Конспект урока на тему: " Географические карты ", 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

формировать знания о географической карте ка источнике географической информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_6_klass.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 17. Тема: Географические карты                    

Цели урока:

1.Предметные – Формировать знание о географической карте как источнике географической информации.

Закрепить и систематизировать понятия «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка».

Формировать метапредметные компетенции по чтению

карты, определению географического положения природных объектов, ориентированию по карте.

2. Создать условия для развития УУД:

а) личностных – осознание того, что география – наука, позволяющая ориентироваться в мире и решать вопросы взаимоотношения человека,

природы и общества; формирование географического мышления: освоить способы ориентирования с помощью карты; умение оценивать важность

изучаемого материала для практической деятельности.

б) познавательных – поиск информации с помощью компьютерных средств, структурирование знаний.

в) регулятивных – ожидание успешного результата в усвоении знаний, внесение необходимых корректив в план и способы действия, осознание

качества и уровня усвоения знаний.

г) коммуникативных умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы.

3. Способствовать развитию интереса к изучению географии как к учебному предмету и как области научных знаний, ориентировать в мире

профессий (картограф, географ, топограф).

Ожидаемые результаты.

а) репродуктивный – систематизировать понятия «географическая карта», «легенда карты», «градусная сетка», знать и уметь демонстрировать

многообразие карт.

б) конструктивный – систематизировать карты по охвату территории, содержанию и масштабу.

в) творческий – решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с картами, текстом. Создавать на основе

дополнительной информации мини проекты.

Тип урока – комбинированный.

Методы обучения – частично поисковый, проблемный.

Ресурсы урока – учебник, географические атласы, настенные географические карты, презентация, ПК, проектор, видеофрагмент.

                                   Модель урока

  1. Организационный момент.  

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Проверка домашнего задания.

Задания из учебника: 2) Мехико – 17800 км; Нью-Йорк – 15200 км; Токио – 8800 км; Рио-де-Жанейро – 15000 км. 3) 6112 км.

3. Тематически-целевой компонент.

-Ребята, постарайтесь отгадать о чём идёт речь?

«Моря есть, плавать нельзя.

Дороги есть, ехать нельзя.

Земля есть, пахать нельзя.

Луга есть, косить нельзя»

(план местности или карта)

(СЛАЙД 1) Тема урока: географическая карта.

Для чего нужен план?

Что такое план?

Что такое карта?

Чем отличается план от карты?

Что изображают на географических картах?

Какими бывают карты по назначению?

(План — это чертёж небольшого участка местности. На плане предметы изображают так, как будто мы смотрим на них сверху. На нём показывают не сами предметы, а то место, которое они занимают. Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное с помощью условных цветов, знаков, чертёж местности, как бы увиденной с большой высоты. На картах изображают большие территории: океаны, моря, равнины, горы)

(СЛАЙД 2) Цели и задачи урока: 1. Что такое карта; 2. Чем отличается карта от плана; 3. Что изображают на географических картах; 4. Какими бывают карты по назначению.

4. Изучение нового материала.

Одним из наиболее совершенных изображений земной поверхности является географическая карта.

Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

Географическая карта — чертеж большого участка земной поверхности, выполненный по специальным правилам. Эти правила во многом совпадают с правилами построения плана. Как и план, карта строится в масштабе с использованием условных знаков.

Задание: найдите определение и запишите в тетрадь.

Карта гораздо менее подробна, чем план местности. Одному сантиметру карты могут соответствовать десятки и сотни километров, тогда как одному сантиметру плана, как правило, десятки и сотни метров. Глобус удобен, когда мы хотим рассмотреть Землю целиком, план — когда мы работаем с небольшим участком местности. Значительные по площади территории изображают на географических картах. Географическая   карта  схожа  с   планом   в   том,   что   поверхность   Земли   тоже изображается на плоскости, в масштабе и с помощью условных знаков.  Однако, по сравнению с планом, карта обладает рядом очень важных отличительных свойств.

  • Во-первых, карта далеко не так подробна, как план. Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, приходится использовать обобщение, и более мелкий масштаб. На карте показаны не все, а только главные объекты или явления. Одному сантиметру на карте могут соответствовать реальные расстояния от десятка до сотен километров.
  • Во-вторых, многие условные знаки, которыми пользуются при составлении карт, отличаются от тех, которые приняты на планах. Например, на плане зеленым цветом изображаются леса, а на физической карте полушарий и России — наиболее низкие места суши — низменности. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде четко очерченных контуров голубого (синего) цвета, горы — разными оттенками коричневого. Чтобы показать разную глубину морей и высоту гор, на картах применяют шкалу высот и глубин и метод послойной окраски.

Условные знаки с их расшифровкой образуют легенду карты.

(слайд 3)Слово «легенда» обозначает «то, что читают». Легенда — это ключ, с помощью которого раскрывается содержание карты. Работу с картой всегда нужно начинать с изучения ее легенды.

- Итак, что же мы видим в легенде карты? (прежде всего шкалу глубин и высот, которая показывает высоту места)

- Что обозначает зеленый цвет?

- Почему зеленого цвета два оттенка?

- Какими еще цветами представлена карта? Что они обозначают?

Наибольшая трудность при построении карты заключается в том, что на плоском чертеже необходимо изобразить выпуклую земную поверхность. При этом неизбежно возникают искажения. И чем большую территорию изображают на карте, тем больше становятся искажения. Если вам удастся аккуратно снять шкурку с апельсина, надрезав ее вверху вниз, попробуйте разложить шкурку ровно на листе бумаги. К сожалению, она порвется, прежде всего, по краям. Это происходит потому, что выпуклую поверхность нельзя сделать плоской без искажений. Обратите внимание, например, как по-разному выглядят Австралия и остров Гренландия на глобусе и на карте океанов. Чем ближе к полюсам, тем заметнее искажения на этой карте.

Первым эту непростую задачу решил древнегреческий ученый Архимед. Именно он разработал первую проекцию — способ перехода от изображения на шаре к изображению на плоскости. Проекций существует великое множество. Карты, созданные в различных проекциях, отличаются рисунком параллелей и меридианов.

(слайд 4)

        Итак, что же такое географическая карта?

Географическая карта — это обобщенное уменьшенное изображение Земли или большого участка ее поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Карты очень многообразны.  (слайд 5)

На многих картах, кроме изображения поверхности определенной территории, показаны размещение и связи самых разных природных и общественных явлений. Например, на картах России можно отдельно показать национальный состав населения, состав лесов и их состояние и многое другое.

Географические карты различаются по пространственному охвату территории

По размерам изображенной территории

Мировые и полушарий            Материков, океанов и их частей        Государств и их

                                                                                                                      частей

Рассмотрите и скажите какого масштаба карты в атласе. Вы видите, что:

—   чем   большее   пространство   надо   изобразить,   тем   мельче   должен   быть масштаб;

—   чем мельче масштаб,  тем менее подробно содержание карты.

В  зависимости  от  масштаба  различают карты:

—  крупномасштабные — от 1:10 000 до 1: 200 000;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

—   среднемасштабные   —   от   1:200 000 до  1: 1 000 000;

—   мелкомасштабные — мельче 1: 1 000 000.

Самый мелкий масштаб используют для карты мира. По пространственному охвату выделяют карты мира, карты материков и океанов, отдельных стран и их частей.

 (слайд 6)                                                         

По масштабу

                                                                                         

        

Крупномасштабные           Среднемасштабные        Мелкомасштабные

Очень многообразны карты по содержанию. Они могут быть общегеографические  и  тематические.

(слайд 7)

По содержанию

Общегеографические                                        Тематические

На     общегеографических     картах отображен общий облик пространства — горы, равнины, реки, моря и другие важнейшие природные объекты. Тематические карты посвящены отдельной теме. Например, карта землетрясений и вулканов, карта природных зон, политическая карта, на которой показаны страны мира. Существуют и разные контурные карты — на них нанесены только контуры, очертания географических объектов. Эти карты будете в дальнейшем использовать и вы, нанося на них необходимую информацию.

Атлас — это собрание географических карт разной тематики для единой территории: мира, страны, района. Часто атласы дополнены графиками, фотографиями, схемами, профилями. Для изучения географии в школе атлас чрезвычайно важен. Слово «атлас» введено Герардом Меркатором в XVI в. В честь мифического короля Ливии Атласа, якобы изготовившего небесный глобус.

(слайд 8)

5. Закрепление изученного.

(слайд 9)

1. Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради.

Вид географических карт атласа

Что изображено

Масштаб

1.  Физическая карта полушарий

 

 

2. Физическая карта России

 

 

3.  Политическая карта мира

 

 

4. ...

 

 

(слайд 10 - 12)

2.  Выберите  две  особенности,   которые  отличают  мелкомасштабную  карту: а) изображаются небольшие участки территории; б) учитывается кривизна шарообразной поверхности  Земли;  в)  присутствует градусная сетка;  г)  используется крупный масштаб.

3.  Карта масштаба  1:500000 относится к:  1) крупномасштабным; 2) среднемасштабным; 3) мелкомасштабным.

4.  Распределите карты по мере уменьшения подробности и охвата изображаемой территории.

1)   М  -  1:1000000          

2)  М -  1:250000

3)   М  -  1:10000                                                                                                                                  4)  М -  1:100000

6. Итоги урока и выставление оценок. (слайд 13)

Рефлексия: ассоциативный ряд

  1. Карта –
  2. Масштаб –
  3. Атлас –
  4. Легенда –
  5. Картограф –

7. Домашнее задание: (слайд 14)

Параграф 17, стр. 92 задания 4-5.

Приложения к уроку 17.

Задание

«1915 года, марта месяца 16 дня, в широте 79° и в долготе от Гринвича 90° с борта дрейфующего судна «Святая Мария» при хорошей видимости и ясном небе была замечена на восток от судна неизвестная обширная земля с высокими горами и ледниками», — сообщает рапорт начальника экспедиции капитана Татаринова. Определите, какая земля (острова) была открыта этой экспедицией.

Выполнение задания

1.  Учтите, что экспедиция проходила в Карском море. Определите, к какой широте и долготе относятся сообщенные в рапорте координаты.

2,  Откройте в своем атласе карту России. Определите, где на этой карте подписаны долготы и широты.

3,  Найдите на карте точку пересечения параллели 79° с. ш. и меридиана 90° в. д.

4.  Карандашом обозначьте найденную точку. Скажите, какую ранее неизвестную землю (острова) открыла экспедиция капитана Татаринова.

Как описать местоположение объекта на карте?

Важно не только суметь найти объект на карте, но и описать, где он находится. При описании положения объектов на карте вы можете использовать следующее правило: все объекты, лежащие на меридианах, расположенных слева от данного, находятся западнее него, справа от данного — восточнее; все объекты, лежащие на параллелях, расположенных выше данной, находятся севернее нее, ниже — южнее.

5.  В каком направлении от открытых экспедицией Татаринова островов находится ближайший обозначенный на карте город? Как он называется?

6.  В каком направлении следовало двигаться шхуне «Святая Мария», чтобы достичь ближайшего мыса на побережье? Как называется этот мыс? Определите расстояние до него (в километрах).

7.  Какое положение открытые острова занимают относительно островов Новая Земля? Новосибирских островов?

8.  В какой части Карского моря находятся открытые острова?

Дополнительный материал к уроку

Использование карт при научных исследованиях

Научные исследования

Примеры использования карт

Геологические и геоморфологические

Изучение особенностей пространственного размещения материков, океанов, горных систем, срединно-океанических хребтов, анализ их формы, положения относительно системы координат и полюсов, распределения по полушариям, симметричности и асимметричности, зональности и т.д. Получение сведений в ходе измерений по картам о средних, максимальных и минимальных размерах планетарных форм: высотах, глубинах, площадях, объемах, геофизических характеристиках и связях между ними. Выявление на картах с помощью специальных приемов месторождений полезных ископаемых. Изучение карт Земли, Луны и планет земной группы Cолнечной системы для обнаружения сходства в их строении, выявления элементов подобия и различия планетарных структур для предсказания строения и рельефа планет. Использование карт рельефа для сельскохозяйственного освоения территорий и мелиораций, для проектирования сооружений и различных видов строительства.

Физико-географические и ландшафтные

Изучение структуры и районирования природных комплексов, установление взаимосвязей между отдельными элементами этих комплексов. Сопоставление ландшафтных карт с другими природными и социально-экономическими картам и с целью получения оценки природных условий для сельскохозяйственного освоения, планировки противоэрозионных и гидромелиоративных мероприятий, развертывания капитального строительства, создания оздоровительных и туристских комплексов. Изучение по картам территорий-аналогов для выявления закономерностей в малоизученных или труднодоступных территориях.

Океанологические и гидрологические

Морфометрическое изучение дна океана, анализ распределения высот и уклонов шельфов, склонов, котловин, крупнейших форм подводного рельефа. Изучение течений, взаимодействия между атмосферой и водными массами, вычисление биомассы и т.п. Изучение русловых процессов, строения и развития пойм, речных систем, бассейнов. Изучение динамики процессов, происходящих в речных бассейнах. Изучение гидрологической характеристики озер и водохранилищ.

Почвенные и геоботанические

Характеристика почвенного и растительного покрова, соотношение площадей, занятых теми или иными почвенными или растительными ассоциациями. Анализ взаимосвязи контуров на картах почв, растительности и других природных компонентов. Изучение размещения почв для сельскохозяйственного освоения территории и использования земель.

Медико-географические

Изучение пространственного распространения болезней, очагов эпидемий. Установление связи между распространением болезней и природными и социальными факторами, способствующими их возникновению. Предсказание скорости распространения инфекций.

Социально-экономические

Анализ особенностей расселения, типов населенных пунктов, плотности населения и т.д. Территориальное планирование долгосрочного развития хозяйства, промышленного и городского строительства. Экономическое районирование.

Историко-географические

Количественная характеристика явлений исторического прошлого. Получение представлений об административно-территориальном устройстве, развитии городов, портов, промышленных районов, торговых связей и т.д.

Исследования окружающей среды

Рациональное использование и охрана окружающей среды, комплексного исследования океанов и морей, прогнозирования стихийных бедствий. Изучение загрязнений окружающей среды. Изучение влияния человека на природные комплексы. Мониторинг и разработка мероприятий по предотвращению опасных явлений, сохранению и воспроизводству природных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме Географическая карта

Урок построен по материалам художественных произведений...

Обобщающий урок по теме "Географическая карта", 6 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Географическая карта", 6 класс...

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...

Итоговый урок по теме "географическая карта" для 6-ого класса

Цель урока: - повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин, направлений на карте; проследить причинно-следствен...

Урок на тему "Географическая карта - особый источник информации"

Предмет: география Класс: 5 Тема " Географическая карта - особый источник информации"...