и информацию (преду смотрена работа с научными и публицистическими текстами, ре ферирование);
- расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
- составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиа граммы;
- картографировать социально-экономические показатели;
- анализировать информацию по картам (картосхемам) учеб ника, атласа, Интернета;
- сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
- анализировать и интерпретировать социально-экономиче ские показатели;
- искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);
- применять средства Microsoft Office и персональный компью тер для решения практических задач;
- участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов про странственного развития экономики.
Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:
- Оценка сравнительной выгодности (и значения) географиче ского положения экономических объектов.
- Оценка геополитического положения России (в историче ской ретроспективе).
- Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.
- Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
- Построение демографических пирамид и оценка экономиче ских последствий изменения демографической структуры населе ния стран.
- Оценка стадии демографического перехода (по странам и ре гионам мира).
- Оценка влияния доли городского населения на уровень со циально-экономического развития страны.
- Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка опти мальных систем расселения.
- Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).
- Функциональное и экологическое зонирование территории города.
- Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
- Оценка уровня социально-экономического развития стра ны по показателям структуры экономики.
- Оценка факторов размещения промышленных предприя тий.
- Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объ емы, география и товарная структура экспорта и импорта) по стра нам и регионам мира.
- Проведение многопризнакового и однопризнакового райо нирования.
- Выбор наиболее существенных признаков для районирова ния.
- Оценка качества административно-территориального деле ния и нарезки округов для голосования.
- Оценка распределения национального дохода между райо нами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.
Формы занятий
Классная работа: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискус сия, урок - «круглый стол», урок - контроль знаний, урок работы в Интернете, урок-практикум, урок-исследование (мини-проект).
Внеклассная работа: поиск нужной информации в учебни ке, работа с источниками информации, в том числе с Интернетом, СМИ, выполнение практических заданий и анализ результатов, подготовка мультимедиапрезентаций.
Курс построен так, что базовый объем знаний, умений и навы ков формировался во время классной работы. Учитель, в зависи мости от уровня подготовки класса, его мотивированности, степе ни загруженности учащихся, может вообще отказаться от домаш них заданий.
Большое значение в структуре курса имеют практические заня тия, на которых учащиеся самостоятельно анализируют на основе работы с пакетом статистических материалов проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества в странах раз личных социально-экономических типов.
Многие задания (оценка правильности нарезки округов для го лосования, функциональное зонирование городов, механизм уста новления цены на земельные участки) особенно интересны своей близостью к реалиям повседневной жизни и важны для овладения навыками исследовательской работы.
Такая структура курса закладывает основы пространственно го мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном
мире.
Тематическое планирование курса географии для 10 класса (профильный уровень)
Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской программе В.Н. Холиной География (профильный уровень) 10-11 классы
Таблично-графическая схема рабочей программы (105ч)
Раздел 1
География в современном мире (12 часов)
Воспитательные, развивающие:
| |||||||
№ п/п | Система уроков Тип урока | Вид деятельности учащихся |
Педагогические средства | Задачи. | Информационно метод. обеспечение | ||
Компетенции | |||||||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||
Базовая программа | Планируемый результат | ||||||
1 | Место географии в системе наук. География как наука. Практикум Объяснительно-иллюстративная Д/з §1 сентябрь | * - | проблемное изложение дискуссия, | Накопление человеком знаний о своем окружении, путешествия и исследование неизвестных ранее территорий способствовали выделению географии в особую отрасль знаний. Эратосфен – древнегреческий ученый, первым употребил термин «география». География - самостоятельная наука. И. Кант и его классификация наук (география как хорологическая наука). | Называют задачи ее роль в науке, накопление географических знаний. Объясняют: исторические особенности формирования главных географических законов, | Боксы про ученых-классиков географии, их высказывания об особенностях географического мышления. | Компьютер, Учебник |
2 | Возможности, которые дает география для жизни и работы. Географическое образование. Практикум Проблемное изложение Д/з§2 сентябрь | * -¦ | проблемная беседа | Законы географии. Главное, что отличает географию от других наук – это ее предмет исследования - пространство. Пространство в географии активный фактор, влияющий на характер объектов - хозяйственных, экономических, природных, общественных.Направления географической науки и сферы ее применимости. | Называют: законы географии. Объясняют, что отличает географию от других наук – ее предмет исследования – пространство. | Работа с сайтом геогаф. факультета МГУ им. Ломоносова. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь. |
3 | Пространство – объект изучения географии. Практикум Объяснительно-иллюстративная Д/з: §2 сентябрь | * - | объяснение учителя, работа с текстом учебника и картами атласа,. | Географическое положение - важнейший пространственный ресурс развития экономики, его влияние не только на выбор места для строительства экономических объектов (предприятий), городов, но и активно воздействует на их функционирование. Законы размещения. | Называют: признаки понятий «географическое положение». Определяют: по источникам ГП объекта, доказывают его влияние не только на выбор места для строительства экономических объектов, городов, но и активное воздействие на их функционирование. | Обсуждение решения задач географических олимпиад.
| Учебник, атлас, рабочая тетрадь. |
4 | Практическая
| * - работа парами | создание проблемной ситуации. | Работа существует в двух вариантах: компьютерном (мультимедиа-задание) и бумажном. | Задание 1. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь. | |
| Д/з: сентябрь | индивидуальная | объяснение, комментарии | Краткое описание содержания задания и методов, используемых для достижения цели. Приводится 4 рисунка местности с возможными вариантами размещения городов. Выборы оптимального места для размещения города и обоснование своего выбора. | Составление таблицы и приведение примеров противоречий географического положения и местоположения городов. | Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. | |
5 | Проект Практикум Проектная сентябрь | * - ¦ | беседа, комментарии | В ходе урока учитель комментирует доклады, их сильные и слабые стороны. В конце конференции можно совместными усилиями выбрать лучший доклад и разработать рекомендации по использованию имеющихся ресурсов территории. | Представление результатов работы над проектом, самостоятельная работа учащихся с источниками информации, выступление с сообщениями. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь. | |
6 | Методы географических исследований (экспедиционный, описательный, картографический) Практикум Репродуктивная Д/з: §1 стр. 14 сентябрь | * - | объяснение учителя, работа с текстом учебника, рекомендации по выполнению задания №2 | Методика географических исследований ее связи с решением географией ее задач:
Карта - «альфа и омега» географии, является главной моделью в географии. | Называют: различные типы географических карт. Объясняют: зачем они нужны географические карты на практике. | Рабочая тетрадь. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь. |
|
|
|
|
| современные – моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования. | «Какую информацию можно получить из карты» (диск, Интернет). |
|
7 | Модели в географии. Модель Тюнена Практикум Объяснительно-иллюстративная Д/з §2 стр. 15 сентябрь | * - | объяснение учителя, дискуссия, работа с текстом учебника и картами | Географические законы и модели. Эпоха территориальных географических открытий. Эпоха теоретических открытий в географии - первые глобальные законы - закон широтной зональности (В. Докучаев) и высотной поясности (А. Гумбольдт) Принципы создания и функционирования идеальных моделей, модель Тюнена. Принцип создания идеальных моделей и идеальных условий их выполнения (причины использования подобных абстракций в экономико-географических исследованиях). Зонирование в идеальном государстве. Кольца Тюнена.Модель Тюнена, парадигма экономической географии.Описательные, нормативные, классификационные модели. | Называют: географические законы и модели. Эпоха территориальных географических открытий. Эпоха теоретических открытий в географии. Объясняют: принципы создания и функционирования идеальных моделей. | Рабочая тетрадь Выполнение задания рабочей тетради Задание 3 и 4. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь. |
8 | Практическая | * - ¦ | проблемные задания | Выполнение практической работы: модификация идеальной модели при введении дополнительных реальных факторов: 1) реки с известным направлением течения, 2) города с меньшей рыночной зоной. | Задание выполнить в интерактивном режиме Интерактив «Модель Тюнена» | Оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. | |
| (на примере модели Тюнена). Лекция |
|
| и в направлении с юго-востока на северо-запад (для 2-го варианта).То есть в модели Тюнена появляется один реальный фактор. |
|
| |
9-10 | Новейшие методы географических исследований (ГИС, космический мониторинг Земли) Практикум Исследовательская Д/з §3 Изучить сайт Google.Earth и подготовить сообщения по его использованию на практике. сентябрь | * - ¦ | объяснение учителя, дискуссия, работа с текстом учебника и картами. | Геоинформационные системы – один из новейших инструментов в географических исследованиях.
| Называют достоинствах геоинформационной системы. Находят на сайте интересные сюжеты в различных областях человеческой деятельности на Земле и комментируют их. Применение теоретических знаний на практике, умение дешифровать космические снимки. | Интерактив «Создаем свою геоинформационную систему». | Учебник, атлас, рабочая тетрадь.
|
11 | Компьютерное тестирование.
| - |
|
|
|
| Диск |
12 | Резервный урок |
|
|
|
|
|
|
Раздел II
Тема: Политическая карта мира Государства и границы (25 часов)
Воспитательные, развивающие: | ||||||||||||||
№ п/п | Система уроков Тип урока Дидактическая модель обучения | Вид деятельности учащихся |
Педагогические средства | Задачи. | Информационно метод. обеспечение | |||||||||
Компетенции | ||||||||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||||||||
Базовая программа | Планируемый результат | |||||||||||||
1 | Каковы основные черты независимых государств? Комбинированный Объяснительно-иллюстративная Д/з §1 тема 1 раздел 2 сентябрь | * - | дискуссия объяснение учителя, работа с текстом учебника и картами атласа. | Что такое политическая карта мира? События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. | Называют что такое политическая карта мира. Определяют: по источникам (таблицам, картам, статистическим данным) особенности независимых государств. | «Экскурсия» по теме 2 на диске. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь; компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. Диск. Сайт Всемирной книги фактов ЦРУ World Fact Book и Содружества | |||||||
2 | Какие формы правления имеют независимые государства? Комбинированный Репродуктивная Д/з §2 тема 1 раздел 2 сентябрь | * - | дискуссия объяснение учителя, | Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos - власть) монархии. | Показывают по карте страны разных форм правления. Называют, что такое независимое государство, государства Содружества. Определяют: по источникам (таблицам, картам, статистическим данным) особенности стран (формы правления). Применение теоретических знаний на практике, заполнение карты «Страны по форме правления» (работа на компьютере). | Интерактив. Формы государственного правления | Учебник, атлас, рабочая тетрадь; компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. Диск. www.thecommonwealth.org - сайт Содружества Британского | |||||||
3 | Какие формы государственного устройства имеют независимые государства? Комбинированный Репродуктивная Д/з §2 тема 1 раздел 2 (Холина В.Н.) октябрь | * - | объяснение | Унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация. | Показывают по карте страны с разным АТУ. Называют, что такое федерация и унитарное государство Определяют: по источникам (таблицам, картам, статистическим данным) особенности стран (формы АТУ). Применение теоретических знаний на практике, заполнение карты «Страны по форме АТУ» (работа на компьютере), делают собственные выводы на основании проделанной работы. | Интерактив. «Формы государственного устройства». Задание 2 рабочей тетради. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь; компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. Диск. http://www.state.gov/ | |||||||
4 | Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашенные государства? Д/з §3 тема 1 раздел 2 октябрь | * - ¦ | объяснение | Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку. 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран. Их примеры. | Показывают на политической карте мира самопровозглашенные и непризнанные государства. Характеризуют причины появления на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Прогнозируют будущее непризнанных и самопровозглашенных государств. Появление новых стран, последствия их появления. | Работа в Интернете - поиск материалов по самопровозглашенным | Учебник, атлас, рабочая тетрадь; компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. Диск.
| |||||||
5-6 | Имеют ли право на самоопределение самопровозглашенные государства? Круглый стол Проектная Д/з §3 тема1 раздел 2 октябрь | * - ¦ | объяснение учителя, дискуссия, | Самостоятельная работа над проектом
| Работа в Интернете - поиск материалов по самопровозглашенным | Ссылки на Интернет-сайты к разделу 2 (Политическая карта мира) - электронный учебник | ||||||||
7 | Что такое международные территории и каков их статус? Комбинированный Объяснительно-иллюстративная Д/з §4 тема 1 раздел 2 октябрь | * - | объяснение учителя, дискуссия. | Международные территории и акватории. Территории и акватории, имеющие статус международных: Антарктика, открытое море, воздушное пространство над открытым морем, дно морей и океанов за пределами исключительной экономической зоны, международные реки, проливы, каналы, космическое пространство. | Показывают на политической карте мира территории и акватории, имеющие статус международных. Дают характеристику территории и акватории, имеющие статус международных. Прогнозируют проблемы, связанные с нарастанием нефтеперевозок, других социально значимых грузов (использование каналов, проливов). | Интерактив. Старые и новые названия государств. | Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. - М.: Советская энциклопедия, 1988.
| |||||||
8-9 | Где и почему расположены территории с неопределенным статусом? Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории? Комбинированный Поисковая Д/з §5, 6 тема 1 раздел 2 октябрь | * - ¦ | объяснение учителя, дискуссия | Нейтральные территории. Нейтральные международные территории - Антарктика, космическое пространство, международные каналы и проливы - Панамский и Суэцкий каналы, Магелланов пролив и др., архипелаг Шпицберген, город Фамагуста на Кипре. | Показывают на политической карте мира самопровозглашенные и непризнанные государства. Характеризуют причины появления на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Прогнозируют будущее непризнанных и самопровозглашенных государств. Появление новых стран, последствия их появления. | Интерактив. Подопечные территории ООН. | Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В. В. Вольского. - М.: Дрофа, 2005. http://www.intourion.ru/ | |||||||
10 | Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? Комбинированный Проектная § 7 тема 1 раздел 2, подготовить сообщение и презентацию по теме «Миссии ООН по поддержанию мира». октябрь | * - ¦ | объяснение учителя, дискуссия | Международные организации созданные для решения конкретных политических проблем в соответствии с положениями международного права и на основе договора между участниками. Важнейшие задачи организаций: обеспечение коллективной безопасности стран-членов, недопущение развития конфликтных ситуаций, влияние на комплексное решение политических, экономических и социальных вопросов. | Называют время создания ООН, ее цели и задачи, структурные подразделения ООН. Объясняют причины появления ООН. Прогнозируют будущее развитие ООН. Расширение статуса ООН. Появление новых структурных подразделений. | Работа с сайтом ООН | Учебник, атлас, рабочая тетрадь; компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа-проектор. Диск. Сайт ООН http://www.un.org/, Сайт Содружества (Британского) http://www | |||||||
12-13 | Итоговый урок по теме 1 Семинар октябрь | * - |
| Выступления учащихся с сообщениями. По результатам докладов делают выводы: Какой регион наиболее «проблемный» с точки зрения ООН? Какое десятилетие было наиболее сложным? Почему?
| Доклады по миссиям ООН, выполнение тестов, (задание к уроку 9), ответы на вопросы, тестирование. | Проверка знаний по политической карте мира http://www.sheppardsoftware.com/Geography.htm | ||||||||
14-15 | Территория и границы государств Поисковая Д/з §1 тема 2 раздел 2 ноябрь | * - ¦ | объяснение | Государства - важнейшие административные территориальные единицы на политической карте современного мира. Состав территории государства: суша (в том числе острова, анклавы и полуанклавы), недра, внутренние воды, территориальные воды и воздушное пространство над ними, флора, фауна. Размер территории государства, его географическое положение. Изменение площади и географического положения государств. | Называют, что входит в состав территории государства, что такое государство. Характеризуют причины, влияющие наизменения площади и географического положения государств. Прогнозируют возможные изменения состава территории государств в связи с освоением новых территорий. | Интерактив. Оптимальные границы государства. Рабочая тетрадь. Задание 4. Ра-бота над проектом, сам. работа с иточ-никами информации и выступление с сообщениями. | Ресурсы: диск, физико-географическая карта | |||||||
16 | Естественные рубежи как государственные границы Комбинированный Репродуктивная Д/з §2, 3 тема 2 раздел 2 ноябрь | * - | объяснение учителя, дискуссия
| Вопрос о территории государства непосредственно связан с государственными границами. Принцип нерушимости границ. | Называют, территории государства непосредственно связанные с государственными границами. Принцип нерушимости границ. | Интерактив. Оптимальные границы государства. | физико-географическая карта | |||||||
17-18 | Продолжить работу над заданием «Кому принадлежит Северный полюс?». Конференция ноябрь | * - ¦ | комментарии к докладам, их сильные и слабые стороны | Территориальные споры между государствами. Острова и атоллы, принадлежащие другим государствам | Объясняют принцип использования континентального шельфа, 12 мильной зоны островов и атоллов, принадлежащих государству. Прогнозируют возможные изменения в использовании континентального шельфа, 12 мильной зоны островов и атоллов, принадлежащих государству. | Обсуждение выполнения задания 4 в рабочей тетради. | Страны мира сегодня - электронная версия справочника ИТАР-ТАСС http://sms-tass.ru/client/demo/sc106 | |||||||
19 | Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира? Комбинированный Поисковая Д/з §1 тема 3 раздел 2. ноябрь | * - ¦ | объяснение | Формирование современной политической карты мира. Европейская колонизация Нового Света, экономическое и политическое освоение новых территорий. | Называют: основные этапы формирования ПКМ; Объясняют: причины изменения ПКМ; изменение ПК мира под влиянием международных отношений. Прогнозируют: изменение ПКМ в XXI веке. | Интерактив «Последние изменения на политической карте мира». | Страны мира сегодня - электронная версия справочника ИТАР-ТАСС http://sms-tass.ru/client/demo/sc106 | |||||||
|
|
|
| Крупные изменения на политической карте Восточной Европы на рубеже 80—90-х гг. XX в.. |
|
|
| |||||||
20-21 | Политическая география и геополитика. Традиционные геополитические теории. Комбинированный Проблемное изложение ноябрь | * - ¦ | объяснение | Политико-географическое положение стран и регионов мира. | Умеют давать оценку геополитическому положению государства. Прогнозируют: изменение геополитического положения некоторых стран мира в XXI веке. | Тесты к заданию10 рабочей тетради. Работа с материалами диска и Интернета. | Страны мира сегодня - электронная версия справочника ИТАР-ТАСС http://sms-tass.ru/client/demo/sc106 | |||||||
22-23 | Итоговый урок по теме Политическая география и геополитика. Объяснительно-иллюстративная Комбинированный | * - ¦ | дискуссия | Вопросы для обсуждения:
| работа с тестами, выступление с сообщениями |
| ||||||||
24-25 | Резервные уроки |
|
|
|
|
|
|
Раздел III
Богатство и бедность: типы стран (21 час)
Воспитательные, развивающие:
| |||||||
№ п/п | Система уроков Тип урока Дидактическая модель обучения | Вид деятельности учащихся | Педагогические средства | Задачи. | Информационно метод. обеспечение | ||
Компетенции | |||||||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||
Базовая программа | Планируемый результат | ||||||
1-3 | Как оценить уровень развития страны? Комбинированный Проблемное изложение Комбинированный декабрь | * - ¦ | объяснение | Методы оценки уровня развития страны: | Называют методы оценки уровня развития страны. Применяют в процессе учебного познания понятия: валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный доход (ВНД). Объясняют: методы оценки уровня развития страны: и количественной. Прогнозируют изменения в соотношении ВВП стран мира, в том числе и России. | Работа с текстом учебника и интерактивной таблицей на диске «Объемы и подушевые показали ВВП по странам мира, по покупательной способности валют». | ПКМ |
4-5 | Где и почему расположены богатые и бедные регионы мира? Чем различаются страны с высоким, средним и низким уровнем дохода? Страны с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой. Комбинированный Поисковая Д/з §2 тема 1 раздел 3 декабрь | * - ¦ | лекция, беседа практикум | Классифиция стран и территорий мира Всемирным банком по уровню ВНД на душу населения. Три основные группы стран: | Называют методы классификации стран мира.Группы по СЭР. Сравнивают карту-анаморфозу ВВП (другой вариант – населения) с политической картой мира из атласа. Приводят примеры, когда размеры государств: | Картосхемы в атласе и на диске (анаморфозы «Объемы ВВП стран мира»). Задание 1 Рабочая тетрадь «Где и почему расположены богатые и бедные регионы мира?» Задание 2 Рабочей тетради «Чем различаются страны с высоким, средним и низким уровнем доходов»? | ПКМ |
6-7 | Как самому составить многопризнаковую классификацию стран? Комбинированный Практическая Д/з §4 тема 1 раздел 3 декабрь | * - ¦ | беседа практикум | Этапы работы по методике многопризнаковой классификации: | Интерактивная презентация «Методика многопризнаковой классификации» | ПКМ | |
8-9 | Многообразие стран современного мира Объяснительно-иллюстративная Д/з §1 декабрь | * - | Слайд-лекция + пр, | Различные подходы к типологии стран. | Умеют показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы. Объясняют: исторические особенности формирования ПК мира (По Максаковскому).
| Составление ЛОК | Карта ПКМ |
10 | Многопризнаковая классификация стран (Европы, Азии, Африки, Америки) Работа над Проектная Д/з §1 тема 2 раздел 3
декабрь | * - ¦ | проблемная лекция – беседа | Многообразие стран мира. Более развитые страны в Европе, Англо Саксонской Америке (развитые регионы), Япония в Азии, Австралия и Новая Зеландия. Россия и страны члены СНГ. Менее развитые страны. Географическое положение более развитых и менее развитых регионов мира: богатый Север - бедный Юг. | Умеют показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы. Объясняют: исторические особенности формирования ПК мира (богатый Север - бедный Юг). | Начало работы над проектом «Многопризнаковая классификация стран региона по выбору». | ПКМ |
Роль в мировой экономике стран различных социально-экономических типов | * - ¦ | проблемная лекция – беседа | Разделение стран на экономически развитые страны, развивающиеся и страны с переходной экономикой - типология, встречающаяся в аналитических обзорах Международного валютного фонда, средствах массовой информации, учебниках. | Приводят примеры стран по их развитию: экономически развитые страны, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Показывают их на карте. | Задание 4 рабочей тетради, «Какую роль играют в мировой экономике экономически развитые, | ПКМ | |
| Практическая Д/з §2 тема 2 раздел 3 Завершить выполнение задания 4 в рабочей тетради, написать аналитическую записку декабрь |
|
| Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Общее число развивающихся стран - 172. Страны с переходной экономикой. | Объясняют: роль экономически развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве. Прогнозируют возможность перехода стран из группы развивающихся в группу развитых стран. | развивающиеся и страны с переходной экономикой?» | www.flickr.org – Альбом фотографий по странам мира Статистические данные, история и карты по всем странам и территориям мира http://www.intourion.ru/ |
12-13 | Классификация развивающихся стран по географическому положению: Комбинированный Проблемное изложение Д/з §2 тема 2 раздел 3 январь | * - ¦ | проблемная лекция – беседа | Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю. 31 страна, не имеющая морского побережья. Удаленность от морского побережья.
| Приводят примеры стран не имеющие выхода к морю, малых островных, оффшорные зоны мира Показывают их на карте. Объясняют: причины, влияющие на развитие стран, не имеющие выхода к морю и малых островных государств. Прогнозируют появление новых оффшорных зон. | Задание 6 р/т «Как сформировать транспортные коридоры для экспорта товаров из стран, не имеющих выхода к морю»? Задание 7 р/т «Почему малые островные государства привлекают особое внимание мирового сообщества»? Контурная карта в р/т (или в интерактивном режиме на диске). | ПКМ |
14-15 | Наименее развитые страны Комбинированный Поисковая Д/з §2 тема 2 раздел 3 январь | * - ¦ | проблемные задания | Изложение сути факторного анализа, методики выполнения задания, совместного обсуждения социально-экономических критериев выделения наименее развитых стран. | Задание 5 рабочей тетради «Почему наименее развитые страны имеют чрезвычайно низкий уровень и качество жизни»? Интерактив «Наименее развитые страны». | ПКМ www.un.org/ohrlls/ | |
16-17 | Географическая типология стран мира Комбинированный Объяснительно-иллюстративная Выполнение картосхемы «Типы стран современного мира». январь | * - ¦ | объяснение учителя, практикум | Географические типологии. | Приводят примеры типологии стран мира. Показывают примеры стран на карте. Объясняют: особенности географической типологии стран мира, а так же многомерной социально-экономической типологии стран. | Задание 8. р/т «В чем заключаются различия между типологиями и классификациями стран мира?» | Карты на сайте фирмы «Туринфо Глобал-Трэвл» Физ.карты с названиями на русском языке http://www.tgt.ru/info.php?id=7 |
|
|
|
| ЭРС: главные капиталистические страны; экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы; страны переселенческого капитализма; страны с переходной экономикой. | Анализируют размещение стран развивающегося мира и причины, повлиявшие на их экономическую отсталость. | Интерактив «Тип стран» Контурная карта в р/т (или в интерактивном режиме на диске). | Космические снимки и карты http://www.wikimapia.org/ Ссылки на Интернет-сайты к разделу 3 (Богатство и бедность: типы стран) – электронный учебник. |
18-19 | Типы стран регионов мира. Модель формирования колониальной структуры экономики Комбинированный Проблемное изложение Повторить материалы раздела 3 | * - ¦ | проблемные задания, | Колонизация: начальный этап. Колониальный период: динамика хозяйственных укладов. Период независимости: диверсификация территориальной структуры хозяйства. Методы превращения натуральной экономики в товарную. Конфликты природопользования. Два варианта проведения реформ - радикальные и гибкие. Низкоэффективные хозяйства аграрного сектора. Мелкотоварный сектор. Проблемы кочевых народов. | Приводят примеры вариантов проведения реформ - радикальных и гибких. Объясняют: как формируется модель колониальной структуры экономики. Самостоятельно моделируют колониальную структуру экономики стран, с учетом исторических особенностей территории. | Выступление с докладами. Интерактив «Модель формирования колониальной структуры экономики». | ПКМ www.un.org/ohrlls/ Словарь экономических терминов - http://dic.academic.ru/library.nsf/econ_dict/ |
20 | Итоговый урок. Тестирование | - | итоговый урок |
|
| Тестирование. Устный опрос. |
|
21 | Резервный урок |
|
|
|
|
|
|
Тема: География населения (32 часа)
Цели
Воспитательные, развивающие:
| |||||||
№ п/п | Система уроков Дидактическая модель обучения | Вид деятельности учащихся | Педагогические средства | Задачи. | Информационно метод. обеспечение | ||
Компетенции | |||||||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||
Базовая программа | Планируемый результат | ||||||
1 | Где и когда появились люди на Земле? Объяснение, дискуссия Репродуктивная февраль | * - | объяснение | Когда и где появились первые люди на Земле. Восточная Африка - самое вероятное место происхождения человека. Расселение человека на другие континенты - в Европу и Азию. Из Азии через Берингов пролив в Америку, из Юго-Восточной Азии - Австралию и Океанию. | Показывают по карте пути миграций древнего человека и заселения планеты. Анализируют диаграмму роста численности населения с начала нашей эры. Прогнозируют рост численности населения в ближайшие годы. | Видеоряд на диске | Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д Ссылки на Интернет-сайты к разделу 4 (Население и культура) электронный учебник |
2-3 | Как узнать точное число жителей страны? Комбинированный Проблемное изложение Д/з § 2 темы 1 раздела 4 февраль | * - ¦ | объяснение учителя, дискуссия | Первая попытка оценки численности населения мира, 1682 г. | Называют признаки понятия «перепись». Анализируют таблицы переписи населения стран мира (Нигерии, России).
| Работа с таблицами «Численность населения крупнейших стран мира», «Демографические показатели стран и территорий мира». | Карта «Население мира» Сайт организации ООН по народонаселению Результаты последней переписи населения |
|
|
|
|
|
| Карта - анамор-фоза «Население мира». | на сайте Госкомстата РФ www.gks.ru |
4-5 | Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства. Лекция Объяснительно-иллюстративная Д/з § 1, 3. задание 1, 2 (письменно). Сентябрь (Максаковский В.П.) февраль | * -совместная | Слайд-лекция | Население как предмет изучения социально-экономической географии. Основные объекты изучения. | Называют: признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы». Дают оценку темпов роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира. Прогнозируют темпы роста (снижения) народонаселения Земли в целом и отдельных ее регионов. | Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации | Население мира CD-«ПКМ» |
6-7 | Размещение населения и миграции Комбинированный Репродуктивная Д/з § 3. задание 9, 10 февраль | * - | самостоятельное изучение | Размещение населения на планете: большие контрасты. | Называют и показывают: различия в степени заселённости отдельных территорий, основные регионы повышенной плотности населения на Земле. Характеризуют миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов. | Работа с дополнительной литературой, анализ, составление диаграммы по данным атласа. | ПКМ CD-«ПКМ» Презентация «Население мира» |
8-9 | Какие факторы определяют расселение людей? Комбинированный Поисковая Д/з § 3 темы 1 раздела 4 Завершить выполнение задания 1 Рабочая тетрадь февраль | * - ¦ | объяснение учителя, проблемные вопросы | Природные качества территории. Природные катастрофы. Хозяйственная деятельность человека. Закономерности размещения населения. Ареалы с высокой плотностью населения: в плодородных долинах «великих исторических рек», на территориях с богатыми агроклиматическими ресурсами, сосредоточение населения в приморских и приокеанических районах. Относительно высокая плотность населения на океанических побережьях Америки и Африки связанная с историей европейской колонизации этих территорий. | Называют и показывают: различия в степени заселённости отдельных территорий, основные регионы повышенной плотности населения на Земле, ареалы с низкой плотностью населения. Характеризуют появление районов нового освоения. Районы связанные с конкуренцией за ограниченные ресурсы (сток Нила). Прогнозируют скорость заселения крупнейших резервных ареалов расселения человека: пустынные районы, зона Севера (тайги, тундры и лесотундры), горные районы с разнообразными природными ресурсами, речные бассейны в зоне постоянно влажных тропических лесов.
| Задание 1 рабочей тетради «Где и почему расположены районы с высокой и низкой плотностью населения?» | Карта «Плотность населения мира» Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д Сайт организации ООН по народонаселению Конфликты природопользования в Африке электронный учебник Межгосударственные конфликты водопользования электронный учебник
найди работу
|
Природные, политические и техногенные катастрофы, и их влияние на размещение населения. Конференция март | * - ¦ | комментарии к докладам, их сильные и слабые стороны. | Доклады: Влияние природы на человеческую популяцию в настоящее время. Природные катастрофы - извержения вулканов, землетрясения, медленные понижения и поднятия суши, колебания климата и т. п. - изменение ландшафтов Земли. Изменение хозяйственной деятельности человека и приспособляемость к новым условиям. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменения природы не только на локальном, но и на планетарном уровне. Глобальные экологические проблемы, вызванные хозяйственной деятельностью человека: распашка девственных ландшафтов, подсечно-огневое земледелие, сведение лесов, антропогенное (т. е. вызванное деятельностью человека) опустынивание, засоление земель, усыхание внутренних морей. | Выступления учащихся с докладами, обсуждение. Представление результатов работы над проектом, самостоятельная работа учащихся с источниками информации и последующее выступление с сообщениями. | Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д | ||
12 | Почему люди переезжают из одной страны в другую? Комбинированный Практикум
Д/з §4 темы 1 раздела 4 завершить выполнение задания 2 рабочей тетради. март | * - ¦ | объяснение учителя | Миграции. Миграции населения в настоящее время (связаны в основном с экономическими и политическими причинами). Великие географические открытия. Формирование национального состава стран Нового Света, их политическая ориентация, хозяйственная специализация районов. | Называют и показывают по карте главные миграционные потоки. «Межконтинентальные миграции». Значение миграций. Объясняют, почему и куда направлялись потоки мигрантов?. Основные направления миграций с Эпохи Великих географических открытий до начала ХХI в. | Выполнение заданий рабочей тетради (или) интерактивного задания на диске. Задание 2 рабочей тетради «Почему и куда направлялись потоки мигрантов?» Интерактив «Международные миграции». | Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д http://www.migrationinformation.org http://www.migrationinformation.org с информацией о миграциях и сайт |
13-15 | Какие показатели используются для оценки количества и качества населения? Комбинированный Частично-поисковая Д/з §4 темы 1 раздела 4 март | * - ¦ | объяснение учителя, дискуссия, | Абсолютные демографические показатели. | Называют: факторы, влияющие на численность населения, абсолютные и относительные демографические показатели. Объясняют: как узнать главные демографические показатели и понять, как по ним можно определить уровень и тип экономического развития страны. Анализируют таблицы, делают вывод о том, как знания о демографических показателях можно использовать в профессиональной деятельности. В процессе работы обязательно возникнут сложности; это заставит учеников поискать методы расчета показателей.
| Задание 3 рабочей тетради «Как по демографическим показателям определить уровень социально-экономи-ческого развития страны?» | Карта «Население мира» http://www.china-profile.com/data/ani_ceu_pop.htm http://www.prb.org/ http://www.xist.org/default1.aspx |
16-17 | Демографические пирамиды Комбинированный Проблемное изложение | * - ¦ | объяснение учителя, дискуссия, | Возрастные демографические пирамиды - графическое изображение распределения населения (отдельных социальных групп, всей страны, региона, мира) по полу и возрасту. | Называют демографическую (половозрастную) структуру населения в странах разных типов, причины изменения демографической структуры населения. | Интерактив «Демографические пирамиды». Задание 4 р/т «Как найти соответствие между названием страны | Учебник, атлас, рабочая тетрадь. К,П,И,Д
|
| Д/з §5 темы 1 раздела 4 март |
|
| Использование возрастных пирамид для демографических и экономических прогнозов, для изучения воспроизводства населения. | Объясняют графическое представление демографических показателей (кривые дожития, половозрастные пирамиды) и как по форме демографической пирамиды судить о перспективах демографической ситуации в стране и об уровне ее социально-экономического развития.
| и половозрастной структурой ее населения?» Задание 5 р/т «Какие исторические события отразились на форме демографической пирамиды Российской Федерации?» Выход в Интернет (демографические пирамиды). | www.census.gov/ipc/www/idbpyr.html адреса в Интернете |
18-19 | Динамика численности населения Комбинированный Проблемное изложение Д/з §6 темы 1 раздела 4 март | * - ¦ | проблемные задания, дискуссия | Динамика численности населения мира. Как изменялась численность населения регионов мира. Экономические, политические и природные факторы, влияющие на численность населения мира в целом. Модели Мальтуса и модели демографического перехода. | Называют причины, влияющие на рост численности населения в странах мира и в мире в целом в геометрической прогрессии. Показывают на карте страны, с минимальными и максимальными коэффициентами рождаемости и смертности. Объясняют: где и почему расположены страны с минимальными и максимальными коэффициентами рождаемости и смертности. | Диаграмма «Рост численности населения и динамика темпов прироста 1950-2050». Задание 6 р/т «Где и почему расположены | Учебник, атлас, рабочая тетрадь. адреса в Интернете |
|
|
|
|
| демографического перехода? Где они расположены? К каким социально-экономическим типам относятся? Прогнозируют: угрожает ли Земле перенаселение и сможет ли Земля прокормить всех живущих на ней | страны с min и max коэффициентами рождаемости и смертности?» |
Презентация |
20-21 | Грозит ли Земле перенаселение? Комбинированный Поисковая Д/з §7 темы 1 раздела 4 март | * - ¦ | дискуссия, | Гипотеза Т. Мальтусаю Последователи Мальтуса в ХХ в. - неомальтузианцы. | Называют аргументы за и против гипотезы Мальтуса о перенаселении Земли и современные методы демографической политики. Прогнозируют изменение возрастного состава населения благодаря демографической политике стран мира. | Выступления учащихся с докладами по модели Мальтуса. | Карта «Население мира» Презентация |
22 | Итоговый урок по теме 1 раздела 4 тестирование | * - | дискуссия |
|
|
| |
23 | Что такое культура и из каких элементов она состоит? Проектная март | * - ¦ | объяснение учителя | Элементы культуры: ментифакты - язык, религия, фольклор, традиции искусства; социофакты - политическое устройство, система образования, структура семьи; артифакты, отражающие типы производства, позволяющие удовлетворять насущные потребности в пище, жилье, средства сообщения, системы землепользования и сельскохозяйственного производства. Индикаторы культуры. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Где и почему возникают этносы? | Называют основные элементы культуры и основные положения теории этногенеза. Характеризуют элементы культуры: ментифакты, социофакты, артифакты. | Видеоряд (элементы культуры) | www.gumilevica.kulichki.ru/ |
24-25 | Этнический состав населения стран мира апрель | * - ¦ | проблемные задания, | Язык - важнейшее связующее звено культуры. Двуязычие (билингвизм). | Называют причины этнических конфликтов, получают представление о многонациональных и мононациональных странах, о важности предотвращения этих конфликтов, об особенностях расселения этносов в приграничных районах. Определяют: в процессе логических рассуждений, страны по этническому составу. | Задание 8 р/т «Как определить страну мира по этническому | http://www.demoscope.ru/ Все о религиях |
26 | Как влияют религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира? Комбинированный Проблемное изложение Д/з апрель | * - ¦ | лекция, проблемные задания | Культура как система ценностей и норм этноса.Этнографическая концепция хозяйственно-культур-ного районирования мира. | Называют и показывают по карте территории формирования и распространения региональных культур. Характеризуют историко-куль-турные районы мира. Элементы культуры. | Видеоряд | http://www.demoscope.ru/ Все о религиях |
27-28 | География религий Лекция Репродуктивная Домашнее задание: апрель | * - | лекция, Слайд-лекция | Состав (структура) населения: половой, возрастной, трудовой | Называют: тенденции изменения возрастного состава населения; Анализируют карту «Народы и религии мира» и называют причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди. Распространение мировых религий на Земле. | Интерактивная статистическая таблица «Религиозный состав населения стран мира». | «Религии мира» |
29-30 | Тестирование. Карьера. | * - | дискуссия |
|
| Тестирование, подведение итогов. |
|
31-32 | Резервный урок |
|
|
|
|
|
|
Тема: Мировые природные ресурсы. Охрана окружающей среды и экологические проблемы (9часов)
Цель: способствовать развитию познавательных интересов посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран, связанных с дефицитом минерального сырья. Бережного отношения к окружающей среде. | |||||||
№ п/п | Система уроков Дидактическая модель обучения | Вид деятельности учащихся | Педагогические средства | Задачи. | Информационно метод. обеспечение | ||
Компетенции | |||||||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||
Базовая программа | Планируемый результат | ||||||
1-2 | Этапы взаимодействия природы и общества. Природные минеральные ресурсы. Экологические проблемы. Комбинированный Объяснительно-иллюстративная
| * - | беседа, | Географическое ресурсоведение и геоэкология. Географическая среда – необходимое условие жизни общества. Степень воздействия человека на природу. | Называют основные виды природных ресурсов, минеральных ресурсов, рациональность и нерациональность использования минеральных ресурсов. Определяют ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчёты ресурсообеспеченности стран. | Работа с табличным материалом, составление | Карта минеральных ресурсов www.lyceum8.ru Яковлева Н.В. «Уроки с использованием |
| Д/з §1, зад. 1, 2, 3. апрель |
|
| Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых. | Анализируют карты, тексты, решать проблемные вопросы. |
| информационных технологий 10-11 кл.» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г |
3-4. | Земельные, водные и лесные ресурсы мира. Комбинированный Формирования практических умений Д/з §2. зад. 4, 5. Подготовка к защите проекта апрель | * -¦ | практикум | Основные черты размещения различных видов природных ресурсов. | Называют: страны и регионы богатые и бедные земельными, водными и лесными ресурсами. Определяют рациональность и нерациональность использования земельных, водных и лесных ресурсов мира. Прогнозируют последствия опустынивания, обезлесения и пр. | Анализ печатной информации, составление ранжированного ряда ресурсов по регионам мира. | CD «Экономическая и социальная география мира» Максаковский В.П.
Фотографии, карты
|
5. | Ресурсы Мирового океана и рекреационные ресурсы. Экологические проблемы. Комбинированный Проблемное изложение Д/з §2. зад. 6, 7 апрель | * -¦ | практикум | Водные, минеральные и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие. | Определяют рациональность и нерациональность использования ресурсов Мирового океана. Оценивают роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы. | Анализ печатной информации, материалов из Интернета о проблемах освоения ресурсов Океана (шельфовой зоны), составление ранжированного ряда ресурсов. |
|
|
|
|
|
| Прогнозируют последствия за грязнения вод Мирового океана. | Работа с картами |
|
6 | Загрязнение и окружающая среда. Географическое ресурсоведение и экология. Комбинированный Объяснительно-иллюстративная Д/з §3 стр. 38-43. Задание 9, 10. май | * -¦ | диалогическое общение. | Размеры и характер загрязнения окружающей среды. | Оценивают последствия антропогенного загрязнения геосферы и окружающей среды в целом. | Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информа ции. Защита |
|
7-8 | Темы №1 Комбинированный Проектная май | ¦ * - |
|
|
|
|
|
9. | Резервный урок |
|
|
|
|
|
|
Тема: Научно-техническая революция и мировое хозяйство (9 часов)
| |||||||
№ п/п | Система уроков Дидактическая модель обучения | Вид деятельности учащихся | Педагогические средства | Задачи. | Информационно метод. обеспечение | ||
Компетенции | |||||||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||
Базовая программа | Планируемый результат | ||||||
1-2 | Научно-техническая революция. Характерные черты и составные части. Лекция Объяснительно-иллюстративная Д/з §1 зад.1. май | * - | Слайд-лекция, | Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология, производство, управление. | Применяют в процессе учебного познания понятия: научно-техническая революция. Характеризуют причины, влияющие на неравномерность развития НТР в современном мире. | Составление ЛОК. | ПКМ, |
3-4 | Мировое хозяйство. История его формирования. Географическая модель мирового хозяйства. Лекция Объяснительно-иллюстративная | * -¦ | Слайд-лекция, | МХ. Понятие о МХ; история его формирования, центры МХ. | Умеют оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ. | Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. | Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий 10-11 кл.» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г |
| Д/з §2 зад. 3, 5 4, 7 (письменно) май |
|
|
| системе МГРТ и их необходимость, возникающие в них проблемы и пути решения. Прогнозируют основную специализацию районов нового освоения. |
| CD «Экономическая и социальная география мира» Максаковский |
5-6 | Воздействие НТР на МХ. Комбинированный Проблемное изложение Д/з § 3, 4 зад. 8 май | * -¦ | практикум | Воздействие НТР на МХ, темпы роста и уровни развития, главные пропорции МХ, структуру материального производства. | Умеют оценивать изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран. Характеризуют географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», «нефтедоллара». Анализируют специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира. | Работа с дополнительной литературой |
|
7-8 | Урок обобщающего повторения по теме НТР и МХ. май | - |
|
|
|
| |
9 | Резервный урок |
|
|
|
|
|
- Структура учебно-методического комплекса:
- учебник, рабочая тетрадь, атлас, методическое пособие для учителя обеспечат формирование базовых компетенций;
- справочное пособие «Социально-экономическая география мира» авторов Холиной В. Н., Наумова А. С, Родионовой И. А. (Дрофа-Дик, 2008 г.);
- электронный учебник (без подключения к Интернету) рас ширяет традиционные возможности — на диске имеются все базо вые документы, обширная статистика на русском (частично на английском) языке, карты, интерактивные задания;
- интернет дает возможность использовать обновления на сайте поддержки, искать свежую и достоверную статистику.
Таким образом, в формировании учебно-методического комп лекса заложена многовариантность его использования в разных условиях технического обеспечения как школы, так и семьи. Ис пользование всего комплекса дает учащемуся подлинные возмож ности продвижения по своей личной образовательной траектории.
- Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
• особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географиче ской информации, основные теории и концепции; значение гео графической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
• смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, тер риториальные системы, комплексное географическое страноведе ние и регионализм, развитие географической оболочки, природо пользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
- применять основные положения географической науки для опи сания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной систе мы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комп лексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирова ние территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической эксперти зы;
- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятель ности, техногенного воздействия на земную кору;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продол жению образования в выбранной области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии (профильный уровень) 11 класс
Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 11 класса (профильный уровень), региональный компонент, межпредметные связи, содержание учебного материала, развернутое учебно-тематичес...
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса
Данная программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы ...
Рабочая программа по биологии (профильный уровень) для 10 класса (автор В.Б. Захаров - М: Дрофа, 2010)
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (4ч. в неделю)...
рабочая программа по географии, профильный уровень УМК Холина В.Н.
Рабочая программа по географии для 10-11 класса, профильный уровень УМК В.Н. Холина. Содержит пояснительную записку, КТП на 10 и 11 классы....
Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Программа разработана на основе: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...
Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) : среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 11 класс
Программа разработана на основе: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (10-11 классы) / авт.сост. А.И.В...
Рабочая программа по русскому языку Уровень общего образования (класс): среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 10 класс
Программа разработана на основе: Программа по русскому языку для общеобразовательных организаций (10-11 классы) / авт.сост. А.И....