Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
статья по географии на тему

Алеева Мария Сергеевна

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный,  системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

на уроках географии

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.

Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.  

Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный,  системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как

       проблематизация,

      мотивация,

       актуализация имеющегося субъективного опыта,

      коммуникация,

      рефлексия.

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

Освоение географических умений и способов деятельности

      объяснительно-аналитического,

      оценочного,

      прогностического,

      проектного,

      коммуникативного характера.

Уровневая дифференциация географических умений включает в себя

      репродуктивные,

      продуктивные,

      креативные умения.

Представляя особое значение в географии, картографический методобеспечивает обзорность, возможность визуализации географическойинформации карт и атласов.  

Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

Выделенные линии развития отражают аксиологический, гносеологический, праксиологический и личностный аспекты содержания школьного курса географии.

Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными  действиями создаёт возможности  самостоятельного успешного   усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей,  включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Представляю Вам несколько фрагментов урока в 9 классе, где мы сможем определить лишь некоторые универсальные учебные действия, формируемые на уроках географии.

Виды УУД

Типы УУД

Видеофрагмент 1

Регулятивные УУД

 

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

 

Познавательные УУД

 

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Видеофрагмент 2-3

Познавательные УУД

 

Общеучебные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей.

 

Регулятивные УУД

 

Контроль

Коррекция

Оценка

 

Видеофрагмент 4

Коммуникативные УУД

 

Решение проблемы

 

Познавательные УУД

 

Общеучебные

Логические

 

Регулятивные УУД

 

Контроль

Коррекция

 

 

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного  процесса, в частности

 усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;

 создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;

 способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;

 создают предпосылки для перехода к самообразованию;

 обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Материал включает в себя текст к выступлению....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию

целеполагание  в обучении это установление учениками и учителем  целей и задач обучения на  определенных его этапах....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Из опыта работы учителя географии по формированию УУД....

презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии"

Презентация к аттестации учителей географии "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии". УУД логического типа....

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...