Рабочая программа по биологии (профильный уровень) для 10 класса (автор В.Б. Захаров - М: Дрофа, 2010)
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Канева Людмила Григорьевна

Рабочая программа рассчитана на 140 часов (4ч. в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profil_biologiya_10_kl.doc334.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использована Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов. Профильный уровень (автор В.Б. Захаров - М: Дрофа, 2010)

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 280 часов, в том числе 140 часов в 10 классе и 140 часов в 11 классе. Согласно действующему  учебному плану, рабочая программа предусматривает  обучение биологии в объеме 4 часа в неделю.

                В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

                Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

        Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.

          Результаты обучения приведены в Рабочей программе  в графе «Планируемые результаты обучения». Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает  требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

темы/раздела

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Контроль

Введение

1

1

1

Основные свойства живого. Многообразие живого мира

5

4

1

2

История представлений о возникновении жизни на Земле

13

12

1

3

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

1

4

Химическая организация живого вещества

4

3

1

5

Учение о клетке

30

21

9

6

Размножение организмов

22

3

1

7

Основные закономерности наследственности

4

3

1

8

Основные закономерности изменчивости

10

4

6

9

Селекция растений, животных и микроорганизмов

6

3

2

1

10

Модуль «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»

35

19

11

5

ИТОГО

140

101

29

10

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

        Курс начинается с вводного раздела «БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и  краткая история биологии, а также практическое значение биологических знаний для благополучного существования человечества. На изучение темы по программе отводится 5 часов.

        Далее следует раздел –ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В этом разделе изучается предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Химические предпосылки эволюции в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических  и органических молекул. На изучение темы по программе отводится -14 часов

         Далее следует раздел - КЛЕТКА  -  ЕДИНИЦА ЖИВОГО.  В этом разделе  изучается  химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации.

         Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов. На изучение данного раздела по программе отводиться  часов – 33 урока.

          Следующий  раздел - РАЗМНОЖЕНИЕ  И  РАЗВИТИЕ  ОРГАНИЗМОВ.  В нем рассматриваются механизмы деления клеток (митоза и мейоза), формы размножения, механизм полового размножения , а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «Организм как единое целое», где речь идет о таких важных  вещах, как уровни приспособления организма к изменяющимся условиям, саморегуляция, влияние внешних условий на раннее развитие организма, биологические часы и анабиоз.  Итак, материал этого раздела  позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями. На изучении данного раздела отводится 22 часа.

         Раздел ОСНОВЫ  ГЕНЕТИКИ  И  СЕЛЕКЦИИ. В подробно рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается хромосомная теория Моргана и генетика пола. Обсуждаются более сложные явления взаимодействия генов и цитоплазматической наследственности. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы ИЗМЕНЧИВОСТИ. Даются разные типы изменчивости, закон  Н. И. Вавилова. Подробно изучается генетика человека. Рассматриваются современные методы изучения генетики человека, рассматриваются  вопросы построение и использование генетических карт, построение и анализ родословных, этические проблемы клонирования. Рассматривается роль мутагенов, роль хромосом в формировании отдельных признаков и патологий у человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении.

            Последние уроки  данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где изучаются не только её классические, но и современные методы, такие как полиплоидия, искусственный мутагенез, крупномасштабная селекция, а также – клеточная и генная инженерия. На изучение данного раздела отводится 31 час. Также введён модуль «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» - 35 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Мен-деля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;

приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;

аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;

выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;

устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум  и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся                                                                                              Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.                                
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.                                                   Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6)  эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.    
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.                                            Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;             2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;     2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;      2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;      3. или не более двух-трех негрубых ошибок;  . или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть ыставлена оценка "3";    2. или если правильно выполнил менее половины работы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

      Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
  2. Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
  5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
  7. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
  9. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
  10. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  11. Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

  Литература для учителя:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
  7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  11. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  12. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  13. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  14. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
  16. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  17. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  18. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

          Литература для учащихся:

  1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  9. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

     Мультимедийные пособия:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Календарно-тематическое планирование 10 класс Профильное обучение (4 часа в неделю)

№ п\п



Дата


Корректировка

Тема  урока

ИКТ

Лабораторные, практические работы

Д/з



Контроль

Введение в биологию

Раздел 1. Многообразие живого мира (19часов)

Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи (5часов) Тема 1.1.Предмет и задачи общей биологии (2 часа)

1

05.09.2012

Предмет и задачи общей биологии.

Презентация

С.7-9

Выписать науки и типы тканей

Проверка письм. д/з (рейтинг)

2

05.09

Понятие жизни и уровни её организации

Диск Кирилла и Мефодия, ЦОР

Конспект

Устные ответы

3

4

06.09

06.09

Критерии живых систем

Диск Кирилла и Мефодия, ЦОР

Конспект, знать определения

Устные ответы

5

12.09

Вводный контроль

Презентация

Тестирование (16)

Глава 2.Возникновение жизни на Земле (14 часов)

Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни (4 часа)

6

12.09

История представлений о возникновении жизни

Диск Кирилла и Мефодия

2.1.1

Устные ответы

7

13.09

Работы Пастера

Диск Кирилла и Мефодия

2.1.2

Устные ответы

8

13.09

Теории вечности жизни

Диск Кирилла и Мефодия

2.1.3

Устные ответы

9

19.09

Материалистические теории происхождения жизни

Диск Кирилла и Мефодия

Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»

2.1.4

Письменная проверка (рейтинг

 5 б)

Тема 2.2.Современные представления о возникновении жизни  (5 часов)

10

19.09

Эволюция химических элементов в космическом пространстве

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

2.2.1

Устные ответы

11

20.09

Химические предпосылки возникновения жизни

ЦОР


2.2.2

Устные ответы

12

20.09

Источники энергии и возраст Земли

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

2.2.3, 2.2.4

Устные ответы

13

26.09

Условия среды на древней Земле

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

2.2.5

Устные ответы

14

26.09

Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле»

Презентации

Повт. Раздел .2.2

Презентации (рейтинг 20 б.)

Тема 2.3. Теории происхождения протобиополимеров (5 часов)

15

27.09

Теории происхождения протобиополимеров

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

2.3., с.66 термины

Устные ответы

16

27.09

Эволюция протобионтов

ЦОР

2.4

Устные ответы

17

03.10

Начальные этапы биологической эволюции

ЦОР

2.5

Устные ответы

18

03.10

Семинар по теме «Теории происхождения протобиополимеров »

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

с.78 термины

Устные ответы

19

04.10

Зачет №1.

Тестирование (рейтинг 20 б.)

Раздел 2. Учение о клетке (33 час)

Глава 3.Химическая организация клетки (11 часов)   Тема 3.Введение в цитологию (1 час)

20

04.10

Введение в цитологию

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Лаб.работа №1. «Наблюдение клеток растений , животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание»

История цитологии

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

Тема 3.1.Химическая организация живого вещества (10 часов)

21

10.10

Неорганические в-ва, входящие в состав клетки

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

3.1., с.85

Устные ответы

22

23

10.1011.10

Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры-белки

ЦОР

Конспект Функции белков

Устные ответы

24

11.10

Органические вещества. Углеводы.

ЦОР

3.2.1

Устные ответы

25

17.10

Органические вещества – жиры и липиды

ЦОР

3.2.2, 3.2.3

Устные ответы

26

17.10

Семинар по теме «Химическая организация клетки»

ЦОР

Лаб. работа №2 «Опыты по определ. каталитической активности ферментов»

3.1 – 3.2

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

27

18.10

Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

3.2.4

Устные ответы

28

18.10

Рибонуклеиновые кислоты.  Генетич. Инф.

Диск Кирилла и Мефодия

3.2.4

Устные ответы

29

24.10

Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты»

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практическая работа №2 «Решение задач по молекулярной биологии»

С.104-105

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

30

24.10

Зачет №2

Тестирование(40 б)

Глава 4.Метаболизм-основа существования живых организмов

Тема 4.1. Метаболизм-основа существования живых организмов (8 часов)

31

25.10

Анаболизм

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

4.1

Устные ответы

32

25.10

Решение задач по теме «Биосинтез белка»

Презентация

4.1.Задачи

Письменная проверка

33

34

07.11

07.11

Энергетический обмен веществ

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

4.2

Устные ответы

35

08.11

Автотрофный тип обмена веществ

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

4.3

Устные ответы

36

08.11

Хемосинтез

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практическая работа № 3 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»

4.3

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

37

14.11

Семинар по теме «Метаболизм-основа существования живых организмов»

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

С.132-133

Оценка докладов

38

14.11

Зачет №3

Тестирование

(20 баллов)

Глава 5. Строение и функции клеток (14 часов) Тема5.1. Прокариотическая клетка(1 час)

39

15.11

Прокариотическая клетка

ЦОР

5.1 рисунки

Устные ответы

Тема 5.2. Эукариотическая клетка (8 часов)

40

15.11

Эукариотическая клетка. Цитоплазматическая мембрана. Органоиды эукариотической клетки

ЦОР

5.2.1 Заполнить таблицу

Оценка таблицы

41

42

21.11

21.11

Лабораторная работа № 3 «Строение растительной и животной клеток»

ЦОР

Лабораторная работа № 3 «Строение растительной и животной клеток»




Письменная проверка (рейтинг 5б.)

43

22.11

Клеточное ядро. Строение и функции хромосом

Презентация

Лабораторная работа № 4 «Изучение хромосом на готовых препаратах»

5.2.2

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

44

22.11

Лаб. работа №5  Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»;

Лаб.работа №6  «Изучение клеток дрожжей  под микроскопом»

Презентация

Лаб. работа №5  Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»; Лаб.работа №6  «Изучение клеток дрожжей  под микроск»

5.2. Оформление работ

Письменная проверка (рейтинг 5б.) - за каждую работу

45

28.11

Особенности строения растительной клетки

ЦОР

Лабораторная работа № 7 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

5.4

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

46

28.11

Семинар по теме

«Строение и функции клеток»

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практическая работа № 4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

с.165-166

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

47

29.11

Зачет №4.

Тестирование

(20 баллов)

Тема 5.3. Деление клеток (2 часа)

48

29.11

Жизненный цикл клеток

ЦОР

5.3

Устные ответы

49

05.12

Митоз

ЭОР, интернет

Лабораторная работа № 8 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»

5.3 Оформление работы

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

Тема 5.4. Клеточная теория строения организмов (1 час)

50

05.12

Клеточная теория строения организмов

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

5.5

Устные ответы

Тема 5.5. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги (2 часа)

51

52

06.12

06.12

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

5.6 с.187-188 термины

Устные ответы

Раздел 3. Размножение и развитие (22 часов)

Глава 6. Размножение организмов (7 часов)

Тема 6.1.Бесполое размножение (2 часа)

53

12.12

Бесполое размножение

ЦОР

6.1

Устные ответы

54

12.12

Вегетативное размножение

ЦОР

Презентация

Оценка презентаций

Тема 6.2. Половое размножение (5 часов)

55

13.12

Половое размножение

ЦОР

Практическая работа № 5 «Сравнение процессов бесполого и полового размножен»

6.2  Оформление работы

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

56

13.12

Развитие половых клеток

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практическая работа № 6 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных»

6.2

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

57

19.12

Мейоз

ЦОР

6.2

Устные ответы

58

19.12

Семинар по теме «Размножение организмов»

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практич. работа № 7 «Сравнение процессов митоза и мейоза»

с. 211-213

Письменная проверка (5б.)

59

20.12

Зачёт №5

Тестирование (20)

Глава 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (15 часов)

Тема 7.1 Краткие исторические сведения.(1 час)

60

20.12

Краткие исторические сведения

ЦОР

7.1

Устные ответы

Тема 7.2. Эмбриональный период развития (4 часа)

61

26.12

Эмбриональный период развития

ЦОР

7.2.1

Устные ответы

62

63

26.12

27.12

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез

ЦОР, интернет

7.2.2, 7.2.3

Устные ответы

64

27.12

Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных»

с. 226-227

Устные ответы

Тема 7.3. Постэмбриональный период развития (2 часа)

65

66

Постэмбриональный период развития

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

7.3

Устные ответы

Онтогенез растений (4 часа)

67

Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей.

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Конспект, схема

Устные ответы

68

Жизненный цикл и чередование поколений у споровых растений

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

конспект

Устные ответы

69

Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

конспект

Устные ответы

70

Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

конспект

Устные ответы

Тема 7.4 Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков(1 час)

71

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков

7.4

Устные ответы

Тема 7.5. Развитие организмов и окружающая среда ( 3 часа)

72

73

Развитие организмов и окружающая среда

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

7.5

Устные ответы

74

Зачёт № 6.

с. 247-248

Тестирование

(30 баллов)

Раздел 4.Основы генетики и селекции (31 часов)    Глава 8. Основные понятия генетики (2часа)

75

Основные понятия генетики

Презентация

Гл. 8 с.257

Устные ответы

76

Современные представления о структуре гена

ЦОР

конспект

Устные ответы

Глава 9. Закономерности наследования признаков (14 часов)

Тема 9.1. Гибридологический метод изучения наследования признаков (1 час)

77

 Гибридологический метод изучения наследования признаков

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Прак.   работа № 8 «Составление схем скрещивания»

9.1

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

Тема 9.2. Законы Менделя (5 часов)

78

Первый закон Менделя-закон единообразия первого поколения

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

9.2.1

Устные ответы

79

Неполное доминирование. Множественный аллелизм

Прак.  работа № 9 «Решение генетических задач  на неполное доминирование»

9.2.1.

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

80

Второй закон Менделя - закон расщепления

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

9.2.2

Устные ответы

81

Дигибридное  скрещивание. Третий закон Менделя-закон независимого комбинирования

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практ. работа №10

«Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание»

9.2.3, 9.2.4

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

82

Анализирующее скрещивание

Презентация

9.2.4

Устные ответы

Тема 9.3.  Хромосомная теория наследственности (2 часа)

83

Хромосомная теория наследственности

9.3

Устные ответы

84

Сцеплённое наследование генов

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практ. работа № 11 

« Решение генетических задач на сцепленное наследование»

9.3

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

Тема 9.4. Генетика пола (2 часа)

85

Генетика пола.

9.4

Устные ответы

86

Наследование признаков, сцепленных с полом

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практ. работа № 12

 « Решение генетических задач на  наследование сцепленных с полом»

9.4

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

Тема 9.5. Генотип как целостная система (4 часа)

87

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов

9.5

Устный опрос

88

Практическая  работа № 13  «Решение генетических задач на   взаимодействие генов  

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практ.  работа № 13 Решение генетических задач на   взаимо-действие генов»  

9.5

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

89

90

Семинар по теме « Закономерности наследования признаков»

с. 295-296

Защита проектов

Глава 10. Закономерности изменчивости (13часов)

Тема 10.1. Наследственная (генотипическая) изменчивость (2 часа)

91

Наследственная (генотипическая) изменчивость

10.1

Устный опрос

92

Мутации

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практ. работа № 14

«Выявление мутагенов в окружающей среде»

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

Тема 10.2. Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость) (4 часа)

93

Зависимость проявления генов от условий внешней среды

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Лабораторная работа № 9 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

10.2

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

94

Лабораторная работа №10 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Лабораторная работа №10 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

95

Семинар по теме  «Закономерности изменчивости»

С. 315

Защита презентаций

96

Зачет №7

Тестирование (25)

Тема 10.3. Генетика человека (3 часа)

97

Методы изучения генетики человека

Презентации

Конспект

Устный опрос

98

Наследственные заболевания и их предупреждение

Интернет

Конспект

Устный опрос

99

Семинар по теме «генетика человека»

Интернет

Конспект

Устный опрос

Глава 11. Основы селекции (4 часа)

Тема 11.1Селекция животных, растений и микроорганизмов (4часа)

100

Создание пород животных и сортов растений

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практ. работа №15 «Сравнение процессов оплодотворения у цв. растений и позвоночных животных

11.1

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

101

Методы селекции растений и животных

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практ.  работа № 16

«Сравнительная характеристика пород (сортов)»

11.2

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

102

Селекция микроорганизмов.

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Практ.  работа №17 «Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований  в биотехнологии»

11.3

Письменная проверка (рейтинг 5б.)

103

Достижения современной селекции

11.4

Модуль «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» (35 ч. )

104

Введение.

Устные ответы

105

Белки: актуализация знаний по теме (белки - полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке. Решение задач по теме «Белки»

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

Устные ответы

106

Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК)

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

Устные ответы

107

Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты»

Решение задач и тестов

108

Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка)

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

Устные ответы

109

Решение задач по теме «Биосинтез белков»

Решение задач и тестов

110

Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена:)

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

Устные ответы

111

Решение задач по теме «Энергетический обмен»

Решение задач и тестов

112

Рубежная диагностика: контрольная работа

Решение задач и тестов

Контрольная работа

113

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Решение задач и тестов

114

Генетические символы и термины. Составление презентации.

Презентация

Решение задач и тестов

115

Законы  Г. Менделя:  актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании).

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

116

Решение задач повышенной сложности на моно – и дигибридное скрещивание.

Решение задач и тестов

117

Тестовый контроль умения решать задачи на законы Г. Менделя.

Решение задач и тестов

Тестирование

118

Неполное доминирование: актуализация знаний по теме.

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

Устные ответы

119

Решение задач повышенной сложности на неполное доминирование.

Решение задач и тестов

120

Наследование групп крови: актуализация  знаний по теме

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

Устные ответы

121

Решение задач по теме «Группы крови человека»

Решение задач и тестов

122

Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач повышенной сложности на сцепленное с полом наследование.

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

123

Практическая работа: «Составление родословных»

Решение задач и тестов

124

Решение комбинированных задач

Решение задач и тестов

125

Решение комбинированных задач

Решение задач и тестов

126

Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов)

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

127

Решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию.

Решение задач и тестов

128

Рубежная диагностика: игра «Бег с барьерами»

Решение задач и тестов

129

Работа над ошибками

Решение задач и тестов

130

Закон Т. Моргана: актуализация знаний (почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Г. Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совершенно другие результаты?)

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

131

Решение задач на   кроссинговер, составление хромосомных карт.

Решение задач и тестов

132

Закон Харди – Вайнберга:  лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом»

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

133

Решение задач по  генетике популяций.

Решение задач и тестов

134

Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы.

Диск Кирилла и Мефодия , ЦОР

Решение задач и тестов

135

Решение задач по теме «Генетика человека»

Решение задач и тестов

136

Обобщение полученных знаний. Защита проектов

Решение задач и тестов

137

Итоговая   диагностика: решение занимательных задач.

Презентации

Решение задач и тестов

138

Итоговая   диагностика: решение занимательных задач.

Презентации

Решение задач и тестов

139

Итоговая контрольная работа

Решение задач и тестов

Контрольная работа

140

Заключительный урок обобщения по курсу 10 класса

Решение задач и тестов

Итоговый рейтинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г. Мордкович

рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся и планирование учебного материала принагру...

рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс автор учебника А.Г.Мордкович

рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели узучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала...

Рабочая программа по биологии «Животные» для 7 класса авторов В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Уровень: общеобразовательный.

В 7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функци...

Рабочая программа по биологии (профильный уровень), 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория по биологии (профильный уровень), 10 класс...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 5 класса (автор Сонин Н. И.)

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для обучающихся 5 класса разработана на основе программы к учебнику Н. И. Сонина  "Введение в биологию" 5 класс....

Рабочая программа по биологии: " Живой организм". 6 класс, автор Н.И. Сонин.

Рабочая программа по биологии. Живой организм.6 класс, автор Н.И. Сонин. Программа состоит из федерального и регионального компонентов....

Рабочая программа по праву( профильный уровень к учебнику А.Ф. Никитина. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа, 2019 г.

Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования (про...