Итоговый урок по теме "географическая карта" для 6-ого класса
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Цель урока: - повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин, направлений на карте; проследить причинно-следственный связи, развивать познавательный интерес к географии.
Задачи урока: Образовательные: закрепить и обобщить ранее полученные знания по теме «Географическая карта»
Развивающие: • способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы; • развивать умение логически мыслить, обосновывать свой ответ; • решать задачи творческого содержания; • развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию; • расширять познавательный интерес.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно и в группах.
Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.
Средства обучения: атласы 6 класса, физическая карта полушарий, раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация.
Формы работы: Сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой работы, практические задания, игровые ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_urok_geograficheskaya_karta._geograficheskie_koordinaty_1.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме : « Географическая карта»
Цель урока: - повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин, направлений на карте; проследить причинно-следственный связи, развивать познавательный интерес к географии.
Задачи урока:
Образовательные:
закрепить и обобщить ранее полученные знания по теме «Географическая карта»
Развивающие:
- способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;
- развивать умение логически мыслить, обосновывать свой ответ;
- решать задачи творческого содержания;
- развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию;
- расширять познавательный интерес.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно и в группах.
Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.
Средства обучения: атласы 6 класса, физическая карта полушарий, раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация.
Формы работы: Сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой работы, практические задания, игровые ситуации
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: закрепить умение работы с географической картой: определять географические координаты, расстояние по карте, абсолютные высоты и глубины.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический
Оборудование на доске: физическая карта России, физическая карта Африки, физическая карта полушарий (или мира), настенная контурная карта, маркеры, пунсоны.
Оборудование на партах: атласы 6, 7 классов, контурные карты для детей, цветные карандаши.
При подготовке к уроку детям было предложено ещё раз прочитать произведение
К.И. Чуковского “Доктор Айболит” и подумать над тем, как Айболит попал в Африку.
Организационный момент. Проверка наличия всего необходимого на уроке в игровой форме.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Покажите карандаш,
Он дружок сегодня наш.
Карта тоже нам нужна,
Книга, лучше не одна.
Атлас, ручка и пунсон,
И дневник конечно.
Проверка домашнего задания. Повторения понятий по теме “Географическая карта” и детям задаются вопросы:
- Что называется географической широтой?
- Долготой?
- Что такое географические координаты?
- Как определить направление по карте?
- Через какой город проходит нулевой меридиан?
- Какие материки пересекает нулевой меридиан?
- Какое детское литературное произведение посвящено одному из этих материков?
Объявление темы: - Сегодня мы попробуем применить полученные ранее знания на практике и поможем доктору Айболиту проложить его путь на карте.
Дети записывают в контурных картах число, название карты “Карта путешествия Айболита”, открывают физическую карту полушарий и карту Африки.
Учитель: Давайте попробуем выяснить, где же живет доктор Айболит? (зачитывается отрывок из сказки)
“Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица….” (Возможно это опушка леса, небольшая поляна и т.д.).
Учитель: “…И прибежала зайчиха,
И закричала “Ай, ай!”
Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай.
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки…”
(Опушка леса должна находиться где-то на окраине большого города, где ходят трамваи).
Учитель:
- Какого города?
- Может быть Архангельска?
- Москвы?
- Санкт-Петербург?
- А может это наш родной город?
(ученики приходят к выводу, что это скорее всего город Владикавказ , т.к, “…и пришла к Айболиту лиса,…и прибежал зайчик, и пришел медведь…”, т.е. город должен находиться в лесной зоне. По карте видно, что на Лесистом хребте расположен лес.)
Учитель: А сейчас мы определим по карте координаты Владикавказа и отметим его на контурной карте. ( Учитель параллельно отмечает город на настенной контурной карте).
Владикавказ 43 ͨ с.ш. ; 44 ͨ в. д.
Учитель: - Куда спешил Айболит? (зачитывает отрывок)
“…Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот Вам телеграмма
От гиппопотама…” ( В Африку)
Учитель: “…Ладно, ладно побегу
Вашим детям помогу!
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?...”
“…Мы живем на Занзибаре
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-По
По широкой Лимпопо…”
Ученики ищут названные объекты на карте Африки и, кто первый нашел, выходит и прикрепляет пунсон на настенную карту Африки.
Учитель: Ребята, а что имел в виду К.И.Чуковский, когда говорил о горе Фернандо-По?
(Дети догадываются, что это вулкан Килиманджаро и по заданию учителя определяют его координаты и отмечают его на контурной карте, а учитель отмечает объект на настенной карте).
Килиманджаро 3 ͨ ю.ш.; 37 ͨ в. д.
Учитель: А теперь начнем прокладывать маршрут доктора Айболита на контурной карте. - Куда надо идти из Владикавказа, чтоб попасть в Африку?” (Дети: на юго - запад).
- В какое время года Айболит получил телеграмму? (Дети: летом)
Учитель: “…И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит
И одно только слово твердит:
“Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!”
А в лицо ему ветер, и снег, и град…”
Учитель: Он должен был идти на юг, но по рассеянности побежал не на юго - запад, а на восток.
Учитель: “…И вот переел ними море
Бушует, шумит на просторе…”
- Какое это может быть море?
По карте дети определяют, что это может быть Черное или Азовское море.
Учитель: “…Но тут выплывает кит-
Садись на меня, Айболит!...”
- Ребята, глубоко ли плавают киты?
- Как определить глубину морей? (Дети – по шкале глубин)
- Давайте определим глубину морей:
- 1 вариант – Азовского моря
- 2 вариант – Черного моря
-В каком море могут плавать киты?
(Черное море глубже, значит киты могли бы плавать только в Черном море, а вАзовском - слишком мелко). (подписывают глубины в контурной карте, учитель подписывает на настенной карте)
Учитель: Откройте физическую карту России и определите крупный порт на берегу Черного моря.
(Это Новороссийск. Они определяют его координаты и отмечают в контурной .карте). (учитель – на настенной карте)
Новороссийск – 44 ͨ с.ш.; 37 ͨ в.д.
Учитель: Итак, Айболит сел на кита и поплыл в Африку, через пролив Босфор в Средиземное море?
Ученики :Подписывают на карте Средиземное море.
Учитель: Айболит высадился на северо – западном берегу Африки.
Дети: определяют, что на северо-западном берегу Африки.
Учитель: “…И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти…”
- Какие горы встали на пути доктора? И Почему вы так решили? ( Это Атласские горы)
Учитель: - Как определить среднюю высоту гор? (Дети: по шкале высот)
- Определите среднюю высоту Атласских гор. Карандашом соответствующего цвета нарисуйте их на контурной карте.
- Определите какой город расположен у подножия этих гор? (Касабланка)
- Определите координаты Касабланки и отметьте его на контурной карте. (Учитель – на настенной карте).
Касабланка – 33 ͨ с.ш. ; 7 ͨ в.д.
Учитель: “…И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы…” ,
т.е. дальше Айболит полетел на орле.
Учитель выясняет у детей, опираясь на знания, полученные в начальной школе, далеко ли летают орлы, и куда приземлился доктор.
“… Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппо-По.
Он в Африке, он в Африке под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит,
Не едет ли в кораблике доктор Айболит?...”
Дети предполагают, что он должен приземлиться где-то на побережье туда, куда могут добраться и страусята, и носороги, и слоны, и бегемоты, и верблюды
Учитель просит открыть в атласах 7 класса карту “Природных зон” и поясняет, что носороги, страусы и слоны и жирафы живут в саванне. А верблюды (дети знают) в пустыне. Поэтому орёл должен приземлиться где то на границе этих природных зон.
Пользуясь условными знаками карты, ученики определяют, что на границе саванны и пустыни, на побережье, находится город Дакар.
- Определите его координаты и отметьте в контурной карте.
Дакар – 14 ͨ с.ш. ; 17 ͨ в.д.
- Почему город Дакар можно считать конечной точкой путешествия Айболита? ( Туда могут быстро и легко добраться звери из разных зон и акула из океана.)
-А сейчас ответственный момент, вам необходимо соединить все пункты остановок доктора Айболита. Красной пунктирной линией - путь по суше. Синей – морской путь.
- Как можно определить расстояние между пунктами на карте? ( с помощью масштаба)
- Измерьте расстояние между Владикавказом и Новороссийском , Касабланкой и Дакаром и подсчитать путь в км.
Записывают ответ.
Ученикам даётся время на оформление контурной карты, затем они сдают контурные карты на проверку.
Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учеников, объявляет оценки.
Домашнее задание: Нарисовать то, что мог увидеть Айболит в своём путешествии.
Анализ урока.
Данная выбранная тема способствует формированию и развитию у обучающихся универсальных учебных действий на каждом этапе урока. Опора на знания, полученные ранее и связь с жизнью помогают детям участвовать в практической деятельности. Все это в совокупности даёт возможность развитию потенциала каждого обучающегося, полученные результаты на данном уроке в дальнейшем необходимы как на уроках географии, так и в жизни.
Выбор методов и приёмов оправданно соответствует целям урока. Мотивационное поле создано на разных этапах урока.
Работа на уроке ведётся индивидуально и в то же время в группе, результат труда зависит от вклада каждого ученика. Это способствует развитию коммуникативных умений. При этом каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Работа в парах способствует разрешению конфликтных ситуаций, позволяет управлять поведением партнёра : вести контроль, проводить коррекцию, оценивать действия.
Материал урока имеет ценностные ориентации , научность, доступен для данного возраста детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по русскому языку в 7 классе на тему «Деепричастие»
Презентация к итоговому уроку по теме «Деепричастие» в 7 классе...
Итоговый урок по английскому языку в 6 классе по теме "Экология"
Разработка итогового урока по английскому языку в 6 классе.(с углубленным изучением иностранного языка: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.English VI ) по теме " Экология" с презентацией и научным эксперим...
Итоговый урок по теме "Квадратичная функция". 9 класс. Алгебра
План урока. Презентация к уроку по теме Квадратичная функция. Итоговый тест по теме Квадратичная функция Лист самоконтроля....
Итоговый урок по теме "Моя семья" 5 класс
План-конспект урока в 5 классе по теме "Моя семья". Повторение основной лексики и грамматики по теме....
Итоговый урок по немецкому языку в 8 классе по теме: "Прекрасно было летом".
Урок представляет сосбой презентацию по теме :"Прекрасно было летом". это заключительный урок в данном разделе. позволяет посвторить пройденную лексику и грамматическую тему "Perfekt"....
Итоговые уроки по истории древнего мира(5 класс ФГОС)
Технологическая карта урока истории - 5 класс Презентации по темам: Древняя Индия и Китай, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет, Древний Восток....
Итоговый урок-презентация по теме "Животные" 2 класс.
Урок был подготовлена и проведен по теме "Животные" для 2 класса....