Методическая разработка урока по теме "Технические открытия и выход к Мировому океану"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Михайлова Анастасия Романовна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnicheskie_otkrytiya_i_vykhod_k_mo.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 2.

Технические открытия и выход к Мировому океану

1. Новые изобретения и усовершенствования.

2. Причины Великих географических открытий.

3. Энрике Мореплаватель и открытие ближней Атлантики.

4. Вокруг Африки в Индию.

Основные понятия и термины : бомбарда, мушкет, каравелла, дух предпринимательства

Напоминаю , что на прошлом уроке мы приступили к изучению истории Нового времени, предлагаю ответить на следующие вопросы: когда и в связи с какими явлениями появился термин «Новое время»? Укажите хронологические рамки Нового времени и раннего Нового времени. Как вы думаете, почему в Новом времени выделяются эти два периода? Какими чертами обладал человек Нового времени? Чем он отличался от человека эпохи Средневековья? Как вы думаете, каким целям служил дух предпринимательства?

    Обобщая ваши ответы , подчеркну стремление наиболее активной части общества к отказу от традиционных форм ведения хозяйства, их интерес к постижению новых научных данных, желание увидеть мир своими глазами, способность принимать решения, связанные с известной долей риска.

Итак, переходим к изучению новой темы: первая глава вашего учебника называется Технические открытия и выход к Мировому океану , таким образом, становится ясно, что Новое время берет свое начало от таких явлений, как Великие географические открытия, Возрождение и Реформация. Этой теме мы с вами посвятим  два урока.

В ходе урока я прошу каждого из вас подумать над проблемой: какой эпохе больше соответствуют Великие географические открытия — Средневековью или Новому времени? В конце урока я попрошу вас ответить на этот вопрос.

Итак, откройте ваши учебнике на стр № 8, параграф  1. Лучше освятить изучаемую тему нам помогут иллюстрации.

Начнём с  роли книгопечатания в процессе  развития и распространения знаний. Предлагаю вам прокомментировать рисунок на с. 9, на котором изображена типография XVI в.

Вспомните, кто был основоположником введения книгопечатания в Западной Европе?  И. Гутенберг, начавший свою деятельность в первой половине XV в. Он разработал способ изготовления печатной формы путем набора текста из отдельных литеров, сконструировал приспособления, при помощи которого отливал литеры из сплава свинца с сурьмой, и построил ручной печатный станок. Им же был составлен рецепт особой печатной краски. На гравюре вы видите работу наборщиков, набирающих под диктовку текст из отдельных литеров, в глубине помещения один из работников покрывает печатную форму краской, в центре работник на станке делает оттиски набранного текста на бумаге (хорошо виден пресс, вращающийся при помощи винта), подмастерье складывает подсохшие листы.

    Очень интересна для понимания внутреннего мира человека XVI в. гравюра «Изобретатель пороха и нечистая сила» (гравюра на дереве, 1554 г.) (стр.11).

Подумайте, почему рядом с изобретателем пороха автор гравюры поместил изображение нечистой силы (так, как ее представляли себе люди того времени).

Люди, научившись изготавливать порох, не знали, почему происходит взрыв. Грохот, клубы дыма, запах серы, страшное, разрушающее действие нового оружия — ну как тут не прийти на ум мыслям о вмешательстве нечистой силы? На приведенной в учебнике гравюре за плечами производящего свои опыты открывателя пороха Бертольда Шварца изображен сатана. Очевидно, современники подозревали, что это он нашептал ученому монаху рецепт, унесший столько жизней. Мрачная картина виделась и великому Леонардо да Винчи, который писал: «Выйдет из недр некто, кто ужасающими криками оглушит стоящих поблизости и дыханием своим принесет смерть людям и разрушение городам и замкам». Кто же этот «некто»?

Это пушка, отливаемая из бронзы в вырытой в земле яме (отсюда и «недра»). К наиболее известным, мощным пушкам относились с уважением, наделяли их таинственной сверхъестественной силой, давали им имена собственные: Волк, Лев и др. На стволах орудий были такие надписи: «Лев зовусь я, мой рев пронзителен»; «Я зовусь Петух. В драке я вперед прорвусь»; «Внезапный конец я. Падай ниц передо мною, советую я. К тебе резким прыжком иду я...». Эти примеры помогают школьникам представить себе уровень сознания людей того времени, опутанного суевериями.

Развивалась артиллерийская наука, появились мушеты и кремневые ружья.

Кроме этих нововведений, нужно рассказать об усовершенствованиях в мореплавании и кораблестроении. Давайте обратимся к помещенному в конце параграфа документу «Педру Нуньес. Трактат в защиту морской карты».  Проанализируйте текст и  ответьте на вопросы по нему( в учебнике)

Итак, в плаваниях моряки пользовались компасом и астролябией, новыми конструкциями парусов и кораблей, картографы стали изготавливать более точные карты

    Чтобы больше узнать об открытиях мореплавателей, самостоятельно прочитайте в учебнике рассказы об открытиях португальцами ближней Атлантики и экспедиции Бартоломеу Диаша, найти маршруты этих экспедиций на карте (стр.14 со слов Лидер-Португалия и до конца параграфа)

Читая текст, выпишите в тетрадь причины Великих географических открытий. При нехватке времени это задание переносится на дом. ( Стр. 12 Почему манили новые земли)

Итак, когда же стали возможны Великие географические открытия :

    1) люди перестали непреклонно следовать старым традициям;

    2) появилось понимание необходимости внедрения новых методов ведения хозяйства, технических изобретений и усовершенствований;

    3) человек позволил себе усомниться в достоверности старых географических знаний и захотел узнать истинное положение вещей;

    4) у европейцев выросла уверенность в своих возможностях и при нарушении их сухопутной торговли с Востоком они рискнули шагнуть в неизведанное — открыть морской путь в Индию;

    5) в обществе появились люди, обладающие предпринимательской активностью, стремлением разбогатеть, способные пойти на риск.

    Так к какой же эпохе мы отнесём ВГО? Существование этих явлений характерно для эпохи Нового времени.

Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества. Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию первых колониальных империй

    Домашнее задание параграф № 1,устно ответить на вопросы в конце параграфа 1-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Мировой океан"

Обобщающий урок по теме "Мировой океан" с использованием групповой работы....

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

Учебно-методическая разработка урока по теме:" Причины и начало Первой мировой войны"

Урок предназачен ля учащихся 9-классов,с целью познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны,ее влиянием на социально-экономическое и политическое положени стран,вступивших в войну,выявить цел...

Методическая разработка урока по теме: «Определение массового выхода продукта химической реакции»

Тема урока: «Определение массового выхода продукта химической реакции», 8 класс (общеобразовательный уровень).Цели урока:Главная дидактическая цель урока:-выработать умение применять знани...

Технические открытия и выход к мировому океану. Новая история 7 класс

Презентация к уроку истории 7 класс. Учебник: Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс :  учебник для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А Баранов, Л. М. Ванюшкина ; под ред...