Урок на тему "Географическая карта - особый источник информации"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шуринова Людмила Владимировна

Предмет: география 

Класс: 5 

Тема " Географическая карта - особый источник информации"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_5.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: география

Тема урока «Географическая карта – особый источник информации»

Цели урока

Предметная

- сформировать понятия «географическая карта», «глобус»; определить свойства географической карты; показать различие карт по масштабам; выявить отличие географической карты от плана местности; показать роль географических карт как источников информации; показать роль географической карты в развитии пространственного мышления

Познавательные: знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности

Регулятивные: решение задач по определению абсолютной и относительной высоты; уметь составлять план местности простейшим способом

Коммуникативные:  работа в группах

Оборудование: карта полушарий, атлас 6 класс, карточки  с заданием

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация учащихся на работу

Актуализация  знаний

  1. Работа по карточкам ( учащиеся сам. раб по карточкам)

К-1

  1. Дайте определения: топографический план, азимут, относительная высота
  2. Переведите численный масштаб в именованный 1: 350 000 000
  3. Чему равен азимут на  восток?
  4. Нарисуйте холм  высотой 30 м горизонтали провести через 5 м

К-2

      1. Дайте определения: масштаб, абсолютная высота, горизонтали

     2. Переведите численный масштаб в именованный 1:450 000 000

3. Чему равен азимут на запад?

4. Нарисуйте холм высотой 20, горизонтали провести через 5 м

Выполняют задания по карточкам

Сообщение темы урока.

Формулирует познавательную  задачу.

Познавательная задача: какую форму имеет Земля? Что такое географическая карта? Можем ли мы ответить на данный вопрос? Какие задачи нам надо решить, чтобы получить ответ на данные вопросы?

Формулируют задачи урока

Первичное знакомство с новым  материалом

1 . Форма Земля и размеры Земли (работа с  учебником, выполнение задания)

  1. Глобус - подобие земного шара (работа с глобусом)

3.  Географическая карта (работа с материалом учебника, запись определения в тетрадь)

Демонстрация глобуса

Задание№1: используя материал учебника, продолжите предложения

  1. Форма Земли –………………………
  2. Площадь поверхности –……………..
  3. Окружность Земли- ………………………
  4. Расстояние от  полюса до центра -……….

Расстояние от центра Земли до  экватора-………………………………… 

Проблемный вопрос: почему глобус - это подобие земного шара, предположите несколько версий?

  1. Найдите экватор, полюса, тропики.
  2. Покажите материки и океаны
  3. Как определить, где более точно расположены материки и океаны на карте или на глобусе и почему?

Географическая карта - уменьшенное изображение поверхности земли или большого участка ее поверхности на плоскости при помощи условных знаков

Что можно узнать по карте полушарий?

Какими свойствами обладает географическая карта?

Предполагаемый ответ

  1. Форма Земли – шарообразная
  2. Площадь поверхности – 510 000 000 км.  кв
  3. Окружность Земли- 40 000 км
  4. Расстояние от  полюса до центра -6356км
  5. Расстояние от центра Земли до  экватора- 6378 км

Предположения учащихся

Запись определения в тетрадь

Предполагаемый ответ: обобщение, мелкий масштаб, условные знаки

4. Изображение на  физических картах  высоты и глубины (работа с атласом учащихся под руководством учителя)

6 .Типы карт (учащиеся работают  с текстом учебника, заполняют таблицу, учитель проводит   беседу)

7. Виды географических карт по масштабу (запись схемы в тетрадь)

На плане рельеф изображают при помощи горизонталей  и на картах тоже используют горизонтали, а пространство между ними закрашивают в разные цвета – это послойное окрашивание.

Таким образом – послойным окрашиванием изображают глубины морей и океанов, озер

Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами называют изобатами

 Под картой помещают шкалу высот и глубин

Океан

0- 200м светло- голубой

200-1000 голубой

2000-4000  светло- синий

4000-6000м синий

глубже 6000 м – темно- синий

Суша                                                    

 ниже 0м темно- зеленый                         100м – зеленый                                  

100- 200   - светло – зеленый                          200- 500 м – светло- желтый                          500- 1000м – темно- желтый                   1000- 2000м светло- оранжевый

2000-3000м темно- оранжевый

3000-5000 м светло- коричневый

Выше 5000 м темно- коричневый

Задание №2: найдите на карте объекты (по одному примеру) каждой категории

Типы карт

Группы карт

Примеры

По обхвату территории

1.мировые и полушарий

2. Материков и океанов

3.Государств и их частей

 Физическая карта мира

Физическая карта Африки

Физическая карта России

По масштабу

1.мелкомаштабные

2.Среднемасштабная

3.Крупномасштабные

Физическая карта мира

 Карты материков

Карты стран

По содержанию

  1. Общегеографические
  2. Тематические

Физические карты

Климатическая карта, карта природных зон

Виды карт

Что такое масштаб?

Как определить масштаб?

Какие карты относят к мелкомасштабным?,  среднемасштабные?  крупномасштабные?

Слушают и выполняют задание

Заполняют таблицу

Отвечают на вопросы.

Мелкомасштабные - мельче 1:1000 000; среднемасштабные - от 1:200 000 и до 1:1000 000;  крупномасштабные - крупнее1:200 000

Домашнее задание:

П.12, вопросы с. 43 задания № 9-10

Записывают д.з.

Выставление оценок

Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Как вы оцениваете работу своих одноклассников?

Какое у вас настроение  по окончанию урока?

Делают выводы об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусственные и естественные источники информации. Носители информации

На уроке даётся представление о понятиях искусственных  и естественных  источниках информации, носителях информации, формируется умение работать с поступающей к нам информацией....

Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.

Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века....

Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

Географическая карта - особый источник информации урок

Урок построен в рамках системно- деятельностного подхода с учётом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.Базовый учебник. География:  5-6 класс: учебник для учащихся общеобразо...

Географическая карта - особый источник информации.

Рассмотреть разнообразие географических карт на глобусах и плоскости. Познакомиться со свойствами карт, разнообразием их видов....

"Карта источник информации"

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС, 9 класс....

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...