Разработка урока Природоведение 5 класс А.А.Плешаков Н.И. Сонин тема "Суша планеты. Северная и Южная Америка. Антарктида"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon susha_planety.doc75 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnaya_karta_2.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Курильский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Горячие Ключи

Разработка урока природоведения 5 класс

по теме «Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида»

Учитель биологии Субботина С.Ю.

                                                   

с. Горячие Ключи 2012г.

Тема:  Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида.

Цель: Выявление  учащимися особенностей материков Антарктиды, Северной Америки, Южной Америки, через организацию виртуальной экскурсии по материкам, формируя начальные представления.

Задачи:

Учащиеся должны знать:

  • особенности географических объектов материков Антарктиды, Северной Америки, Южной Америки;

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять особенности, систематизировать и обобщать, критически анализировать полученную информацию.

Учащиеся формируют ценностное отношение к окружающему миру, развивают интерес к предмету.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.

Тип урока: урок-путешествие.

Оснащённость урока: компьютер, проектор, экран, глобус, географическая карта полушарий, учебник Н.И.Сонина «Природоведение». 5 класс. М.: Дрофа, 2009г.

Раздаточный материал: технологические карты, включающие алгоритм работы ученика.

Всё неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там позади, - покинутые страны,
Там впереди, - Чудесная Земля. 

Эдуард Багрицкий (слайд 1)

Ход урока 

I. Организационный момент 

    II.Контроль знаний:  3 лишний. (слайд 3)

1.   Гималаи, Евразия, Нил.

2.  Сахара, Байкал, Африка.

3.  Муррей, остров, Австралия.

4. Африка, Австралия, Янцзы.

5. Эверест, Килиманджаро, Эйр.

 Ш. Формирование новых знаний

Сегодня мы  продолжаем кругосветное путешествие. 

- Какова цель нашего путешествия?  (слайд 5,6)

Целью нашего путешествия является изучение суши нашей планеты Земля.

Верите ли вы?

  1. Есть материк, который почти целиком находится за южным полярным кругом.
  2. Есть гора, окаймляющая с севера и запада весь материк.
  3. Есть река, площадь бассейна которой почти равна площади Австралии.
  4. Есть река, которую называют «толстая грязнуля».

Смотрите прямо по курсу земля.  Что это за материк? (слайд 7,8)

  • Он плывёт, блестя на солнце
    Этот материк ледяной,
    Он большой, и не качнётся
    Даже сильною волной.

На краю нашей планеты лежит, как спящая красавица земля, закованная в голубые льды. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в снегах светящихся аметистами и изумрудами.

Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом. Это самый холодный материк, средняя температура -30. (слайд 9,10,11)

Работа с маршрутной картой.

Какой смайлик мы прикрепим к карте на материк Антарктида?

Физкультминутка  (слайд 12,13)

Наше путешествие продолжается. Мы плывем дальше. Что это?(слайд 14)

Расшифруйте материк (слайд 15)

Выступление гида.

Анды,— самая длинная  и одна из самых высоких горных систем Земли, окаймляющая с севера и запада всю Южную Америку; Местами Анды достигают ширины свыше 500 км (наибольшая ширина — до 750 км — в Центральных Андах. Средняя высота — около 4000 м.

Анды служат важнейшим в Южной Америке климатическим барьером, изолирующим территории к западу от Главной Кордильеры от влияния Атлантического океана, к востоку — от влияния Тихого океана. Горы лежат в 5 климатических поясах (экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном) и отличаются (особенно в центральной части) резкими контрастами в увлажнении восточных (подветренных) и западных (наветренных) склонов. (слайд 16,17)

Самая полноводная река мира. Амазонка= Конго + Миссисипи +Янцзы + Обь. Она кажется морем, ведь стоя на одном берегу, совершенно не удается увидеть другой. Амазонка вторая по длине река нашей планеты. Ее длина с главным притоком Мараньон – 6400 км. У нее более 500 притоков, она разливается на 300 км вширь при встрече с Атлантическим океаном. Амазонку открыл конкистадор Франсиско де Орельяна, первым из европейцев пересекший Южную Америку в самой широкой её части. Летом 1542 года его отряд якобы увидел племя легендарных амазонок и вступил с ними в сражение. Сегодня считается, что это были либо индейские женщины — сражавшиеся рядом с мужчинами, либо просто длинноволосые индейцы, которых испанцы приняли за женщин. Первоначально де Орельяна хотел назвать реку своим именем, но после боя он остановился на варианте «Амазонка». В 2011 году по результатам всемирного конкурса Амазонка признана одним из семи природных чудес мира.

Площадь бассейна реки почти равна площади Австралии. (слайд 18)

Эль-Мистивулкан в Южной Америке на территории южного Перу. Высота 5822 м, зимой вершина покрыта снегом.

Эль-Мисти — активный вулкан, последнее слабое извержение было зарегистрировано в 1985 году. (слайд 19)

Работа с маршрутной картой.

Какой смайлик мы прикрепим к карте на материк Южная Америка

Физкультминутка  (слайд 20,21)

Наше путешествие продолжается. Мы плывем дальше. Что это?(слайд 22)

Расшифруйте материк (слайд 23)

Выступление гида.

Рельеф Северной Америки разнообразен и контрастен. В центре материка почти идеально плоские равнины сменяются обширными холмистыми просторами. На востоке они соседствуют с невысокими Аппалачскими горами, округлые хребты которых напоминают наши Карпаты. На западе равнины примыкают к горным сооружениям Кордильер, острые пики которых достигают высоты более 6000 м.

Кордильеры представляют собой одну из величайших горных систем мира. Ее наивысшая точка – г. Мак-Кинли (Денали) имеет высоту 6193 м.

Вершина Мак-Кинли своеобразный географический центр как Аляски, так и Аляскинской горной гряды. Первым, кто обозначил эту гору на карте, был Фердинанд Врангель (1797-1870), русский мореплаватель, полярный исследователь и государственный деятель, кстати принципиальный противник продажи Аляски. Однако после того, как Россия все-таки продала Аляску США (1867 г.), Большая гора Русской Аляски вскоре стала называться Мак-Кинли.
Основанный в 1917 г. Национальный парк Маунт-Мак-Кинли (гора в него не входила) и созданный в 1978 г. Национальный монумент Денали (включивший в себя гору) в 1980 г. были объединены под общим именем Национальный парк Денали. Помимо необычайно низких температур зимы (на ледниках Мак-Кинли отмечены ниже -60ºС), здесь случаются небольшие ежегодные землетрясения, поскольку Аляскинская горная гряда еще растет.
Бережного отношения здешние места вполне заслуживают — и своей первозданной природной красотой, и большим разнообразием флоры и фауны. Ученые насчитали в парке Денали около 650 видов растений, среди которых не только арктические мхи и лишайники, но и хвойные и листопадные породы деревьев, а также прекрасные цветы, весной и летом радующие глаз многочисленных посетителей парка. Среди 39 видов местных млекопитающих — большие популяции медведя гризли и черного медведя-барибала.
 (слайд 24,25,26)

Самая крупная река Северной Америки – Миссисипи, что в переводе с языка индейского племени алгонкинов означает «Большая река». И действительно, по длине Миссисипи с ее главным притоком Миссури – одна из самых длинных в мире. Миссисипи – это целая система водотоков, сформировавшаяся вследствие слияния трех больших рек. Вместе они напоминают мощное дерево, ствол которого – Миссисипи, а главные ветви – Огайо и Миссури. Бассейн реки занимает 1/6 часть континента.

Водный режим Миссисипи, как и любой реки, – это изменение во времени уровня и объема воды. Он четко отражает колебания климатических показателей в течение года. Недаром говорят: «реки – это зеркало климата». В верхнем течении водный режим Миссисипи зависит от количества талых снеговых и дождевых вод, с продвижением на юг возрастает роль дождевого питания.

В верховьях Миссисипи протекает через многочисленные болота и озера, образуя пороги и перекаты. Здесь река широкая, но несудоходна, вода ее прозрачная. Разливается Миссисипи в теплое время года, а зимой покрывается льдом.

«Толстая грязнуля» – так часто называют Миссури. Размывая рыхлые породы, река несет огромное количество песка, глины, ила, а во время наводнения – даже деревья. Все это попадает в Миссисипи, превращая ее воды в мутную вязкую жидкость. Не случайно местные жители говорят: «Воду Миссисипи пить нельзя, потому что она слишком густая, но и пахать ее невозможно – ведь она слишком жидкая». К сожалению, такому названию способствует и человек, значительно загрязнивший реку. (слайд 27,28,29)

Какой смайлик мы прикрепим к карте на материк Северная Америка

Что такое часть света? Какие части света различают на Земле?

Часть света - это материк или часть материка с расположенными вблизи островами. Различают следующие части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Океания. (слайд 30)

В отличие от географический понятий "материк" и "океан" понятие "часть света" - историческое. Части света сформировались за долгий период открытия и изучения новых земель разными народами. Части света, кроме территории материков, включают и относящиеся к ним острова. Различают следующие части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида

Все части света учащиеся под руководством учителя находят на физической карте полушарий.

- Что такое остров?

Остров - участок суши, со всех сторон окруженный водами океана или моря. (слайд 31,32)

- Чем отличается материк от острова?

Острова отличаются от материков относительно небольшими размерами и происхождением.

Архипелаг - группа островов расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и тоже происхождение и сходное геологическое строение. (слайд 33)

IV. Закрепление.

Выполнение задания № 2  в маршрутных листах.

Составить диаманту.    Диаманта  – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Диамант состоит из двух синквейнов.

V. Итог урока. (слайд 34)

-Что нового вы узнали сегодня?
- Кто доволен нашим путешествием и желает на следующий урок отправиться в новое путешествие по природным зонам Земли?

Д/З стр. 78-84 (слайд 35)

Отметки

Заполнение маршрутных листов.



Предварительный просмотр:

Маршрутная карта путешественника.

Ф.И. ______________________________________________________

Дата и тема________________________________________________

1. Заполняем таблицу

Название материка

Реки

Горы

Озера

Пустыни

Главные особенности

2. Работа с контурной картой.

3. Составить диаманту.    1. Материк

                                            2. __________, __________.

                                            3. __________, __________, ____________.

                                            4. __________, _________, ____________,__________.

                                            5. __________, __________, ____________.

                                            6. __________, __________.

                                            7. __________.

- Что понравилось на уроке?_________________________________________

_________________________________________________________________


- Довольны ли вы своей работой?_____________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Природоведение 5 класс.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Рабочая учебная программа  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и  Примерной  программы  основного общего обр...

Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А.Плешаков Н. И. Сонин

пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....

Итоговый тест по теме: Астероиды.Кометы.Метеоры.Метеориты. Природоведение 5 класс А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Тест составлен по материалам статьи учебника Природоведение 5 класс А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Задания теста подробно  отбражают содержание  статьи учебника. Тест содержит 2 варианта одних и т...

Разработка урока 7 класс "Климат" Южной Америки"

Представлена разработка урока по 7 классу "Климат Южной Америки"....

Северная или Южная Америка

Распределите представителей растительного и животного мира согласно ареалам обитания на материке....