Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
статья по географии на тему
Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование Универсальных учебных действий на уроках географии
© Л. И. рыщенко, учитель географии МБУ СОШ № 89, Тольятти (Россия)
Большую популярность в практике преподавания естественных дисциплин набирает технология исследовательской деятельности. На разных этапах развития общества содержание и сущность данного подхода были различными. Однако, изменившиеся условия школьного образования, связанные с возможностями современной образовательной среды, а также с требованиями к результатам обучения и организации учебной деятельности, заставляют по-новому рассматривать вопрос о формировании опыта деятельности в процессе исследовательского обучения.
Впервые термин «исследовательский метод» был предложен Б. Е. Райковым в 1924 году. Под ним он понимал «метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В географии метод используются на уроках-путешествиях, эвристических исследованиях, практических работах, при выполнении проектов.
Сегодня исследовательское обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска. Учащемуся предлагается пройти путь учёного, в результате чего открываются ранее неизвестные ему факты, теоретические знания и способы деятельности, приобретённые в учебной деятельности. Содержательную основу такого обучения составляют базовые компоненты: знания, умения и способы деятельности, ценностные ориентации, личностные установки, способы осуществления творческой деятельности. Процессуальную – действия, обеспечивающие поисково-творческую деятельность. Здесь совпадает учебное и научное познание. Рефлексия исследовательской деятельности осуществляется по трём направлениям: осмысление и анализ процесса мышления, возникающие эмоции и влияние данной модели на развитие личности. Выстраивается логическая цепочка:
1)выбор проблемы и темы исследования
2)исследование проблемы
3)разработка собственного варианта решения проблемы
4)практическая работа и анализ полученных результатов
5)выводы в соответствии с результатами проверки
6)применение выводов к новым данным
6)обобщение и выстраивание прогностических суждений.
Учителю географии необходимо учитывать внутреннее стремление к познанию окружающего мира, которое отчётливо наблюдается у учащихся 5-7классов, обусловленное биологической потребностью, т.е. исследовательским поведением обучающегося.
Таблица 1.
Основные этапы учебного процесса для исследовательской модели обучения.
Этапы учебного процесса | Характеристика этапов |
1.Мотивация | Создание условий для возникновения проблемной ситуации, решение мотивирующей задачи. |
2.Формулирование проблемы | В результате решения мотивирующей задачи ученик самостоятельно (или с помощью учителя) определяет проблему. |
3.Сбор фактического материала, его систематизация и анализ | Изучение учебной или специальной литературы по теме; проведение испытаний, опытов, проб, измерение параметров. Практические работы выполняются в логической последовательности и сопровождаются пояснениями, чертежами. Полученные материалы систематизируются и анализируются в таблицы, схемы, графики. Это позволяет визуализировать соотношения и связи между сравниваемыми объектами, а также их свойства и закономерности. |
4.Выдвижение гипотез | Предполагаемое количество гипотез неограниченно. Записи вести чётко и лаконично, используя математический язык. |
5.Доказательство истинности гипотез | Учитель предлагает всевозможные подсказки при определении ложности или истинности гипотез. |
Таблица 2.
Универсальные учебные действия
Учебные действия | Исследовательские учебные действия |
1.Интеллектуально-логистические | Сравнение, анализ, синтез, конкретизация, обобщение, систематизация, классификация, моделирование, критическая оценка, проектирование, целеполагание, постановка задач, определение объекта, предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор метода исследования |
2.Информационно-познавательные | Наблюдение, смысловое восприятие информации, осмысление и интерпретация информации, овладение стратегиями чтения |
3.Постановка и решение проблем | Определение причины и следствия, выявление противоречий, проведение эксперимента, обработка данных исследования |
4.Познавательные, коммуникативные | Интерпретация результатов, составление плана, схем, моделей, выделение фактов, формулирование понятий, построение отчёта, выбор форм презентации результатов деятельности |
5.Регулятивные, коммуникативные | Переосмысление изученного, ведение беседы, участие в полемике и дискуссии, оценивание собственных действий и результатов исследования, высказывание оценочных суждений, поиск компромисса |
Фрагмент урока-исследования, в основе которого лежит активный познавательный поиск решения поставленной учителем задачи.
Тема урока: От Пангеи до Атлантиды
Познавательная задача: опираясь на ранее изученное и используя различные источники географической информации, установите особенности современного облика Земли и причины движения литосферных плит.
Необходимые материалы и источники информации: атлас, интерактивная доска, конструктор литосферных плит.
Последовательность выполнения работы: (работа осуществляется в малых группах, каждой группе выдаются карточки с заданиями).
1. По карту строения земной коры в атласе перечислите древние платформы и их расположение.
2. Используя конструктор «склеенные материки» смоделируйте, как выглядела Земля раньше.
3. На интерактивной доске смоделируйте и объедините материки в Пангею, Лавразию и Гондвану, обосновав расположение современных материков.
4. Сформулировать вывод о том, какие силы управляют движением материков. Подписать на карте названия литосферных плит, указать стрелками направление движения.
5. Составить тройки «литосферная плита 1- объект, образованный при взаимодействии - литосферная плита 2» и запишите их в таблицу, впишите недостающие элементы.
6. Представить материал проекта «Существовал ли легендарный материк Атлантида?». Высказать свои доводы «за» и «против», дав оценку другим группам.
Технология исследовательской деятельности прививает учащимся навыки сотрудничества как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Применение её должно сопровождаться мотивацией школьников к познавательной деятельности, всесторонней поддержкой со стороны всех субъектов учебного процесса, а так же созданием творческой атмосферы для внедрения в повседневную жизнь результатов учебной деятельности и распространяя их.
ЛИТЕРАТУРА
1Рабочие программы. География. 5-9 классы. М. Дрофа, 2013.- 409, [7] c
2. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: монография. – М., 2006.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М., Просвещение, 2001.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
5. Леонтьев А.А. Деятельный ум. – М., 2001.
6. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. - М., Высшая школа, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Материал включает в себя текст к выступлению....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию
целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Из опыта работы учителя географии по формированию УУД....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся...

презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии"
Презентация к аттестации учителей географии "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии". УУД логического типа....

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе
Сегодня обучение должно иметь системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...