Открытый урок по географии 7 класс "Животный мир тундры"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Антонова Наталия Григорьевна

Класс: 7

Цель: формирование у учащихся представления о животном мире тундры.

Задачи:

образовательные:

·       познакомить с основными представителями животного мира тундры и особенностями приспособления животных к жизни в условиях Севера;

·       формировать представления о взаимосвязях неживой и живой природы на территории тундры;

·       закрепить знания учащихся о растительном мире тундры.

коррекционно-развивающие:учить  устанавливать причинно-следственные зависимости на примерах приспособления животных к среде обитания;

воспитательные: воспитывать бережное уважение к природе.

 

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебники (Лифанова Т.М. География. 7 кл.: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида), тетради, доска, мел, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями, ручки, простые карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyy_mir_tundry.docx642.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Животный мир тундры»

Класс: 7

Цель: формирование у учащихся представления о животном мире тундры.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с основными представителями животного мира тундры и особенностями приспособления животных к жизни в условиях Севера;
  • формировать представления о взаимосвязях неживой и живой природы на территории тундры;
  • закрепить знания учащихся о растительном мире тундры.

коррекционно-развивающие:учить  устанавливать причинно-следственные зависимости на примерах приспособления животных к среде обитания;

воспитательные: воспитывать бережное уважение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебники (Лифанова Т.М. География. 7 кл.: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида), тетради, доска, мел, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями, ручки, простые карандаши.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Ребята, как ваше настроение?

Хором: Мы бодры и веселы

                           Работать будем от души!

Учитель:  Молодцы! Мы продолжаем изучать природную зону тундры. Сегодня мы  познакомимся с обитателями животного мира. Поговорим, о том, как приспособились животные и птицы к суровым условиям тундры. Тема урока «Животный мир тундры».

Повторение пройденного материала.

Но сначала нужно повторить материал, который мы изучали на прошлых уроках. Поэтому я предлагаю вам ответить на мои вопросы. Давайте только договоримся, что вы будете отвечать на вопросыполными предложениями. Договорились? Итак, начинаем!

Учитель:

  1. Какая зона расположена после зоны арктических пустынь? (зона тундры)
  2. Где расположена зона тундры? (от Кольского полуострова на западе до Чукотского и Камчатского полуострова на востоке, занимает  побережье морей северного ледовитого океана, острова Кологуев, Вайгач, Врангеля, на востоке побережье Берингова моря). Покажите на карте.
  3. А что такое тундра? (Тундра – это болотистая безлесая природная зона).

А теперь, предлагаю вам сыграть со мной в игру, которая называется «Верно – неверно». Я буду задавать вам вопросы, а ваша задача, на правильный ответ хлопнуть один раз в ладоши, а на неверный ответ один раз топнуть ногой.

Верно ли что, зима в тундре продолжается 8-9 месяцев (+)
Верно ли что, в тундре длинное и жаркое лето (-)
Верно ли что, морозы стоят долго и доходят до -50…-60 градусов (+)
Верно ли что,лето короткое и прохладное (+)
Верно ли что, солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо согревает поверхность (-)
Верно ли что, много болот и озер (+)
Верно ли что, в тундре многолетняя, вечная мерзлота (+)

Верно ли что, солнце невысоко поднимается над горизонтом и слабо согревает поверхность (+).

Верно ли что, в тундре растут большие деревья? (-)
Учитель: какие вы молодцы, справились с этим заданием.

Ребята,  соберите корзинку ягод, которые растут в тундре

Брусника, черника, голубика, клюква, морошка.

Работа над изучением нового материала.

Ребята, пока мы с вами вспоминали пройденный материал, прибежали животные и прилетели птицы.

Что бы узнать первого животного нужно отгадать загадку.

Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (
олень).,

Молодцы, какое животное прибежало к нам первым?Северный олень                                                    

Ребята, на стр. 56 учебника найдите описание оленя. Эльвира  прочитай нам, что написано в учебнике.

У северного оленя особая форма копыт. Они раздвоенные, и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам  и рыхлому снегу, поэтому олени не проваливаются. Зимой ноги не скользят, т.к. между копытами отрастают длинные волосы. У оленя густой мех, морда до самых ноздрей опущена, это позволяет ему доставать ягель из-под снега при сильных морозах. Еще у оленя толстый подкожный слой жира. Ответьте мне на вопрос, почему олень считается самым полезным животным в тундре?(мясо оленей употребляют в пищу, из оленьих шкур шьют шапки, одежду и обувь). Как называется мехмолодых оленей? (пыжик). Как олени приспособились к жизни в тундре?

Словарная работа

Какое новое слово вы нашли в тексте? Правильно, нарты. Нарты - легкие сани,  на которых местные жители ездят и зимой и летом. В нарты запрягают оленей. Слово нарты вам нужно запомнить.

Физминутка.

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

Отдохнули? Продолжаем работать. Посмотрите на доску здесь зашифровано название следующего животного тундры? Отгадайте, как зовут гостя.  Для расшифровки слов вам нужно по порядку расставить цифры, а с ними и буквы. Итак, какое слово получилось? (Лемминг),

Н      И      М     Е      Л     Г      М

      6       5       3      2       1      7       4

Лемминг в длину не превышает 15 см. по внешнему виду зверек одновременно похож на мышь – полевку и хомячка. У него длинный, густой коричнево-желтый мех. На мордочке от глаз идут две желтые полоски. Питаются лемминги ягелем, кореньями, листьями и сережками берез. На зиму они строят гнезда из травы и проводят зиму под снегом, прокладывая там ходы.  

Какое животное изображено на картинке? Правильно, это полярный песец. Песец – это полярная лисица. У нее ценный густой мех белого цвета, короткие лапы, уши не выступают. Чаще всего песцы окрашены в белый цвет, но бывают светло – серые или голубовато – серые. Песцы питаются леммингами, выброшенной на берег рыбой, иногда они подбирают остатки от обеда белого медведя.
        Ребята, сравните эти двух животных -  песца и лису-огневку.
Чем отличаются эти животные? (по окраске, форме ушей; даны иллюстрации)
С помощью ушей лисы регулируют температуру тела. Чем больше уши, тем быстрее охлаждается тело, и наоборот.
Подумайте, почему у песца маленькие ушки?(Не мерзнуть.)

        Что бы узнать следующих обитателей тундры, вам надо разделиться на две группы. У вас на парте пазлы, нужно собрать картинку, и вы узнаете этих обитателей. Найдите в учебнике на стр. 57 описание  этих птиц и прочитайте. Как вы думаете, эти птицы живут в тундре постоянно? (да, постоянно). Что бы быть, такими же зоркими как сова, давайте сделаем зарядку для глаз.

        Физминутка для глаз.

        Кроме полярной совы и куропатки, весной в тундру прилетает много других птиц. Перечислите. Зачем они прилетают в тундру?(потому что в тундре много озер и болот). А чем же питаются птицы?Правильно в тундре много насекомых комаров и мошек, птицам не надо искать себе корм, они просто открывают рот навстречу ветру и насекомые сами залетают им в клюв. Этих мошек и комаров так много, в солнечный день,  кажется, что наступили сумерки. Ребята,  а почему эти птицы не зимуют в тундре?

        Мы с вами познакомились с некоторыми обитателями тундры, остальных обитателей мы изучим на следующих уроках. С какими представителями природной зоны тундры вы познакомились? Назовите их. В какой природной зоне: Арктике или тундре животный мир многообразнее. Почему?

Представителей животного мира тундры, я предлагаю вам переместить в

таблицу. В первый столбик поместите животных, во второй птиц, ну а в третий насекомых.

животные

птицы

насекомые

Ребята, всем этим перечисленным животным и птицам, что помогает выжить в природных условиях тундры?

        -густой мех и оперение

        -толстый слой подкожного жира

       - защитная окраска

Для сохранения животного мира тундры в этой природной зоне создано несколько заповедников, самый большой из которых  - Таймырский.

Рефлексия:

Сегодня на уроке вы хорошо работали. Я ставлю оценки … Понравился вам урок?Что особенно запомнилось вам на уроке? Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в повседневной жизни? В какой ситуации вы сможете их применить?

Домашняя работа: нарисовать любого обитателя тундры.

Всем спасибо за внимание.

Вставьте пропущенные буквы

Л…М…ИНГ,  П…С…Ц,  С…В…РНЫЙ …Л…НЬ,  Г…Г…РКА,   С…ВА,  

К…РОП…ТКА,   К…М…Р,   …ТК…,   Л…Б…ДЬ.

Вставьте пропущенные буквы

Л…М…ИНГ,  П…С…Ц,  С…В…РНЫЙ …Л…НЬ,  Г…Г…РКА,   С…ВА,  

К…РОП…ТКА,   К…М…Р,   …ТК…,   Л…Б…ДЬ.

Вставьте пропущенные буквы

Л…М…ИНГ,  П…С…Ц,  С…В…РНЫЙ …Л…НЬ,  Г…Г…РКА,   С…ВА,  

К…РОП…ТКА,   К…М…Р,   …ТК…,   Л…Б…ДЬ.

Вставьте пропущенные буквы

Л…М…ИНГ,  П…С…Ц,  С…В…РНЫЙ …Л…НЬ,  Г…Г…РКА,   С…ВА,  

К…РОП…ТКА,   К…М…Р,   …ТК…,   Л…Б…ДЬ.

В какой строке верно указаны птицы тундре?

1. Синицы, голуби, воробьи

2. Гагарки, утки, полярные совы

3. глухари, рябчики, тетерева

В какой строке верно указаны животные тундры?

  1. тюлени, моржи, киты
  2. жирафы, слоны, верблюды
  3. Северные олени, песцы, лемминги

В какой строке верно указаны птицы тундре?

1. Синицы, голуби, воробьи

2. Гагарки, утки, полярные совы

3. глухари, рябчики, тетерева

В какой строке верно указаны животные тундры?

  1. тюлени, моржи, киты
  2. жирафы, слоны, верблюды
  3. Северные олени, песцы, лемминги

В какой строке верно указаны птицы тундре?

1. Синицы, голуби, воробьи

2. Гагарки, утки, полярные совы

3. глухари, рябчики, тетерева

В какой строке верно указаны животные тундры?

  1. тюлени, моржи, киты
  2. жирафы, слоны, верблюды
  3. Северные олени, песцы, лемминги

В какой строке верно указаны птицы тундре?

1. Синицы, голуби, воробьи

2. Гагарки, утки, полярные совы

3. глухари, рябчики, тетерева

В какой строке верно указаны животные тундры?

  1. тюлени, моржи, киты
  2. жирафы, слоны, верблюды
  3. Северные олени, песцы, лемминги


Нарты -

легкие сани,  на которых местные жители ездят и зимой и летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по географии " Африка. Географическое положение"

коспект урока содержит целепологание, задания и самоанализ....

Открытый урок по географии

Конспект открытого урока по географии: "Равнины суши, их различия. Изменение равнин во времени" в 6 классе....

Открытый урок по географии 6 класс тема "Реки"

Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока  по теме. На уроке используется работа в парах, группах....

Разработка открытого урока по географии на тему "Литосфера"

Каждый год в нашей школе проходит День школы, в котором я принимаю активное  участие и провожу  открытые  уроки  для  города....

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина.

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина. Данная презентация  соот...