Открытый урок "Природные комплексы суши и океанов"
план-конспект урока по географии на тему

Коростелева Елена Юрьевна

Задачи урока:

1.      Сформировать понятие «Природный комплекс».

2.      Обеспечить знание связей всех природных компонентов в комплексах суши и океанов.

3.      Привить умение методом наложения карт прослеживать изменения Природных Комплексов на суше (равнины, горы) и океанах, объяснять причины.

 

Опорные знания:  деление Земного шара на два компонента – сушу и океан, схема «Компоненты природы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_pk_sushi_i_okeanov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан и проведён учителем высшей категории, к.п.н. МОУ лицея №6, Коростелёвой Е.Ю.

Тема: Природные комплексы суши и океанов

Задачи урока:

  1. Сформировать понятие «Природный комплекс».
  2. Обеспечить знание связей всех природных компонентов в комплексах суши и океанов.
  3. Привить умение методом наложения карт прослеживать изменения Природных Комплексов на суше (равнины, горы) и океанах, объяснять причины.

Опорные знания:  деление Земного шара на два компонента – сушу и океан, схема «Компоненты природы».

Оборудование: физическая карта полушарий, климатическая, карта растительного, животного мира, почвенная карта.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учителю, причёска, подготовка к уроку, рапорт дежурного, постановка урока).
  2. Опрос домашнего задания:
  1. Устный фронтальный опрос
  • Какие оболочки на поверхности Земного шара вы знаете?
  • В чём выражается взаимодействие гидросферы с атмосферой?
  • В чём выражается взаимодействие гидро- и литосферы?
  1. Индивидуальный графический у доски:
  • Вычертить и объяснить схему образования воды на Земном шаре;
  • Вычертить и объяснить схему «Малого круговорота воды в природе».
  1. Работа со словарём:
  • Объяснить основные понятия темы (гидросфера, Мировой океан, море, водная масса, течения, ветровые волны);
  1. Индивидуальный устный опрос у доски:
  • Показать взаимосвязь Мирового океана с ветром, дать определение понятию «течения», показать основные течения на карте.
  1. Письменно-индивидуальный:
  • Контрольная работа по карточкам.

  1. Объяснение нового материала

Цель нашего сегодняшнего урока на конкретных примерах, используя метод наложения карт, объяснять причины смен Природных Комплексов на суше и в океане.

Из материала первого параграфа вспомним:

  • Что изучает физическая география?
  • Какие компоненты природы вы знаете?
  • Как происходит взаимосвязь компонентов природы, их влияние друг на друга?

Мы с вами ещё раз пришли к выводу, что изучать природу – это значит изучать окружающий на с мир: камни, растения, животных, климат, воды, почву и влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

Доказали, что все компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. И изменение, даже незначительное,  хотя бы одного из этих составных частей, приводит к нарушению стройной системы связей.

Дадим определение «Природному Комплексу» - закономерное сочетание природных компонентов, образующее единую систему, в которой все компоненты неразрывно связаны между собой и изменение хотя бы одного из них обязательно влечёт за собой изменение всех других.

  • На какие два компонента делится Земной шар? (сушу и Мировой океан).

Природные Комплексы будут существовать на суше и в океане.

  • Как вы думаете, будут ли они одинаковы? Почему? (Нет, потому что на суше больше разнообразия всех природных компонентов, а Мировой океан более однороден).
  • Рассмотрим изменение Природных Комплексов на Восточно-Европейской равнине.

  1. Посмотрите по карте, от какого моря начинает простираться Восточно-Европейская равнина и до каких гор?

Восточно-Европейская равнина простирается от берегов холодных морей Северного Ледовитого Океана до предгорий Кавказа и пустынь Западного Казахстана.

Площадь равнины 3 млн кв. км. Современный рельеф её достаточно разнообразен

/смотрим по карте, какие высоты преобладают/

и состоит из сочетания то плоских, то холмистых низменностей и разделяющих их возвышенностей (Смолено-Моск, Сев. Увалов), поднимающихся выше 250-300 м и интенсивно изрезанных реками.

/смотрим, какое количество рек/

  • В какой части России расположена Восточно-Европейская равнина? (на западе)

/проследим смену климатических поясов с севера на юг, открываем климатическую карту/

Восточно-Европейская равнина простирается с севера на юг более чем на 2000 км, именно в этом направлении существенно изменяются её климатические условия.

  • Как изменяется количество тепла с севера на юг?
  • Какое влияние оказывает Балтийское море на северо-запад Восточно-Европейской равнины?
  • Что будет происходить с воздушными массами при продвижении на восток?
  • Сделаем вывод, какой климат будет на севере? северо-востоке? на востоке? на юге Восточно-Европейской равнины?

Вместе с климатом будут изменятся и другие природные компоненты (животные, растения, почва), проследим по картам:

  • Что будет на крайнем севере? (На Крайнем севере – на холодных, летом сильно переувлажнённых субарктических равнинах побережья Баренцева море располагается тундровая зона. Здесь на маломощных и бедных питательными веществами почвах господствуют тундро-глеевые или перегнойно-торфяные почвы, на них господствуют безлесные мохово-лишайниковые тундры, животные – сова, куропатка, песец, белый медведь).

Задача: охарактеризовать Природные Комплексы материка Африка с севера на юг.

  • Посмотрите на климатическую карту Африки и природных зон, какая их характерная черта? (Природные Комплексы Африки будут иметь зеркальное отражение по обеим сторонам от экватора)

Задача: охарактеризовать Природные Комплексы в Евразии от Атлантического до Тихого океана

  • Рассмотрим западную часть. Какое влияние будет оказывать Атлантика?
  • Как будет меняться растительный, животный мир, воды, с продвижением вглубь материка?
  • Какие сезонные ветры будут оказывать влияние на природу востока?

Задача: охарактеризовать изменение Природных Комплексов в Атлантическом океане и Южной Америке

На дом:

  1. ряд – характеристика Западной Сибири (70˚ меридиан)
  2. ряд – Африка
  3. ряд – Южная Америка (0˚ экватору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные комплексы суши и океана

Конспект урока по географии...

Тестовые задания «Части Мирового океаны. Участки суши в океане».

Инструкция к презентации «Тестовое задание по теме Части Мирового океаны. Участки суши в океане». • Данная презентация разработана для урока географии в 6 классе, по теме «Части Мирового океаны. Уч...

" Мировой океан и его части.Суша в океане"

Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы....

Методическая разработка открытого урока "Воды суши. Реки.

Цель:Сформировать представление  о частях  реки, о крупнейших реках России   с  использованием новых информационно-коммуникационных технологий.Расширить и углубить знания о во...

Суша в океане

урок в 7 классе...

Разработка урока по геграфии 7 класс по теме "Природные комплексы суши и океанов"

Урок, проведенный по данной разработке позволяет доступно сформировать понятие «Природный комплекс», обеспечить знание связей всех природных компонентов в комплексах суши и океанов, привит...

Технологическая карта урока по теме "Суша в океане. Формирование современного рельефа Земли."

Технологическая карта урока по теме "Суша в океане. Формирование современного рельефа Земли." 7 класс, 2 урок....