Программа внеурочной деятельности в 6 классе
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Фролова Татьяна Ивановна

 " Село, в котором я живу"  по социально- экологическому направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области

Программа « РАССМОТРЕНА»                                           Программа « УТВЕРЖДЕНА»

 на МО учителей предметников                                           Приказ №______________

Протокол №________                                                              Дата:____________
                                                                            Директор школы:_______/ М.А.Симурзина/

Рабочая программа по внеурочной деятельности :

« Село, в котором я живу»

Социально- экологического направления

6 класс.

Составила: Фролова Т.И

учитель географии ГБОУ СОШ

С. Старый Маклауш.

2015 г

с. Старый Маклауш

Пояснительная записка

Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, интеллектуальное , социальное, духовно-нравственное, общекультурное.

Программа "Село,  в котором мы живем»  относится к социально- экологическому  направлению внеурочной деятельности обучающихся 6 классов, срок реализации программы 1 год. Программа составлена с учетом требований ФГОС. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в  школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со  школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

Актуальность выбранного направления определяется  ещё и тем, что вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.

От того, каким будет общество завтра зависит какое образование мы дадим детям сегодня,  у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности , вследствии ,отсутствия учебного предмета. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование   социальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона социализации личности обучающегося.

Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта. Организация внеурочной деятельности с использованием эффективных форм проведения занятий, позволит успешно решать проблемы развития интеллекта обучающихся ,а значит и основ экологической грамотности.

Цель программы: формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность на селе.

Задачи программы:

  1. Прививать любовь к природе , родному краю. Родине.

  1. Воспитание   понимания  многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека.

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  1. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  2. Развитие способности формирования научных, эстетических. нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  3. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем , доступных школьнику, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Принципы реализации программы:

1.Научность.

2. Доступность.

3. Целесообразность.

Особенность программы:

1. Практическая проектная и исследовательская направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов  в школе; формирование системы социально значимых ценностей через деятельность.

2. Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения воспитательно-образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Реализация связи с урочной деятельностью: содержание программы выстроено на принципе межпредметной интеграции и позволяет обучающимся расширить кругозор по предметам естественно-научного цикла ( биология, география, краеведение).

Диагностичность

Диагностичность реализации программы обеспечивается:

  1. Системой тестовых диагностик, отслеживаением динамики развития обучающихся по мере реализации программы.
  2. Процентом вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, результатами участия обучающихся в ученических конференциях разного уровня, в коллективно- творческое дело.
  3. Динамикой участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
  4. Фиксированием всех результатов в портфолио обучающихся.

Использование технологий

При проведении занятий внеурочной деятельности будут использоваться технологии: технология проблемно-диалогового обучения, групповые технологии, ИКТ-технологии, технология системно-деятельностного обучения.

Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения.

Планируемые результаты обучения

Программа содержит систему практических заданий – экспериментов , направленных на достижение личностных , метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Овладение на уровне основного образования  системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Осознание ценности экологического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Сформированность устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.

Метапредметными результатами  является формирование ( УУД)

Личностные УУД:

Эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

Патриотизм, любовь к своей местности.

Регулятивные УУД

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

Умение управлять своей познавательной деятельностью;

Умение организовать свою деятельность;

Определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД

Формирование и развитие посредством экологического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации , её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом )

Предметные результаты:

Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов экологических параметров;

Овладение основными навыками нахождения, использования презентации географической информации;

Формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях.

Обучающиеся смогут:

  • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
  • смоделировать экологическую ситуацию;
  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
  • взаимодействовать в группах;
  • находить необходимую информацию на различных носителях;
  • демонстрировать результаты своей работы;
  • соблюдать правила поведения в природе.

Формы организации занятий:

Агитбригада,, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, Коллективно- творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Тематическое планирование

Модуль

Количество часов

1

Экология – наука об окружающей среде.

2 ч.

2

Экологический опыт прошлых лет.

4 ч.

3

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.

7 ч.

4

О сёлах и сельчанах: человек на селе

10 ч.

5

Озеленение  территории  школы..

5 ч.

6

Пропаганда экологических знаний.

6 ч.

Итого: 34 ч.

Содержание программы

  1. Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)

Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.

2. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)

Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов.

Экологическая культура коренных жителей Самарской области. Использование традиций прошлого в современном мире.

4.  Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7ч.)

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.

Что должен  уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.

Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые

строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды.

Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон),  млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта). Наблюдение за расходом воды в школе и дома

  1. Общий дом — общие проблемы:

почему возникают и как решаются экологические проблемы

Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

6.Пропаганда экологических знаний.(6 ч.)

Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.


Учебно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

Часы

Формы занятий

Формы контроля

Аудитор

ных

Внеауди

торных

  1. Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)

1.

Вводное занятие.

Я – и экология!

1

1

Собеседо

вание

2

Экологическая безопасность. Модели поведения.

1

1

Экскурсия

  1. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)

3

Экологическая культура разных народов.

1

1

Журнал

Выставка

4

Экологические традиции народов России.

1

1

Экскурсия

Собеседо

вание

5

Экологическая культура коренных жителей Самарской области.

1

1

Встреча

Собеседо

вание

6

Использование традиций прошлого в современном мире.

1

1

Диспут

Анализ

  1. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7 ч.)

7

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных,

планета —  дом всего человечества.

1

1

Беседа

Собеседо

вание

8

Что должен  уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.

1

1

Агитбригада

9

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление

одежды и жилищ.

1

1

Демонст

рация

 10

Элементарные представления об экологии жилища.

1

1

Экскурсия

11

Как сельский дом обеспечивается водой и электроэнергией?

1

1

Круглый стол

Собеседо

вание

12

Как научиться экономить энергию?

1

1

Акция

Творческий отчёт

13

Наблюдение за расходом воды в школе и дома.

1

1

Беседа

Анализ

  1. О сёлах и сельчанах: человек на селе. (9 ч.)

14

Глобальные экологические проблемы:

1

1

Беседа

Собеседо

вание

15

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

1

1

Трудовой десант

Творческий отчёт

16

Как разлагается мусор?

1

1

Круглый

стол

Анализ

17

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

1

1

Беседа, проект

Собеседо

вание

18

Новинки из мусорной корзинки.

1

1

Коллективно-

творческое дело

Творческий отчёт

19

Охраняемые природные территории и объекты:

1

1

Беседа

Собеседо

вание

20

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

1

1

Круглый

 стол

Собеседо

вание

21

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

1

1

Агитбригада

22

Мусорный бум.

1

1

Акция

Творческий отчёт

23

 Правила утилизации бытовых отходов

1

1

Игра

  1. Озеленение  школы  (5 ч.)

24

Роль комнатных растений в жизни человека.

1

1

Беседа

Собеседо

вание

25

Мои зелёные друзья.

1

1

Проект

Творческий отчёт

26

Уход за комнатными растениями.

1

1

Беседа

Собеседо

вание

27

Озеленение классных комнат.

1

1

Проект

28

Цветочная мелодия. Сельские  цветы.

1

1

Праздник

  1. Пропаганда экологических знаний (6 ч.)

29

Правила поведения в лесу,

1

1

Круглый

 стол

Анкетиро

вание

30

Правила поведения на берегу реки.

1

1

Встреча

Собеседо

вание

31

Экологическая сказка «Грустная история».

1

1

Игра

32

Берегите природу родного края!

1

1

Наказ

33

Пожары и человек.

1

1

Встреча

Собеседо

вание

34

 Дом, в котором мы живем.

1

1

Праздник,

конкурс  


Дидактическое сопровождение:

1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.

2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение,2007.

3. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном

искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 2009.

4.Журнал « География в школе» №5 2015г, №7 2013г, №6 2014 г.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического

музея МГУ.

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"

Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

Программа внеурочной деятельности 5 класса

Программа кружка "Рукодельница" для  5-го класса....