Разработка урока по геграфии 7 класс по теме "Природные комплексы суши и океанов"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
- Урок, проведенный по данной разработке позволяет доступно сформировать понятие «Природный комплекс»,
- обеспечить знание связей всех природных компонентов в комплексах суши и океанов,
- привить умение методом наложения карт прослеживать изменения Природных Комплексов на суше (равнины, горы) и океанах, объяснять причины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirod_komplek_7.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Природные комплексы суши и океанов. Географии 7 класс
Задачи урока:
- Сформировать понятие «Природный комплекс».
- Обеспечить знание связей всех природных компонентов в комплексах суши и океанов.
- Привить умение методом наложения карт прослеживать изменения Природных Комплексов на суше (равнины, горы) и океанах, объяснять причины.
Опорные знания: деление Земного шара на два компонента – сушу и океан, схема «Компоненты природы».
Оборудование: физическая карта полушарий, климатическая, карта растительного, животного мира, почвенная карта.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие учителю, причёска, подготовка к уроку, рапорт дежурного, постановка урока).
- Опрос домашнего задания:
- Устный фронтальный опрос
- Какие оболочки на поверхности Земного шара вы знаете?
- В чём выражается взаимодействие гидросферы с атмосферой?
- В чём выражается взаимодействие гидро- и литосферы?
- Индивидуальный графический у доски:
- Вычертить и объяснить схему образования воды на Земном шаре;
- Вычертить и объяснить схему «Малого круговорота воды в природе».
- Работа со словарём:
- Объяснить основные понятия темы (гидросфера, Мировой океан, море, водная масса, течения, ветровые волны);
- Индивидуальный устный опрос у доски:
- Показать взаимосвязь Мирового океана с ветром, дать определение понятию «течения», показать основные течения на карте.
- Письменно-индивидуальный:
- Контрольная работа по карточкам.
- Объяснение нового материала
Цель нашего сегодняшнего урока на конкретных примерах, используя метод наложения карт, объяснять причины смен Природных Комплексов на суше и в океане.
Из материала первого параграфа вспомним:
- Что изучает физическая география?
- Какие компоненты природы вы знаете?
- Как происходит взаимосвязь компонентов природы, их влияние друг на друга?
Мы с вами ещё раз пришли к выводу, что изучать природу – это значит изучать окружающий на с мир: камни, растения, животных, климат, воды, почву и влияние хозяйственной деятельности человека на природу.
Доказали, что все компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. И изменение, даже незначительное, хотя бы одного из этих составных частей, приводит к нарушению стройной системы связей.
Дадим определение «Природному Комплексу» - закономерное сочетание природных компонентов, образующее единую систему, в которой все компоненты неразрывно связаны между собой и изменение хотя бы одного из них обязательно влечёт за собой изменение всех других.
- На какие два компонента делится Земной шар? (сушу и Мировой океан).
Природные Комплексы будут существовать на суше и в океане.
- Как вы думаете, будут ли они одинаковы? Почему? (Нет, потому что на суше больше разнообразия всех природных компонентов, а Мировой океан более однороден).
- Рассмотрим изменение Природных Комплексов на Восточно-Европейской равнине.
- Посмотрите по карте, от какого моря начинает простираться Восточно-Европейская равнина и до каких гор?
Восточно-Европейская равнина простирается от берегов холодных морей Северного Ледовитого Океана до предгорий Кавказа и пустынь Западного Казахстана.
Площадь равнины 3 млн кв. км. Современный рельеф её достаточно разнообразен
/смотрим по карте, какие высоты преобладают/
и состоит из сочетания то плоских, то холмистых низменностей и разделяющих их возвышенностей (Смолено-Моск, Сев. Увалов), поднимающихся выше 250-300 м и интенсивно изрезанных реками.
/смотрим, какое количество рек/
- В какой части России расположена Восточно-Европейская равнина? (на западе)
/проследим смену климатических поясов с севера на юг, открываем климатическую карту/
Восточно-Европейская равнина простирается с севера на юг более чем на 2000 км, именно в этом направлении существенно изменяются её климатические условия.
- Как изменяется количество тепла с севера на юг?
- Какое влияние оказывает Балтийское море на северо-запад Восточно-Европейской равнины?
- Что будет происходить с воздушными массами при продвижении на восток?
- Сделаем вывод, какой климат будет на севере? северо-востоке? на востоке? на юге Восточно-Европейской равнины?
Вместе с климатом будут изменятся и другие природные компоненты (животные, растения, почва), проследим по картам:
- Что будет на крайнем севере? (На Крайнем севере – на холодных, летом сильно переувлажнённых субарктических равнинах побережья Баренцева море располагается тундровая зона. Здесь на маломощных и бедных питательными веществами почвах господствуют тундро-глеевые или перегнойно-торфяные почвы, на них господствуют безлесные мохово-лишайниковые тундры, животные – сова, куропатка, песец, белый медведь).
Задача: охарактеризовать Природные Комплексы материка Африка с севера на юг.
- Посмотрите на климатическую карту Африки и природных зон, какая их характерная черта? (Природные Комплексы Африки будут иметь зеркальное отражение по обеим сторонам от экватора)
Задача: охарактеризовать Природные Комплексы в Евразии от Атлантического до Тихого океана
- Рассмотрим западную часть. Какое влияние будет оказывать Атлантика?
- Как будет меняться растительный, животный мир, воды, с продвижением вглубь материка?
- Какие сезонные ветры будут оказывать влияние на природу востока?
Задача: охарактеризовать изменение Природных Комплексов в Атлантическом океане и Южной Америке
На дом:
- ряд – характеристика Западной Сибири (70˚ меридиан)
- ряд – Африка
- ряд – Южная Америка (0˚ экватору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока Природоведение 5 класс А.А.Плешаков Н.И. Сонин тема "Суша планеты. Северная и Южная Америка. Антарктида"
Конспект урока...
Методическая разработка урока по теме "Технические открытия и выход к Мировому океану"
План-конспект урока...
разработка урока в 6 классе по теме "Мировой океан"
Урок-изчение нового материала в 6 классе "Мировой окен"...
Открытый урок "Природные комплексы суши и океанов"
Задачи урока:1. Сформировать понятие «Природный комплекс».2. Обеспечить знание связей всех природных компонентов в комплексах суши и океанов...
Урок в 6 классе на тему "Воды суши: реки"
Представленный урок – открытие нового знания – построен на основе деятельностного подхода и технологии практического обучения, что позволяет максимально использовать активность ученика. На уроке...
Разработка урока география 6 класс. Рельеф суши и дна мирового океана
Разработка урока география 6 класс. Рельеф суши и дна мирового океана...
Разработка урока для 6 класса "Равнины суши"
Разработка урока для 6 класса "Равнины суши", игровая технология....