Обобщающий урок по теме "Географическая карта", 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Малахова Ольга Алексеевна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Географическая карта", 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА»

  Цели урока: 

  1. Образовательная  

- обобщение  материала;

- закрепление практических навыков работы с картой.

2. Развивающая       

-  развитие способности применять умения, навыки в поисках решения проблемной ситуации.

3. Воспитательная  

 - повышение  интереса к изучению географии;        

-  бережное отношение к природе.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Учитель:

Свой урок сегодня мне бы хотелось начать с загадки.

«Моря есть, плавать нельзя.
Дороги есть, ехать нельзя.
Земля есть, пахать нельзя.
Луга есть, косить нельзя»
                                           (географическая карта)

Вот сегодняшний наш урок и посвящается теме «Географическая карта».

Наша задача на уроке закрепить  умение работы с географической картой: определять географические координаты, расстояние по карте,  абсолютные высоты и глубины.

Сегодняшний наш урок необычный, мы отправляемся с вами путешествовать по карте «по океану Знаний» - на корабле  «Гринпис». Что такое Гринпис?

Чтобы попасть на корабль ответьте на вопросы:

I . Продолжите предложение: 

  1. Географическая широта - это…
  2. Географическая широта бывает...
  3. Географическая широта  отсчитывается от…
  4. Меридианы - это…
  5. Расстояние можно определить с помощью…
  6. Географическая долгота - это …
  7. Географическая долгота бывает…
  8. Географическая долгота отсчитывается от…
  9. Параллели - это…
  10. Градусная сетка - это…
  11. Самая длинная параллель – это..
  12. Географические координаты - это…

II. Ответьте на вопросы:

1. Три самолета одновременно с одинаковой скоростью вылетели от нулевого меридиана:

а) по экватору;
б) по 30-й параллели;
в) по 60-й параллели.

У какого самолета кругосветное путешествие будет короче? Почему?

2. В каком направлении двигалась группа туристов, если в полдень тень от них была направлена в сторону движения?

3.  Невидимкой по земле бегу,
От одного брата к другому,
Дорогу путнику „север-юг” показываю
(меридиан).

4.  По горочке линией гуляю,
Ни вниз, ни вверх не перемещаюсь,
Вдоль себя высоту абсолютную не изменяю
(горизонталь).

5.Невидимкой по земле бегу,
В восходе солнце встречаю,
А в закате провожаю  
(параллель)

III. Работа с географической картой:

1) Внимание! Начинается шторм! Он подхватил корабль,  и мы  постепенно оказались на

 58° ю. ш.; 70° з. д.  ( пролив Дрейка) Определить среднюю глубину (4000-6000 м). (слайд №6)

2) Получен  сигнал “SOS”! Что означает этот сигнал?

Дают координаты  90º ю.ш. Для решения какой экологической  проблемы нужна на этом объекте  организация GREENPEACE ?

 (Материк Антарктида, какая экологическая проблема  существует на материке – озоновая дыра)

3) Получен сигнал бедствия, синий кит просит организацию Гринпис  о помощи, координаты местонахождения: 50 ю.ш.; 69 в.д.  Какова глубина? (0-200м). (о. Кергелен)

5) Пожар! Пожар! Пожар! 35 с.ш.; 120 з.д. Срочно просим помощи! (Калифорния)

6) Внимание! Морские котики подвергаются уничтожению на командорских островах. Помогите, определите координаты. (55 с.ш.;166 в.д.)

7) В 1996 году этому объекту был придан международный статус  - его включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, определите по координатам этот объект 53 с.ш.; 108 з.д. (Озеро Байкал).

8)  Определите объект, имеющий непосредственное отношение к охране природы, находящийся в нашем крае его координаты 62ºс.ш.; 64º в.д. В каком, направлении, и на каком расстоянии находится этот объект от города Ханты-Мансийска? Определите высоту, на которой находится город Ханты-Мансийск.

Игра «Флюгер» (физкультминутка)

Ветер дует с юга.
Ветер дует с востока.
Ветер дует  с запада.
Ветер дует с севра
Ураган
С юго-запада
Штиль

9) Жители острова новая Земля шлют сигнал "SOS", около островов обнаружены захоронения ядерных отходов. Помогите им, определите координаты.

(75 с.ш.; 60 в.д.).

10) - Внимание! Прямо по курсу бутылочная почта!

- Поднять на борт!

Задания в бутылках:

1. Нас унесло ур… на ос… 20° ю. … 46° . д.… Помо…

2. Потерпели крушение у остр… Хи. 32°ю.110°д.

прои…  раз…  неф… … SOS!

3. Наш самолет упал у Бер…42° ю… 147° …д… SOS

(Восстановить запись, определить места на карте)

11.) Радиограмма

«Терплю бедствие, застигнут ураганом. Потерял управление. Пробит трюм. Шлите срочно помощь. Наши координаты 40  ю.ш.; 176 в.д.» (о-ва Новая Зеландия)

Молодцы! Вовремя оказали помощь, корабль спасен!

     Итак, ребята мы видим, что чем быстрее мы находим по карте заданное место, тем быстрее мы можем оказать помощь в случае, какой либо катастрофы.

Заканчивается, наше путешествие по местам экологических бедствий и наступило время  проверить, внимательны ли вы были во время нашего путешествия  по географической карте.

Самостоятельная работа:

1 вариант                                                              2 вариант

1. Определите координаты:                         1. Определите координаты:

1) г. Омск                                                          1) г. Новосибирск

В каком направлении, и на каком расстоянии от г. Нижневартовска  находятся эти города

2. Найти объекты:                                          2. Найти объекты:

а) 15° с.ш; 70° з.д.                                              а) 55° с.ш 180° в.д.

3.Определите абсолютную высоту:      

Амазонской низменности                               Пустыни Гоби.

Проверь:

I вариант                                                     II вариант

г. Омск                                                     г. Новосибирск

55ºс.ш. 73ºв.д.                                         55ºс.ш. 82ºв.д.

Юго-запад, 750 км.                               Юго-восток, 750 км.

                                             

2. Найти объекты:                                    2. Найти объекты:

а) Карибское море                                    а) Берингово море

3.Определите абсолютную           3.Определите абсолютную

высоту:                                                   высоту:

0—200 м                                                 500-2000 м

Итог урока:

Рефлексия:

Продолжи предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Д/З.  Составить кроссворд  «географическая карта» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Технологическая карта к обобщающему уроку истоков в 5 классе по теме «Соха и топор как чудеса России»

Технологическая карта к обобщающему уроку истоков в 5 классе по теме «Соха и топор как чудеса России»...

Конспект и технологическая карта обобщающего урока естествознания в 5 классе по теме "Жизнь на земле" с применением игровых технологий

Материал может быть использован как на уроке, так и для проведения внеклассного мероприятия. Играть с детьми лучше на улице, потому что нужно много места. Следует иметь ввиду, что игры, приведённые в ...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...

Инструктивная карта на обобщающем уроке в 5 Е классе по теме:"Биология-наука о живых организмах"

задачи урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся. Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Совершенствовать умения характеризовать разнообразие живой природы, ц...

Инструктивная карта на обобщающем уроке в 5 Е классе по теме:"Биология-наука о живых организмах"

Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок.Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой. Задания подобраны на систематизацию, знаний...