Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
статья по географии на тему
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий
на уроках географии
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.
Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:
1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.
2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.
Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как
• проблематизация,
• мотивация,
• актуализация имеющегося субъективного опыта,
• коммуникация,
• рефлексия.
Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.
Освоение географических умений и способов деятельности
• объяснительно-аналитического,
• оценочного,
• прогностического,
• проектного,
• коммуникативного характера.
Уровневая дифференциация географических умений включает в себя
• репродуктивные,
• продуктивные,
• креативные умения.
Представляя особое значение в географии, картографический методобеспечивает обзорность, возможность визуализации географическойинформации карт и атласов.
Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.
Выделенные линии развития отражают аксиологический, гносеологический, праксиологический и личностный аспекты содержания школьного курса географии.
Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Представляю Вам несколько фрагментов урока в 9 классе, где мы сможем определить лишь некоторые универсальные учебные действия, формируемые на уроках географии.
Виды УУД | Типы УУД |
Видеофрагмент 1 | |
Регулятивные УУД
| Целеполагание Планирование Прогнозирование
|
Познавательные УУД
| Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выдвижение гипотез и их обоснование.
|
Видеофрагмент 2-3 | |
Познавательные УУД
| Общеучебные - поиск и выделение информации; - знаково-символические Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей.
|
Регулятивные УУД
| Контроль Коррекция Оценка
|
Видеофрагмент 4 | |
Коммуникативные УУД
| Решение проблемы
|
Познавательные УУД
| Общеучебные Логические
|
Регулятивные УУД
| Контроль Коррекция
|
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности
⬜ усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;
⬜ создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;
⬜ способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;
⬜ создают предпосылки для перехода к самообразованию;
⬜ обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Материал включает в себя текст к выступлению....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию
целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Из опыта работы учителя географии по формированию УУД....
презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии"
Презентация к аттестации учителей географии "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии". УУД логического типа....
Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе
Сегодня обучение должно иметь системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...