Урок в 6 классе на тему "Воды суши: реки"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Фигурина Наталья Владимировна

Представленный урок – открытие нового знания – построен на основе деятельностного подхода и технологии практического обучения, что позволяет максимально использовать активность ученика. На уроке  формируется  совокупность универсальных учебных действий (УУД). Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках географии. Для наиболее быстрого и эффективного достижения поставленных целей учитель организует групповую работу, а этап рефлексии позволяет оценить достигнутые результаты. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и   метапредметные, и личностные. 

Преподавание географии в 6 классе ведётся по учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевскому. По учебному плану на изучение географии в 6 классе отводится  2 часа в неделю (68 часов в год) Данный урок  является 47 – ым уроком и 4-ым в теме «Гидросфера».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект-сценарий урока.

Тема: Воды суши: реки.

Цель: создать условия для расширения и углубления знаний о гидросфере, конкретно о водах суши - реках.

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивации образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;

- развитие познавательных интересов обучающихся;

- развитие самостоятельности в приобретении знаний и практических умений;

- развитие эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: 

- развитие умений организации учебной деятельности: постановки целей и задач, планирования и оценки результатов своей деятельности;

- развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

- развитие умений оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- развитие умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- коррекция знаний таких понятий, как река, равнинная река, горная река, русло, исток, устье, приток, речная долина, речной бассейн, водораздел, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

- коррекция умений определять водоразделы и бассейны рек;

 - коррекция знаний о направлении течения и скорости равнинных и горных рек;

- коррекция умений определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа, составлять описание реки по плану на основе анализа карты.

Оборудование урока: физическая карта мира, физическая карта России, атласы, карточки самоанализа и рефлексии, мультимедийный проектор.

Технологическая карта урока:

№ п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Мотивационно-ориентированный блок

1.

Этап актуализации

Зачитывает стихотворение о круговороте воды в природе. Предлагает ответить на несколько вопросов на знание прошлого материала.

Слушают стихотворение. Работа по вопросам по выполнению заданий на знание закономерностей, на знание фактического материала, на проверку знаний.

Личностные: мотивация учения.

Регулятивные: осознание учеником того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать.

2.

Этап проблематизации

Благодарит за работу на первом этапе. Предлагает учащимся отгадать загадки. Подводит под понятие.

Высказывают свои ассоциации  со словом «река», формулируют тему урока.

Личностные: мотивация учения.

Регулятивные: умение слушать.

Познавательные: умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации.

3

Этап целеполагания

Совместно с учащимися формулирует цель урока. Зачитывает эпиграф к уроку «Реки как люди» (Л.Н. Толстой)

На основе понятия формулируют цель урока: расширить знания о гидросфере, конкретно о водах суши - реках.

Познавательные: постановка проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывания.

II

Организационно-деятельностный блок

1.

Этап моделирования

Формирует понятия: русло реки, речная долина, исток, приток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел. На столах у учащихся лежат схемы  «Строение речной системы», предлагает самостоятельно подписать на схеме истоки, устье.

Записывают понятия в тетрадь. Групповая работа: подписывают истоки, притоки и устье на схеме «Строение речной системы».

Познавательные: умение: строить логическую цепь размышлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, умение слушать и слышать.

Регулятивные: умение: решать учебные проблемы в ходе групповой работы.

Личностные: осознание личной ответственности за будущий результат.

е

2.

Этап конструирова

ния

Выводит на экран таблицу «Сравнение горных и равнинных рек», предлагает самостоятельно заполнить ее. Включает видео-фрагмент «Горные и равнинные реки». Предлагает задания для «Картографического практикума»

Заполняют таблицу, пользуясь учебником и видео-фрагментом. Выполняют «Картографический практикум».

Познавательные: умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез, выделять необходимую информацию.

Личностные: умение понимать личную ответственность за результат.

Регулятивные: умение решать учебные проблемы, умение адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку.

3.

Этап презентации

Выводит на экран заполненную таблицу. Корректирует результаты выполненных работ. Собирает работы учащихся по «Картографическому практикуму».

Сравнивают свои заполненные таблицы с образцом на экране и вносят коррективы.

Сдают «Картографический практикум»

Личностные: умение внести необходимые дополнения и коррективы, критичность мышления.

Регулятивные: умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

III

Рефлексивно-оценочный блок

Организует проведение рефлексии: раздает карточки рефлексии.

-Мне сегодня было интересно…

-Мы сегодня разобрались…

-Я сегодня понял, что…

-Мне было трудно…

-Завтра я хочу на уроке…

Заполняют карточки рефлексии.

Личностные: умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль.

Познавательные: умение познавать цель и результат.

IV

Домашнее задание

Выводит на экран задание просит записать его в тетрадь. Нанести на контурную карту следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Амазонка, Миссисипи, Нил. Читать п. 27, готовится к географическому диктанту по понятиям.

Записывают домашнее задание в тетрадь.

Познавательные: умение применять знания.

Приложения к уроку:

Приложение 1

Схема «Строение речной системы»

Приложение 2

Реки

Сравнения рек

Характер течения

Рельеф

Скорость течения

Горные

Бурлят, пенятся

Горный

Быстрая

Равнинные

Медленная

Равнинный

Спокойная

Приложение 3

Картографический практикум

 Приведите по три примера рек, относящихся к бассейнам каждого из океанов Земли. Перед выполнением задания сформулируйте определение понятия «бассейн океана» по аналогии с понятием «бассейн реки». Результаты работы занесите в таблицу, перечертив

её в тетрадь.

Бассейн океана

Тихого

Атлантического

Индийского

Северного

Ледовитого

Названия рек

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.

Слайд 2

Нет ног, но на месте она не стоит, Ложе есть, но не спит, Не котел, но бурлит, Не гроза, но гремит. Нет рта, но она никогда не молчит. Зимой скрываюсь, Весной появляюсь, Летом веселюсь, Осенью спать ложусь

Слайд 3

«Реки как люди» Л.Н. Толстой

Слайд 4

Схема «Строение речной системы»

Слайд 5

Сравнение горных и равнинных рек

Слайд 6

Сравнение горных и равнинных рек.

Слайд 7

Картографический практикум Приведите по три примера рек, относящихся к бассейнам каждого из океанов Земли. Перед выполнением задания сформулируйте определение понятия «бассейн океана» по аналогии с понятием «бассейн реки». Результаты работы занесите в таблицу, перечертив её в тетрадь. Бассейн океана Тихого Атлантического Индийского Северного Ледовитого Название рек 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 8

Домашнее задание Задание на контурных картах: Нанести на контурную карту следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Амазонка, Миссисипи, Нил. П. 27, готовиться к географическому диктанту по понятиям.

Слайд 9

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Гидросфера 8 урок. «Воды суши. Реки.»

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Урок по географии на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)

Урок по географии  на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)...

Урок географии в 5 классе Тема: Воды суши: ручьи, реки.

Цель урока: Закрепить знания уч-ся о свойствах воды и ее трех состояниях: жидкое, твердое и газообразное, круговороте воды в природе. Дать представление о пресных водоемах суши – реках и ручьях; дать ...

Урок географии в 6 классе по теме «Воды суши: реки и озёра»

Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле ...

"Воды суши. Реки."5 класс.

Конспект урока географии в 5 классе....

Урок географии в 5 классе. Тема урока "Воды суши. Реки"

Урок с использованием дистанционных образовательных технологий. Урок направлен на организацию самостоятельной деятельности учащихся с применение источников географической информации....